СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные и интерактивные методы обучения

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как мотивировать обучающихся на активную обучающуюся деятельность

Просмотр содержимого документа
«Активные и интерактивные методы обучения»

Активные и интерактивные методы обучения.

Стрих Н.Л., учитель Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №81, г. Екатеринбург


Аннотация.

Одно из требований ФГОС системно - деятельностный подход в обучении.

При реализации системно - деятельностного подхода предполагается активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока. Как мотивировать ученика на активную самостоятельную познавательную деятельность? В педагогической практике встречаются термины «активные» и «интерактивные» методы обучения. В чем отличие данных методов? Данные рекомендации могут быть полезны учителям начальной школы и учителям-предметникам.

Ключевые слова.

Метод обучения - система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. [4]

Мотивация - побуждение к действию.

Системно - деятельностный подход - это подход, при котором в учебном процессе главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. [3]

Мотивировать учеников к самостоятельной познавательной деятельности можно путем применения активных и интерактивных методов обучения.

Активные методы обучения – это методы, характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач. [1]

Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия «учитель = ученик». Такие методы предполагают равнозначное участие учителя и учеников в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.

Признаки активных методов обучения:

  • активизация мышления, причем ученик вынужден быть активным;

  • длительное время активности - ученик работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;

  • самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;

  • мотивированность к обучению.

Активные методы обучения подразделяются на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная классификация включает такие группы:

  • Дискуссионные.

  • Игровые.

  • Тренинговые.

  • Рейтинговые.

В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.

Наиболее распространенные методы активного обучения:

  • Презентации - простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учениками по теме.

  • Кейс-технологии — строятся на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование.

  • Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами ученики.

  • Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы.

Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН — это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учеников друг с другом.

  • Баскет-метод — основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача — собрать и донести информацию о каждом экспонате.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения

учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.[2]

Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия «учитель = ученик» и

«ученик = ученик». То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами ученики, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель выполняет роль помощника, который создает условия для инициативы детей.

Задачи интерактивных методов обучения:

  • Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.

  • Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.

  • Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты. Методы и приемы интерактивного обучения:

  • Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма.

  • Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.

  • Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными платформами.

  • Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учениками проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.

  • Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) - метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры ученики играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.

  • Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.

  • Метод проектов — самостоятельная разработка учениками проекта по теме и его защита.

  • BarCamp, или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.

К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.

Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. Важно развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.





Список литературы:

  1. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.[1]

  2. Интерактивные технологии в обучении и воспитании : метод. пособие / И. В. Плаксина ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. – 163 с. [2]

  3. Способы реализации системно – деятельностного подхода: Методические рекомендации Тюмень, ТОГИРРО, ЦНППМПР г. Тобольск, 2022. –21 с.[3]

Интернет-ресурсы:

1. https://pedagogicheskaya.academic.ru/ [4]

1