Развитие современного общества и системы образования предъявляют все более высокие требования к качеству подготовки выпускников. Применение активных методов обучения позволяет развить познавательную активность обучающихся на занятиях профессионального цикла, а использование информационных технологий позволяет разнообразить формы работы на уроке, активизировать деятельность учащихся повысить внимание и творческий потенциал личности.
Задача педагогов — строить свою работу так, чтобы заинтересовать в обучении, помочь сформировать убеждения и взгляды в соответствии с общечеловеческими ценностями, создать условия для личностного развития обучающихся. В настоящее время назрели вопросы: как сделать процесс обучения интересным, какой метод преподавания наиболее оптимален для изучения дисциплин профессионального цикла, что позволит развивать самостоятельность, упражнять мыслительные способности, пробуждать положительные эмоции и, как следствие, повышать мотивацию к овладению профессией? Как сделать обучение продуктивным? Основываясь на принципах продуктивности, необходимо создать положительную атмосферу сотрудничества педагога и обучающегося в процессе обучения. Решению этой задачи помогает технология личностно-ориентированного обучения, основанная на педагогике сотрудничества.
Проблема активизации мыслительной деятельности обучающихся была и остается одной из главных в дидактике. Обычно на уроке преподаватель излагает новый материал, а обучающийся слушает, записывает, запоминает. Но коэффициент полезного действия такого урока не всегда высок. Сказывается разный уровень знаний обучающихся, их усталость и другие факторы. Известно, что самостоятельно приобретенные знания более прочны и надежны. Обучающийся ими владеет более свободно и рационально.
Что можно сделать для повышения интереса к предмету и качества обучения, к сближению учебных задач обучающегося и преподавателя?
Для активизации мыслительной деятельности можно использовать:
фронтальный опрос постановкой проблемных вопросов;
логический диктант, когда преподаватель зачитывает вопрос, а обучающиеся дают краткий ответ на него;
графический диктант, когда на поставленные преподавателем вопросы обучающиеся отвечают графически: если «да» — черта, если «нет» — дуга. Это позволяет быстро проверить правильность ответов, в том числе с помощью обучающихся, обменивающихся своими работами.
Особенное значение имеет развитие познавательного интереса на уроках профессиональных дисциплин. Эти предметы содержат в основном новый для обучащиюхся, тесно связанный с их будущей профессией и поэтому потенциально интересный как теоретический, так и фактический материал, который раскрывает вопросы технологии производства, особенности сырья и материалов, производимых и применяемых в промышленности.
Наряду с усвоением значительного объема разнообразных знаний, обучающиеся должны приобрести определенные компетенции, непосредственно связанные с их будущей профессиональной деятельностью. Нужно учитывать и другую особенность содержания этих предметов — органическую связь с производственной практикой. Поэтому формирование познавательных интересов является во многом и формированием профессиональных и общих компетенций обучающихся.
Таким образом, профессиональные дисциплины, занимая важное место в подготовке квалифицированных рабочих, имеют свои специфические особенности, что требует применения на уроках разнообразных форм, методов и средств обучения.
Решение различных практических вопросов проблемного характера, организация самостоятельной работы со справочной литературой, нормативной документацией, анализ и проектирование реальных технологических процессов, разбор и составление схем, выполнение расчетов, проведение практических работ — все это дает возможность организовать учебную деятельность таким образом, чтобы наряду с реализацией других учебно-воспитательных задач урока вызвать и развить у обучающихся стойкий познавательный интерес.
На первых уроках следует ознакомить обучающихся с квалификационной характеристикой, рассказать, какими компетенциями должен обладать будущий рабочий. Необходимо подчеркнуть цель изучения материала, его практическую, научную значимость. Более устойчивым будет внимание обучающихся и их интерес, если преподаватель раскрывает важность изучения темы или сообщает новое, опираясь на уже имеющиеся знания обучающихся, расширяя и углубляя их, перенося в новые условия и ситуации. Чтобы поддерживать внимание обучающихся на протяжении всего урока, можно использовать активные методы обучения, выставляя оценки за работу на протяжении всего урока, проводя изучение нового материала в форме беседы, создавая проблемные ситуации, которые обучающиеся решают сами или с помощью преподавателя, развивать дух соревнования.
Практическая реализация проблемного обучения является одним из основных факторов развития и потому предполагает использование проблемных ситуаций не только в учебной деятельности, но и в творческой работе.
Проблемное обучение предполагает создание на уроках проблемных ситуаций, самостоятельную работу обучающихся по их разрешению. В результате мы получаем творческое овладение компетенциями, развитие мыслительных способностей обучающихся.
Для контроля знаний можно проводить устный зачет в форме деловой игры, разделив группу на бригады. От каждой бригады выделяется в жюри по одному человеку для оценки знаний своих товарищей. Периодический контроль можно проводить в форме динамического зачета, разделив группу на бригады. Из членов бригад выделяются консультанты. Они-то и проводят опрос обучающихся. При этом каждому дается свой вопрос. Преподаватель выслушивает ответы выборочно. Подобная форма активизации мыслительного процесса несет большую воспитательную нагрузку; не возникает вопроса о дисциплине, прививаются умения слушать других, работать в коллективе. Также обучающиеся изучают самостоятельно вопросы, которые дает преподаватель. При этом они работают с учебником.
В результате обучающиеся овладевают профессиональными и общими компетенциями с творческой направленностью, которые необходимы на современном рынке профессий.