СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по русскому языку. 3 класс (В-1)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для обучения деткей с умственной отсталостью.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по русскому языку. 3 класс (В-1)»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Листопадовская средняя общеобразовательная школа

Грибановского муниципального района Воронежской области

397223, с Листопадовка, ул. Глотова, 2, тел./факс (47348) 3-11-74, e-mail: listopadovka.shkola@yandex.ru

ИНН – 360900389, КПП – 360901001 , Л/с – 01043113900231151150

Принята решением педагогического совета

«26 » августа 2020 года

( протокол № 1)

«Утверждаю»

Директор школы _______Л.А.Чернавина

Приказ 100/1 от 27.08.2020 г.





Рабочая программа

по русскому языку (В-1)

3 класс

УМК:

1. Учебник А.К.Аксенова, Э.В.Якубовская «Русский язык». Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2016г.

2. Рабочая тетрадь по русскому языку. Читай, думай, пиши. 3 класс. В 2 частях. (VIII вид). Якубовская Э.В.

3. Дидактический материал. Русский язык. 3 класс. (VIII вид). Якубовская Э.В.

4. Методические рекомендации. Русский язык. 1 - 4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Аксёнова А.К., Ильина С.Ю.

5. Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Русский язык. 3 класс. Якубовской Э.В., Павловой Н.В.

Составитель:

учитель начальных классов:

Ильина Ольга Николаевна,

I квалификационная категории

с.Листопадовка

2020-2021 уч.г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (для I-III (IV) классов)

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196 «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении» (с изменениями от 10 марта 2009 г. №216).

на основании учебно-методических документов:

  • примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой., 7- е издание М: «Просвещение» 2013 г.;

  • - Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ Листопадовской СОШ (вариант 1), протокол педсовета №1 от 28.08.2018 г., приказ №1 от 01.09.2018 г.

  • учебник Э. В. Якубовской, Н.В.Павловой «Русский язык» для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2016г.


Цель данной программы:


Формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.

Задачи:

- Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.

- Заложить основы для овладения устной и письменной речи.

- Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.

- Развивать познавательную деятельность обучающихся, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.

- Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.

Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию познавательной деятельности.


Основные направления коррекционной работы:


- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие фонетико-фонематических представлений;

- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- развитие высших психических функций;

- развитие речи, владение техникой речи;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.


Организация обучения русскому языку


Рабочая программа построена по концентрическому принципу, особенность которого состоит в расчленении сложных грамматических понятий и умений на их составляющие элементы. Данный принцип позволяет постепенно увеличивать количество связей, лежащих в основе понятия, расширять языковую и речевую базу для отработки умений и навыков, создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.

Обучение русскому языку в 3 классе носит элементарно-практический характер. В процессе обучения последовательно формируется умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, давать простейшие объяснения.

Обучающиеся приобретают начальные сведения о фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, ударных и безударных гласных, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких и т. д.

Обучающиеся получают понятие о предложении, узнают, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Формируется умение составлять и различать предложения по интонации; обучающиеся овладевают пунктуационными навыками постановки точки, знака вопроса, восклицательного знака. Понятие о предложении получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составлении предложения из слов. Задача учителя дать понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основных грамматических тем. Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний. Совершенствуются графические навыки.

В начальном обучении предмет «Письмо и развитие речи» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции, при этом значение и функции предмета «Письмо и развитие речи» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют успешность всего школьного обучения.

Процесс усвоения понятий является одновременно процессом речевого и умственного развития обучающихся. Развиваются умения анализировать, сравнивать, классифицировать языковой материал, применять его в речевой практике.

Конечным результатом изучения языка является применение изучаемых языковых знаний в речевой практике, т. е. в процессе общения (коммуникации).

Предложение, части речи, каждая морфема изучается для того, чтобы повысился уровень речевого общения у обучающихся, возросла возможность грамматически правильного и точного выражения своих мыслей.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Данная программа обеспечивает БУД (базовые учебные достижения) необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС НОО.


Личностные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;

  • восприятие русского языка как явления национальной культуры;

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели инди­видуальной культуры человека;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуни­кативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с уче­том особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

  • понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать раз­личные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.



Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».

Исходя из возможностей обучающегося, в программе скорректирован уровень освоения программы по отношению к базовому в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала:


- различать сходные по начертанию буквы;

- анализировать слова по звукобуквенному составу при их послоговой разбивке;

- дифференцировать на слух и в произношении оппозиционные звуки;

- делить слова на слоги, переносить слова по слогам с помощью учителя;

- списывать по слогам слова с печатного и рукописного текстов;

- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением;

- составлять предложение по картинке;

- подбирать по вопросам названия предметов и действий;

- участвовать в коллективном составлении подписей под серией сюжетных картинок.




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ПОВТОРЕНИЕ

Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.


ЗВУКИ И БУКВЫ

Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре. Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме. Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и. Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб - грибы).


СЛОВО

Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.). Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.

Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.

Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий. Слова, обозначающие признаки (качества) предметов: называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?; нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы; подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая); согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.


ПРЕДЛОГ

Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя). Разделительный ъ. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.


ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?). Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.

Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.

Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска). Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.


СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам. Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях - самостоятельно). Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя. Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.


ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ

Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма. Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:

1-я группа - и, й, ш, п, т, н, г, р, у;

2-я группа - л, м, ц, щ, ь, ы;

3-я группа - б, а, ю, ф, б, в, д, з;

4-я группа - с, е, ё, ч, ъ, я;

5-я группа - э, х, ж, к;


Письмо заглавных букв:

1-я группа - И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;

2-я группа - О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я;

3-я группа - У, Н, К, Ю, Р, В;

4-я группа - Г, П, Т, Б, Ф, Д.


Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.

Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями.

Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов.

Выборочное списывание по указанию учителя. Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.


УСТНАЯ РЕЧЬ

Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и.

Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок). Повторение пройденного за год.


СПИСОК СЛОВ, КОТОРЫЕ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УСВОИТЬ:

Арбуз, валенки, воскресенье, вторник, газета, вчера, город, дневник, дорога, желтый, завод, завтра, картина, картофель, класс, комната, корзина, костер, мебель, медведь, месяц, неделя, овощи, огород, одежда, песок, погода, понедельник, портфель, посуда, праздник, пятница, рассказ, рисую, Родина, сапоги, сегодня, среда, суббота, тарелка, товарищ, черный, четверг, шел, яблоко, язык.


Виды и формы контроля

Знания и умения обучающихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.

Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т.д.).



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название темы, раздела

Кол-во часов

Дата

Примечание


Повторение




1

Большая буква в начале предложения, точка в конце.

1



2

Составление предложений по вопросу, по картинке.

1




Звуки и буквы




3

Место звука в слове.

1



4

Упражнения в нахождении пар слов, различных по одной букве.

1




Порядок букв в русской азбуке




5

Порядок букв в русской азбуке. Алфавит.

1



6

Расположение в алфавитном порядке нескольких слов.

1



7

Контрольное списывание.

1




Гласные и согласные звуки и буквы




8

Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных.

1




Гласные буквы е, ё, и, э, ю, я




9

Гласные И, Е, Ё, Ю, Э, Я в начале слова.

1



10

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Гласные буквы е, ё, и, э. ю. я».

1




Ударение в словах




11

Гласные ударные и безударные.

1



12

Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах.

1



13

Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах.

1




Слог как часть слова




14

Упражнения в делении слов на слоги.

1




Перенос слов при письме




15-16

Перенос части слова при письме.

2



17-20

Упражнения в переносе слов.

4




Твердые и мягкие согласные




21

Согласные твердые и мягкие.

1



22

Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.

1



23

Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.

1




Мягкий знак на конце и в середине слова




24

Обозначение мягкости согласных в конце слова буквой ь.

1



25

Обозначение мягкости согласных в середине слова буквой ь.

1



26

Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.

1



27

Упражнение в написании слов с разделительным ь перед гласными е, ё, я, ю, и

Словарный диктант.

1




Гласные после шипящих




28

Шипящие согласные. Различение шипящих согласных на письме.

1



29

Правописание жи, ши.

1



30

Правописание ча, ща.

1



31

Правописание чу, щу.

1



32

Упражнения в правописании жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Словарный диктант.

1



33

Парные звонкие и глухие согласные

1



34

Проверочная работа по темам «Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу» и «Парные звонкие и глухие согласные».

1



35

Парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

1



36

Способ проверки написания путем изменения формы слова.

1



37

Упражнение в проверке написания путем изменения формы слова (гриб— грибы).

1



38

Упражнения в написании звонких и глухих согласных на конце слова

1



39

Упражнение в произношении, чтении слогов и слов с разделительным мягким знаком.

1



40

Правило о разделительном мягком знаке.

1



41

Упражнения в правильном написании  разделительного мягкого знака перед гласными е, ё, я, ю, и. Словарный диктант.

1



42

Перенос слов с разделительным мягким знаком. Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?

1



43

Упражнения в постановке вопроса к словам, обозначающим названия предметов.

1



44

Выделение  в тексте слов, обозначающих названия предметов

1



45

Изменение слов по вопросам

1



46

Упражнение в правильном употреблении слов, обозначающих предметы в речи в различных формах

1




Большая буква в именах собственных




47

Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц.

1



48

Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц.

1



49

Упражнения в употреблении имен собственных. Словарный диктант.

1




Названия действий




50

Закрепление знаний о словах, обозначающих действия.

1



51

Упражнения в различении слов, обозначающих действия предметов по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?

Словарный диктант.

1



52

Упражнения в согласовании слов, обозначающих действия предметов со словами, обозначающими предметы.

1




Названия признаков




53

Слова, обозначающие признаки (качества) предметов: называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?

1



54

Правильное отнесение слов, обозначающих признаки к словам, обозначающим предметы.

1



55

Сравнение двух предметов по их качествам.

1




Предлоги




56

Выделение предлогов в речи. Правило написания предлогов со словами.

1



57

Упражнения в  нахождении  предлогов к, от, под, над, о (об) в тексте.

1



58

Разделительный ъ. Упражнения в  написании слов с ъ в словах и предложениях.

1




Предложение




59

Практическое знакомство с построением простого предложения.

1



60

Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?).

1



61

Составление предложений с употреблением родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?).

1



62

Составление предложений с употреблением дательного падежа (кому? чему?).

1



63

Составление предложений с употреблением предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?).

1



64

Составление предложений с употреблением творительного падежа (кем? чем?).

1



65

Упражнения в умении  закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.

1



66

Составление предложений из слов, данных в начальной форме.

1




Повторение




67

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Оформление предложения на письме.

1



68

Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов.

1



69

Итоговый контрольный диктант.

1



70

Закрепление изученного.

1












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!