Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Листопадовская средняя общеобразовательная школа
Грибановского муниципального района Воронежской области
397223, с Листопадовка, ул. Глотова, 2, тел./факс (47348) 3-11-74, e-mail: listopadovka.shkola@yandex.ru
ИНН – 360900389, КПП – 360901001 , Л/с – 01043113900231151150
Принята решением педагогического совета «26 » августа 2020 года ( протокол № 1) | «Утверждаю» Директор школы _______Л.А.Чернавина Приказ 100/1 от 27.08.2020 г. |
Рабочая программа
по русскому языку (В-1)
3 класс
УМК:
1. Учебник А.К.Аксенова, Э.В.Якубовская «Русский язык». Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2016г.
2. Рабочая тетрадь по русскому языку. Читай, думай, пиши. 3 класс. В 2 частях. (VIII вид). Якубовская Э.В.
3. Дидактический материал. Русский язык. 3 класс. (VIII вид). Якубовская Э.В.
4. Методические рекомендации. Русский язык. 1 - 4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Аксёнова А.К., Ильина С.Ю.
5. Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Русский язык. 3 класс. Якубовской Э.В., Павловой Н.В.
Составитель:
учитель начальных классов:
Ильина Ольга Николаевна,
I квалификационная категории
с.Листопадовка
2020-2021 уч.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (для I-III (IV) классов)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196 «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении» (с изменениями от 10 марта 2009 г. №216).
на основании учебно-методических документов:
примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой., 7- е издание М: «Просвещение» 2013 г.;
- Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ Листопадовской СОШ (вариант 1), протокол педсовета №1 от 28.08.2018 г., приказ №1 от 01.09.2018 г.
учебник Э. В. Якубовской, Н.В.Павловой «Русский язык» для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2016г.
Цель данной программы:
Формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
- Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.
- Заложить основы для овладения устной и письменной речи.
- Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.
- Развивать познавательную деятельность обучающихся, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.
- Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию познавательной деятельности.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие фонетико-фонематических представлений;
- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- развитие высших психических функций;
- развитие речи, владение техникой речи;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Организация обучения русскому языку
Рабочая программа построена по концентрическому принципу, особенность которого состоит в расчленении сложных грамматических понятий и умений на их составляющие элементы. Данный принцип позволяет постепенно увеличивать количество связей, лежащих в основе понятия, расширять языковую и речевую базу для отработки умений и навыков, создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.
Обучение русскому языку в 3 классе носит элементарно-практический характер. В процессе обучения последовательно формируется умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, давать простейшие объяснения.
Обучающиеся приобретают начальные сведения о фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, ударных и безударных гласных, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких и т. д.
Обучающиеся получают понятие о предложении, узнают, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Формируется умение составлять и различать предложения по интонации; обучающиеся овладевают пунктуационными навыками постановки точки, знака вопроса, восклицательного знака. Понятие о предложении получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составлении предложения из слов. Задача учителя дать понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основных грамматических тем. Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний. Совершенствуются графические навыки.
В начальном обучении предмет «Письмо и развитие речи» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции, при этом значение и функции предмета «Письмо и развитие речи» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют успешность всего школьного обучения.
Процесс усвоения понятий является одновременно процессом речевого и умственного развития обучающихся. Развиваются умения анализировать, сравнивать, классифицировать языковой материал, применять его в речевой практике.
Конечным результатом изучения языка является применение изучаемых языковых знаний в речевой практике, т. е. в процессе общения (коммуникации).
Предложение, части речи, каждая морфема изучается для того, чтобы повысился уровень речевого общения у обучающихся, возросла возможность грамматически правильного и точного выражения своих мыслей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данная программа обеспечивает БУД (базовые учебные достижения) необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явления национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
Исходя из возможностей обучающегося, в программе скорректирован уровень освоения программы по отношению к базовому в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала:
- различать сходные по начертанию буквы;
- анализировать слова по звукобуквенному составу при их послоговой разбивке;
- дифференцировать на слух и в произношении оппозиционные звуки;
- делить слова на слоги, переносить слова по слогам с помощью учителя;
- списывать по слогам слова с печатного и рукописного текстов;
- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением;
- составлять предложение по картинке;
- подбирать по вопросам названия предметов и действий;
- участвовать в коллективном составлении подписей под серией сюжетных картинок.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПОВТОРЕНИЕ
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
ЗВУКИ И БУКВЫ
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре. Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме. Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и. Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб - грибы).
СЛОВО
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.). Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий. Слова, обозначающие признаки (качества) предметов: называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?; нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы; подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая); согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
ПРЕДЛОГ
Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя). Разделительный ъ. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?). Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска). Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам. Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях - самостоятельно). Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя. Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ
Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма. Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:
1-я группа - и, й, ш, п, т, н, г, р, у;
2-я группа - л, м, ц, щ, ь, ы;
3-я группа - б, а, ю, ф, б, в, д, з;
4-я группа - с, е, ё, ч, ъ, я;
5-я группа - э, х, ж, к;
Письмо заглавных букв:
1-я группа - И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
2-я группа - О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я;
3-я группа - У, Н, К, Ю, Р, В;
4-я группа - Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями.
Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов.
Выборочное списывание по указанию учителя. Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
УСТНАЯ РЕЧЬ
Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и.
Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок). Повторение пройденного за год.
СПИСОК СЛОВ, КОТОРЫЕ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УСВОИТЬ:
Арбуз, валенки, воскресенье, вторник, газета, вчера, город, дневник, дорога, желтый, завод, завтра, картина, картофель, класс, комната, корзина, костер, мебель, медведь, месяц, неделя, овощи, огород, одежда, песок, погода, понедельник, портфель, посуда, праздник, пятница, рассказ, рисую, Родина, сапоги, сегодня, среда, суббота, тарелка, товарищ, черный, четверг, шел, яблоко, язык.
Виды и формы контроля
Знания и умения обучающихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.
Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т.д.).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы, раздела | Кол-во часов | Дата | Примечание |
| Повторение | | | |
1 | Большая буква в начале предложения, точка в конце. | 1 | | |
2 | Составление предложений по вопросу, по картинке. | 1 | | |
| Звуки и буквы | | | |
3 | Место звука в слове. | 1 | | |
4 | Упражнения в нахождении пар слов, различных по одной букве. | 1 | | |
| Порядок букв в русской азбуке | | | |
5 | Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. | 1 | | |
6 | Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. | 1 | | |
7 | Контрольное списывание. | 1 | | |
| Гласные и согласные звуки и буквы | | | |
8 | Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. | 1 | | |
| Гласные буквы е, ё, и, э, ю, я | | | |
9 | Гласные И, Е, Ё, Ю, Э, Я в начале слова. | 1 | | |
10 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Гласные буквы е, ё, и, э. ю. я». | 1 | | |
| Ударение в словах | | | |
11 | Гласные ударные и безударные. | 1 | | |
12 | Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах. | 1 | | |
13 | Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах. | 1 | | |
| Слог как часть слова | | | |
14 | Упражнения в делении слов на слоги. | 1 | | |
| Перенос слов при письме | | | |
15-16 | Перенос части слова при письме. | 2 | | |
17-20 | Упражнения в переносе слов. | 4 | | |
| Твердые и мягкие согласные | | | |
21 | Согласные твердые и мягкие. | 1 | | |
22 | Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я. | 1 | | |
23 | Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я. | 1 | | |
| Мягкий знак на конце и в середине слова | | | |
24 | Обозначение мягкости согласных в конце слова буквой ь. | 1 | | |
25 | Обозначение мягкости согласных в середине слова буквой ь. | 1 | | |
26 | Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и. | 1 | | |
27 | Упражнение в написании слов с разделительным ь перед гласными е, ё, я, ю, и Словарный диктант. | 1 | | |
| Гласные после шипящих | | | |
28 | Шипящие согласные. Различение шипящих согласных на письме. | 1 | | |
29 | Правописание жи, ши. | 1 | | |
30 | Правописание ча, ща. | 1 | | |
31 | Правописание чу, щу. | 1 | | |
32 | Упражнения в правописании жи, ши, ча, ща, чу, щу. Словарный диктант. | 1 | | |
33 | Парные звонкие и глухие согласные | 1 | | |
34 | Проверочная работа по темам «Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу» и «Парные звонкие и глухие согласные». | 1 | | |
35 | Парные звонкие и глухие согласные на конце слова. | 1 | | |
36 | Способ проверки написания путем изменения формы слова. | 1 | | |
37 | Упражнение в проверке написания путем изменения формы слова (гриб— грибы). | 1 | | |
38 | Упражнения в написании звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | | |
39 | Упражнение в произношении, чтении слогов и слов с разделительным мягким знаком. | 1 | | |
40 | Правило о разделительном мягком знаке. | 1 | | |
41 | Упражнения в правильном написании разделительного мягкого знака перед гласными е, ё, я, ю, и. Словарный диктант. | 1 | | |
42 | Перенос слов с разделительным мягким знаком. Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? | 1 | | |
43 | Упражнения в постановке вопроса к словам, обозначающим названия предметов. | 1 | | |
44 | Выделение в тексте слов, обозначающих названия предметов | 1 | | |
45 | Изменение слов по вопросам | 1 | | |
46 | Упражнение в правильном употреблении слов, обозначающих предметы в речи в различных формах | 1 | | |
| Большая буква в именах собственных | | | |
47 | Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц. | 1 | | |
48 | Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. | 1 | | |
49 | Упражнения в употреблении имен собственных. Словарный диктант. | 1 | | |
| Названия действий | | | |
50 | Закрепление знаний о словах, обозначающих действия. | 1 | | |
51 | Упражнения в различении слов, обозначающих действия предметов по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает? Словарный диктант. | 1 | | |
52 | Упражнения в согласовании слов, обозначающих действия предметов со словами, обозначающими предметы. | 1 | | |
| Названия признаков | | | |
53 | Слова, обозначающие признаки (качества) предметов: называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие? | 1 | | |
54 | Правильное отнесение слов, обозначающих признаки к словам, обозначающим предметы. | 1 | | |
55 | Сравнение двух предметов по их качествам. | 1 | | |
| Предлоги | | | |
56 | Выделение предлогов в речи. Правило написания предлогов со словами. | 1 | | |
57 | Упражнения в нахождении предлогов к, от, под, над, о (об) в тексте. | 1 | | |
58 | Разделительный ъ. Упражнения в написании слов с ъ в словах и предложениях. | 1 | | |
| Предложение | | | |
59 | Практическое знакомство с построением простого предложения. | 1 | | |
60 | Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?). | 1 | | |
61 | Составление предложений с употреблением родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?). | 1 | | |
62 | Составление предложений с употреблением дательного падежа (кому? чему?). | 1 | | |
63 | Составление предложений с употреблением предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?). | 1 | | |
64 | Составление предложений с употреблением творительного падежа (кем? чем?). | 1 | | |
65 | Упражнения в умении закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. | 1 | | |
66 | Составление предложений из слов, данных в начальной форме. | 1 | | |
| Повторение | | | |
67 | Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Оформление предложения на письме. | 1 | | |
68 | Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. | 1 | | |
69 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | | |
70 | Закрепление изученного. | 1 | | |