СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Музыка и пение» для 3 класса.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе:     

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы  под редакцией  В. В. Воронковой, М. Просвещение, 2013.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Музыка и пение» для 3 класса.»

Комитет по образованию Администрации Топчихинского района

МКОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 2


«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________/Чурсина М.В. /

Протокол №

от «____»____________2018г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР МКОУ ТСШ №2

_____________/Макарова Л.Ю/

Протокол №______от_________2018г.


«Утверждаю»

Директор МКОУ ТСШ №2

_____________/Загайнов С.В./

Приказ № ______ от «____»____________ 2018г.



Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету «Музыка и пение» для 3 класса

на 2018-2019учебный год

Разработана на основе авторской программы под редакцией В.В. Воронковой,

специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида


Срок реализации:1год





Составитель: Кочукова Валентина Александровна,

учитель начальных классов





с. Топчиха 2018год


Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе:

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы под редакцией В. В. Воронковой, М. Просвещение, 2013;

- Учебного плана МКОУ Топчихинская СОШ № 2 на 2018-2019 учебный год.

Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.


Место учебного предмета в учебном плане.

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 3 классе в объеме 9 часов (0,25 часа в неделю)

Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.

Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения.

Задачи образовательные:

·         формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;

·         формировать музыкально-эстетический словарь;

·         формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;

·         совершенствовать певческие навыки;

·         развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.

Задачи воспитывающие:

·         помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;

·         способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;

·         содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

·         активизировать творческие способности.

Задачи коррекционно-развивающие:

·         корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;

·         корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.

Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.

Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной куль­туры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является од­ним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию техничес­ких средств, музыка стала одним из самых распространен­ных и доступных видов искусства, сопровождающих челове­ка на протяжении всей его жизни.

Основная характеристика курса

Основной формой музыкально-эстетического воспита­ния являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творче­стве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся

воспринимать музыку.

Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музы­кальной грамоты». В зависимости от использования различ­ных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинирован­ные, тематические и комплексные типы уроков.

Основной задачей подготовительной части урока явля­ется уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого под­бираются наиболее адекватные виды музыкальной деятель­ности, обладающие либо активизирующим, либо успокаи­вающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцеваль­ного характера, выполнение танцевально-ритмической раз­минки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбель­ной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия — убеждение и внушение.

После достижения состояния готовности класса проис­ходит плавный переход к основному этапу урока, в ходе которого используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен.

Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослуши­вание и дальнейшее обсуждение 1—3 произведений. Наряду с известными звучат новые музыкальные сочинения. Следу­ет обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом способствует созданию на занятии теплой эмоциональной атмосферы, служит положительным приме­ром, стимулирующим самостоятельные занятия воспитан­ников.

Формирование вокально-хоровых навыков является ос­новным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1—3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с дру­гим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года учащиеся выучивают от 10 до 15 песен.

Объем материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму. Это связано с ограниченны­ми возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлеченных понятий, таких, как изображение музыкаль­ного материала на письме и др., опирающихся на абстракт­но-логическое мышление.

Музыка в повседневной жизни является новой формой музыкального воспитания детей. Она включает в себя ис­пользование музыки в быту (самостоятельное музицирова­ние детей; слушание радио- и телепередач, музыкальных сказок, грамзаписей и магнитофонных записей; утренняя зарядка, подготовка ко сну в сопровождении музыки).

Выбор музыкальных сочинений для использования в по­вседневной жизни осуществляет учитель музыки. Он дол­жен следить не только за тем, чтобы дети воспринимали и исполняли специально подобранные музыкальные произ­ведения, но и ограничивать музыкально-звуковую информа­цию, негативно влияющую на общее развитие учащихся. Бла­готворное воздействие классической и детской музыки про­является в формировании положительных эмоций, которые активизируют мышление, память, воображение, снижают возбудимость, агрессивность. Негативное воздействие на умственно отсталого ребенка оказывает музыка, предельно эмоционально напряженная, трагедийная, мрачная, имею­щая эротическую направленность. Отрицательно влияют на эмоционально-поведенческую сферу детей такие стили, как рок и рэп музыка, вызывающие у них состояния, по вне­шним и внутренним проявлениям сходные с аффективны­ми реакциями депрессии, немотивированной агрессии со­вместно со снижением контроля со стороны сознания.

Главными требованиями, предъявляемыми к музыкаль­ным произведениям, являются: художественность, доступ­ность и коррекционно-развивающая направленность. Обяза­тельным условием является учет как образного содержания, так и художественной формы музыкальных произведений. Умственно отсталым учащимся наиболее близки и доступ­ны образы, связанные с их интересами и бытом. Образный мир музыки для детей, воспитывающихся в специальных учреждениях, достаточно специфичен: игры и игрушки, примитивно воспринимаемые образы животных, сказочно-героические персонажи и ситуации, картины природы — это наиболее любимые детьми объекты, отраженные в музыке.

На выбор репертуара для пения оказывают влияние оп­ределенные ограничения, возникающие при работе с деть­ми данного контингента. Это небольшой диапазон голосов, затрудненность воспроизведения детьми даже несложного ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и т. д. В связи с этим репертуар для пения детьми младшего школьного воз­раста должен удовлетворять следующим требованиям до­ступности: иметь диапазон мелодии, удобный для ее вос­произведения детьми, несложный ритм, понятный и про­стой для произношения текст. Однако дети часто легче усва­ивают трудные для воспроизведения песни, если они отли­чаются яркими образами, художественной привлекательно­стью, эмоциональностью, чем более доступные, но с мало­выразительной мелодией.

Музыка, рекомендуемая для обучения умственно отста­лых школьников, большей частью создана для детей. Однако диапазон музыкального репертуара, доступного им, гораздо шире. Ознакомление учащихся с музыкой, сочиненной не специально для детского возраста, значительно обогащает их общее развитие, оказывает положительное воздействие на познавательные способности, является естественной фор­мой овладения богатством музыкальной культуры.

Музыкальный репертуар для пения и слушания дан на выбор в зависимости от степени подготовленности, лично­стных особенностей учащихся, может быть изменен в зави­симости от местных условий.


Содержание программы

ПЕНИЕ

Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом мате­риале.

Развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами.

Развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении звучания).

Развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог.

Развитие умения контролировать слухом качество пения.

Развитие музыкального ритма, умения воспроизводить фразу или куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента.

Использование разнообразных музыкальных средств (темп, динамические оттенки) для работы над выразитель­ностью исполнения песен.

Работа над чистотой интонирования и устойчивостью книсона. Пение выученных песен ритмично и выразительно с сохранением строя и ансамбля.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

Развитие умения дифференцировать части музыкального произведения.

Развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении.

Знакомство с музыкальными инструментами и их звуча­нием: саксофон, виолончель, балалайка.

Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инстру­ментах, металлофоне.

Обучение детей игре на балалайке, ложках (или других доступных народных инструментах).

Главными требованиями, предъявляемыми к музыкальным произведениям, являются: художественность, доступность и коррекционно-развивающая направленность. Обязательным условием является учет как образного содержания, так и художественной формы музыкальных произведений. Умственно отсталым учащимся наиболее близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом. Образный мир музыки для детей, воспитывающихся в специальных учреждениях, достаточно специфичен: игры и игрушки, примитивно воспринимаемые образы животных, сказочно-героические персонажи и ситуации, картины природы — это наиболее любимые детьми объекты, отраженные в музыке.

На выбор репертуара для пения оказывают влияние определенные ограничения, возникающие при работе с детьми данного контингента. Это небольшой диапазон голосов, затрудненность воспроизведения детьми даже несложного ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и т. д. В связи с этим репертуар для пения детьми младшего школьного возраста должен удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь диапазон мелодии, удобный для ее воспроизведения детьми, несложный ритм, понятный и простой для произношения текст. Однако дети часто легче усваивают трудные для воспроизведения песни, если они отличаются яркими образами, художественной привлекательностью; эмоциональностью, чем более доступные, но с маловыразительной мелодией.

Музыка, рекомендуемая для обучения умственно отсталых школьников, большей частью создана для детей. Однако диапазон музыкального репертуара, доступного им, гораздо шире. Ознакомление учащихся с музыкой, сочиненной не специально для детского возраста, значительно обогащает их общее развитие, оказывает положительное воздействие на познавательные способности, является естественной формой овладения богатством музыкальной культуры.

Особенности организации учебного процесса по предмету

Применение некоторых информационных технологий позволяет повысить интерес обучающейся к предмету, успеваемость и качество знаний.

Виды и методы организации учебного процесса

В зависимости от использования  различных видов  музыкальной и художественной деятельности, наличия темы, используются следующие типы уроков:

● вводный урок;

● урок формирования новых знаний;

● обобщающий;

● урок формирования и закрепления умений и навыков;

● комбинированные;

● интегрированный урок (слушание музыки + сольфеджио; слушание музыки + хор);

● урок – сказка  (может иметь различные формы: прослушивание, обсуждение, и некоторая доля театральности на уроке – ролевые задания);

● комплексный урок (включающий материал из разных областей искусства, не только музыкального);

Применяемые технологии:

-информационные;

-объяснительно-иллюстративные;

-здоровьесберегающие;

-личностно-ориентированные;

-игровые.

Применяемые методы:

- рассказ;

- объяснение;

- упражнение;беседа;

-слушание музыкальных произведений (фрагментов),;

-наглядный.

Связь с другими предметами: изобразительное искусство, чтение, русский язык, математика.



Требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

· высокие и низкие, долгие и короткие звуки;

· музыкальные инструменты и их звучание (орган, арфа, флейта);

· характер и содержание музыкальных произведений;

· музыкальные коллективы (ансамбль, оркестр).

Учащиеся должны уметь:

· исполнять без сопровождения простые, хорошо знакомые песни;

· различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;

· исполнять выученные песни ритмично и выразительно.

Рабочая программа по учебному предмету составлена с учетом индивидуальных особенностей ребенка и согласно рекомендациям специалистов ПМПК.





Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

1

Звуки по высоте и длительности. «Неприятность эту мы переживем…»

1

21.09


2

Огородная-хороводная. Музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой

1

19.10


3

Добрый жук. Из кинофильма «Золушка»

1

16.11


4

Настоящий друг.

1

14.12


5

Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение».

1

11.01


6

Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка»

1

08.02


7

Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка».

1

05.04


8

Улыбка. Из мультфильма «Крошка Енот».

1

03.05


9

Бабушкин козлик. Русская народная песня. Повторение пройденного материала

1

31.05




Примерный музыкальный материал для пения

  1. Веселые путешественники. Из одноименного кинофильма. Музыка М. Старокадомского, слова С. Михалкова.

  2. Песенка Крокодила Гены. Из мультфильма «Чебурашка». Музыка В. Шаинского, слова А. Тимофеевского.

  3. Первоклашка. Из кинофильма «Утро без отметок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина.

  4. Дружба школьных лет. Музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского.

  5. Снежная песенка. Музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова.

  6. Почему медведь зимой спит? Музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова.

  7. Новогодний хоровод. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко.

  8. Стой, кто идет? Музыка В. Соловьева-Седого, слова С. Погореловского.

  9. Праздничный вальс. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.

  10. Песня Чебурашки. Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.

  11. Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, слова 3. Александровой.

  12. Пойте вместе с нами. Музыка и слова А. Пряжникова.

  13. Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина.

  14. Чунга-Чанга. Из мультфильма «Катерок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина.

  15. Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.

  16. Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника.

Музыкальные произведения для прослушивания

  1. Ф. Шуберт. Аве Мария.

  2. Дж. Бизе. Ария Тореадора. Из оперы «Кармен».

  3. Дж. Верди. Триумфальный марш. Из оперы «Аида».

  4. В. Моцарт. Аллегро. Из «Маленькой ночной серенады», к. 525.

  5. М. Теодоракис. Сиртаки.

  6. П. Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Щелкунчик».

  7. Е. Крылатов. Крылатые качели. Из телефильма «Приключения Электроника».

  8. Ф. Шуберт. Музыкальный момент. Соч. 94, № 3.

  9. Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

  10. Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.

  11. Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

  12. Прекрасное далеко. Из телефильма «Гостья из будущего». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.

  13. Бу-ра-ти-но. Из телефильма «Приключения Буратино». Музыка А. Рыбникова, слова Ю. Энтина.

  14. Облака. Музыка В. Шаинского, слова С. Козлова.

  15. Кабы не было зимы. Из мультфильма «Зима в Простоквашино». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.


Материально-техническое обеспечение.

    1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы/ под ред. В.В. Воронковой; - М.: Просвещение, 2013

    2. Интернет-ресурсы.



Лист внесения изменений

№ пп

№ урока


Дата проведения по плану

Дата фактического проведения

Причина (приказ № … от ...)



















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!