Приложение к АООП ООО
Приказ от «___» ___ 20__г.
№ _____-ОД
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
9 Б класс
г. Сосновый Бор
2023 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», предметная область Физическая культура и ОБЖ, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и с учетом примерной программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» под ред. А.Т. Смирнова, М.: Просвещение, 2011 для обучающихся в классах ОВЗ.
Рабочая программа составлена в рамках УМК по ОБЖ 5-9 класс учебник для общеобразовательных организаций, авторы А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников Под редакцией А.Т.Смирнова; М.: Просвещение, 2015.
Настоящая рабочая программа направлена на формирование и повышение современного уровня культуры безопасности учащихся с задержкой психического развития 8 – 9 классов. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.
Цели изучения основ безопасности жизнедеятельности:
Повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
Снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.
Задачи:
Овладение знаниями о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций, влияние их последствий на безопасность личности, общества и государства;
Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни, индивидуальной системы защищенности жизненно важных интересов от внутренних угроз и умения оказать первую помощь при неотложных состояниях;
Формирование умения предвидеть возникновении опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников, в том числе и Интернета;
Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, формирование умей принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
Формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 января 2016 г. №38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253».
Основная общеобразовательная программа основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»
Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» на 2018- 2019 учебный год
Предполагаемые результаты обучения ОБЖ в основной школе:
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Содержание учебной программы для 8 класса
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и последствия. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах.
Тема 2. Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Велосипедист-водитель транспортного средства.
Тема 3. Безопасность на водоёмах
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Безопасный отдых на водоемах. Оказание помощи терпящим бедствие на воде.
Тема 4. Экология и безопасность
Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел III. Основы здорового образа жизни
Тема 7. Здоровый образ жизни и его составляющие
Здоровье как основная ценность человека. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.
Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.
Содержание учебной программы для 9 класса
Модуль 1 Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Основы комплексной безопасности.
Тема 2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России.
Чрезвычайные ситуации их классификация. Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия. Угроза военной безопасности.
Раздел 2. Защита населения РФ от ЧС
Тема 3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороны страны. МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в РФ
Тема 5. Терроризм и экстремизм: их причины и последствия.
Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления.
Тема 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости.
Правила поведения при угрозе террористического акта. Профилактика наркозависимости.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел 3. Основы здорового образа жизни
Тема 9. Здоровье-условие благополучия человека.
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Здоровый образ жизни и его составляющие. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказания первой помощи
Тема 12. Оказание первой помощи
Первая медицинская помощь при массовых поражениях (практическое занятие). Первая медицинская помощь при передозировке при приёме психоактивных веществ.
Требования к уровню подготовки учащихся
8 класс
Выпускник научится:
составлять алгоритм безопасного поведения при пожаре,
анализировать степень безопасности дорожного движения;
оказывать само- и взаимопомощь терпящим бедствие на воде;
анализировать собственные поступки и их влияние на личное благополучие;
Выпускник получит возможность научиться:
составлять правила своего поведения в различных ситуациях;
использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.
9 класс
Выпускник научится:
анализировать информацию различных источников;
анализировать степень влияния личности на обеспечение национальной безопасности России;
анализировать влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
формулировать собственную позицию неприятия терроризма в любых его проявлениях;
вырабатывать отрицательное отношение к приему наркотиков;
оказывать первую помощь при массовых поражениях населения..
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять поиск информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в различных ситуациях;
применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
Учебно-тематический план
№модуля раздела, темы | Наименование модулей, разделов, тем | Количество часов |
М-1 | Основы безопасности личности, общества и государства | |
Р-1 | Основы комплексной безопасности | 72 |
Тема 1 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | 22 |
Тема 2 | Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях | 20 |
Тема 3 | Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера | 33 |
Р-2 | Защита населения от чрезвычайных ситуаций | 23 |
Тема 1 | Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций | 23 |
Р-3 | Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | 20 |
Тема 1 | Экстремизм и терроризм- чрезвычайные опасности для общества и государства | 8 |
Тема 2 | Нормативно-правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации | 3 |
Тема 3 | Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | 2 |
Тема 4 | Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму | 4 |
Тема 5 | Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремистской деятельности | 1 |
Тема 6 | Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта | 2 |
М-2 | Здоровый образ жизни и оказание первой помощи | |
Р-4 | Основы здорового образа жизни | 35 |
Тема 1 | Здоровый образ жизни и его составляющие | 21 |
Тема 2 | Факторы, разрушающие здоровье | 11 |
Тема 3 | Правовые аспекты взаимоотношений полов | 3 |
Р-5 | Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | 20 |
Тема 1 | Оказание первой помощи | 1 |
Тема 2 | Первая помощь при неотложных состояниях | 20 |
Тема 3 | Первая помощь при массовых поражениях | 1 |
| Всего | 170 |
Учебно-тематический план за курс 8 класса.
№ модуля, раздела, темы | Наименование модулей, разделов, тем | Количество часов |
М-1 | Основы безопасности личности, общества и государства | |
Р -1 | Основы комплексной безопасности | 7 |
Тема 1 | Пожарная безопасность | 2 |
Тема 2 | Безопасность на дорогах | 2 |
Тема 3 | Безопасность на водоемах | 2 |
Тема 4 | Экология и безопасность | 1 |
М-11 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | |
Р-111 | Основы здорового образа жизни | 2 |
Тема 8 | Здоровый образ жизни и его составляющие | 2 |
| Всего часов | 9 |
Учебно-тематический план за курс 9 класса.
№ модуля, раздела, темы | Наименование модулей, разделов, тем | Количество часов |
М-1 | Основы безопасности личности, общества и государства | |
Р-1 | Основы комплексной безопасности | |
Тема 1 | Национальная безопасность России в современном мире | 2 |
Тема 2 | Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России | 1 |
Р-2 | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | |
Тема 3 | Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | 1 |
Р-3 | Противодействие терроризму и экстремизму в РФ | |
Тема 5 | Общие понятия о терроризме и экстремизме: их причины и последствия | 2 |
М-11 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | |
Р-4 | Основы здорового образа жизни | |
Тема 9 | Здоровье – условие благополучия человека | 2 |
Р-1У | Основы медицинских знаний и оказания первой помощи | |
Тема 12 | Оказание первой медицинской помощи | 1 |
| Всего часов | 9 |