СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация познавательной деятельной деятельности учащихся. Из опыта работы

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закирзянова С.А., учитель физики,

Нижнеилимский район,

МОУ «Железногорская сош №5 им. А.Н. Радищева»,

р/т 8(39566) 3-28-45

 

 

Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся второй ступени обучения через активизацию познавательной деятельности.

 

                                                                                    Вся гордость учителя – в учениках,

                                                                         в росте посеянных им семян.

                                                                                                                    Д.И. Менделеев

 

Педагогические системы века информатизации и компьютеризации не могут позволить себе строить обучение в основном на усвоении суммы готовых знании. Поэтому необходима активная познавательная, самостоятельная мыслительная деятельность, владение способами познавательной деятельности, их совокупностью.

        Важнейшая цель образования на современном этапе его развития – жизненная самореализация личности (1). Происходящая в настоящее время эволюция образовательного пространства настоятельно требует смещения акцентов в сторону личностно-ориентированного обучения. В сфере школьного физического образования на первый план выдвигаются такие задачи, как повышение интереса, развитие самостоятельности и исследовательских умений обучающихся при выполнении ими теоретических и экспериментальных заданий и физических проектов (2).

      Активизации учебно-познавательной деятельности способствуют познавательные интересы обучающихся. Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности (3). Процесс формирования познавательного интереса школьника является сложным и многозначным, который следует рассматривать с разных сторон (4). При организации процесса обучения учителю необходимо учитывать различные факторы, оказывающие положительное влияние на формирование познавательных мотивов у учеников, использовать различные методы и средства (5). Так как самоопределение к деятельности начинается с мотивации.

Я хочу поделиться опытом выявления характера  мотивации учебной деятельности, познавательных потребностей, смысла учения для  обучающихся. Актуальность опыта состоит в создании условий для повышения учебно-познавательной компетенции  учащихся, повышения их мотивации к  изучению физики на основе использования учебных ситуаций, организации экспериментальной исследовательской деятельности.

          Всем известно, что успех любой деятельности, в том числе и учебной, во многом зависит от наличия положительных мотивов учения. Человеку от природы присущ безусловный ориентировочный рефлекс «почему?». Следовательно, мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать и, что особенно важно, учить ученика «стимулировать» свои мотивы. Среди многообразия мотивов учения можно выделить две большие группы: мотивы познавательного интереса и мотивы долга и ответственности в обучении (социальные) (4).

         Психологи считают, что познавательный интерес занимает у обучающихся ведущее место среди мотивов и факторов, стимулирующих учение. «Нет ни одной проблемы в учебной познавательной деятельности, которую можно было решить без опоры на интерес».

         Мотивы долга и ответственности (социальные) связаны, прежде всего, с наличием у ученика сознательной учебной дисциплины, стремления охотно выполнять требования учителя, родителей, уважать общественное мнение. Этот мотив – основа самовоспитания, самосовершенствования. Серьезного внимания заслуживает разумная система поощрения. Похвала ответа, положительная отметка, высокая оценка деятельности ученика способствуют зарождению общественно ценных мотивов, которые играют особо важную роль в учебной мотивации вообще. Самое главное для учителя – необходимость добиваться перевода внешнего стимулирования в самостимулирование у обучающихся внутренней мотивации.

       Другой вариант классификации мотивов учения опирается на две тенденции: к достижению успеха и к избеганию неудачи. Мотивированные на достижение успеха ученики, как правило, уверены в себе, своих силах, ставят перед собой позитивные цели. Мотивированные на избегание неудачи ученики не уверены в себе, боятся критики, с работой, где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции. Такая мотивация связана с низкой самооценкой, неверием в свои силы, в возможность успеха (4).

          Следовательно, основная задача учителя – развивать стремление к успеху, всячески поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах.

            На протяжении трех лет я занималась исследованием по теме «Мотивация познавательной активности школьников».  Ведущая идея – повышение мотивации через организацию познавательной деятельности учащихся. Цель – формирование познавательного интереса и активизации мышления у обучающихся. Предмет исследования – методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся. Задачи исследования: выявить мотивы учебной деятельности обучающихся, их познавательных потребностей; сформировать познавательные интересы обучающихся; организовать исследовательскую деятельность с высокомотивированными обучающимися; разработать уроки, ориентированные на активизацию познавательной деятельности обучающихся. 

      Для достижения поставленных задач мною были выполнены микроисследования:     «Мотивация деятельности обучающихся на уроке физики и создание условий для ее развития» («Управление школой по результатам. Практика педагогического менеджмента» П.И. Третьяков, М. «Новая Школа»); «Развитие мотивов учебной деятельности обучающихся, их познавательных потребностей» («Народное образование», №8). В исследовании принимали участие ученики 7, 9, 11 классов. Разработала систему уроков, ориентированных на активизацию познавательной деятельности обучающихся.

     Опираясь на результаты исследования, можно с большей долей достоверности определить, сколько в классе учеников с высоким уровнем развития учебной мотивации, сколько со средним и низким. Для меня данная методика помогла выявить итоговый уровень развития мотивации и сформированность ее отдельных составляющих: личностного смысла учения; способности к целеполаганию; стремления к достижению успехов или к избеганию неудач; направленности мотивации на познавательную, социальную сферу и т.д.

Таким образом, возникла необходимость создании условий на уроках для формирования учебно-познавательной компетенции через использование учебных ситуаций, содействующих совершенствованию качества знаний учащихся по физике, усиление их мотивации к ее изучению на основе использования учебных ситуаций. Учебные ситуации способствуют решению одной из важных проблем педагогики, а именно, проблемы развития мотивации учебной деятельности.

Необходимо обучать школьников различным методам решения задач, используя всевозможные технологии и приемы, начиная с алгоритмов решения типовых задач и заканчивая формированием умения самостоятельно находить эти методы. Ориентация на формирование исследовательских навыков в ходе учебной ситуации побуждает учителя к постоянному творческому подходу к организации учебных занятий. Прямая трансляция новых знаний с использованием демонстрационного эксперимента менее эффективна, чем самостоятельная экспериментальная и исследовательская деятельность учащихся, коллективная работа, а так же совместная работа учителя и учащихся.

Ииспользуя результаты исследования, я большое внимание уделяю  целенаправленной работе со способными детьми. Мои ученики на протяжении нескольких лет участвуют в районной научно-практической конференции старшеклассников «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки» и занимают призовые места, показывают достаточно высокие результаты в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физике. В 2011 году ученик занял призовое место в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физике (Диплом призера от 14 января 2011 г). Успешно сдают ЕГЭ по физике  (2010г – 62 балла, 2011г – 92 балла, 2-12г – 58 баллов, 2013г – 61 балл). Ученики наиболее мотивированные на изучение предмета «Физика», успешно поступают  и учатся в высших технических учебных заведениях,  профилирующим предметом в которых является физика.  

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!