СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Агрессивное поведение современной молодежи

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен материал, направленный на изучение такого  деструктивного явления как  агрессия. Считается, что представителей современного общества риска, а именно наиболее уязвимая группа   - молодежь ( возраст от 14 лет и далее), более подвержена данному явлению. Но, к сожалению, открытое информационное пространство- ИНТЕРНЕТ - негативно сказывается даже на младших школьниках, именно поэтому цель родительских собраний - превентивно, через родителей будущих подростков, влиять на негативные тенденции современного мира. Предлагается материал для кл.часов, ролит. собраний, обсуждений на ШМО классных руководителей.

Просмотр содержимого документа
«Агрессивное поведение современной молодежи»

УДК 122+304.2+316.4.063.6


АГРЕССИЯ МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Н.В. ТРОШИНА


Трошина Надежда Валерьевна - аспирант, кафедра теологии и религиоведения, СГУ им.Н.Г.Чернышевского

E-mail: [email protected]


Изложена проблема агрессии молодежи как наиболее уязвимой социальной группы современного общества. Показаны отличия агрессии от агрессивности. Проведены социально-философский анализ и рефлексия материалов исследвоания по проблеме агрессии среди подрастающего поколения, а именно определение основных ее форм с учетом возрастного и гендерного аспектов. Установлены факторы, влияющие на возникновение агрессии среди молодежи. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в курсе лекционных и практических занятий по таким дисциплинам как «Возрастная психология», «Социальная психология», «Социальная антропология» и других.

Ключевые слова: современное общество, деструктивность, агрессия, агрессивность, аутоагрессия.


Агрессия молодежи – одна из наиболее актуальных социально-философских проблем. В период постмодерна, на всем постсоветском пространстве наблюдается чрезмерный рост преступности, в том числе связанной непосредственно с агрессивным проявлением как у индивидуального, так и у социального субъектов.

Социальные философы и исследователи прикладных наук (психологи, социологи, педагоги, медики, криминалисты) отмечают, что на появление агрессии и агрессивности влияют несколько групп факторов (Басс А.и др.)[1,с.228]. Среди них наиболее широко представлены такие группы, как биологические, индивидуально-типологические, педагогические, влияние субкультуры, роль средств массовой информации.

Думается, что учитывая специфику факторов, влияющих на деструктивно-агрессивные проявления молодежи, можно выявить социально-философские детерминанты агрессии, направленные на изучение причин деструктивности молодежи в целом. Понимая агрессию в качестве действия индивидуума, мы можем выяснить особенности возникновения и развития агрессии у молодежи как одной из наиболее уязвимых групп современного рискогенного общества.

Именно поэтому следует разобраться в двух понятиях деструктивного характера – агрессии и агрессивности. В отличии от агрессии, агрессивность следует рассматривать в качестве одной из важнейших характеристик действий и поступков личности, определяющих отношения между людьми, а также можно рассматривать как черту характера[2,с.193].

В современном обществе агрессивность выступает на первый план, представленная в виде всевозможных вооруженных конфликтов, насилия, аутоагрессии (например, суицида), перед которыми современное общество оказывается иногда практически беззащитно.

Среди основных факторов усиления аутодеструктивного поведения, следуя логике М.Хоркхаймера и Т.Адорно[3, 104с.], можно выделить технологический и политический аспекты. Ученые-франкфуртцы говорят уже о том, что человека покорила им же созданная техника, продукт человеческого разума.

Таким образом, создается источник, который трансформируется в механизм социальной манипуляции для цивилизации, активизируя деструктивные процессы.

По убеждению М Хоркхаймера и Т.Адорно, западная цивилизация стала заложницей техники, которая вынуждает человека жертвовать природой и собой как частью природы. Действительно, при отсутствии автоматизированного производства современный человек теряет свою полезность для общества и способность выживать. Конечно, изначально техника и ее составляющие была призвана удовлетворять антроповиталистические потребности современного человека[4, с.32-34], однако выяснилось, что данные потребности постоянно увеличиваются.

На наш взгляд, взамен антроповиталистических потребностей выступают на первый план потребности производства, а также искусственно созданные потребности, среди которых можно назвать рекламу, имидж или стиль жизни современных людей. В настоящее время техногенные процессы разрастаются, вытесняя, а иногда даже уничтожая современного человека и общество в целом, что находит свое отражение в поведении представителей подрастающего поколения.

В настоящее время исследователи – девиантологи и криминалисты отмечают значительный рост аутоагрессивных проявлений деструктивности, который непосредственно связан с использованием информационного оружия, поражающего сознание человека, особенно подрастающего поколения.

Используя персональные средства связи (различные гаджеты) и пространство сети Интернет-технологий, современный представитель молодежи становится мишенью для информационного оружия, тем самым напрямую разрушая свой внутренний мир, свое биологическое начало.

Примером тому может быть аутодеструктивное поведение современной молодежи, которое находит свое отражение в таких злокачественно-деструктивных формах как суицид, суицидальная попытка; нехимические формы аддикций (пищевая и игровая формы зависимостей); химические формы аддикций (наркомания, токсикомания, алкоголизм); вовлечение в деструктивно-религиозные культы; виктимное (жертвенное) поведение; увлечение рискогенными видами спорта (экстремальные виды спорта, превышение скорости на автомобиле) и др.

Таким образом, следует акцентировать внимание различных специалистов, в том числе и социальных философов в вопросах будущего поколения, так как современное общество сталкивается с различными негативными проявлениями, непосредственно связанными со сложными социально-значимыми проблемами, а именно проблемами социальной динамики, глобализации, виртуализации жизненного пространства человека, а, значит, и общества в целом.

Действительно, в XXI веке среди молодежи как наиболее уязвимой социальной группы происходит обеднение ценностей, формирование изменившихся смысложизненных ориентаций и новых форм их социальной активности.

Учитывая данные изменения, происходящие в молодежной среде, считаем обозначение форм деструктивности важнейшей задачей с целью дальнейшей минимизации угроз не только для молодежи как разновидности социальных групп современного социума, но и системы Человек/Человечество.

Исследователь А.Ю. Дроздов, изучая агрессивное поведение молодежи констатирует тот факт, что злокачественно-деструктивная форма агрессии появляется у молодежи, особенно подростков, на всех уровнях социальных связей, а именно в семье, в школе, в общении с ровесниками[5].

Известно, что в подавляющем большинстве случаев агрессия является реакцией на агрессию. Так, ряд социальных ситуаций действительно может провоцировать агрессию у большинства людей, но данные ситуации не становятся универсальными, так как феномен владения ситуацией в данном контексте не срабатывает.

А. Басс детально разбирает формы агрессивного поведения человека, выделяет восемь форм, дает им характеристики и приводит примеры. Разделяя агрессию на несколько форм (по А.Бассу), исследователей данной проблематики интересуют, прежде всего, в силу своей актуальности «физическая-активная-прямая» агрессия, которая выражается в нанесении побоев человеку и «вербальная-активная-прямая» агрессия, выражающаяся в словесном оскорблении человека[1,с.228].

Интересен факт изучения агрессивного поведения подрастающего поколения А.Ю. Дроздовым, который констатирует, что совершеннолетние чаще используют косвенные формы агрессии. Также исследователь делает акцент на гендерном отличии одной формы агрессии от другой. Он считает, что современные девушки более склонны к вербальным формам агрессии, а юноши, наоборот, к физическим проявлениям агрессии.

Таким образом, проведенный теоретико-методологический анализ источников исследований и рефлексия сложившейся социально-значимой проблемы позволяют сделать вывод, что среди молодежи как наиболее уязвимой группы современного общества существуют определенные стереотипы в выборе тех или иных поведенческих моделей. Если между субъектами возникает антипатия, то возрастает возможность отказать в просьбе одного субъекта другому.

Несомненно, учитывая особенности возрастного, гендерного характера, специфику каждой отдельной личности, группы и коллектива, следует акцентировать внимание на вопросе ситуативных факторов, играющих важную роль в актуализации агрессивного поведения молодежи.



Список использованной литературы


  1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х книгах. М.: ВЛАДОС, 1999. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.384с. с.228.
  2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997.С.193.

  3. Хоркхаймер М., Адорно Т. Культурная индустрия. Просвещение как способ обмана масс. М., 2016.104с.

4. Трошина Н.В. Виды адаптации современного человека: социально-философский анализ проблемы//Известия Сарат.Университета. Новая серия. Серия Философия.

Психология. Педагогика. Том 1. №1. 2014. с.32-34.

  1. Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации. URL: http://www.isras.ru/socis_2003-4.html(дата обращения: 12.03.2018)


AGGRESSION OF YOUTH AS A SOCIAL AND PHILOSOPHICAL PROBLEM OF THE MODERN SOCIETY

Troshina Nadezhda Valeryevna

Troshina Nadezhda Valeryevna

Saratov State University, Russia

[email protected]


The problem of youth aggression as the most vulnerable social group of modern society is outlined. The differences of aggression from aggressiveness are shown. Socio-philosophical analysis and reflection of research materials on the problem of aggression among the younger generation, namely the determination of its basic forms, taking into account the age and gender aspects, are carried out. Factors affecting the occurrence of aggression among young people have been identified. The applied aspect of the problem under investigation can be realized in the course of lecture and practical classes in such disciplines as "Age Psychology", "Social Psychology", "Social Anthropology" and others.

Keywords: modern society, destructiveness, aggression, aggressiveness, autoaggression.