Средняя общеобразовательная школа №26
ДОКЛАД
Тема «Активизация познавательной деятельности
на уроках биологии»
Подготовила:
Ехсанова К.М.
2017-2018 г
На сегодняшний день тема " Активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии" актуальна, так как делается акцент на необходимость ориентации на запросы учащихся, необходимостью подготовки выпускника, обладающего не только знаниями, умениями и навыками, но и такими личностными качествами, которые повысят его адаптивность в постоянно меняющихся условиях страны. Формирование личности, способной к самоопределению, самообразованию, саморазвитию в научной, нравственной, культурных сферах.
Познавательная активность школьника - качество не врождённое и не постоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи, труда других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого школьника (успехи в учёбе и положительные эмоции повышают познавательную активность). Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс.
В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности школьников на уроке, нежеланием самостоятельно работать, да и просто учиться, что влияет на эффективность и качество учебного процесса.
Учение – очень сложная деятельность. Дело взрослых – организовать ее: определить ее содержание, продумать формы, пути и средства подачи учебного материала, направить ребенка на поиск наиболее рационального способа действия с ним, оказать необходимую помощь.
Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых учащиеся сами:
отстаивают свое мнение;
принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
ставят вопросы своим товарищам и учителям;
оценивают ответы и письменные работы товарищей;
объясняют более слабым учащимся непонятные места;
находят несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
создают ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий
С целью повышения интереса к учению через эмоции уч-ся можно использовать произведения искусства, стихи, музыку, красочные иллюстрации, живые объекты, эпиграфы к учебной теме, к уроку, которые создают определенный эмоциональный настрой учащихся.
Степень активности учащихся является реакцией на методы и приемы работы преподавателя.
Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.
В школьной практике традиционно принято делить методы обучения на:
словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение);
наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов);
практические (лабораторные и практические работы).
Основными приёмами развития познавательной деятельности, на этапе осмысления изучаемого материала, являются:
1) Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации
Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.
Роль преподавателя при использовании данного метода сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью учащихся.
На разных этапах урока можно использовать различные приемы управления познавательной деятельностью учащихся:
Например:
-Найдите и исправьте ошибку в тексте
-Сообщение, подготовленное учеником, звучит в течение 1 минуты. За одну минуту надо сказать много и интересно.
-Ты мне, я тебе. Вопросы по домашнему заданию.
-Что бы это не значило? На картинке, слайде какое-то изображение (образование цисты, размножение амебы). Дать исчерпывающий ответ.
-Горячий стул. Один ученик садится перед классом. Остальные задают ему вопросы по домашнему заданию
- Биологический диктант
-В кабинете у врача. Один ученик изображает пациента, который с жалобами обращается к «врачу». «Врач» задает вопросы, ставит диагноз и дает рекомендации.(8 класс)
-Народная мудрость (пословицы, поговорки, приметы) Объясните выражение: «Долго жуешь – долго живешь». (8 класс. Регуляция пищеварения )
-Третий лишний. Тренировка логического мышления. 6 класс. Разнообразие и значение плодов. Плоды: слива, фасоль, абрикос, персик.
-Закончи предложение.
-Загадки.
-Мозговая атака (штурм) Напиши все, что ты знаешь по этой теме.
-Вставь пропущенные слова
-Решение биологических задач.
-Тест как инструмент обучения.
-Установи последовательность
-Игра «Поиск». Ученики ищут в учебнике новые термины
-Составь и отгадай кроссворд, ребус и.т.д.
На этапе осмысления и закрепления полученных знаний используются следующие приёмы, активизирующие познавательную деятельность к учебному предмету:
1) Использование натуральных объектов в заданиях для учащихся.
Перед уроком учащиеся получают раздаточный материал, с использованием которого на уроке выполняют следующие задания:
- Рассмотрите растения засушливых районов и найдите признаки приспособленности к недостатку влаги.
- Розданы микропрепараты крови лягушки и человека (без надписи).
Задание: различить и ответить на вопрос: с чем связано именно такое строение эритроцитов крови человека?
- Учащиеся получают набор организмов, обитающих на определенной территории. Задание: смоделируйте, используя набор, все возможные пищевые цепи.
Использование наглядных методов, носит частично-поисковый характер. При показе демонстрационного материала, наряду с комментариями учителя, работа учащихся организуется таким образом, чтобы часть новых знаний они добыли сами путем наблюдения и обсуждения.
Хороший результат для активизации познавательной активности учащихся на уроках биологии показывает проведение нетрадиционных уроков. Такие уроки как: урок аукцион, сочинение по биологии, деловая игра, пресс-конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета, семинар, путешествие, зачет, игра и др.. Особый интерес представляют формы работы с учебником: репродуктивно-поисковая (составление плана, схемы, конспекта,…по тексту), сравнительно-аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками, тесты, кроссворды,…).
Активизируют познавательную деятельность внеклассные мероприятия. Важнейший путь активизации обучения биологии в современной школе – это связь урока с другими формами организации обучения. Он показывает учащимся практическую нужность получаемых знаний и позволяет активизировать их мышление и интерес на каждом этапе урока. Проведение наблюдений в природе во время экскурсий, на приусадебном участке, за комнатными растениями, домашними животными, результаты летних заданий, всё это способствует активизации познавательного интереса учащихся.
На сегодняшний день во всем мире широкое развитие получили информационные технологии.
Персональный компьютер - универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных и вне учебных занятиях.
Электронные презентации эффективно используются на уроках биологии при объяснении сложного для понимания учащихся материала, при недостатке необходимых методических пособий.
Компьютер в учебном процессе выполняет несколько функций: служит средством общения, инструментом, источником информации, контролирует действие ученика и предоставляет ему новые познавательные возможности. Умелое сотрудничество человека и персонального компьютера в образовании позволит сделать процесс обучения более эффективным.
цель педагогической работы – создание атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире, что, безусловно, повышает уровень обученности школьников.
Закончить своё выступление хотелось бы словами древнегреческого философа «Ученик - это не только сосуд, который надо наполнить, но и факел, который надо зажечь»
Постановка на уроке перед учащимися проблемных вопросов, самостоятельное решение познавательных задач, формирование у школьников умения доказывать и обосновывать свои суждения всё это способствует активизации мыслительной, исследовательской деятельности, что обусловливает развитие познавательного интереса к биологии.
На этапе осмысления и закрепления полученных знаний используются следующие приёмы, активизирующие познавательную деятельность к учебному предмету:
1) Использование натуральных объектов в заданиях для учащихся.
Перед уроком учащиеся получают раздаточный материал, с использованием которого на уроке выполняют следующие задания:
* Рассмотрите растения засушливых районов и найдите признаки приспособленности к недостатку влаги.
* Розданы микропрепараты крови лягушки и человека (без надписи).
Задание: различить и ответить на вопрос: с чем связано именно такое строение эритроцитов крови человека?
2) Приём моделирования.
например
* Учащиеся получают набор организмов, обитающих на определенной территории. Задание: смоделируйте, используя набор, все возможные пищевые цепи.
3) Составление схем, таблиц:
Развитию познавательного интереса способствует использование на уроках биологии заданий по построению схем, работе с таблицами.
2.5 Использование биологических задач для активизации познавательной деятельности на уроке
Верным является утверждение, что коль нет познавательной задачи, нет и работы мысли, есть задача - есть поиск её решения. Постановка задач в процессе обучения повышает активность учащихся. Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии. В практике работы школы используются следующие типы задач:
а) Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.
Задача 1. Клетки кожицы листа прозрачные, бесцветные. Какое значение в жизни растения имеет такая особенность их строения?
Задача 2. Почему слизни в знойные дни укрываются под камнями, дисками, а в сырую погоду их можно увидеть ползущими по земле или на растениях?
б) Задачи, способствующие развитию логического мышления.
Задача 1. Весной на учебно-опытном участке посеяли семена спаржи. Из них выросло только одно растение, остальные семена не взошли. На следующий год спаржа разрослась, на каждом её побеге образовались цветки, но плодов не было. В последующие года наблюдалось такое же явление. Какое предположение вы можете сделать по описанному случаю?
в) Задачи на распознавание натуральных объектов.
Задача 1. Рассмотрите под микроскопом препарат растительной ткани. Определите, какая это ткань. Укажите признаки, по которым вы определили вид ткани, укажите местоположение этой ткани в растении?
г) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.
Задача 1. Замечено, что содержащиеся в аквариуме пиявки перед грозой или снегопадом выползают из воды и присасываются к стеклу над её поверхностью. В ясную солнечную погоду они обычно находятся на дне водоёма или плавают в толще воды.
- Предложите максимальное число гипотез, объясняющих это явление.
- Какие из них кажутся наиболее вероятными?
Задача 2. Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они используют дерево просто как место поселения, т.е. это "квартиранты". А вот на деревьях в больших городах лишайников не встретишь. Предложите свои гипотезы, объясняющие данное явление.
д) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.
Задача 1. Земноводные могут различать окраску предметов, цветов.
Особенно они чувствительны к фиолетовой части спектра.
- Какими опытами можно подтвердить эту реакцию амфибий?
- Какие опыты вы могли бы предложить по изучению этого явления?
е) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.
Задача 1. Когда берут кровь из вен предплечья, врач накладывает жгут на плечо. Пациент сжимает и разжимает кисть руки, при этом вены набухают и становятся чётко обозначенными. Как это можно объяснить?
ж) Задачи, связанные с самонаблюдением.
Задача 1. Измерьте свой рост утром, как только встанете, и вечером, перед сном. Сравните эти величины. Объясните причины изменения роста в течение дня.
Задача 2. Докажите, что видимые сосуды на тыльной стороне руки - это вены.
з) Задачи, содержащие новую для учащихся информацию.
Задача 1. Летучие мыши чемпионы по непостоянству температуры тела. Амплитуда изменения температуры - 56°. Когда зверек летит, температура бывает около 40°, а зимой она снижается до 7,5°. Летом сердце сокращается у них 420 раз в минуту, а в спячке - всего 8 раз. Какое значение имеют эти биологические явления в жизни летучих мышей [4]?
Биологические задачи различного характера вызывают у школьников живой интерес, создают благоприятный эмоциональный фон. Они способствуют активизации мыслительной деятельности обучаемых, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии. У учащихся в ходе их решения возникают вопросы, которые свидетельствуют об умственной активности, о стремлении узнать больше, что является показателем развивающегося познавательного интереса к биологии.
2.6 Игровые технологии на уроках биологии
Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. "В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности".
Л. С. Выгодский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников. Он видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую "зону ближайшего развития" ребёнка [1,с.32].
Игра - важный стимул в обучении. Посредством игры быстрее идёт возбуждение познавательного интереса, потому что человеку по своей природе нравится играть. В процессе игры у ребёнка есть возможность реализовать свои потенциальные возможности, получить более высокую оценку.
В то же время в ходе игры у школьников активизируется внимание, воображение, память, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы. Игра позволяет вовлечь каждого в активную работу, в ней реализуется интерес к перевоплощению и импровизациям, создаются особые условия, при которых учащиеся могут осуществлять самостоятельный поиск знаний. Знания, полученные через эмоциональное восприятие материала, через непосредственное живое участие в процессе деятельности, через возможности многостороннего восприятия учебного материала, усваиваются более эффективно [2].
К игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:
* Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней.
* Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре.
* Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.
* Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.
* Игровые действия опираются на знания, умения и навыки,
приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.
* Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования.
Учебная игра выполняет несколько функций:
- обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);
- ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи);
- мотивационно - побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса.
Приведём примеры познавательных игр, которые применяют на практике учителя.
а) Игры - упражнения.
Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.
Пример: "Пятый лишний". Учащимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные одного отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список.
б) Игра-поиск.
Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.
в) Игры - соревнования.
Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе (см. Приложение 1;2).
г) Сюжетно - ролевые игры.
Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это "Пресс-конференция", "Круглый стол" и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, рыбоохраны, ученого-орнитолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.
д) Познавательные игры - путешествия.
В предлагаемой игре учащиеся могут совершать "путешествия" на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся [7].
Пример игры - путешествия. Условия игры:
1) К следующей станции можно двигаться, лишь ответив на вопросы.
2) За ответы на каждой станции получаете 5 баллов.
Станция 1 "Муравейник"
Вопросы: 1) Могут ли муравьи предсказывать погоду?
2) Что такое мирликология?
3) Какие муравьи строят гнёзда в грибах?
Станция 2 "Айболит"
Вопросы: 1) Какие насекомые могут быть лекарями?
2) Какие продукты насекомых оказывают лечебное действие?
3) Что такое "муравьиный спирт" и где он применяется?
Станция 3 "Природоохранная"
Вопросы: 1) Как можно защитить муравьёв?
2) Какие ещё членистоногие нуждаются в защите?
3) Как защищаются членистоногие?
Станция 4 "Летающие цветы"
Вопросы: 1) Какое значение имеет окраска бабочек?
2) Почему некоторые виды самок бабочек бескрылы?
3) Чем пахнут бабочки репницы, брюквенницы, капустницы?
4) Почему птицы не нападают на бабочку большую тополёвку?
Станция 5 "Жуки"
Вопросы: 1) Какие жуки получили название от известных крупных млекопитающих и почему?
2) Какие жуки пахнут розами?
3) Как красива жужелица. Почему же её неприятно брать в руки?
4) Какого водного жука опасно держать в аквариуме вместе с рыбками? Почему?
Таким образом включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка.
Заключение
1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и
повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии;
2. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых;
3. Использование рассмотренных приёмов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу биология;
4. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приёмов активизации познавательной деятельности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.

Словесные методы.
1. Метод дискуссии применим по вопросам, требующим размышлений свободного высказывания детьми своего мнения и умение слушать мнение выступающих
2. Метод самостоятельной работы с учеником, например задание самостоятельно составить план рассказа учителя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации.
Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение учебника, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у учащихся теоретического и образно-предметного мышления
Для закрепления навыка работы с литературой ученикам даются различные посильные задания.
Например, в 7-м классе при изучении темы: «Кишечнополостные».
Дается задания: сделать сообщение о представителе кишечно-полостных; (представителей выбирают по желанию). Ученикам нужно рассказать об особенностях данного животного, его образе жизни, уметь показать связь строения со средой обитания.
Сообщение формируется на альбомных листах, титульный лист оформляется рисунком животного.
В классе ученик должен постараться не прочитать, а пересказать свое сообщение.
При таком виде работы ученики учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, учащиеся в последствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения.
3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.
К сожалению, я вынуждена, как и многие учителя, пользоваться пока самодельными раздаточными дидактическими материалами.
Их условно делят на три типа
1. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления новых знаний без предварительного объяснения их учителем.
1) Карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план.
2) Карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы.
3) Карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий.
2. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и применения знаний и умений.
1) Карточка с вопросами для размышлений.
2) Карточка с расчетной задачей.
3) Карточка с заданием выполнить рисунок.
3. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью контроля знаний и умений.
1) Карточка с немым рисунком.
Использую в нескольких вариантах. Для всего класса - 2-4 варианта. И как индивидуальные задания. Может проводиться с целью повторения и закрепления знаний.
2) Тестовые задания.
Их применяю также и в индивидуальном порядке и для класса в целом. В последнее время более эффективными являются текстовые задания, хотя и у них есть свой недостаток. Иногда учащиеся пытаются просто угадать ответ. Для того, чтобы избежать таких случаев, работаю над разными формами тестов.
Наглядные методы.
1. Частично-поисковый. При применении этого метода я руковожу работой класса. Организую работу детей таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрирую опыт до объяснения нового материала; сообщаю лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.
2. Метод опорных сигналов. Опорные конспекты применяю и в виде схем, т.е. такими, как они должны быть по В.Ф. Шаталову. А также в виде рисунков, таблиц, схем (см. приложение).
Практические методы.
1. Частично-поисковый лабораторный метод.
Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.
В своей работе также использую методы устного изложения - рассказ и лекции. При подготовке лекций планирую последовательность изложения материала, подбираю точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых, учителей, общественных деятелей. На своих уроках использую приемы управления познавательной деятельностью учащихся:
На уроках в 6-7-х классах в целях активизации познавательной деятельности применяю загадки, ребусы, кроссворды. В 6-7-х классах при изучении биологии растений использую игровые моменты, в основном в конце урока. В этом возрасте дети очень любят играть и стимул игры позволяет активизировать их деятельность при изучении нового материала.
В старших классах использую групповой метод. При этом делю класс на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает свое задание и выполняет его. В основном этот метод применяю на уроках биологии 10-11 класса при изучении темы «Экология».
Ребятам (группам) выдаются карточки-задания, с экологическими задачами и они, посовещавшись, должны решить задачу.
В конце изучения темы провожу семинарские занятия и тематический зачет. Но эти формы приемлемы в старших классах, и подразумевают хорошую подготовку учащихся, изучение ими рекомендованной литературы, участие в дискуссии.
На сегодняшний день во всем мире широкое развитие получили информационные технологии.
Появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернета позволяет использовать информационные технологии в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое сообщество.
Персональный компьютер - универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных и вне учебных занятиях.
Электронные презентации эффективно используются на уроках биологии при объяснении сложного для понимания учащихся материала, при недостатке необходимых методических пособий.
Компьютер в учебном процессе выполняет несколько функций: служит средством общения, инструментом, источником информации, контролирует действие ученика и предоставляет ему новые познавательные возможности. Умелое сотрудничество человека и персонального компьютера в образовании позволит сделать процесс обучения более эффективным.
Каждый ученик должен верить в себя, свои силы и возможности, чтобы испытал не только радость осознания живой природы, но и радость общения, творчества, ощутил вкус победы над собой, почувствовал удовольствие от интеллектуального напряжения.
Познавательная (учебная) активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретений знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идет не только о внешней активности (поднятие рук, переписывание, бездумное перелистывание книги и т. п.), а главным образом о внутренней, мыслительной активности школьника, о творческом мышлении.
Следовательно, можно сделать вывод, что учебный труд интересен, если он разнообразен. На уроке должны разумно чередоваться различные формы деятельности, и каждый урок должен быть неповторим, не похож на другие.