Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Кормёжка имени Ф. П. Полынигна
Балаковского района Саратовской области»
«Согласовано» Руководитель МО ________________________ Утибкалиева Ж.М. Протокол №______ от «______»__________2020 г | «Согласовано Заместитель директора по УВР Колонцова О.В. «______»___________2020 г. | «Утверждаю» и. о. директора школы ________________________ Ульянова М.А. Приказ №________ от «_____»_________2020 г. |
Адаптированная рабочая программа
учебного предмета
биология
9 класс
(индивидуальное обучение __________________)
на 2019-2020 учебный год
Майоровой Светланы Юрьевны
| Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № ____ от _______2020 года |
2019/2020 учебный год
Пояснительная записка
В соответствии с требованиям ФГОС обучения умственно отсталых детей рабочая программа по биологии 7-9 классов разрабатывается на основе Примерной АООП и требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения АООП.
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-- Учебного плана
- Авторской программы по биологии для 7-9 класса Т.В.Шевырёвой, Е.Н. Соломиной, допущенной Министерством образования и науки РФ, Просвещение, 2018 г.
Изучение биологического материала в 7—9 классах позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового воспитания детей и подростков.
Основные задачи изучения биологии:
— сформировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;
— показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;
— сформировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;
— развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции.
Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом:
1. Учебник «Биология. Человек» для учащихся 9 класса специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида. авторы: Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва. М.: «Просвещение», 2010
Курс «Биология» состоит из «Человек».
В разделе «Человек» (9 класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) воспринимать человека как часть живой природы.
В программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку и т. п.) следует уделять больше внимания и во внеурочное время.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Биология. Человек»- 9 класс входят в предметную область «Естествознание» и относятся к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Класс | 9 класс |
Количество часов в неделю | 0,5 часа |
Итого в1/2 года | 9 часов |
С целью формирования у учащихся мотивации к изучению предмета в программе отведено время на организацию тематических экскурсий, проведение опытов.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты:
• Осознание необходимости охраны природы;
• Установление взаимосвязи между экологически грамотным поведением в природе и сохранением многообразия мира растений;
• Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни (соблюдать правила выполнения проведения простейших опытов по изучению растений, грибов, бактерий, правила поведения в природе и бережного отношения к растительным организмам);
• Овладение правилами личной и общественной гигиены в повседневной жизни;
• Формирование эстетических потребностей (умение видеть красоту, гармонию окружающей природы);
• Формирование готовности к самостоятельной жизни;
• Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях (в классе и на пришкольном участке);
• Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия при выполнении практических и лабораторных работ в классе и на пришкольном участке.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность их применения.
АООГТ определяет два уровня овладения предметными результатами:
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; - представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире; - отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево леса); - называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые); - соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека; - соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); - выполнение несложных заданий под контролем учителя; - адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога. | - узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; - знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога; - представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; - отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации - называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения; - выделение существенных признаков групп объектов; знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни; - участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; - выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; - совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений; - выполнение доступных возрасту природоохранительных действий; - осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями. |
Дифференцированный уровень включает уч-ся, имеющих в силу своего психо-физического состояния значительные трудности по усвоению учебного материала: - узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; - представления о назначении изученных объектов; - называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (например-растения, животные); - соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни (под контролем взрослого); - соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); - выполнение несложных заданий под контролем учителя |
Цели изучения биологии:
―формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;
―показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;
―формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому, половому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;
―развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции.
Тематическое планирование учебного предмета.
Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (1 ч)
Раздел 2. Общий обзор организма человека — 2 часа
Раздел 3. Опора тела и движение — 2 ч.
Раздел 4. Кровь и кровообращение — 2 ч.
Раздел 5. Дыхание - 2 ч
Раздел 6. Пищеварение - 2 ч.
Раздел 7. Почки – 2 ч.
Раздел 10. Кожа – 2 ч.
Раздел 11. Нервная система - 2часа
Охрана здоровья человека в Российской Федерации — 1 часов
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Минимальный уровень:
знание особенностей внешнего вида изученных растений и животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;
знание общих признаков изученных групп растений и животных, правил поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме программы;
выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных программой;
описание особенностей состояния своего организма;
знание названий специализации врачей;
применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за растениями, животными в доме, измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи).
Достаточный уровень:
представления об объектах неживой и живой природы, организме человека;
осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком, органами и системами органов у человека;
установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);
знание признаков сходства и различия между группами растений и животных; выполнение классификаций на основе выделения общих признаков;
узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
знание названий, элементарных функций и расположения основных органовв организме человека;
Календарно-тематическое планирование уроков
|
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Корректировка |
| 1. Введение.(1ч.) | | | |
1 | Введение. Анатомия, физиология, психология, гигиена человека. Становление наук о человеке. | 1 | 15.01 | |
2 | Клеточное строение организма. Ткани | 1 | 22.01 | |
3 | Рефлекторная регуляция. | 1 | 29.01 | |
| 4. Опорно-двигательная система. (4 ч.) | | | |
4 | Строение костей. Скелет человека. | 1 | 05.02 | |
5 | Строение мышц. | 1 | 12.02 | |
| 5.Внутренняя среда организма (2 ч.) | | | |
6 | Кровь. Транспортные системы организма. | 1 | 19.02 | |
7 | Сердце. Круги кровообращения. | 1 | 26.02 | |
| 7.Дыхание.(2 ч.) | | | |
8 | Дыхание. | 1 | 04.03 | |
9 | Механизм вдоха и выдоха. | 1 | 11.03 | |
| 8. Пищеварение.(3 ч.) | | | |
10 | Питание и пищеварение. | 1 | 18.03 | |
11 | Регуляция пищеварения. | 1 | 01.04 | |
12 | Почки | 1 | 08.04 | |
13 | Выделительная система | 1 | 15.04 | |
| 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. (2 ч.) | | | |
14 | Кожа | 1 | 22.04 | |
15 | Закаливание. Выделение. | 1 | 29.04 | |
| 11. Нервная система. (5 ч). | | | |
16 | Нервная система | 1 | 06.05 | |
17 | Мозг | 1 | 13.05 | |
18 | Охрана здоровья человека в Российской Федерации | 1 | 20.05 | |
Учебно-методическое сопровождение
АООП для детей с нарушением интеллекта
Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант1. 5-9 классы. Природоведение. Биология. География. / Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина, Т.В.Шевырёва, Е.В.Подвальная - М. «Просвещение» 2018
Материалы МЭШ
Учебник: «Биология. Растения. Грибы. Бактерии» для учащихся 7 класса специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида. автор: З.А.Клепинина, М.: «Просвещение. Московский учебник», 2009 г.
Учебник «Биология. Животные» для учащихся 8 класса специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида. авторы: А.И.Никишов, А.В.Теремов, М.: «Просвещение. Московский учебник», 2008
Учебник «Биология. Человек» для учащихся 9 класса специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида. авторы: Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва. М.: «Просвещение», 2010
Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е.,КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. ХудожникиГ.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
16