СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптивная рабочая программа по "Природоведению" 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптивная рабочая программа для 6 класса по биологии к учебнику А.И. Никишова "Биология. Неживая природа 6 класс". 

Рабочая программа по «Природоведению» в 6 классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением) составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования,  примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, и ориентированы на работу по учебникам и рабочим тетрадям линейного курса:  

Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы: А.И. Никишова: "Биолгия. Неживая природа" Просвещение, 2020 г.

  Биология. Неживая природа. 6 класс. Рабочая тетрадь, автор: А. И. Никишов, М.: Просвещение, 2016 г.

 

Просмотр содержимого документа
«Адаптивная рабочая программа по "Природоведению" 6 класс»

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями);

  2. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2012 г. № 273)

  3. примерной адаптированной программы основного общего образования по биологии для обучающихся с задержкой психического развития;

  4. Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Биология. Неживая природа. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / А. И. Никишов. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 200 с.

ЗПР проявляется в замедлении темпа психического развития, обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая утомляемость, преобладание игровых интересов. В одних случаях (различные виды инфантилизма) у детей преобладает задержка развития эмоционально-волевой сферы. В других случаях ЗПР преимущественно проявляется в замедлении развития познавательной деятельности, поэтому в данной программе сохраняется основное содержание образования биологии, но дополняется своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения.

Основной задачей обучения биологии таких учащихся является обеспечение прочных и сознательных знаний и умений, необходимых учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности.

В содержании курса ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально - ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.

Значение курса состоит в том, что обучающиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой. Обучающиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.

Курс на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

Содержание курса представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности, приспособленности к среде обитания и значении в природе и жизни человека.

В основе методики преподавания курса лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» обучающимися новых знаний и активное освоение различных способов познания природы. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно- образовательную среду. Обучающиеся выполняют лабораторные и практические работы, опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Для успешного освоение учебного материала необходимо проведение дидактических и ролевых игр, учебные диалоги, дискуссии, а так же экскурсии.

Важнейшими коррекционными задачами курса биология являются: развитие логического мышления и речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда — планирование работы, поиск рациональных путей ее выполнения, осуществление самоконтроля. Школьники должны научиться грамотно и аккуратно делать записи, уметь объяснить их.

Дети с ЗПР из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу учебного предмета по биологии. В связи с этим в рабочую программу по биологии внесены некоторые изменения: увеличено количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью учащихся; некоторые темы даются как ознакомительные; исключаются задания повышенной сложности; теоретический материал преподносится в процессе выполнения заданий наглядно-практического характера, учебный материал дается небольшими дозами, включается ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Учащиеся должны уметь показать и объяснить все, что они делают, решают, рисуют, чертят, собирают. Домашнее задание - дифференцированное, в соответствии с индивидуальными возможностями.

Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в усвоении биологии, строится в соответствии со следующими основными положениями:

  • Восполнение пробелов начального школьного развития детей путем обогащения чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности

  • Пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых тем

  • Дифференцированный подход к детям – с учетом сформированности знаний, умений и навыков, осуществляемый при выделении следующих этапов работы: выполнение действий в материализованной форме, в речевом плане без наглядной опоры, в умственном плане

  • Формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления

  • Развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций

  • Активизация речи детей в единстве с их мышлением

  • Выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету

  • Формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля

Цели курса: обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.

Задачи изучения биологии на ступени основного общего образования:

  • Личностно уровне:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваеваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки;

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными;

  • Метапредметном уровне:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью;

  • умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию;

  • Предметном уровне:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий);

  • соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями;

  • определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека;

  • различие на таблицах частей и органоидов клетки, съедобных и ядовитых грибов;

  • сравнение биологических объектов, умение делать выводы на основе сравнения;

  • выявление приспособлений организмов к среде обитания;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.



Рабочая программа по биологии составлена на основе Примерной адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы. Данная программа не превышает требования к уровню подготовки обучающихся с нарушением интеллекта.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Биология. Неживая природа. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / А. И. Никишов. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 200 с.


Планируемые результаты обучения


В результате освоения программы обучения в 6 классе ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально допустимого ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.

Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.



Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

• отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

• характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

• некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, во-ды, воздуха;

• расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла;

• текучесть воды и движение воздуха.

Учащиеся должны уметь:

• обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;

• проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

Инструментарий оценивания результатов обучающихся.

Мониторинг и оценивание результатов деятельности осуществляется с помощью самостоятельных работ, практических, тестовых, контрольных работ. Системы обобщающих уроков и поурочных опросов производимых в фронтальной, индивидуальной, устной и письменной формах. Используются дидактические карточки, биологические диктанты, интерактивные опросы.

Критерии оценивания уровня знаний обучающихся.

1. Оценка устного ответа:

«5» -  ответ полный, правильный на основании изученных теорий.  Материал изложен в логической последовательности, литературным языком. Ответ самостоятельный.

«4» -  ответ полный, правильный на основании изученных теорий.  Материал изложен в логической последовательности, литературным языком, при этом допущены 2 – 3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

«3» -  ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, не самостоятельный, нарушена логическая  последовательность.

«2» -  при ответе обнаружено непонимание учащимися основного содержания, или допущены существенные ошибки, которые ученик не смог исправить. Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя. Допущены грубые ошибки в определениях, терминах.  

2. Оценка лабораторной работы:

«5»  - эксперимент, практическое задание выполнено полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы. Соблюдены все правила техники безопасности.

«4» - эксперимент, практическое задание выполнено полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы. Соблюдены все правила техники безопасности. Но при этом допущены несущественные ошибки в оформлении.

«3» - работа выполнена не менее, чем наполовину, или допущена существенная ошибка в наблюдениях, выводах, в соблюдении правил по технике безопасности.

«2» - работа выполнена не менее, чем наполовину, но допущены две и более существенные ошибки в наблюдениях, выводах, или нарушены правила техники безопасности, или практическая работа не выполнена, или работа не оформлена в соответствии с правилами оформления.


Содержание программы


Раздел 1. Общее знакомство с природой

Неживая и живая природа. Твердые тела, жидкости и газы. Для чего изучают природу.

Раздел 2. Вода

Вода в природе. Вода – жидкость. Температура воды и ее измерение. Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении. Изменение состояния воды при замерзании. Лед – твердое тело. Превращение воды в пар. Кипение воды. Три состояния воды в природе. Вода – растворитель. Водные растворы и их пользование. Водные растворы в природе. Нерастворимые в воде вещества. Чистая и мутная вода. Питьевая вода. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды.

Практические работы: 1. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей. 2. Определение чистоты воды ближайшего водоема.

Раздел 3. Воздух

Воздух в природе и его место. Свойства воздуха: сжимаем, упруг, плохой проводник тепла. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного. Движение воздуха. Состав воздуха. Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека. Углекислый газ и его применение. Значение воздуха. Чистый и загрязненный воздух. Охрана воздуха.

Практические работы: 3. Движение воздуха из теплой комнаты в холодную, из холодной – в теплую (циркуляция).

Раздел 4. Полезные ископаемые

Что такое полезные ископаемые. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина. Горючие полезные ископаемые: торф, каменный уголь, нефть, природный газ. Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. Калийная соль. Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов (железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства. Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).

Практические работы: 4. Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.

Раздел 5. Почва

Что называют почвой. Состав почвы: перегной, песок и глина, минеральные соли. Различие почв по их составу. Прохождение воды в разные почвы. Испарение воды из почвы. Сезонные обработки почвы. Охрана почв.

Практические работы: 5. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке (вскапывание, боронование и рыхление почвы).


Тематическое планирование

№ урока п/п

Дата проведения урока

Тема урока

Основное содержание урока

Домашнее задание,

Творческие задания

с начала учебного года

внутри изучаемой темы

Плани-руемая

Факти-ческая




1 четверть

Введение (4 часа)

1

1



Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на уроке и кабинете. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения.

Живая и не живая природа, предметы, явления, изменения в природе. Тела, предметы, явления.

§1

2

2



Твердые тела, жидкости и газы.

Твердые тела, жидкости и газы. Для чего изучают природу.

§2

3

3



Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы.

Лед, газ, пар, превращение вещеста

§3

4

4



Обобщающий урок Для чего нужно изучать неживую природу.

Охрана природы, значение для человека, влияние человека на природу

§4

Раздел 1. Вода (16 часов)

5

1



Вода в природе.

Вода в природе- моря, океаны, реки. Дождевая и талая вода.

§5

6

2



Свойства воды как жидкости

значение воды для животных и человека. Текучесть

П. 6

7

3



Температура воды. Единица измерения температуры — градус.

Температура кипения и замерзания воды. Пресная и соленая вода

П. 7

8

4



Измерение температуры воды. (практическая работа)

Инструктаж по ТБ и ПП в кабинете. Холодная, горячая, теплая вода, термометр, градусы

П.8

9

5



Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.

Температура воды, расширение, сжатие, охлаждение и нагревание воды

п.9

10

6



Лёд, водяной пар.

Лед, пар, туман, испарение воды

п. 10

11

7



Кипение воды.

Кипение воды, гейзер, приготовление пищи,турбины

п. 11

12

8



Три состояния воды. Круговорот воды в природе.


Круговорот воды, переход воды в разное состояние, значение круговорота.

п. 12

13

9



Способность воды растворять твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества.

Растворимость, раствор и растворитель. Растворение твердых веществ и газов.

п. 13

14

10



Растворы в быту (стиральные, питьевые и т.д.).

Водные растворы.

П. 14

15

11



Растворы в природе: минеральная и морская вода.

Морская вода и минеральная вода

П. 15

16

12



Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.


Растворимость веществ, появление осадков, фильтрация.

П. 16

17

13



Питьевая вода.

Питьевая вода, ее значение и свойства, значение для человека

П. 17

18

14



Значение воды в природе.

Значение воды в природе, жизни человека и животных

П. 18

19

15



Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения.

Загрязнение воды, Охрана воды. Решение проюлем охраны воды

П. 19

20

16



Обобщающий урок. Что мы знаем о воде.

Основные свойства воды и ее значение

П. 20

Раздел 2. Воздух (15 часов)

21

1



Воздух в природе

Газообразное тело

П. 21

22

2



Свойства воздуха как газа: прозрачность, бесцветность, воздух занимает место

Свойства воздуха, прозрачность, бесцветность, воздух в воде и почве.

§22

23

3



Воздух сжимаем и упруг

Физические свойства воздуха. Водолазный колокол

§23

24

4



Теп­лопроводность воздуха.

Воздух плохо проводит тепло

§24

25

5



Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

Свойства воздуха, расширение и сжатие воздуха

§ 25

26

6



Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.

При нагревание воздух поднимается вверх, движение воздуха

§26

27

7



Движение воздуха. Учет и использование свойств воздуха че­ловеком

Движение воздуха в жизни человека. Ветер, ураган, тайфун

§27

28

8



Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот.

Газовый состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот , водяной пар и другие газы

§28

29

9



Кислород, его свойство поддерживать горение.

Свойства кислорода, горение, значение, применение в медицине

§29

30

10



Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение.

Свойства углекислого газа, значение для растений и человека

П. 30

31

11



Приме­нение углекислого газа.

«Сухой лед», применение в промышленности

П. 31

32

12



Значение воздуха

Значение воздуха для человека и животных, дыхание, горение, распространение семян, летающие животные

П. 32

33

13



Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль).

Значение воздуха для дыхания, виды загрязнения воздуха, примеси в воздухе, пыль

§33

34

14



Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения.

Способы очистки воздуха, экологические проблемы современности и пути их решения

§34

35

15



Обобщающий урок Что мы узнали о воздухе.

Состав и свойства воздуха, охрана воздуха, его значение для жизни

§35

Раздел 3 . Подземные ископаемые (21)

36

1



Полезные ископаемые и их значение, группы.

Понятие полезные ископаемые, их виды, месторождения,

§36

37

2



Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.

Строительные материалы, их получение и использование, стекло, мрамор и гранит, щебень, глина и песок, мел.

§37

38

3



Гранит. Внешний вид и свойства.

Гранит, окраска, свойства значение, фактура

§38

39

4



Известняк. Внешний вид и свойства. Добы­ча и использование.

Известняк, окраска, свойства значение, фактура, добыча и использование

П. 39

40

5



Песок, глина. Внешний вид и свойства. Добы­ча и использование.

Песок и глина, окраска, свойства значение, фактура, добыча и использование

§40

41

6



Горючие полезные ископаемые.

Горючие полезные ископаемые, окраска, свойства значение, фактура, добыча и использование

§41

42

7



Торф. Внешний вид и свойства торфа. Образование торфа, добыча и исполь­зование.

Торф, окраска, свойства значение, фактура, добыча и использование, образование торфа

§42

43

8



Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля. Добыча и использование.

Каменный уголь, окраска, свойства значение, фактура, добыча и использование, открытый и закрытый способ добычи угля

§ 43

44

9



Нефть. Внешний вид и свойства нефти. Добыча и продукты переработки нефти.

Нефть, окраска, свойства значение, фактура, добыча и использование, бурение нефти, нефтепереработка и нефтепродукты

§ 44

45

10



Природный газ. Свойства газа. Добыча и использование.

Природный газ, окраска, свойства значение, фактура, добыча и использование, добыча газа

§45

46

11



Полезные ископаемые, которые используются при получении ми­неральных удобрений.

Минеральные удобрения, окраска, свойства значение, фактура, добыча и использование, получение удобрений

§46

47

12



Калийная соль. Внешний вид и свойства. Добыча и использование.

Калийная соль, окраска, свойства значение, фактура, добыча и использование, получение

§47

48

13



Фосфориты. Внешний вид и свойства. Добыча и использование.

Фосфориты, окраска, свойства значение, фактура, добыча и использование

§48

49

14



Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.

Металлы, их получение, добыча руд, плавление

§49

50

15



Железная руда

Железная руда, окраска, свойства значение, фактура, добыча и использование

§50

51

16



Черные металлы. Чугун

Черные металлы, окраска, свойства значение, фактура, добыча и использование. Чугун, ковка металлов

§51

52

17



Сталь

Сталь, окраска, свойства значение, фактура, использование,

§52

53

18



Медная и алюминиевая руды

Медная и алюминиевые руды, окраска, свойства значение, фактура, добыча и использование

П. 53

54

19



Алюминий

Алюминий- свойства металла, получение , значение, авиастроение

§ 54

55

20



Медь и олово

Медь и олово- получение, значение для человека

§55

56

21



Обощающий урок Что мы узнали о полезных ископаемых. Охрана недр.

Полезные ископаемые, получение и значение для человека, охрана недр

§ 56

Раздел 4. Почва()

57

1



Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва

Почва- образование, значение для животных, плодородие почв

П. 57

58

2



Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.

Состав почвы, минеральные и органические вещества почвы, воздух

§58

59

3



Перегной — органи­ческая часть почвы.

Плодородие почв, образование и значение перегноя, органическая часть почвы

§59

60

4



Глина, песок и минеральные соли — минераль­ная часть почвы.

Минеральная часть почвы, песок, глина, минеральные соли

П. 60

61

5



Минеральные соли

Минеральные соли, испарение воды, засоление почв

§ 61

62

6



Песчаные и глинистые почвы.

Виды почв, чернозем, песчаные и глинистые почвы

П. 62

63

7



Водные свойства песчаных и гли­нистых почв

Водные свойства почвы, значение для роста растеий

П. 63

64

8



Испарение воды из почв

Испарение воды, капилляры в почве, значение воды в почве

П. 64

65

9



Весенняя обработка почвы

Весенняя обработка почвы- предпосевная обработка почвы, рыхление, лущение, внесение удобрений

П. 65

66

10



Осенняя обработка почвы

Осенняя обработка почвы, рыхление, лущение, внесение удобрений, снегозадержание, озимые культуры

П. 66

67




Охрана почв, загрязнения почв,

Охрана почв, виды разрушения и загрязнения почв, эрозия почв

П. 67

68




Обобщающий урок. Что мы узнали о почве

Почва ее состав и свойства, значение для человека и животных, охрана почв

П. 68

69




Живая и неживая природа.

Обобщение изученного за год материала

Пов.1-68

70




Резерв









Перечень учебного и компьютерного оборудования



  • Биология. Неживая природа. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор: А. И. Никишов, М.: Просвещение, 2016 г.

  • Биология. Неживая природа. 6 класс. Рабочая тетрадь, автор: А. И. Никишов, М.: Просвещение, 2016 г.