8
АДАПТИРОВАННАЯ
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
учебного предмета «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
для обучения на дому ученика
Уровень образования: основное общее образование (ФГОС)
Срок реализации программы: 2018/2019 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 8ч/год, 0,25 ч/неделю
Рабочая программа составлен на основе: Примерной программы по изобразительному искусству для 5-9 классов (автор Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских - М.: Просвещение, 2011).
Учебник: Л.А. Неменская. Учебник «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» под редакцией Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2014.
Рабочую программу составила: Плахина Ольга Ивановна, учитель изобразительного искусства.
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 6 класса с ОВЗ (ЗПР) основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, №131. – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная программа разработана на основании документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с задержкой психического развития.
Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования.
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с задержкой психического развития.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (с изменениями).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Так как одной из основных задач программа для детей с ОВЗ (ЗПР) ставит подготовку учащихся к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями.
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по изобразительному искусству, который доступен большинству учащихся. Для отстающих учащихся, нуждающихся в дифференцированной помощи со стороны учителя, настоящая программа определяет упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем.
В результате освоения предметного содержания курса изобразительного искусства у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать личностных, метапредметных: регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов.
На первый план при изучении курса изобразительного искусства выносится задача совершенствования познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы учащихся.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности;
осознания значения семьи в жизни человека и общества ,приятие ценности семейной жизни.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
ориентироваться на разнообразие способов решения творческих задач;
строить рассуждения в форме связи суждений об объекте, его конструкции, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметные:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств; изобразительных (живопись, графика, скульптура), в архитектуре и дизайне;
развитие потребности общения с произведениями искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 6 класса «Изобразительное искусство в жизни человека» является продолжением учебного материала 5 класса и посвящена изучению собственно изобразительного искусства и его места в жизни человека. Учащиеся знакомятся с искусством изображения как художественным познанием мира и выражением отношения к нему как к особой и необходимой форме духовной культуры общества. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. изучая изменения как будто внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а так же принцип постепенного нарастания сложности задач и ступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение изменений ценностного понимания и видения мира. В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. Последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.
В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
• изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);
• декоративная и конструктивная работа;
• восприятие явлений действительности и произведений искусства;
• обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
• изучение художественного наследия;
• подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
• прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки - творческие отчёты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Контрольно-оценочная деятельность осуществляется по обязательным видам работ учащихся на уроке: изучение теоретического материала; участие в художественно-практических видах деятельности и качество выполнения работ; анализ-интерпретация художественных произведений. Формы контроля могут быть различными: устная, письменная, в виде тестов, а также предполагается выполнение школьниками проектов и исследовательских работ.
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
8 часов
Раздел 1. «Виды изобразительного искусства и основы образного языка»
(2 часа)
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своём восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию.
Раздел 2. «Мир наших вещей. Натюрморт»
(2 часа)
История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определённое время, и как творческая лаборатория художника. Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи. Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объём, свет, цвет).
Раздел 3. «Вглядываясь в человека. Портрет»
(2 часа)
Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета – интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объём, свет). Портрет как способ наблюдения человека и понимание его.
Раздел 4. «Человек и пространство. Пейзаж»
(2 часа)
Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей. Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема раздела. | Количество часов. |
1 | Виды изобразительного искусства и основы образного языка. | 2 |
2 | Мир наших вещей. Натюрморт | 2 |
3 | Вглядываясь в человека. Портрет | 2 |
4 | Человек и пространство. Пейзаж | 2 |
Итого 8 часов