СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по русскому языку 6 класс»


Пояснительная записка


Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Уставом ГБОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», адаптированной основной образовательной программой школы, учебным планом ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат» для обучающихся 5-9 классов с ограниченными возможностями здоровья на 2020-2021 учебный год.

Рабочая программа по разделу «Русский язык» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида «Русский язык» (авторы – А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская), опубликованной в сборнике «Программы СКОУ VIII вида. 5-9 классы» под ред. И.М. Бгажноковой. М., Просвещение, 2013 г.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы Э.В.Якубовская, Н.Г. Галунчикова -6-е изд. –М.: Просвещение, 2020

Учебный план школы на 2020-2021 учебный год отводит для обучения русскому языку обучающегося 6 класса 140 учебных часов, 4 часа в учебную неделю.
Рабочая программа по русскому языку и развитию речи для V-IX классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ определяет содержание предмета, последовательность его прохождения по годам обучения. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Данная программа составлена на основе федерального компонента, что соответствует школьному. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Содержание обучения по предмету имеет практическую направленность.
Звуки и буквы.

В 6 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

Слово. В 6 классе начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.

Изучение состава, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов различных по произношению, сходных по правописанию (подбор гнезд родственных слов) и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространённости и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Текст. При изучении темы «Текст» у учащихся 5-6 класса формируются следующие умения:

      • определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль);

      • выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;

      • выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль, из ряда предложенных учителем;

      • определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение;

      • отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами рассуждения; самостоятельно пользоваться ими в высказываниях;

      • подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи;

      • с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты: исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений.


Связная речь. Большое внимание в 6 классе уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

В 6 классе школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении, заявления, расписки и др.).

В 5и 6 классах также обращается внимание на графические навыки.

ЦЕЛЬ:

Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.

     

Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В старших (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.



Задачи:

Программа формулирует следующие задачи преподавания русского языка:

  • Вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;

  • Повышать уровень общего развития учащихся;

  • Учить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • Развивать нравственные качества школьников.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

«Русский язык» в школе выполняет дополнительные цели, обусловленные его статусом государственного языка, средства межнационального общения в повседневной жизни и профессиональной деятельности; приобщает учащихся к культуре русского народа, обеспечивает их готовность к межнациональному общению.

Формы организации учебного процесса

В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы:

-принцип коррекционно-речевой направленности,

-воспитывающий и развивающий принципы,

-принцип доступности обучения,

-принцип систематичности и последовательности,

-принцип наглядности в обучении,

-принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.  

Формы работы

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа. Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).

Основные виды контрольных работ в 5 и 6 классах – диктанты, изложения, сочинения.

Методы урока

На уроках русского языка используются следующие методы урока :

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр

-практические – упражнения, карточки, тесты

Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются разнообразные типы уроков:

-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;

-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);

-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);

-комбинированный урок;

-нестандартные уроки (литературная гостиная, урок-викторина, урок-игра и др.)

Используются ТСО: видеофрагменты фильмов(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон)

На данном этапе обучения основной метод работы – упражнения, которые служат целям закрепления изученного материала.

Данная программа включает в себя разделы: грамматика, правописание и развитие речи.

Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Структура курса

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 6 класса. В 6 классе отведено 140 часов в год (4 часа в неделю). Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.  Программный материал расположен концентрически: темы программ по классам повторяются (основные части речи, обеспечивающие высказывание- имя существительное, имя прилагательное, глагол, включены в содержание и 5 класса, и 6 класса) с постепенным наращиванием сведений по каждой теме.

Согласно учебно-тематическому плану, предусмотрены варианты компенсирующих мероприятий по выполнению программы, таких как:

  1. Блочно- модульной подачи материала;

  2. Уроки повторения;

  3. Интегрированные уроки

  4. Сочетание различных форм обучения.


Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:

Четверть

Количество часов

Количество контрольных работ

1 четверть

36

3

2 четверть

28

2

3 четверть

40

4

4 четверть

36

3

Год

140

12









Тематическое планирование


п\п

Тема

Кол-во

часов

В том числе

контрольные работы

Творческие

работы

Звуки и буквы. Текст

8


1

Предложение. Текст


10

1

1

Состав слова


28

2

2

Части речи

65




Существительное

29

2

2


Прилагательное

22

1

1


Глагол

14

1

1

Предложение. Текст


10

1

1

Повторение


10



Связная речь


9


9

Всего

140

8

9


Содержание предмета

в 6 классе

(140 ч. в год, 4 ч. в неделю)

Звуки и буквы. Текст (8 ч)

      Повторение. Звуки гласные и согласные. Их дифференциация по наличию и отсутствию преграды.
      Ударные и безударные гласные. Написание ударных гласных в соответствии с произношением (произносим — слышим — пишем). Несоответствие звука и буквы в безударном положении (произносим — сомневаемся — решаем орфографическую задачу). Проверка безударной гласной изменением формы слова и подбором родственных слов.
      Звонкие и глухие согласные. Написания, соответствующие и не соответствующие их произношению. Правописание сомнительных согласных (произносим — сомневаемся — решаем орфографическую задачу). Проверка сомнительной согласной изменением формы слова и подбором родственных слов.
      Непроизносимые согласные. Выделение проверочного слова в однокоренных словах.
      Составление словаря с двойными согласными в корне. Размещение слов по алфавиту. Выбор слов по определенной теме, составление рассказа по опорным словам.
      Последовательное изложение темы текста. Заголовок, отражающий тему или основную мысль. Дополнение текста несколькими предложениями (2—3), развивающими основную мысль. Нахождение в тексте слов с изученными орфограммами.

Обязательный минимум

Различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме.

Обозначать мягкость согласных буквой ь.

Проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова.


Предложение. Текст (10 ч)

      Деление текста на предложения. Распространение предложений с использованием схем, указывающих на изменение порядка слов в предложении. Выделение главных и второстепенных членов предложения. Наблюдение за средствами связи предложений в тексте: местоимения, наречия, текстовые синонимы (без называния терминов).
      Части текста: вступление, главная часть, заключение. Красная строка. Составление плана рассказа с последующим его изложением по плану. Использование в тексте однородных членов предложения.
      Чтение диалогов, содержащих различные по интонации предложения. Определение задач диалога. Составление диалогов по аналогии.

Обязательный минимум

Строить простое распространенное предложение;

Связно высказываться: устно, письменно (с помощью учителя);

Пользоваться орфографическим словарем.

.

Слово. Текст

Состав слова (28 часов)

      Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Изменение лексического значения слова в зависимости от приставки и суффикса. Слова с суффиксами оценки (-оньк- — -еньк-, -ик, -ок, -к-, -ушк- — -юшк-, -ищ- и др.). Их употребление в речи.
      Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне. Дифференциация способов проверки.
      Непроизносимые согласные.
      Слова с двойными согласными в корне и на стыке корня и суффикса (осенний, длинный). Составление словаря наиболее употребительных слов.
      Приставка и предлог.
      Правописание приставок с а и о, приставка пере-.
      Единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, под-, над-, от-).
      Разделительный твердый знак (ъ) в словах с приставками.
      Тема и основная мысль текста: определение в данных парах заголовков темы или основной мысли («Лесные малыши», «Будь другом леса»). Составление короткого текста в зависимости от заданного заглавия (отражение темы или идеи).

Обязательный минимум

Разбирать слово по составу;

Подбирать группы родственных слов (несложные случаи).

Уметь выделять на письме окончание, приставку, суффикс.

Отличать приставку от предлога.

Знать правило правописания разделительного ъ. Оформлять деловые бумаги

Части речи (65 часов)

      Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их дифференциация в предложении.
      Имя существительное. (29 часов) Значение в речи.
      Наблюдение за многозначными словами. Составление с ними словосочетаний.
      Основные грамматические признаки существительного: род, число, падеж.
      Существительные собственные и нарицательные. Кавычки в именах собственных (названия книг, газет, журналов).
      Существительные с шипящей на конце. Их правописание.
      Три типа склонения имен существительных. Упражнения в выделении безударных падежных окончаний существительных. Наблюдение за единообразным написанием ударных и безударных падежных окончаний.
      Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2, 3-го склонения в единственном числе. Проверка безударных окончаний каждого типа склонения способом подстановки существительного того же склонения и падежа с ударным окончанием (на родине  — на земле, на дереве  — на окне и т. д.).
      Упражнения в составлении различных словосочетаний с опорой на картинку, на заданную тему, произвольно. Постановка вопросов от главного слова к зависимому.
      Составление коротких рассказов с использованием разных средств связи: текстовых синонимов, местоимений, наречий (без терминов), существительных в различных падежах — по картинке, по предложенной ситуации и по опорным словам-существительным.
      Имя прилагательное. (22 часа) Значение в речи.
      Дифференциация существительных и прилагательных, обозначающих цвет (красный — краснота), форму (круглый — круг), настроение (радостный — радость) и т. д.
      Составление словосочетаний с прилагательными, употребленными в переносном значении. Сопоставление прямого и переносного значения прилагательных. Упражнения в составлении предложений с подобранными словосочетаниями.
      Род имен прилагательных, его зависимость от рода существительных. Согласование прилагательных с существительными в роде.
      Родовые окончания прилагательных: ударные и безударные. Правописание прилагательных среднего рода с основой на шипящий (свежее, хорошее).
      Число имен прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в числе.
      Распространение текста именами прилагательными. Их правильное согласование с существительными в роде и числе.
      Понятие о склонении прилагательных.
      Упражнения в постановке вопросов от существительного к прилагательному в косвенных падежах. Наблюдение за окончанием вопроса и окончанием прилагательного.
      Описание предмета: выделение признаков, характеризующих предмет или его части, выбор нужного прилагательного, использование образных средств языка (слова в переносном значении, сравнения).
      Глагол. (14 часов). Значение в речи.
      Дифференциация глаголов, существительных и прилагательных, обозначающих однотипные семантические группы (свет — светить, светлый).
      Времена глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). Их различение по вопросам и значению. Употребление в речи глаголов различных временных категорий.
      Число глаголов. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.
      Составление словосочетаний глаголов в различных временных формах с именами существительными, отвечающими на вопросы косвенных падежей.
      Употребление глаголов в переносном значении. Включение их в текст. (Зима пришла, раскинулась по полям и лесам. Снег горит на солнце. Деревья надели белые пушистые шапки.)
      Составление рассказа по картинке с бытовым сюжетом. Правильное использование временных форм глагола.

Обязательный минимум

Выделять имя существительное как часть речи.

Умение определять падеж существительного, прилагательного.

Умение различать падежи по вопросам.

Изменять сущ. по числам.

Умение различать род существительных и прилагательных

Умение определять склонение существительного.

Уметь определять время глагола.

Составление рассказа по коллективно составленному плану, по вопросам учителя. Правила написания деловых бумаг.


Предложение. Текст (10 ч)

      Различение предложений в зависимости от цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Правильное их интонирование. Логическое ударение в предложениях.
      Простое предложение с однородными членами. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Интонация перечисления.
      Однородные члены предложения с союзами а, но. Интонация сопоставления.
      Выбор лексического материала для построения различных предложений в зависимости от речевой ситуации (говорить о деле, живо о чем-то рассказывать, что-то доказывать). Составление диалогов с речевыми задачами: хочу сообщить, хочу рассказать, хочу убедить.
      Практическое знакомство с обращением. Интонационные особенности. Культура речи при обращении. Место обращения в предложении. Знаки препинания.
      Составление коротких повествовательных текстов с последовательным, развертыванием событий или действий во времени. Использование соответствующих средств связи предложений в тексте: однажды, утром, вечером или сначала, потом, затем, наконец.
      Исправление в тексте нарушений в логике и последовательности высказывания (с помощью учителя). Нахождение в тексте речевых недочетов, вызванных неточным или неправильным употреблением слов, неоправданным повтором, нарушением границ предложений, неверным употреблением слов, связывающих одно предложение с другим.

Обязательный минимум

Уметь находить в тексте главные и второстепенные члены предложения.

Знать однородные члены предложения.

Уметь расставлять знаки препинания при однородных членах предложения.

Уметь составлять связный рассказ по картине с помощью учителя.



Повторение (6 ч)

Обязательный минимум

Уметь разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов. Подбирать группы родственных слов. Название частей речи, их значение, использование в речи;

Главные и второстепенные члены предложения. Находить однородные члены предложения. Способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).

Писать изложение по предложенному плану. Пользоваться орфографическим словарем.


Связная речь (9 ч)

      Свободный диктант с предварительным разбором: составление плана, выделение опорных слов, средств связи предложений. Самостоятельная запись каждой части.
      Изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам с предварительным обсуждением темы, основной мысли, средств связи предложений, подбором заголовка. Коллективная запись вступления и заключения текста, самостоятельная запись основной части.
      Изложение повествовательного текста, воспринятого на слух, по данному плану и опорным словам с предварительным обсуждением темы, основной мысли, средств связи, образных слов, подбором заглавия. Самостоятельная запись основной части текста.
      Выделение опорных слов из текста с предварительным его анализом (тема, образные слова, средства связи предложений). Озаглавливание текста (тема или основная мысль). Восстановление текста по опорным словам.
      Коллективное описание предмета с опорой на картинку или на сам предмет по данному плану. Использование изобразительных средств языка.
      Самостоятельное составление текста — описание предмета с предварительным разбором темы, языковых средств и средств связи.
      Изложение повествовательного текста по данному плану и опорным словам с предварительным анализом текста (тема, основная мысль, средства связи, изобразительные средства языка). Самостоятельное его воспроизведение.
      Коллективный рассказ на основе художественной картины бытового жанра с предварительным обсуждением темы, основной мысли, средств связи, изобразительных средств языка.
      Составление текста письма к друзьям, знакомым с элементами описания с предварительным обсуждением темы, структуры текста письма, средств связи.


Обязательный минимум
      СЛОВАРЬ: антенна, апельсин, балкон, блокнот, богатство, везде, вдруг, внезапно, вокруг, впереди, вытачка, география, гербарий, гореть, горизонт, директор, договор, естествознание, женщина, интересный, календарь, кефир, командир, комбайн, компас, конфета, материал, металл, мужчина, океан, остров, перрон, печенье, пожалуйста, портрет, прекрасный, равнина, растение, сейчас, семена, середина, сметана, смородина, солдат, соседи, словно, телеграмма, теперь, фанера, хозяин, шоколад, шоссе, экспресс (53 слова).

Основные требования к умениям учащихся

      1-й уровень (базовый)
      • списывать текст целыми словами и словосочетаниями;
      • писать под диктовку текст с изученными орфограммами (55—60  слов);
      • делить текст на предложения;
      • выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли;
      • самостоятельно воспроизводить текст, воспринятый частями (свободный диктант) после предварительной отработки каждой части (до 60 слов);
      • подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу (простые случаи самостоятельно);
      • доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;
      • находить решение орфографических задач с помощью учителя или самостоятельно;
      • пользоваться школьным орфографическим словарем.


      2-й уровень (минимально необходимый)
      • списывать текст целыми словами;
      • писать под диктовку текст с предварительно разобранными трудными орфограммами;
      • участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
      • исправлять текст с помощью учителя;
      • подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
      • различать части речи по вопросам с помощью учителя;
      • пользоваться школьным орфографическим словарем с помощью учителя.

Наряду с критериями оценки возникает вопрос и о том, какой объем реализуемых знаний считать удовлетворительным. Какой показатель наиболее соответствует адекватной оценке сформированных знаний у детей с умственной отсталостью? И.М. Бгажнокова, ссылаясь на многочисленные психолого-педагогические исследования, посвященные особенностям усвоения русского языка, математики и других предметов данными учащимися, рекомендует следующую систему оценивания:

Оценка

% выполнения заданий

удовлетворительно

35 – 50%

хорошо

50 – 65%

очень хорошо

свыше 65%

            Как правило, по характеристике выполнения разнообразных заданий по тому или иному предмету авторы исследований описывают 4 группы учащихся.

            1 группа (10-15%) - дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.

            2 группа (25-30%) – дети, которым характерен замедленный темп усвоения учебного материала. Они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.

            3 группа (35-40%) – учащиеся, отличающиеся пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным  ошибкам при решении задач, примеров, при списывании текстов и выполнении других заданий; как правило, эти ученики обучаются по упрощенной программе по всем предметам.

            4 группа (10-15%) – дети, которые занимаются по индивидуальным программам*, так как основное содержание тех или иных предметов для них недоступно. Обучать таких детей необходимо с целью их социальной поддержки.

*Обучение отдельных учащихся с более выраженными (или осложненными) интеллектуальными нарушениями, которые не имеют возможности освоить программный материал, осуществляется по индивидуальной программе, содержание которой составляет учитель. Следует учитывать, что понижать уровень требований нужно только тогда, когда учитель использовал все возможные коррекционно-развивающие меры воздействия. Цель каждой индивидуальной программы – создать систему поэтапной педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе. Данная программа согласовывается методическим советом и утверждается педагогическим советом образовательного учреждения. Перевод на обучение по индивидуальной программе принимается решением школьной ПМПК или педагогическим советом школы. Знания детей, обучающихся по индивидуальной программе, оцениваются в соответствии с этой программой. Перевод их в следующий класс осуществляется на основе аттестации по индивидуальной программе.

            Соответственно названным группам, около 45% учащихся способны освоить базовый уровень знаний, 35% - минимально необходимый (сниженный) уровень, а 20% учащихся могут быть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений.

            В любом случае, организуя итоговую (контрольную) проверку знаний умственно отсталого школьника, следует исходить из достигнутого им минимального уровня и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «примерить» к ребенку с интеллектуальным дефектом, именно поэтому данные предложения носят рекомендательный характер.





II. Виды работ учащихся. 

            1. Контрольные работы. Объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся достигается сочетанием различных видов текущей и итоговой проверки знаний.

Текущие контрольные работы

Итоговые контрольные работы

Цель: проверка усвоения изучаемого материала. Их содержание и частотность определяется учителем с учетом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, индивидуальных особенностей учащихся.

Цель: установка на основе объективных данных, кто из школьников овладел необходимыми ЗУН, которые обеспечивают им дальнейшее успешное продвижение в учении. Проводятся после изучения наиболее значительных тем программ; в конце учебной четверти, полугодия, года.

Продолжительность: 25-40 мин.

Продолжительность: как правило, 40 мин.



Характеристика класса:

В 6 классе 12 учащихся. К 1 группе обучения относятся 6 учеников: Шигин З., Урбанович Е., Дегтярева Н., Емельянова В., Куроедов А., Окунева К. Остальные учащиеся относятся ко 2 группе. 3 группы- нет. Плохо читающие – Босенко И., Емонаков А., Босенко Ю., Иванова Н., Наврузов А. Плохо говорящие –Калашников В. С низкой мотивацией обучения нет. Все учащиеся проявляют интерес к предмету. Требуют индивидуального подхода –Емонаков А., Босенко И., Иванова Н. Следует обращать внимание на Наврузова А., Босенко Ю.– требуется помощь учителя при выполнении самостоятельных работ (пояснений к заданиям).





























6. Календарно-тематическое планирование.


п/п

п/п

Наименование раздела и тем


Форма организации учебного предмета

Дата по плану

Дата факт.



I четверть






1.Повторение ( 18+2р.р. ч.)






Звуки и буквы. Текст. (8 часов)




1

1

Гласные и согласные. Их различение.

Урок повторения


№3

2

2

Безударные гласные в словах.

Урок освоения новых знаний


№6

3

3

Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах.

Урок освоения новых знаний


№9

4

4

Сомнительные гласные и согласные в словах.

Урок освоения новых знаний


№12

5

5

Текст. Части текста. Красная строка.

Урок освоения новых знаний


№15

6

6

Непроверяемые гласные и согласные в словах

Урок освоения новых знаний


№18

7

7

Звуки и буквы. Закрепление знаний по теме.

Урок практикум


№21

8

8

Урок повторения

Урок повторения


стр.17

9

9

Р.Р.Составление предложений о природе

Урок развития речи





Предложение. Текст (10 часов)




10

10

Деление текста на предложение

Урок освоения новых знаний


№24

11

11

Выделение главных и второстепенных членов предложения

Урок освоения новых знаний


№27

12

12

Нераспространённые и распространённые предложения.

Урок освоения новых знаний


№29

13

13

Текст. Расположение частей текста в соответствии с данным планом.

Урок освоения новых знаний


№33

14

14

Распространение предложений с помощью рисунков

Урок освоения новых знаний


№36

15

15

Распространение предложений с помощью вопросов

Урок освоения новых знаний


№39

16

16

Однородные члены предложения.

Урок освоения новых знаний


№42

17

17

Предложение. Закрепление знаний по теме.

Урок-практикум


№44

18

18

Повторение

Урок повторения


с.35

19

19

Контрольная работа по теме «Повторение» (диктант)

Урок контроля



20

20

Р.Р. Составление описания предмета






2.Состав слова. Текст (28 +2р.р. ч.)




21

1

Корень и однокоренные слова.

Комбинированный урок


№48

22

2

Окончание как изменяемая часть слова.

Урок освоения новых знаний


№51

23

3

Образование смысловой связи между словами с помощью окончаний.

Урок освоения новых знаний


№54

24

4

Приставка как часть слова.

Урок освоения новых знаний


№57

25

5

Изменение значения слова в зависимости от приставки.

Урок освоения новых знаний


№60

26

6

Суффикс как часть слова.

Урок освоения новых знаний


№63

27

7

Разбор слов по составу.

Урок практикум


№66



Правописание безударных гласных в корне.

Урок освоения новых знаний



28

8

Написание гласных в корне однокоренных слов.

Урок освоения новых знаний


№68

29

9

Проверяемые и проверочные слова.

Урок освоения новых знаний


№72

30

10

Проверка безударных гласных в корне

Урок освоения новых знаний


№75



Правописание звонких и глухих согласных в корне.




31

11

Написание согласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова.

Урок освоения новых знаний


№78

32

12

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне.

Урок освоения новых знаний


№81

33

13

Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне.

Урок освоения новых знаний


№84

34

14

Повторение.

Урок повторения


С.61

35

15

Контрольная работа по теме «Состав слова» (Подбор проверочных слов, разбор слов по составу)

Урок контроля



2 четверть

36

16

Р.Р. Изложение

Урок развития речи





Правописание приставок.




37

17

Приставка и предлог.

Урок освоения новых знаний


№87

38

18

Различение приставки и предлога.

Урок освоения новых знаний


№89

39

19

Наблюдение за правописанием гласных в приставках.

Урок освоения новых знаний


№92

40

20

Правописание гласных в приставках.

Урок освоения новых знаний


№96

41

21

Правописание безударных гласных в корне и приставке.

Урок освоения новых знаний


№98

42

22

Текст. Деление текста на части по данному плану.

Урок освоения новых знаний


№101

43

23

Наблюдение за правописанием согласных в приставках.

Урок освоения новых знаний


№104

44

24

Правописание приставок на согласную.

Урок освоения новых знаний


№107

45

25

Разделительный ъ в словах с приставками.

Урок освоения новых знаний


№110

46

26

Различение написаний слов с разделительными твёрдым знаком и без него.

Урок освоения новых знаний


№113

47

27

Состав слова. Закрепление знаний.


Практикум


№116

48

28

Повторение темы


Урок повторения


с.88

49

29

Контрольная работа (контрольное списывание с заданиями)

Урок контроля



50

30

Р.Р. Рассказ на основе картины.


Развитие речи





3. Части речи. Текст. ( 65 ч.)







Имя существительное как часть речи (29+2р.р.





51

1

Существительное, прилагательное, глагол.

Урок освоения новых знаний


№119

52

2

Различение существительных, прилагательных и глаголов в предложении.

Урок освоения новых знаний


№122

53

3

Имя существительное. Значение существительных в речи.

Урок освоения новых знаний


№126

54

4

Существительные, обозначающие явления природы

Урок освоения новых знаний


№129

55

5

Существительные, называющие один и тот же предмет по-разному.

Урок освоения новых знаний


№132

56

6

Существительные, противоположные по значению.

Урок освоения новых знаний


№135

57

7

Различение существительных по родам.

Урок освоения новых знаний


№138

58

8

Изменение существительных по числам.

Урок освоения новых знаний


№141

59

9

Существительные собственные и нарицательные.

Урок освоения новых знаний


№143

60

10

Большая буква в именах собственных.

Урок освоения новых знаний


№150

61

11

Кавычки в именах собственных.

Урок освоения новых знаний


№150

62

12

Различение написаний существительных собственных и нарицательных.

Урок освоения новых знаний


№152

63

13

Имя существительное. Закрепление знаний.

Практикум


№152

64

14

Контрольная работа (диктант)


Урок контроля



65

15

Повторение и закрепление

Урок повторения





3 четверть




66

16

Р.Р. Изложение


Развитие речи



67

17

Изменение существительных по падежам. Понятие о склонении.

Урок освоения новых знаний


№159

68

18

Определение падежей существительных по вопросам

Урок освоения новых знаний


№162

69

19

Именительный падеж – кто? что?

Урок освоения новых знаний


№165

70

20

Родительный падеж – кого? чего?

Урок освоения новых знаний


№168

71

21

Дательный падеж – кому? чему?

Урок освоения новых знаний


№170

72

22

Винительный падеж – кого? что?

Урок освоения новых знаний


№174







73

23

Творительный падеж – кем? чем?

Урок освоения новых знаний


№177

74

24

Предложный падеж – о ком? о чём?

Урок освоения новых знаний


№179


75

25

Текст. Подтверждение основной мысли текста дополнительными фактами.

Урок освоения новых знаний


№183

76

26

Понятие о начальной форме.

Урок освоения новых знаний


№185

77

27

Постановка существительных в начальную форму.

Урок освоения новых знаний


№189

78

28

Изменение существительных по падежам.

Закрепление полученных знаний.

Практикум


№191

79

29

Повторение

Урок повторения


с.143

80

30

Контрольная работа (списывание с заданиями)

Урок контроля



81

31

Р.Р. Составление рассказа по картине

Развитие речи





Имя прилагательное как часть речи (22+1р.р.)




82

1

Значение прилагательных в речи.

Урок освоения новых знаний


№194

83

2

Описание явлений природы с помощью прилагательных.

Урок освоения новых знаний


№197

84

3

Описание человека, животных с помощью прилагательных.

Урок освоения новых знаний


№200

85

4

Прилагательные, противоположные по значению.

Урок освоения новых знаний


№203

86

5

Изменение имен прилагательных по родам.

Урок освоения новых знаний


№207

87

6

Окончания имен прилагательных мужского рода.

Урок освоения новых знаний


№209

88

7

Окончания имен прилагательных женского рода

Урок освоения новых знаний


№213

89

8

Окончания имен прилагательных среднего рода.

Урок освоения новых знаний


№216

90

9

Определение родовых окончаний прилагательных

Урок освоения новых знаний


№218

91

10

Изменение прилагательных по числам

Урок освоения новых знаний


№221

92

11

Род и число прилагательных. Закрепление полученных знаний.

Практикум


№224

93

12

Понятие о склонении прилагательных.

Урок освоения новых знаний


№228

94

13

Постановка вопросов к прилагательным в косвенных падежах.

Урок освоения новых знаний


№230

95

14

Именительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода

Урок освоения новых знаний


№234

96

15

Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода

Урок освоения новых знаний


№236

97

16

Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода

Урок освоения новых знаний


№239

98

17

Винительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода

Урок освоения новых знаний


№243

99

18

Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода

Урок освоения новых знаний


№246

100

19

Предложный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода

Урок освоения новых знаний


№249

101

20

Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Закрепление знаний.

Урок освоения новых знаний


№251

102

21

Повторение.


Урок повторения


с.187

103

22

Повторение

Урок повторения


с.188

104

23

Контрольная работа (диктант)


Урок контроля



105

24

Р.Р. Изложение.


Развитие речи



106

25

Работа над ошибками






4 четверть







Глагол (14+1р.р.)





107

1

Значение глагола в речи.

Урок освоения новых знаний


№254

108

2

Глаголы, противоположные по значению.

Урок освоения новых знаний


№258

109

3

Различение существительных, прилагательных, глаголов.

Урок освоения новых знаний


№261

110

4

Настоящее время глаголов

Урок освоения новых знаний


№264

111

5

Прошедшее время глаголов

Урок освоения новых знаний


№266

112

6

Будущее время глаголов

Урок освоения новых знаний


№269

113

7

Различение глаголов по временам

Урок освоения новых знаний


№272

114

8

Единственное и множественное число глаголов настоящего времени

Урок освоения новых знаний


№275

115

9

Единственное и множественное число глаголов будущего времени

Урок освоения новых знаний


№279

116

10

Единственное и множественное число глаголов прошедшего времени

Урок освоения новых знаний


№282

117

11

Текст. Связь частей в тексте

Урок освоения новых знаний


№284

118

12

Глагол. Закрепление знаний

Практикум


№288

119

13

Повторение

Урок повторения


С.213

120

14

Повторение. Обобщение

Урок повторения



121

15

Контрольная работа (диктант)

Урок контроля



122

16

Р.Р. Составление рассказа по картине.

Развитие речи











5.Предложение. Текст (10 часов+1р.р.)




123

1

Различение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений

Урок освоения новых знаний


№290

124

2

Однородные члены предложения.

Определение однородных членов предложения

Урок освоения новых знаний


№294

125

3

Однородные члены предложения без союзов

Урок освоения новых знаний


№297

126

4

Однородные члены предложения с союзом “И”

Урок освоения новых знаний


№300

127

5

Однородные члены предложения без союзов и с союзом “И”

Урок освоения новых знаний


№302

128

6

Обращение.

Знакомство с обращением

Урок освоения новых знаний


№306

129

7

Место обращения в предложении

Урок освоения новых знаний


№309

130

8

Предложение. Закрепление знаний

Урок освоения новых знаний


№311

131

9

Повторение

Урок повторения


С.230

132

10

Контрольная работа (списывание с заданиями)

Урок контроля



133

11

Р.Р. Составление текста письма друзьям

Развитие речи





Повторение ( 6 часов)




134

1

Состав слова

Уроки обобщения и систематизации знаний


135

2

Правописание гласных и согласных в корне и приставке


136

3

Имя существительное


137

4

Имя прилагательное


138

5

Глагол


139

6

Глагол


140

7

Текст. Части текста. Красная строка.





Материально-техническое обеспечение предмета

1.Таблицы:

- Безударные гласные в словах.

- Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах.

- Корень и однокоренные слова.

- Окончание слова.

- Приставка, суффикс слова.

- Мягкий и твёрдый знак в словах.

- Собственные имена существительные.

- Изменение существительных по падежам.

- Изменение прилагательных по родам и падежам.

- Глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени.

- Глаголы единственного и множественного числа.

- Предложения повествовательные, вопросительные и восклицательные.

- Однородные члены предложения.

- Обращение.













Литература:

I. Для учащихся:

Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы Э.В.Якубовская, Н.Г. Галунчикова -6-е изд. –М.: Просвещение, 2020

Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку. Имя существительное / Галунчикова Н. Г., Э.В. Якубовская. М.: Просвещение, 2003

Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку. Имя прилагательное / Галунчикова Н. Г., Э.В. Якубовская. М.: Просвещение, 2003

Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку. Глагол / Галунчикова Н. Г., Э.В. Якубовская. М.: Просвещение, 2003

Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку. Состав слова / Галунчикова Н. Г., Э.В. Якубовская. М.: Просвещение, 2003г.

II. Для учителя:

Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы. / Под ред. И.М.Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013

Веркеенко И.В. Упражнения и проверочные задания по русскому языку. Тетрадь для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида / И.В.Веркеенко.- М.: Владос, 2005

Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка :1 – 4 части/ А.Г. Зикеев. -М.: Владос, 2004г.

Кудрявцева Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида / Е.Я.Кудрявцева. –М.: Владос,2005

Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе/А.К. Аксёнова. –М.: Владос, 2001г.

Никифорова В.В. Контрольно- измерительные материалы. Русский язык:4 класс/В.В.Никифорова. –М.: Вако, 2012

Никифорова В.В. Типовые тестовые задания за курс начальной школы/ В.В.Никифорова. –М.: Вако,2012

Ушакова О.Д.Учимся ставить знаки препинания: 3-4 классы /О.Д.Ушакова. – СПб: Литера,2010

Федосеева Л.Н. Разноуровневые задания :5 класс/Л.Н.Федосеева. – М.: Вако, 2012

Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 176с.

Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2005. – 384с.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 12-ти томах. – М.: Мир книги, 2003.

Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8 вида. 5-7 классы: пособие для учителя/ сост. Е.Я.Кудрявцева . – М.: Гуманитарн. Изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 144с.

К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 2-4 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/Л.А.Ахременкова. – М.: Просвещение, 2010. – 288с.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет: блочно- тематическое планирование/авт.-сост. Э.Ф.Курмаева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 191с.

Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: учеб. для студентов пед. Вузов/ А.К.Аксёнова, С.Ю.Ильина. – М.: Просвещение, 2011. – 335с.

Организация внеклассной работы по русскому языку: пособие для учителя. – М.: Владос, 2000. – 184с.

Олимпиады по русскому языку. 3 класс/ О.А.Орг, Н.Г.Белицкая. – М.:Изд-во «Экзамен», 2010. – 93с.

Русский язык в таблицах и схемах/ Е.В.Амелина. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 270с

Русский язык.1 класс. Проверь себя. Тесты./Л.Н.Потураева; под.ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д:Легион, 2011. – 87с.

Русский язык: правила и упражнения: 1 – кл./ Авт. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. – М.: АСТ:Астрель, Владимир: ВКТ, 2010. – 271с.

Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: пособие для учителя/ А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова. – М.: Просвещение, 2004. – 143с.

Тикунова Л.И. Раздаточные материалы по русскому языку. 1 кл. – М.:Дрофа, 2005. – 141

Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2005. – 384с.

Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1 класс. – М.:ВАКО, 2008. – 176с.


Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. – М.:ВАКО, 2009. – 176с.

Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 3 класс. – М.:ВАКО, 2009. – 160с.

Калмыкова И.Р. Мы читаем и играем: Книга для учащихся младшего школьного возраста. – М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 72с

Кутявина С.В. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 288с.

Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: учеб. Для студентов пед. Вузов/ А.К.Аксёнова, С.Ю.Ильина. – М.: Просвещение, 2011. – 335с.

Никитина М.И., Красильникова О.А. Чтение и развитие речи: учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 256с. – (Серия «Коррекционная педагогика»)

Пименова Т.И. Новые скороговорки на все звуки: пособие для логопедов-практиков и внимательных родителей. – СПб.:КАРО, 2010. – 160с.

Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 224с.

Сказочная игротека: праздники, игры, викторины для детских коллективов от 6 до 12 лет/Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2009. – 221с.

Яценко И.Ф. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 1 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 160с

Яценко И.Ф. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 2 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 192с.

III. Для родителей:

Н.Н. Бабешина, Ф.Н. Самсонова. Уроки русского языка во вспомогательной школе. 5-8 класс. –М.: Просвещение,1970г.

Н.М. Барская, Л.А. Нислевич. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение,1992г.

А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. – М.: Просвещение,2002г.

Об оценке знаний, умений и навыков учащихся на уроках русского языка и математике(инструктивно – методическое письмо)-Москва,1983г.

Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку. Составители сборника В.И. Капинос, Т.А. Костяева. -М.: Просвещение,1978г

М.Е. Прокопенко. Русский язык и чтение. 5-7 классы Речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения. – Волгоград, «Учитель», 2009.

Т.П. Шабалкова. Сборник диктантов и изложений.5-9 классы. Коррекционное обучение.-Волгоград, «Учитель», 2007.

Ю.А. Вакуленко. Веселая грамматика. Разработки занятий, задания, игры.- Волгоград, «Учитель», 2011.

Интернет-ресурсы:

http://pedsovet.org

http://slovari.gramota.ru/portal_sl.html?d=azimov

www.gramota.ru

http://www.uchportal.ru

http://pedsovet.su

http://www.openclass.ru/node/25903

http://brava.ucoz.ru/load/tematicheskoe_planirovanie_po_russkomu_jazyku_i_chteniju_9_klass_8_vid/1-1-0-3

http://www.k-yroky.ru/load/86

http://www.protema.ru/multimedia/rpconstructor/about-rpconstructor


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!