СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа учебного предмета биология 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа учебного предмета биология 9 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Кормёжка имени Ф. П. Полынигна

Балаковского района Саратовской области»



«Согласовано»

Руководитель МО

________________________

Утибкалиева Ж.М.

Протокол №______ от

«______»__________2020 г

«Согласовано

Заместитель директора по УВР

Колонцова О.В.



«______»___________2020 г.

«Утверждаю»

и. о. директора школы

________________________

Ульянова М.А.

Приказ №________ от

«_____»_________2020 г.





Адаптированная рабочая программа

учебного предмета

биология

9 класс

(индивидуальное обучение __________________)

на 2019-2020 учебный год

Майоровой Светланы Юрьевны






Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № ____ от _______2020 года










2019/2020 учебный год

  1. Пояснительная записка

В соответствии с требованиям ФГОС обучения умственно отсталых детей рабочая программа по биологии 7-9 классов разрабатывается на основе Примерной АООП и требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения АООП.

Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обу­ча­ю­щи­хся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

-- Учебного плана

- Авторской программы по биологии для 7-9 класса Т.В.Шевырёвой, Е.Н. Соломиной, допущенной Министерством образования и науки РФ, Просвещение, 2018 г.

Изучение биологического материала в 7—9 классах позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового воспитания детей и подростков.

Основные задачи изучения биологии:

— сформировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;

— показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;

— сформировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;

— развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции.


Общая характеристика учебного предмета.

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом:

1. Учебник «Биология. Человек» для учащихся 9 класса специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида. авторы: Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва. М.: «Просвещение», 2010

Курс «Биология» состоит из «Человек».

В разделе «Человек» (9 класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) воспринимать человека как часть живой природы.

В программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку и т. п.) следует уделять больше внимания и во внеурочное время.


Описание места учебного предмета в учебном плане.

Учебный предмет «Биология. Человек»- 9 класс входят в предметную область «Естествознание» и относятся к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Класс

9 класс

Количество часов в неделю

0,5 часа

Итого в1/2 года

9 часов


С целью формирования у учащихся мотивации к изучению предмета в программе отведено время на организацию тематических экскурсий, проведение опытов.

Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.



Личностные результаты:

• Осознание необходимости охраны природы;

• Установление взаимосвязи между экологически грамотным поведением в природе и сохранением многообразия мира растений;

• Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни (соблюдать правила выполнения проведения простейших опытов по изучению растений, грибов, бактерий, правила поведения в природе и бережного отношения к растительным организмам);

• Овладение правилами личной и общественной гигиены в повседневной жизни;

• Формирование эстетических потребностей (умение видеть красоту, гармонию окружающей природы);

• Формирование готовности к самостоятельной жизни;

• Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях (в классе и на пришкольном участке);

• Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия при выполнении практических и лабораторных работ в классе и на пришкольном участке.



Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность их применения.

АООГТ определяет два уровня овладения предметными результатами:

Минимальный уровень

Достаточный уровень

- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

- представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

- отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево леса);

- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;

- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

- выполнение несложных заданий под контролем учителя;

- адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.


- узнавание и называние изученных объектов в на­туральном виде в естественных условиях;

- зна­ние способов получения необходимой ин­фор­мации об изучаемых объектах по заданию педагога;

- представления о взаимосвязях между изу­чен­ными объектами, их месте в окружающем мире;

- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом раз­личных оснований для классификации

- называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

- выделение существенных признаков групп объектов; знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

- участие в беседе; обсуждение изученного; про­яв­ление желания рассказать о предмете изу­чения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

- выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

- совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

- выполнение доступных возрасту природо­ох­ра­ни­тельных действий;

- осуществление дея­тель­ности по уходу за комнатными и культурными растениями.


Дифференцированный уровень включает уч-ся, имеющих в силу своего психо-физического состояния значительные трудности по усвоению учебного материала:

- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

- представления о назначении изученных объектов;

- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (например-растения, животные);

- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни (под контролем взрослого);

- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

- выполнение несложных заданий под контролем учителя




  1. Цели изучения биологии:

―формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;

―показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;

―формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому, половому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;

―развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции.

















  1. Тематическое планирование учебного предмета.


Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (1 ч)

Раздел 2. Общий обзор организма человека — 2 часа

Раздел 3. Опора тела и движение — 2 ч.

Раздел 4. Кровь и кровообращение — 2 ч.

Раздел 5. Дыхание - 2 ч

Раздел 6. Пищеварение - 2 ч.

Раздел 7. Почки – 2 ч.

Раздел 10. Кожа – 2 ч.

Раздел 11. Нервная система - 2часа

Охрана здоровья человека в Российской Федерации — 1 часов






















  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.



Минимальный уровень:



знание особенностей внешнего вида изученных растений и животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;

знание общих признаков изученных групп растений и животных, правил поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме программы;

выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных программой;

описание особенностей состояния своего организма;

знание названий специализации врачей;

применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за растениями, животными в доме, измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи).

Достаточный уровень:

представления об объектах неживой и живой природы, организме человека;

осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком, органами и системами органов у человека;

установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);

знание признаков сходства и различия между группами растений и животных; выполнение классификаций на основе выделения общих признаков;

узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);

знание названий, элементарных функций и расположения основных органовв организме человека;













  1. Календарно-тематическое планирование уроков


п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Корректировка


1. Введение.(1ч.)




1

Введение. Анатомия, физиология, психология, гигиена человека. Становление наук о человеке.

1

15.01


2

Клеточное  строение организма. Ткани

1

22.01


3

Рефлекторная регуляция.

1

29.01



4. Опорно-двигательная система. (4 ч.)




4

Строение костей.  Скелет человека.

1

05.02


5

Строение мышц.

1

12.02



5.Внутренняя среда организма (2 ч.)




6

Кровь. Транспортные системы организма.

1

19.02


7

Сердце. Круги кровообращения.

1

26.02



7.Дыхание.(2 ч.)




8

Дыхание.

1

04.03


9

Механизм вдоха и выдоха.

1

11.03



8. Пищеварение.(3 ч.)




10

Питание и пищеварение.

1

18.03


11

Регуляция пищеварения.

1

01.04


12

Почки

1

08.04


13

Выделительная система

1

15.04



10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. (2 ч.)




14

Кожа

1

22.04


15

Закаливание. Выделение.

1

29.04



11. Нервная система. (5 ч).




16

Нервная система

1

06.05


17

Мозг

1

13.05


18

Охрана здоровья человека в Российской Федерации

1

20.05























































  1. Учебно-методическое сопровождение


  1. АООП для детей с нарушением интеллекта

  2. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант1. 5-9 классы. Природоведение. Биология. География. / Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина, Т.В.Шевырёва, Е.В.Подвальная - М. «Просвещение» 2018

  3. Материалы МЭШ

  4. Учебник: «Биология. Растения. Грибы. Бактерии» для учащихся 7 класса специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида. автор: З.А.Клепинина, М.: «Просвещение. Московский учебник», 2009 г.

  5. Учебник «Биология. Животные» для учащихся 8 класса специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида. авторы: А.И.Никишов, А.В.Теремов, М.: «Просвещение. Московский учебник», 2008

  6. Учебник «Биология. Человек» для учащихся 9 класса специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида. авторы: Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва. М.: «Просвещение», 2010

  7. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е.,КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. ХудожникиГ.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

  8. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001












16