Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями);
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2012 г. № 273)
примерной адаптированной программы основного общего образования по биологии для обучающихся с задержкой психического развития;
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Биология. Неживая природа. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / А. И. Никишов. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 200 с.
ЗПР проявляется в замедлении темпа психического развития, обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая утомляемость, преобладание игровых интересов. В одних случаях (различные виды инфантилизма) у детей преобладает задержка развития эмоционально-волевой сферы. В других случаях ЗПР преимущественно проявляется в замедлении развития познавательной деятельности, поэтому в данной программе сохраняется основное содержание образования биологии, но дополняется своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения.
Основной задачей обучения биологии таких учащихся является обеспечение прочных и сознательных знаний и умений, необходимых учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности.
В содержании курса ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально - ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.
Значение курса состоит в том, что обучающиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой. Обучающиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.
Курс на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
Содержание курса представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности, приспособленности к среде обитания и значении в природе и жизни человека.
В основе методики преподавания курса лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» обучающимися новых знаний и активное освоение различных способов познания природы. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно- образовательную среду. Обучающиеся выполняют лабораторные и практические работы, опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Для успешного освоение учебного материала необходимо проведение дидактических и ролевых игр, учебные диалоги, дискуссии, а так же экскурсии.
Важнейшими коррекционными задачами курса биология являются: развитие логического мышления и речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда — планирование работы, поиск рациональных путей ее выполнения, осуществление самоконтроля. Школьники должны научиться грамотно и аккуратно делать записи, уметь объяснить их.
Дети с ЗПР из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу учебного предмета по биологии. В связи с этим в рабочую программу по биологии внесены некоторые изменения: увеличено количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью учащихся; некоторые темы даются как ознакомительные; исключаются задания повышенной сложности; теоретический материал преподносится в процессе выполнения заданий наглядно-практического характера, учебный материал дается небольшими дозами, включается ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Учащиеся должны уметь показать и объяснить все, что они делают, решают, рисуют, чертят, собирают. Домашнее задание - дифференцированное, в соответствии с индивидуальными возможностями.
Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в усвоении биологии, строится в соответствии со следующими основными положениями:
Восполнение пробелов начального школьного развития детей путем обогащения чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности
Пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых тем
Дифференцированный подход к детям – с учетом сформированности знаний, умений и навыков, осуществляемый при выделении следующих этапов работы: выполнение действий в материализованной форме, в речевом плане без наглядной опоры, в умственном плане
Формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления
Развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций
Активизация речи детей в единстве с их мышлением
Выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету
Формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля
Цели курса: обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.
Задачи изучения биологии на ступени основного общего образования:
Личностно уровне:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваеваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки;
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными;
Метапредметном уровне:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью;
умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию;
Предметном уровне:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий);
соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями;
определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека;
различие на таблицах частей и органоидов клетки, съедобных и ядовитых грибов;
сравнение биологических объектов, умение делать выводы на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Примерной адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы. Данная программа не превышает требования к уровню подготовки обучающихся с нарушением интеллекта.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Биология. Неживая природа. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / А. И. Никишов. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 200 с.
Планируемые результаты обучения
В результате освоения программы обучения в 6 классе ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально допустимого ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
• отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
• характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
• некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, во-ды, воздуха;
• расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла;
• текучесть воды и движение воздуха.
Учащиеся должны уметь:
• обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;
• проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
Инструментарий оценивания результатов обучающихся.
Мониторинг и оценивание результатов деятельности осуществляется с помощью самостоятельных работ, практических, тестовых, контрольных работ. Системы обобщающих уроков и поурочных опросов производимых в фронтальной, индивидуальной, устной и письменной формах. Используются дидактические карточки, биологические диктанты, интерактивные опросы.
Критерии оценивания уровня знаний обучающихся.
1. Оценка устного ответа:
«5» - ответ полный, правильный на основании изученных теорий. Материал изложен в логической последовательности, литературным языком. Ответ самостоятельный.
«4» - ответ полный, правильный на основании изученных теорий. Материал изложен в логической последовательности, литературным языком, при этом допущены 2 – 3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
«3» - ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, не самостоятельный, нарушена логическая последовательность.
«2» - при ответе обнаружено непонимание учащимися основного содержания, или допущены существенные ошибки, которые ученик не смог исправить. Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя. Допущены грубые ошибки в определениях, терминах.
2. Оценка лабораторной работы:
«5» - эксперимент, практическое задание выполнено полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы. Соблюдены все правила техники безопасности.
«4» - эксперимент, практическое задание выполнено полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы. Соблюдены все правила техники безопасности. Но при этом допущены несущественные ошибки в оформлении.
«3» - работа выполнена не менее, чем наполовину, или допущена существенная ошибка в наблюдениях, выводах, в соблюдении правил по технике безопасности.
«2» - работа выполнена не менее, чем наполовину, но допущены две и более существенные ошибки в наблюдениях, выводах, или нарушены правила техники безопасности, или практическая работа не выполнена, или работа не оформлена в соответствии с правилами оформления.
Содержание программы
Раздел 1. Общее знакомство с природой
Неживая и живая природа. Твердые тела, жидкости и газы. Для чего изучают природу.
Раздел 2. Вода
Вода в природе. Вода – жидкость. Температура воды и ее измерение. Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении. Изменение состояния воды при замерзании. Лед – твердое тело. Превращение воды в пар. Кипение воды. Три состояния воды в природе. Вода – растворитель. Водные растворы и их пользование. Водные растворы в природе. Нерастворимые в воде вещества. Чистая и мутная вода. Питьевая вода. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды.
Практические работы: 1. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей. 2. Определение чистоты воды ближайшего водоема.
Раздел 3. Воздух
Воздух в природе и его место. Свойства воздуха: сжимаем, упруг, плохой проводник тепла. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного. Движение воздуха. Состав воздуха. Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека. Углекислый газ и его применение. Значение воздуха. Чистый и загрязненный воздух. Охрана воздуха.
Практические работы: 3. Движение воздуха из теплой комнаты в холодную, из холодной – в теплую (циркуляция).
Раздел 4. Полезные ископаемые
Что такое полезные ископаемые. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина. Горючие полезные ископаемые: торф, каменный уголь, нефть, природный газ. Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. Калийная соль. Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов (железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства. Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).
Практические работы: 4. Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.
Раздел 5. Почва
Что называют почвой. Состав почвы: перегной, песок и глина, минеральные соли. Различие почв по их составу. Прохождение воды в разные почвы. Испарение воды из почвы. Сезонные обработки почвы. Охрана почв.
Практические работы: 5. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке (вскапывание, боронование и рыхление почвы).
Тематическое планирование
№ урока п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Основное содержание урока | Домашнее задание, Творческие задания |
с начала учебного года | внутри изучаемой темы | Плани-руемая | Факти-ческая | | | |
1 четверть |
Введение (4 часа) |
1 | 1 | | | Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на уроке и кабинете. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. | Живая и не живая природа, предметы, явления, изменения в природе. Тела, предметы, явления. | §1 |
2 | 2 | | | Твердые тела, жидкости и газы. | Твердые тела, жидкости и газы. Для чего изучают природу. | §2 |
3 | 3 | | | Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. | Лед, газ, пар, превращение вещеста | §3 |
4 | 4 | | | Обобщающий урок Для чего нужно изучать неживую природу. | Охрана природы, значение для человека, влияние человека на природу | §4 |
Раздел 1. Вода (16 часов) |
5 | 1 | | | Вода в природе. | Вода в природе- моря, океаны, реки. Дождевая и талая вода. | §5 |
6 | 2 | | | Свойства воды как жидкости | значение воды для животных и человека. Текучесть | П. 6 |
7 | 3 | | | Температура воды. Единица измерения температуры — градус. | Температура кипения и замерзания воды. Пресная и соленая вода | П. 7 |
8 | 4 | | | Измерение температуры воды. (практическая работа) | Инструктаж по ТБ и ПП в кабинете. Холодная, горячая, теплая вода, термометр, градусы | П.8 |
9 | 5 | | | Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. | Температура воды, расширение, сжатие, охлаждение и нагревание воды | п.9 |
10 | 6 | | | Лёд, водяной пар. | Лед, пар, туман, испарение воды | п. 10 |
11 | 7 | | | Кипение воды. | Кипение воды, гейзер, приготовление пищи,турбины | п. 11 |
12 | 8 | | | Три состояния воды. Круговорот воды в природе. | Круговорот воды, переход воды в разное состояние, значение круговорота. | п. 12 |
13 | 9 | | | Способность воды растворять твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. | Растворимость, раствор и растворитель. Растворение твердых веществ и газов. | п. 13 |
14 | 10 | | | Растворы в быту (стиральные, питьевые и т.д.). | Водные растворы. | П. 14 |
15 | 11 | | | Растворы в природе: минеральная и морская вода. | Морская вода и минеральная вода | П. 15 |
16 | 12 | | | Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. | Растворимость веществ, появление осадков, фильтрация. | П. 16 |
17 | 13 | | | Питьевая вода. | Питьевая вода, ее значение и свойства, значение для человека | П. 17 |
18 | 14 | | | Значение воды в природе. | Значение воды в природе, жизни человека и животных | П. 18 |
19 | 15 | | | Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения. | Загрязнение воды, Охрана воды. Решение проюлем охраны воды | П. 19 |
20 | 16 | | | Обобщающий урок. Что мы знаем о воде. | Основные свойства воды и ее значение | П. 20 |
Раздел 2. Воздух (15 часов) |
21 | 1 | | | Воздух в природе | Газообразное тело | П. 21 |
22 | 2 | | | Свойства воздуха как газа: прозрачность, бесцветность, воздух занимает место | Свойства воздуха, прозрачность, бесцветность, воздух в воде и почве. | §22 |
23 | 3 | | | Воздух сжимаем и упруг | Физические свойства воздуха. Водолазный колокол | §23 |
24 | 4 | | | Теплопроводность воздуха. | Воздух плохо проводит тепло | §24 |
25 | 5 | | | Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. | Свойства воздуха, расширение и сжатие воздуха | § 25 |
26 | 6 | | | Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. | При нагревание воздух поднимается вверх, движение воздуха | §26 |
27 | 7 | | | Движение воздуха. Учет и использование свойств воздуха человеком | Движение воздуха в жизни человека. Ветер, ураган, тайфун | §27 |
28 | 8 | | | Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. | Газовый состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот , водяной пар и другие газы | §28 |
29 | 9 | | | Кислород, его свойство поддерживать горение. | Свойства кислорода, горение, значение, применение в медицине | §29 |
30 | 10 | | | Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. | Свойства углекислого газа, значение для растений и человека | П. 30 |
31 | 11 | | | Применение углекислого газа. | «Сухой лед», применение в промышленности | П. 31 |
32 | 12 | | | Значение воздуха | Значение воздуха для человека и животных, дыхание, горение, распространение семян, летающие животные | П. 32 |
33 | 13 | | | Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). | Значение воздуха для дыхания, виды загрязнения воздуха, примеси в воздухе, пыль | §33 |
34 | 14 | | | Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения. | Способы очистки воздуха, экологические проблемы современности и пути их решения | §34 |
35 | 15 | | | Обобщающий урок Что мы узнали о воздухе. | Состав и свойства воздуха, охрана воздуха, его значение для жизни | §35 |
Раздел 3 . Подземные ископаемые (21) |
36 | 1 | | | Полезные ископаемые и их значение, группы. | Понятие полезные ископаемые, их виды, месторождения, | §36 |
37 | 2 | | | Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. | Строительные материалы, их получение и использование, стекло, мрамор и гранит, щебень, глина и песок, мел. | §37 |
38 | 3 | | | Гранит. Внешний вид и свойства. | Гранит, окраска, свойства значение, фактура | §38 |
39 | 4 | | | Известняк. Внешний вид и свойства. Добыча и использование. | Известняк, окраска, свойства значение, фактура, добыча и использование | П. 39 |
40 | 5 | | | Песок, глина. Внешний вид и свойства. Добыча и использование. | Песок и глина, окраска, свойства значение, фактура, добыча и использование | §40 |
41 | 6 | | | Горючие полезные ископаемые. | Горючие полезные ископаемые, окраска, свойства значение, фактура, добыча и использование | §41 |
42 | 7 | | | Торф. Внешний вид и свойства торфа. Образование торфа, добыча и использование. | Торф, окраска, свойства значение, фактура, добыча и использование, образование торфа | §42 |
43 | 8 | | | Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля. Добыча и использование. | Каменный уголь, окраска, свойства значение, фактура, добыча и использование, открытый и закрытый способ добычи угля | § 43 |
44 | 9 | | | Нефть. Внешний вид и свойства нефти. Добыча и продукты переработки нефти. | Нефть, окраска, свойства значение, фактура, добыча и использование, бурение нефти, нефтепереработка и нефтепродукты | § 44 |
45 | 10 | | | Природный газ. Свойства газа. Добыча и использование. | Природный газ, окраска, свойства значение, фактура, добыча и использование, добыча газа | §45 |
46 | 11 | | | Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. | Минеральные удобрения, окраска, свойства значение, фактура, добыча и использование, получение удобрений | §46 |
47 | 12 | | | Калийная соль. Внешний вид и свойства. Добыча и использование. | Калийная соль, окраска, свойства значение, фактура, добыча и использование, получение | §47 |
48 | 13 | | | Фосфориты. Внешний вид и свойства. Добыча и использование. | Фосфориты, окраска, свойства значение, фактура, добыча и использование | §48 |
49 | 14 | | | Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. | Металлы, их получение, добыча руд, плавление | §49 |
50 | 15 | | | Железная руда | Железная руда, окраска, свойства значение, фактура, добыча и использование | §50 |
51 | 16 | | | Черные металлы. Чугун | Черные металлы, окраска, свойства значение, фактура, добыча и использование. Чугун, ковка металлов | §51 |
52 | 17 | | | Сталь | Сталь, окраска, свойства значение, фактура, использование, | §52 |
53 | 18 | | | Медная и алюминиевая руды | Медная и алюминиевые руды, окраска, свойства значение, фактура, добыча и использование | П. 53 |
54 | 19 | | | Алюминий | Алюминий- свойства металла, получение , значение, авиастроение | § 54 |
55 | 20 | | | Медь и олово | Медь и олово- получение, значение для человека | §55 |
56 | 21 | | | Обощающий урок Что мы узнали о полезных ископаемых. Охрана недр. | Полезные ископаемые, получение и значение для человека, охрана недр | § 56 |
Раздел 4. Почва() |
57 | 1 | | | Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва | Почва- образование, значение для животных, плодородие почв | П. 57 |
58 | 2 | | | Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. | Состав почвы, минеральные и органические вещества почвы, воздух | §58 |
59 | 3 | | | Перегной — органическая часть почвы. | Плодородие почв, образование и значение перегноя, органическая часть почвы | §59 |
60 | 4 | | | Глина, песок и минеральные соли — минеральная часть почвы. | Минеральная часть почвы, песок, глина, минеральные соли | П. 60 |
61 | 5 | | | Минеральные соли | Минеральные соли, испарение воды, засоление почв | § 61 |
62 | 6 | | | Песчаные и глинистые почвы. | Виды почв, чернозем, песчаные и глинистые почвы | П. 62 |
63 | 7 | | | Водные свойства песчаных и глинистых почв | Водные свойства почвы, значение для роста растеий | П. 63 |
64 | 8 | | | Испарение воды из почв | Испарение воды, капилляры в почве, значение воды в почве | П. 64 |
65 | 9 | | | Весенняя обработка почвы | Весенняя обработка почвы- предпосевная обработка почвы, рыхление, лущение, внесение удобрений | П. 65 |
66 | 10 | | | Осенняя обработка почвы | Осенняя обработка почвы, рыхление, лущение, внесение удобрений, снегозадержание, озимые культуры | П. 66 |
67 | | | | Охрана почв, загрязнения почв, | Охрана почв, виды разрушения и загрязнения почв, эрозия почв | П. 67 |
68 | | | | Обобщающий урок. Что мы узнали о почве | Почва ее состав и свойства, значение для человека и животных, охрана почв | П. 68 |
69 | | | | Живая и неживая природа. | Обобщение изученного за год материала | Пов.1-68 |
70 | | | | Резерв | | |
Перечень учебного и компьютерного оборудования
Биология. Неживая природа. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор: А. И. Никишов, М.: Просвещение, 2016 г.
Биология. Неживая природа. 6 класс. Рабочая тетрадь, автор: А. И. Никишов, М.: Просвещение, 2016 г.