СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптивная рабочая программа по "Природоведению" 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по «природоведению» в 5 классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением) составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования,  примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, и ориентированы на работу по учебникам и рабочим тетрадям концентрического курса:  Природоведение. 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы: Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина, М.: Просвещение, 2020 г.

       Природоведение. 5 класс. Рабочая тетрадь, авторы: Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина, М.: Просвещение, 2020 г.

Просмотр содержимого документа
«Адаптивная рабочая программа по "Природоведению" 5 класс»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее ― АООП) образования обу­ча­ю­щи­хся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеоб­ра­зо­ва­тель­ная про­грамма, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом осо­бе­н­но­стей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обе­с­пе­чи­ва­ю­щая кор­рекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП.

Рабочая программа по природоведению составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл. Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразоват.организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы под ред. Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 176 с.

Изучение курса «Природоведение» 5 класса начинается с изучения Вселенной и Земли с точки зрения неживой природы. Дальнейшее обучение предполагает знакомство с живой природой, а, в частности, с растительным и животным миром. Обучающиеся также познают самого себя в разделе о строении человека. Такое построение учебной программы дает возможность школьникам познавать мир, выстраивая причинно-следственные связи от простого до более сложного.


Целями изучения природоведения в 5 классе обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением) являются:

- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Основными задачами изучения курса « Природоведение» в 5 классе обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением) являются:

- расширение кругозора школьников; повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;

- обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно – практической и продуктивной деятельности;

- систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;

- уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;

- улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;

- активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика);

- систематизация знаний и навыков в междисциплинарных областях (краеведение, экология, гигиена, технология, экономика, труд).


Планируемые результаты обучения


Личностные результаты:

У учащегося могут быть сформированы:

-положительное отношение к учебе в школе, к предмету «Природоведение»;

-представление о причинах успеха в учебе; общее представление о моральных нормах поведения;

-осознание сути новой социальной роли – ученика: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Природоведение», отвечать на вопросы учителя (учебника), активно участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради;

-элементарные навыки сотрудничества: освоение позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; соблюдение элементарных правил работы в группе, проявление доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

-элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого ученика.

Учащийся получит возможность для формирования:

-положительного отношения к школе;

-первоначального представления о знании и незнании;

-понимания значения природоведения в жизни человека;

-первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;

-первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

-понимания необходимости осознанного выполнения правил и норм школьной жизни;

-бережного отношения к демонстрационным приборам;

Метапредметные результаты:

Учащийся может научиться:

-принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

-адекватно воспринимать предложения учителя;

-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

-осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

-оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;

-составлять план действий для решения несложных учебных задач;

-выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

-осознавать результат учебных действий; описывать результаты действий, используя предметную терминологию.

Учащийся получит возможность научиться:

-принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;

-в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

-выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

-осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;

-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

-выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

-фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой (с помощью смайликов, разноцветных фишек), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

-анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, формулировать их вербально.

Предметные результаты:

Учащийся можетузнать:

- основные свойства воды, воздуха, почвы

- основные формы поверхности Земли

- простейшая классификация растений и животных

- основные санитарно-гигиенические требования

- название своей страны, столицы, народов, населяющих Россию

- правила поведения в природе

- проводить наблюдения за природой, называть представителей животного и растительного мира

- соблюдать правила элементарной гигиены


Формы организации учебного процесса:

- урок;

- внеклассные мероприятия.

Технологии обучения:

- личностно-ориентированные;

- разноуровневое обучение;

- социально-коммуникативные;

- игрового обучения;

- критическое мышление.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

- повторение;  

- обобщение;  

- систематизация;

- сравнение;

- анализ;

- рассказ учителя;

- пересказ;

- самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом;

- работа в парах, работа в  группах;

- исследовательская деятельность.

Формы  деятельности обучающихся на уроке:

- практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;

- развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet.

 В преподавании курса биологии используются следующие формы работы с обучающимися:

- работа в малых группах,  проектная работа, подготовка сообщений, рефератов;

- исследовательская деятельность, информационно-поисковая деятельность, выполнение  лабораторных работ.


Критерии оценивания уровня знаний обучающихся.


1. Оценка устного ответа:

«5» -  ответ полный, правильный на основании изученных теорий.  Материал изложен в логической последовательности, литературным языком. Ответ самостоятельный.

«4» -  ответ полный, правильный на основании изученных теорий.  Материал изложен в логической последовательности, литературным языком, при этом допущены 2 – 3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

«3» -  ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, не самостоятельный, нарушена логическая  последовательность.

«2» -  при ответе обнаружено непонимание учащимися основного содержания, или допущены существенные ошибки, которые ученик не смог исправить. Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя. Допущены грубые ошибки в определениях, терминах.

 

2. Оценка лабораторной работы:

«5»  - эксперимент, практическое задание выполнено полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы. Соблюдены все правила техники безопасности.

«4» - эксперимент, практическое задание выполнено полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы. Соблюдены все правила техники безопасности. Но при этом допущены несущественные ошибки в оформлении.

«3» - работа выполнена не менее, чем наполовину, или допущена существенная ошибка в наблюдениях, выводах, в соблюдении правил по технике безопасности.

«2» - работа выполнена не менее, чем наполовину, но допущены две и более существенные ошибки в наблюдениях, выводах, или нарушены правила техники безопасности, или практическая работа не выполнена, или работа не оформлена в соответствии с правилами оформления.


Рабочая программа по «природоведению» в 5 классе и по «биологии» в 6 - 9 классах для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением) составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, и ориентированы на работу по учебникам и рабочим тетрадям концентрического курса:

Природоведение. 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы: Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина, М.: Просвещение, 2020 г.

Природоведение. 5 класс. Рабочая тетрадь, авторы: Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина, М.: Просвещение, 2020 г.




Содержание программы

Введение (2 ч.)

Понятие «природоведение». Зачем надо изучать природу. Предметы и явления не живой и живой природы.

Раздел 1. Вселенная (7 ч.)

Небесные тела: планеты, звезды. Солнце. Солнечная система. Исследование космоса. Полеты в космос. Смена дня и ночи. Смена времен года. Сезонные изменения в природе.

Практические работы: 1. «Зарисовки звездного неба, форма Земли, Луны, космического корабля».

Раздел 2. Наш дом – Земля (43 ч.)

Воздух (9 ч.)

Планета Земля. Воздух. Значение воздуха для жизни земли. Свойства воздуха. Давление и движение воздуха. Температура воздуха. Термометр. Движение воздуха в природе. Ветер. Состав воздуха. Кислород, его значение и применение. Углекислый газ и азот. Охрана воздуха.

Полезные ископаемые (14 ч.)

Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит Известняк. Песок Глина. Горючие ископаемые. Торф. Каменный уголь. Добыча и использование каменного угля. Нефть. Добыча и использование нефти. Природный газ. Добыча и использование природного газа. Правила общения с газом в быту. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы. Сталь. Чугун. Цветные металлы. Благородные (драгоценные) металлы. Охрана полезных ископаемых.

Вода (14 ч.)

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Три состояния воды. Температура воды и ее измерение. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Работа воды в природе. Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши: ручьи, реки, озера, болота, пруды, водохранилища.. Круговорот воды в природе. Моря и океаны. Охрана воды.

Лабораторная работа: 1. «Свойства воды»

Практические работы: 2. «Нахождение на карте морей и океанов»

Поверхность суши. Почва. (7 ч.)

Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги. Горы. Почва - верхний слой Земли. Состав почвы. Разнообразие почв. Основное свойство почв – плодородие. Обработка почвы. Охрана почвы.

Практические работы: 3. «Зарисовки поверхности суши».

Раздел 3. Есть на Земле страна Россия (12 ч.)

Россия – Родина моя. Место России на земном шаре. Знакомство с картой. Моря и океаны, омывающие берега России. Равнины и горы на территории нашей страны. Реки и озера России. Население и народы России. Москва столица – России. Санкт-Петербург. Города России. Золотое кольцо России: Ярославль, Владимир. Великий Новгород. Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Новосибирск, Владивосток. Саратовская область. Саратов. Наш город.

Практические работы: 4. «Нахождение России на карте». 5. «Зарисовки Государственного флага России», 6. «Зарисовка символики города и области»

Резерв 2 часа

Календарно-тематическое планирование



№ урока п/п

Дата проведения урока

Тема урока


Основные понятия

Домашнее задание,

Творческие задания

с начала учебного года

внутри изучаемой темы

Плани-руемая

Факт




1 четверть

Раздел 1. Введение

1

1

1-6.09


Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу.

Природоведение, природа, природные объекты и явления

§ 1, стр. 3-8 учить

2

2

1-6.09


Предметы и явления неживой и живой природы

Природа живая и неживая, вещества и их свойства, явления природы

§ 2, стр. 5-7

знать термины.

Раздел 2. Вселенная

3

1

7-12.09


Небесные тела: планеты, звезды. Практическая работа № 1 «Зарисовки звездного неба, форма Земли, Луны, космического корабля»

Астрономия, небесные тела, звезды и планеты, космос,

§ 3, стр. 8-9,

П. р. 1


4

2

7-12.09


Солнечная система. Солнце.

Солнце и солнечная система, планеты Солнечной системы, астероиды

§ 4, стр. 9-11 термины. Сообщение о Солнце

5

3

14-19.09


Исследования космоса. Спутники. Космические корабли.

Вселенная, космос, искусственный спутник, космические корабли

§ 5. Стр. 12-16, учить

6

4

14-19.09


Полеты в космос

Первые космонавты - Ю.Гагарин, В. Терешкова

§6 стр. 14-17 Сообщение о Ю. Гагарине

7

5

21-26.09


Смена дня и ночи

Ось Земли, сутки, смена дня и ночи

§ 7 стр. 17-18 учить

8

6

21-26.09


Смена времен года. Сезонные изменения в природе.

Смена времен года, зима и лето, сезонные изменения в природе

§ 8, стр. 18-22 загадки о временах года

9

7

28-30.09


Обобщающий урок по теме «Вселенная»

Основные понятия раздела

Пов. § 1-8

Раздел 3. Наш дом – Земля. Воздух.

10

1

1-3.10


Планета Земля. Форма Земли. Оболочка Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера.

Форма Земли, оболочки Земли, гидросфера, атмосфера, литосфера, биосфера

§9 стр. 22-23 заполнить таблицы

11

2

5-10.10


Значение воздуха для жизни на Земле

Атмосфера, воздушная оболочка, газовый состав, дыхание и питание.

§ 10 стр. 23-25

12

3

5-10.10


Воздух и его охрана. Состав воздуха.

Свойства воздуха, характеристики, использование воздуха в быту, охрана воздуха

§ 11 стр. 25-27, подготовить сообщения о свойствах воздуха

13

4

12-17.10


Давление и движение воздуха

Давление воздуха, движение воздуха теплого и холодного, свойства упругость и сжатие,

§ 12 стр. 29-31 вопросы после параграфа

14

5

12-17.10


Температура воздуха. Термометр

Температура воздуха, нулевая, минусовая, плюсовая, средняя температура, термометр

§ 13 стр. 31- 33 модель термометра

15

6

19-24.10


Движения воздуха в природе. Ветер.

Ветер, флюгер, ураган, буря, шторм, буран, прибой, использование ветра человеком

§ 14 стр. 34-39. Учить термины

16

7

19-24.10


Состав воздуха. Кислород и его значение и применение

Воздух- смесь газов, свойство воздуха – горение и дыхание. выделение кислорода растениями, использование кислорода человеком.

§ 15 стр. 39-42 , в. 8 письменно

2 четверть

17

8

3-7.11


Состав воздуха. Углекислый газ и азот.

Углекислый газ и его свойства, сухой лед, газированные напитки, азот и его значение

§ 16 стр. 42-44 ,

вопросы после параграфа устно

18

9

9-14.11


Охрана воздуха

Значение воздуха для живых организмов и человека, загрязнения воздуха, очистка воздуха

§ 17 стр. 45-47 , Сообщение об охране воздуха

Раздел 3. Наш дом – Земля. Полезные ископаемые.

19

1

9-14.11


Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи.

Полезные ископаемые, месторождения, геология и геологи, значение полезных ископаемых для жизни человека

§ 18 стр. 48-50 учить термины

20

2

16-21.11


Полезные ископаемые используемые в качестве строительных материалов. Гранит. Известняк

Строительные полезные ископаемые, гранит, известняк, мрамор, мел, облицовочные материалы.

§ 19 стр. 51-53. Сообщение о любом строительном материале.

21

3

16-21.11


Песок. Глина.


Горные породы – песок и глина. Использование этих строительных материалов человеком. Скульптуры

§ 20 стр. 54-57

Сообщение использование глины в медицине

22

4

23-28.11


Горючие полезные ископаемые. Торф.

Горючие полезные ископаемые, Торф, торфяники. Образование торфа, использования

§ 21 стр. 57-59

23

5

23-28.11


Каменный уголь. Опыт «Исследование свойств каменного угля»

Каменный уголь, медленное горение, опыт

§ 22 стр. 60-61, опыт

24

6

30.11-5.12


Добыча и использование каменного угля

Полезное ископаемое, пластовое залегание, виды добычи – открытый, подземная добыча, шахты, топливо, значение для жизни человека

§ 23, стр. 61-63, сообщение Использование торфа человеком

25

7

30.11-5.12


Нефть

Нефть, свойства нефти- легче воды, горение, образование нефти, сходство с каменным углем

§ 24 стр. 64-65, в. 5 письменно

26

8

7-12.12


Добыча и использование нефти.

Добыча нефти, буровая, нефтяники, нефтеперерабатывающие заводы, нефтепровод, хранение и переработка нефти, значение для жизни человека, продукты переработки нефти.

§ 25 стр. 65-68

В. 5 письменно

27

9

7-12.12


Природный газ. Добыча, использование. Правила обращения с газом в быту.

Природный газ, без цвета и запаха, свойства газа, хранение и переработка, использование в быту. Правила пользования газовой плитой.

§ 26 стр. 68- 70

Правила пользования газовой плитой в тетрадь.

28

10

14-19.12


Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы. Сталь. Чугун.

Черные и цветные металлы, чугун и сталь, руды. Литье, плавкость, ржавчина, использование в быту, металлолом

§ 27 стр. 71-74 в. 9,10 устно

29

11

14-19.12


Цветные металлы

Цветные металлы, сплавы, руды, алюминий, медь, их сплавы, произведения искусств и металлов.

§ 28 стр. 74-77 вопросы в конце параграфа

30

12

21-26.12


Благородные (драгоценные) металлы

Драгоценные металлы, благородные металлы, самородки, золото, серебро, платина, свойства благородных металлов, использование их в промышленности, медицине, ювелирном деле.

§ 29, стр. 77-80 вопросы в конце параграфа

31

13

21-26.12


Охрана полезных ископаемых

Полезные ископаемые, возобновимые и невозобновимые, исчерпаемые и неисчерпаемые, охрана недр

§ 30 стр. 80-82 сочинение «Охрана природных недр дело каждого»

3 четверть

32

14

11-16.01


Обобщающий урок. Полезные ископаемые.

Основные понятия темы

§ 31 стр. 82-83 устный ответ по плану учебника

Раздел 3. Наш дом – Земля. Вода.

33

1

11-16.01


Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.

Вода – основа жизни на земле, вода в природе, значение для жизни человека и животных

§ 31 стр. 84-86 Сообщение «Вода в природе»

34

2

18-23.01


Свойства воды

Свойства воды- текучесть, прозрачность, форма, вкус, цвет, мутность, растворимость

§ 32 стр. 88-90

Выписать свойства воды в тетрадь

35

3

18-23.01


Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода

Растворимые и нерастворимые в воде вещества, раствор, водный раствор, минеральная, морская и питьевая вода

§ 33 стр. 91- 93

Почему необходимо беречь питьевую воду?

36

4

25-30.01


Прозрачна и мутная вода. Очистка мутной воды.

Чистая вода, прозрачная и мутная, способы очистки воды, очистные сооружения

§ 34 стр. 93- 95

Опыт «Очищение воды фильтрованием»

37

5

25-30.01


Три состояния воды. Температура воды и ее измерения.

Агрегатные состояния воды – твердая, жидкая, газообразная, соостояние воды зависит от ее температуры, замерзание и кипение воды.

§ 35 стр. 95-97

Вопросы в конце параграфа

38

6

1-6.02


Расширение воды при нагревании и сжатие, при охлаждении, расширение при замерзании.

Лабораторная работа: 1. «Свойства воды»

Свойства воды – нагревание и охлаждение,

§ 35 стр. 95-97 Л.р. 1

39

7

1-6.02


Работа воды в природе.

Значение в воде в природе, наводнение, растворимость веществ образование оврагов, ущелий, пещер.

§ 36 стр. 99- 101

Как образуются пещеры?

40

8

8-13.02


Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.

Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана пресной воды.

§ 37 стр. 102-104. Почему надо экономить воду?

41

9

8-13.02


Вода в природе: Осадки, воды суши. Круговорот воды в природе.

Вода в природе – туман, дождь, снег. испарение воды, круговорот воды в природе.

§ 38 стр. 105- 107 Схема круговорота воды в тетрадь

42

10

15-20.02


Воды суши: ручьи, реки.

Ручьи, реки, гидроэлектростанции, сброс отработанных вод.

§ 39 стр.108- 109

В. 9 письменно

43

11

15-20.02


Воды суши: озера, болота, пруды, водохранилища

Естественные и искусственные водоемы, , озера, болота, водохранилища, половодье.

§ 40 стр. 109-111

Волгоградское водохранилище.

44

12

22-27.02


Моря и океаны. Практическая работа № 2 «Нахождение на карте морей и океанов»

Моря, океаны, значение мирового океана для природы и жизни человека

§ 41 стр. 112-113 П.р. № 2

45

13

22-27.02


Охрана вод

Бережное отношение воды, загрязнение вод, очистные сооружения

§ 42 стр. 114-115, сочинение о необходимости охраны воды.

46

14

1-5.03


Обобщающий урок. Вода

Основные понятия темы

§ 31 - 42 повторить

Раздел 3. Наш дом – Земля. Поверхность суши. Почва.

47

1

1-5.03


Формы поверхности суши: равнины , холмы, овраги. . Практическая работа № 3 «Зарисовки поверхности суши»

Равнины, холмы овраги, борьба оврагами

§ 43 стр. 16-17 П.р. № 3

48

2

9-13.03


Горы.

Горы, долины, ущелья, альпинисты, горнолыжники

§ 44 стр. 117-118, вопросы после параграфа устно

49

3

9-13.03


Верхний слой земли. Состав почвы.

Почва, состав почв – воздух, перегной, песок, глина, минеральные соли

§ 45 стр. 119 -122 в. 6 письменно


50

4

15-20.03


Разнообразие почв.

Чернозем, глинистая и песчаная почвы, плодородные и бедные почвы

§ 46 стр. 122- 124.

В. 6,7 письменно

51

5

15-20.03


Основное свойство почвы – плодородие, обработка почвы.

Плодородие почв, рыхление почв, вспашка, удобрение почв

§ 47 стр. 124- 126

52

6

22-28.03


Охрана почв.

Охрана почв, сохранение плодородия почв, истощение почв, разрушение почв водой и ветром, загрязнение почв

§ 48 стр. 126- 128 сообщение «Охрана почв»

53

7

22-28.03


Обобщающий урок. Поверхность суши. Почва.

Основные понятия темы.

§ 42 - 49

4 четверть

Раздел 3. Есть на Земле страна Россия

54

1

1-4.04


Россия – Родина моя. Россия на земном шаре. Практическая работа № 4 «Нахождение России на карте»

Россия, расположение на Земном шаре, географическое положение, физическая карта

§ 50 стр. 129- 131 П.р. 4

55

2

5-10.04


Моря и океаны, омывающие берега России

Моря Северного Ледовитого океана, моря Тихого океана, полуостров Камчатка, гейзеры, Балтийское море, дюны, внутренние моря.

§ 51 стр. 131- 133

Записать в тетрадь все моря омывающие берега России

56

3

5-10.04


Равнины и горы на территории нашей страны

Восточно-европейская равнина, Русская равнина, Западно-Сибирская равнина, Кавказские горы, Уральские горы

§ 52 стр. 134- 135 вопросы в конце параграфа

57

4

12-17.04


Реки и озера России

Самые крупные реки России, Байкал, Каспийское море.

§ 53 стр. 136- 137 название и характеристика ре в тетрадь

58

5

12-17.04


Москва – столица России.

Москва – столица нашей родины, достопримечательности, Подмосковье

§ 54 стр. 139-141

В. 3 в тетрадь

59

3

19-24.04


Санкт- Петербург

Санкт – Петербург, река Нева, разводные мосты, достопримечательности, кунсткамера

§ 55 стр. 141- 144

60

4

19-24.04


Города Золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий.

Ярославль, Владимир, Ростов Великий- достопримечательности, история нашей страны, туризм

§ 56 стр. 145- 146

61

5

26-30.04


Нижний Новгород, Казань, Волгоград

Нижний Новгород, Казань, Волгоград - достопримечательности, история нашей страны, туризм, Мамаев курган,

§ 57 стр. 146- 148

62

6

26-30.04


Новосибирск, Владивосток

Новосибирск, Владивосток - достопримечательности, история нашей страны, туризм

§ 58 стр.149- 151

63

7

4-8.05


Население России. Народы России. Практическая работа № 5 «Зарисовки Государственного флага России»

Население – городское, сельское, национальные промыслы, Россия – многонациональное государство

§ 59, стр. 151-154 П.р. 5

64

8

4-8.05


Саратовская область. Саратов.

Саратовская область, Саратов, достопримечательности, история нашей страны, туризм

Конспект повт. §1-15

65

9

11-15.05


Наш город. Практическая работа № 6 6. «Зарисовка символики города и области»

Достопримечательности, история нашей страны, туризм, промышленность

Конспект П.р. № 6 повт. § 16-30

66

10

11-15.05


Повторение по курсу «Неживая природа»

Основные понятия курса

Повт. §31-59 , стр. 154

67

11

17-22.05


Промежуточная аттестация

Основные понятия курса

Повт. § 1-59

68

12

17- 22.5


Экскурсия по городу

Важные географические объекты региона

Отчет, стр. 154

69

1

24-29.05


Резерв



70

2

24-29.05


Резерв