СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптивная рабочая программа по окружающему миру 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптивная рабочая программа по окружающему миру . программа создана для детей ОВЗ,  1 класс. Авторы учебника Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина,М.А. Попова

Просмотр содержимого документа
«Адаптивная рабочая программа по окружающему миру 1 класс»

2.Пояснительная записка


показатели

1

Тип программы

Адаптированная

2

Статус программы

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир»

3

Нормативные документы(если есть авторская программа указать исходные данные программы, издательство, год или электронный вариант с сайта)

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012;

  2. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г № 1598);

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2019 №345 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями)

  4. Положение о рабочей программе МБОУ СОШ № 76 п. Гигант (утв. 24.05.2016 №115)

  5. Адаптированная основная образовательная программа АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1)МБОУ СОШ №76 п. Гигант на (приказ № 145 от 28.08.2020)

  6. Авторская программа основного общего образования по окружающему миру для 1классов. Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А.Попова

4

Категория обучающихся

обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1))

5

Сроки освоения программы

2020-2021 учебный год

6

Общее количество часов в год по программе/ по учебному плану

66ч

66ч

7

Количество часов в неделю

8

Аргументация изменения количества часов по темам и разделам курса в сравнении с авторской программой

В классе на изучение предмета «Мир природы и человека» отводится 66 часов из расчета 2 часа в неделю (33 учебных недели). В соответствии с учебным планом, расписанием занятий МБОУ СОШ №76 п. Гигант на 2020-2021 учебный год данная программа будет реализована за 66 часов.

9

Аргументация использования резервных часов:


10

Форма обучения

Индивидуальное

11

Дистанционная форма обучения

"Учи.ру"

3. Планируемые результаты

Личностные и предметные результаты освоения предмета

Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных умениями и навыков. Для детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций. В курсе «Мир природы и человека» представлены многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на развитие следующих личностных умений и навыков:

  • Осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;

  • Адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • Способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

  • Способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;

  • Владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;

  • Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

  • Осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;

  • Осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • Овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.

Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.

Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на уроке работу по освоению общеучебных навыков, таких как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д.

Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека» должен быть направлен на овладение следующими коммуникативными навыками:

  • Умением вступать в контакт и работать в группах;

  • Умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;

  • Умение обращаться за помощью и принимать помощь;

  • Умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

  • Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

В рамках изучения курса «Мир природы и человека» развиваются следующие регулятивные учебные действия:

  • Входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);

  • Самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения);

  • Использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;

  • Самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;

  • Корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);

  • Принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

В процессе овладения различными знаниями о живой и неживой природе в рамках предмета «Мир природы и человека» обучающиеся с интеллектуальными нарушениями научаются следующим познавательным учебным действиям:

  • Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности,

  • Характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);

  • Находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;

  • Использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;

  • Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);

  • Называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

  • Знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;

  • Знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.

  • Таким образом, для решения тех или иных задач в каждой теме курса представлены задания на развитие той или иной жизненной компетенции. Так, в теме «Объекты живой и неживой природы» отрабатываются навыки нахождения ориентировочных компонентов по дороге в школу, домой. При изучении темы «Человек» отрабатываются навыки коммуникативных компетенций, овладения принятыми ритуалами взаимодействия и т.д.

Предметные результаты изучения курса «Мир природы и человека» могут быть минимальными и достаточными.

  • Минимальным уровнем является формирование следующих умений:

  • Правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;

  • Различать объекты живой и неживой природы;

  • Выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;

  • Называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;

  • Называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;

  • Соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;

  • Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:

  • Овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;

  • Узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;

  • Отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;

  • Знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями.

4.Содержание учебного предмета

Первый год обучения должен заложить основу для формирования у обучающихся базовых представлений о природе.

Порядок изучения тем, а также время и количество часов, отведенное для изучения каждой из них, могут быть изменены учителем.

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Содержание программы одного периода обучения от другого отличается увеличением объема предъявляемого учебного материала, его усложнением и расширением, сложностью видов работ по той или иной теме.

Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»).

Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные темы по этому разделу расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа».

Неживая природа

Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки.

Деятельность человека в течение суток.

Земля: песок, камни, глина.

Солнце – источник тепла и света.

Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года.

Сезонные изменения в природе

Сезонные изменения в неживой природе

Влияние солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью.

Знакомство с временами года и их названиями.

Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.

Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха.

Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.

Животные зимой. Медведь, заяц.

Одежда людей, игры детей в разное время года

Живая природа

Растения Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения (различия этих групп не разбираются).

Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.

Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года.

Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение.

Животные

Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).

Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение.

Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных).

Человек. Безопасное поведение

Пол, возраст, имя, фамилия.

Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.

Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.

Первая помощь при порезах, ожогах кожи.

Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.

Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.

Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения, ухо – орган слуха и т. д. Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека


5. Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»


п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Содержание

учебного материала

по разделу

Характеристика деятельности обучающегося

Виды контроля

1

Неживая природа

6

Влияние Солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью.

Знакомство с временами года и их названиями.

Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.

Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня

Рассматривание рисунка. Нахождение и показ объектов. Называние объектов неживой природы. Зарисовка выбранного объекта

Отгадывание загадок. Разучивание игр.

Определение времени года по изображению. Составление рассказа по картинке. Определение соответствия по картинке

Дифференциация изображений. Составление рассказа о видах деятельности. Зарисовка

Рассматривание схемы. Определение положения объекта. Составление рассказа по рисунку. Нахождение несоответствия. Определение времени

Текущий контроль: устный опрос, работа с карточками

2

Сезонные изменения в природе

10

Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха.

Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.

Животные зимой. Медведь, заяц.

Одежда людей, игры детей в разное время года

Рассматривание рисунков. Нахождение рисунка в соответствии с темой. Работа с календарем. Ответы на вопросы. Нахождение различий на рисунках. Прослушивание текста, стихотворения. Определение по схеме причины сезонных изменений. Работа с опорными словами (осень, листопад)

Создание аппликации

Составление рассказа с опорой на иллюстрации. Классификация объектов по назначению (одежда осенью, инвентарь для уборки, осенний букет). Объяснение выбора объектов и предметов. Узнавание и называние дней недели. Нахождение различий в изображениях. Определение причин сезонных изменений по схеме. Вырезывание объекта природы (аппликация) по готовому образцу.

Изготовление кормушки по образцу. Сравнение внешнего вида животных в различное время года.

Текущий контроль: устный опрос, карточки, практическая работа со схемами

3

Живая природа


17

Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения (различия этих групп не разбираются).

Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.

Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года.

Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение

Составление рассказа о пользе леса. Разучивание правила поведения в лесу. Нахождение на иллюстрациях объектов природы (дерево, цветок, трава, кустарник). Работа со словарем (лес, дерево, трава)

Рассматривание схемы строения растений. Определение и называние частей растений.

Нахождение объектов природы на рисунке (цветы). Нахождение сходства и различий объектов природы (цветы) по рисунку.

Практическая работа по посадке растения (семени).

Практические действия: протирание листьев, полив растения, рыхление почвы. Отбор инвентаря для ухода за растениями, называние предметов. Проговаривание названий растений и инвентаря

Текущий контроль: устный опрос, карточки, практическая работа со схемами

1

Растения

5

2

Животные

5

Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).

Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение.

Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных)

Рассматривание рисунков с изображением животных, называние и показ знакомых объектов. Сравнение животных по размеру, образу жизни, способам передвижения. Зарисовка животного (по контуру)

Выделение и показ частей тела у животных. Описание животного по образцу (с помощью учителя. Нахождение и называние различий животных (форма тела, окраска, повадки, место обитания). Классификация животных по видам (птицы, рыбы, насекомые) – называние и показ по картинке. Сравнение животных по внешнему виду, окраске. Составление рассказа о животном по способам передвижения.

. Определение и называние детенышей животных.

Текущий контроль: устный опрос, карточки, практическая работа со схемами

3

Человек

7

Пол, возраст, имя, фамилия.

Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.

Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.

Первая помощь при порезах, ожогах кожи.

Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.

Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.

Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения, ухо – орган слуха и т. д.

Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека

Нахождение сходства и различий объектов природы (человек) по картинке (внешний вид, пол, возраст). Нахождение и показ частей тела на рисунке (на объекте), называние частей тела. Отработка навыков пространственной ориентировки (правая, левая) на основе стихотворного текста. Отработка навыков обращения к сверстнику, взрослому (имя, фамилия). Разучивание правила гигиены. Рассматривание рисунков.

Определение и называние частей лица, нахождение частей на себе. Нахождение сходства и различий по рисункам.

Работа по картинкам (нахождение картинки на правильную осанку). Разучивание стихотворения для физкультминутки. Правила посадки за партой, ношения груза, правильной осанки

Разучивание упражнений утренней гимнастики на разные виды мышц

Текущий контроль: устный опрос, карточки, практическая работа со схемами


6. Календарно-тематическое планирование предмета «Окружающий мир» в 1 классе в 2020-2021 уч.г. по АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1)


п/п

урока

Дата

ИО

Дата

МК

Тема раздела / урока

Кол-во часов

1.Неживая природа(11ч)

1

1


02.09

Введение

1

2

2

04.09


Объекты живой и неживой природы

1

3

3


09.09

Земля и Солнце

1

4

4

11.09


Значение Солнца

1

5

5


16.09

Солнце и жизнь растений

1

6

6

18.09


День и ночь

1

7

7


23.09

Небо днем и ночью

1

8

8

25.09


Сутки

1

9

9


30.09

Занятие людей в течение суток

1

10

10

02.10


Режим дня

1

11

11


07.10

Я знаю. Я умею.

1

2.Сезонные изменения в природе

12

1

09.10


Осень

1

13

2


14.10

Признаки осени

1

14

3

16.10


Признаки осени

1

15

4


21.10

Занятия и одежда детей осенью

1

16

5

23.10


Погода. Календарь природы «Осень»

1

17

6


28.10

Зима

1

18

7

30.10


Признаки зимы

1

19

8


11.11

Признаки зимы

1

20

9

13.11


Одежда и занятия детей зимой

1

21

10


18.11

Погода. Календарь природы «Зима»

1

22

11

20.11


Весна

1

23

12


25.11

Признаки весны

1

24

13

27.11


Признаки весны

1

25

14


02.12

Одежда и занятия детей весной

1

26

15

04.12


Погода. Календарь природы «Весна»

1

27

16


09.12

Лето

1

28

17

11.12


Признаки лета

1

29

18


16.12

Признаки лета

1

30

19

18.12


Одежда и занятия детей летом

1

31

20


23.12

Погода. Календарь природы «Лето»

1

3.Живая природа

1.Растения

32

1

25.12


Растения

1

33

2


13.01

Строение и сходство растений

1

34

3

15.01


Различия растений

1

35

4


20.01

Разнообразие цветов

1

36

5

22.01


Семена

1

37

6


27.01

Плоды растений травянистых

1

38

7

29.01


Плоды растений деревьев и кустарников

1

39

8


03.02

Приспособление растений к сезонным изменениям в природе

1

40

9

05.02


Уход за растениями

1

41

10


10.02

Приспособления растений к условиям жизни

1

42

11

12.02


Я знаю. Я умею.

1

2.Животные

43

1


24.02

Животные

1

44

2

26.02


Строение и сходство животных

1

45

3


03.03

Различие животных

1

46

4

05.03


Различие животных

1

47

5


10.03

Детеныши животных

1

48

6

12.03


Домашние животные

1

49

7


17.03

Дикие животные

1

50

8

19.03


Приспособление животных к различным условиям жизни

1

51

9


31.03

Приспособление животных к временам года

1

52

10

02.04


Я знаю. Я умею.

1

3.Человек

53

1


07.04

Человек

1

54

2

09.04


Части тела человека

1

55

3


14.04

Гигиенические навыки

1

56

4

16.04


Лицо человека

1

57

5


21.04

Глаза

1

58

6

23.04


Глаза

1

59

7


28.04

Уши

1

60

8

30.04


Уши

1

61

9


05.05

Нос

1

62

10

07.05


Рот

1

63

11


12.05

Кожа

1

64

12

14.05


Осанка

1

65

13


19.05

Скелет и мышцы человека

1

66

14

21.05


Я знаю. Я умею.

1
















7.Лист корректировки рабочей программы предмета «Окружающий мир» в 2020-2021 уч.г.

Тема

Причина корректировки

Способ, форма корректировки

Согласование с завучем





























































10