Активные и интерактивные методы обучения в деятельности
Преподавателя
Выберите тему занятий:
Тема: «Технология точения древесины на токарном станке».
Цель: научить обучающихся выбирать и крепить детали, определять диаметр заготовки, отбирать инструмент для выполнения чернового и чистового точения.
Задачи:
Воспитывающая: аккуратность, точность, внимательность при выполнении токарных работ;
Развивающая: способствовать умению определять виды стамесок для работы по форме обрабатываемой поверхности.
Обучающая: Способствовать закреплению знаний о видах поверхностей, получаемых путем точения и используемых при этом инструментах.
Тип урока: познавательный.
Оснащение урока: презентация, карточки-задания.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие, подготовка обучающихся к уроку, проверка присутствующих и их готовность к уроку, назначение дежурных. (3мин.)
Вводная часть.
Ознакомление обучающихся с темой урока.
Преподаватель, используя, презентацию способствует определению обучающихся темы и цели урока. (2 мин.)
Актуализация з н а н и й (проверь свои знания).
Преподаватель: «А теперь давайте вспомним, что мы изучали на предыдущем уроке:
1) Перечислить основные узлы токарного станка для обработки древесины.(Ответ) – 1. - двигатель, 2. - передняя бабка, 3. - станина, 4. - кнопки пуска, 5. - защитное ограждение, 6. - светильник, 7. – подручник, 8. - задняя бабка, 9. - защитный экран.
2) Для чего необходима передняя бабка? (Ответ) Передняя бабка необходима для расположения ременной передачи и шпинделя.
3) Для чего предназначена задняя бабка? (Ответ) Задняя бабка(служит для поддержания длинных заготовок).
4) Для чего служит подручник? (Ответ) Подручник токарного станка (предназначен для перемещения стамески вдоль и поперек заготовки во время точения).
5) Перечислить способы установки заготовки на токарном станке: (Ответ) 1. В патроне, 2. На планшайбе, 3. В центрах (трезубец).
6) На токарном станке длинные заготовки крепят при помощи… (Ответ) с помощью трезубца». (8 мин.)
III. Изложение программного материала.
Преподаватель, используя презентацию, рассказывает о поверхностях получаемых при точении древесины, используемых при этом инструментах. Обучающиеся записывают название поверхностей и инструментах используемых для их получения в тетради . (8 мин.)
Физкультурная пауза. После изложения программного материала, преподаватель предлагает обучающимся встать возле своих рабочих мест для проведения разминки. (2 мин.)
IV. Практическая работа.
Инструктаж по выполнению практической работы:
Начертить эскиз детали в тетради.

На выполнение практической работы отводится 17 мин.
По окончанию практической работы проводится самопроверка и оценка.
V. Итоги урока.
1. Выводы обучающихся по теме урока.
2. Оценка выполнения практической работы.
3. Домашнее задание. (5 мин.)
Выберите один или несколько активных или интерактивных методов обучения, обоснуйте свой выбор.
В педагогике различают несколько моделей обучения:
1) пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);
2) активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
3) интерактивная – взаимодействие. (моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем).
Активные и интерактивные методы обучения
Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения занятия. Научно-методические основы, на которых базируется интерактив:
обучение через опыт и сотрудничество;
учет различий в стилях познания;
поисковые и исследовательские методы;
игровые методы.
Интерактивное обучение —это специальная форма организации познавательной деятельности.
Практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания;
Идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности;
Способствует установлению эмоциональных контактов между обучающимися, приучает работать в команде, снимает нервную нагрузку, помогает испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
Основными составляющими интерактивных занятий являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются обучающимися.
Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их обучающиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи:
формировать интерес к изучаемому предмету;
развивать самостоятельность студентов;
обогащать социальный опыт обучающихся путем переживания жизненных ситуаций;
комфортно чувствовать себя на занятиях;
проявлять свою индивидуальность в учебном процессе
Алгоритм проведения интерактивного занятия.
1.Подготовка занятия;
2. Вступление;
3. Основная часть;
4. Выводы (рефлексия).
Опишите фрагмент занятия с применением активного или интерактивного метода обучения.
Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия «преподаватель = студент» и «студент = студент». То есть теперь не только преподаватель привлекает обучающихся к процессу обучения, но и сами обучающиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого обучающегося. Преподаватель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы обучающихся.
Особенности активных и интерактивных методов обучения:
Вынужденная активность обучающихся: получив определенное задание или установку на решение той или иной проблемы, выдвинутой преподавателем, в работе принимают участие обучающиеся всей группы. (Принудительная активность мышления: обучающийся должен быть активен независимо от его желания).
Постоянное взаимодействие обучающихся и преподавателя с помощью прямых и обратных связей и обучающихся между собой.
Необходимость самостоятельной творческой выработки решений обучающимися.
Повышенная степень мотивации, эмоциональности и творчества.
Результаты использования активных и интерактивных методов обучения:
Материал усваивается на 90 %.
Время изучения учебного материала уменьшается на 30–90 %.
Активизируется учебный процесс, он делается творческим, увеличивается заинтересованность обучающихся.
Применение активных и интерактивных методов обучения в своей педагогической деятельности.
Для активизации учебного процесса каждый из нас использует свои методы, систему, «работающую» в конкретной ситуации.
В своей педагогической деятельности я использую различные приемы активных и интерактивных методов обучения на уроках «Технология работ на деревообрабатывающих станках» . Такие приемы, как урок — практическое занятие, урок — презентация, урок — игра, мозговой штурм, урок-зачет, групповые дискуссии, тренинги и др.
Используемая литература:
1. Косолапова М.А. Технологические подходы в организации профессиональной подготовки к педагогической деятельности в высшей школе /Косолапова М.А.; Томский гос. пед. ун-т. – Томск, 2007. – 177 с. – Библиогр. : с. 104 – 110. Деп. В ИНИОН РАН № 60426
2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход. – М.: МПСИ, 2005. – 216 с.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34–42; Компетентностный подход… // Высшее образование сегодня. – 2006. - № 6. – С. 20-26.
4. Карпенко М. Новая парадигма образования ХХI в.// Высшее образование в России.–2007.- №4. – С.93.
5. Кононец А.Н. Педагогическое моделирование: новые вопросы/ А. Н. Кононец //Инновационные подходы к организации образовательного процесса в современном техническом вузе: сб. метод. тр./ под ред. Л. П. Лазаревой ; ДВГУПС. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. - С. 22-31.
https://unecon.ru/sites/default/files/interaktivnyemetodyobucheniyaprezentaci_gildingersh-min.pdf