СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа с нарушениями интеллекта (вариант второй) по учебному предмету «Математика» для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                           АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учебного предмета «Математика" для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа с нарушениями интеллекта (вариант второй) по учебному предмету «Математика» для 3 класса»










АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Математика»

для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

3 класс  (2 Вариант)

на 2024-2025 учебный год



























ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа «Математические представления» разработана на основе «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжёлыми и множественными нарушениями развития» под редакцией А.М. Царёва, 2015 год, в соответствии с нормативно-правовой базой:

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция 2016г);

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015года №35850;

- САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по Адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», постановление от 10 июля 2015 года № 26;

- АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития ( вариант 2) филиал Шингаринская ООШ;

- Учебный план к АООП (вариант 2) филиал ьШингаринска ООШ на 2024-2025 учебный год.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, продолжительность учебного года составляет 34 недели и составляет 68 часов в год.

Цель : развитие учащихся и коррекция их познавательных возможностей.


Задачи:

-формировать мотивацию к урокам математики, выработать умение слушать учителя и выполнять его требования;

-формировать элементарные математические знания, умения, навыки, соответствующие индивидуальным особенностям  личности обучающихся;

-подготовить учащихся к жизни и труду в современном обществе;

-способствовать социализации и социальной адаптации учащихся.


        В процессе обучения предмету «Математические представления» детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью, обучающихся по II варианту учебного плана,  используются следующие методы и приемы:

- совместные действия детей и взрослого;

- действия по подражанию действиям учителя;

- действия по образу, по словесной инструкции;

- приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов;

- элементарные счетные действия с множествами предметов, тактильного и зрительного восприятия;

- воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений цифр;
- предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога формы, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;

- соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскостными изображениями.


Планированные результаты изучения учебного предмета, курса


Метапредметные:


а) регулятивные универсальные учебные действия:

определять и формулировать цель  деятельности  с помощью учителя;  

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану;

б) познавательные универсальные учебные действия:

находить ответы на вопросы ;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

умение высказывать  своё отношение к получаемой информации ;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

в) коммуникативные универсальные учебные действия:

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя;

сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности; слушать собеседника;  формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль.


Личностные :

  • Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

  • Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

  • Формирование уважительного отношения к окружающим;

  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Предметные :

-величину: большой – маленький;

-количественные понятия: один, два, много, поровну;

-геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;

-выделять 1 и много предметов из группы;

-соотносить количество с количеством пальцев;

-складывать разрезные картинки из двух частей, разрезанных по вертикали или горизонтали;

-понимать слова, используемые учителем при создании конструкций: возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, дорожка, лесенка, ворота ( использование жестов).







Содержание учебного предмета, курса


Временные представления (2 часа)

Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.



Количественные представления (43 часа)

-Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).


-Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств). Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег.


Представления о величине (7 часов)

-Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.


Представление о форме (8 часов)

-Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб», «призма», «параллелепипед»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой (куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).


Пространственные представления (8 часов)

-Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.










Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Временные представления

2

Количественные представления

43

Представления о величине

7

Представление о форме

8

Пространственные представления

8

Итого

68





Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Планируемая дата

Фактическая дата

Примечания

Представления о величине – 7 часов


1

Большой. Сравнение предметов по размерам: большой, маленький, равные.




2

Сравнение предметов: длинные, короче, равные.




3

Понятия: шире, уже, одинаковые.




4

Понятия: выше, ниже, равные ростом.




5

Понятия: глубже, мельче.




6

Понятия: толще, тоньше, одинаковые.




7

Сравнение предметов по массе (тяжелей, легче, такой же)




Пространственные представления – 8 часов

8

Положение предметов в пространстве (далеко, близко), вверху, внизу.




9

Понятия справа, слева.




10

Пространственные понятия: рядом, около, там, здесь.




11

Положение предметов в пространстве (на, в, внутри).




12

Положение предметов в пространстве (за, перед, над под)




13

Положение предметов в пространстве (напротив, между, в центре, дальше, ближе, рядом)




14

Отношение порядка следования (крайний, первый, последний). 




15

Порядок следования: перед, после, за, следом, следующий.




Количественные представления – 43 часа

16

Понятие много, один.




17

Сравнение групп предметов (много, немного, мало)




18

Упражнения на выделение количества (много, мало, пусто, один)




19

Изменение количества предметов. Уравнивание.




20

Составление картинки из нескольких частей.




21

Число и цифра 0. Действия с 0




22

Число и цифра 1.




23

Монеты: 1копейка, 1рубль




24

Число и цифра 2. Образование.




25

Монеты: 2 рубля




26

Показ на пальцах: 1, 2.




27

Вы­кладывание цифр 1, 2 из палочек, лепка из пла­стилина, зарисовка на доске, на бумаге





28

Пись­мо цифр 1 и 2 по трафарету и по точкам




29

Простые арифметические задачи на сложение.




30

Простые арифметические задачи на вычитание.




31

Решение задач на сложение и вычитание.




32

Точка. Прямая.




33

Сложение и вычитание в пределах 2. Закрепление.




34

Образование числа 3.




35

Числовой ряд 1-3. Сравнение чисел.




36

Состав числа 3..




37

Порядковые и количественные числительные




38

Решение примеров на сложение и вычитание в пределе 3




39

Показ на пальцах: 1, 2, 3




40

Письмо цифр 1, 2, 3 по трафарету и по точкам.




41

Упраж­нения в самостоятельном письме цифр на дос­ке, в тетради




42

Знаки действий. Запись примеров на сложение и вычитание.




43

Закрепление вычитания в пределах 3.




44

Задачи на нахождение суммы.




45

Число, цифра 4.




46

Числовой ряд 1-4.




47

Образование числа 4.




48

Состав числа 4.




49

Счёт до 4 и обратно .




50

Сравнение, запись и решение примеров в пределе 4.




51

Сложение и вычитание в пределах 4, сравнение.




52

Число и цифра 5.




53

Счёт до 5 и обратно.




54

Числовой ряд 1-5. Сравнение чисел.




55

Состав числа 5. Решение примеров




56

Решение примеров на сложение и вычитание.




57

Решение простых задач на нахождение суммы




58

Решение простых задач на нахождение остатка.




Представление о форме – 8 часов

59

Различение круглых геометрических тел. Рисование геометрической фигуры - круг.




60

Соотнесение круга с шаром.





61

Знакомство с геометрической фигурой – квадрат. Рисование квадрата по трафарету, по клетке.




62

Геометрическая фигура – четырехугольник.




63

Прямоугольник.




64

Рисование треугольника.




65

Квадрат.




66

Рисование круга, Рисование квадрата, треу­гольника с помощью учителя.




Временные представления – 2 часа

67

Утро, день, вечер, ночь сутки





68

Сегодня, завтра, вчера, на следующий день.

















































































УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

– различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);

– пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);

-мозаики;

– игрушки разных размеров;

– шнуровки;

– пирамидки разные по величине, высоте;

– пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;

– карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений) ;

– цветные карандаши;

– листы бумаги;

-рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал;

– презентации по темам;

– обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  • Алышева Т.В. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2016

 








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!