СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные методы обучения на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке дается подробное описание таких методик, как синквей, диаманта и хайку, которые можно использовать на различных этапах урока:на стадии вызова, осмысления, рефлексии.

Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения на уроках литературы»

Активные методы обучения  на уроках литературы Учитель БОУ Новокемская ОШ Пушкина Елена Гелиосивнв

Активные методы обучения

на уроках литературы

Учитель БОУ Новокемская ОШ Пушкина Елена Гелиосивнв

Синквейн. Диаманта. Хайку.

Синквейн. Диаманта. Хайку.

Синквейн  В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях. Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.  Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по опредёленным правилам.

Синквейн

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях.

Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.

Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по опредёленным правилам.

Алгоритм написания синквейна. 1 строка - одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна; 2 строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; 3 строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; 4 строка - фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. 5 строка - слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме

Алгоритм написания синквейна.

1 строка - одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;

2 строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

5 строка - слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме

Составляя синквейн, автор может обращаться к тексту содержания изучаемой темы. При этом построчные задания являются для него своеобразными схемами ориентировочной основы деятельности, используя которые он выполняет конкретный фрагмент задания по составлению синквейна. Составляя синквейн, автор реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Правильно составленныйсинквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску. Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Составляя синквейн, автор может обращаться к тексту содержания изучаемой темы. При этом построчные задания являются для него своеобразными схемами ориентировочной основы деятельности, используя которые он выполняет конкретный фрагмент задания по составлению синквейна.

Составляя синквейн, автор реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п.

Правильно составленныйсинквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.

Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Синквейн можно использовать на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Пример синквейна  Любовь Светлая, чистая Возвышает, окрыляет, вдохновляет. Без любви жизнь теряет смысл. Счастье.

Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

Синквейн можно использовать на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии.

Пример синквейна

Любовь

Светлая, чистая

Возвышает, окрыляет, вдохновляет.

Без любви жизнь теряет смысл.

Счастье.

Диаманта (Даймонд) - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением.

Диаманта (Даймонд) - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением.

Этот вид стиха составляется по следующей схеме:  1. Тема (существительное) 2. Определение (2 прилагательных) 3. Действие (3 причастия) 4. Ассоциации (4 существительных)  5. (антитеза 3 строке): действие (3 причастия) 6. (антитеза 2 строке): определение (2 прил.) 7. (антитеза 1 строке): тема (существительное)

Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

1. Тема (существительное)

2. Определение (2 прилагательных)

3. Действие (3 причастия)

4. Ассоциации (4 существительных)

5. (антитеза 3 строке): действие (3 причастия)

6. (антитеза 2 строке): определение (2 прил.)

7. (антитеза 1 строке): тема (существительное)

Пример диаманты Гипербола Огромная, наибольшая. Преувеличивает, преумножает, расширяет. Гулливера превращает в Мальчика с пальчика. Преуменьшает, умаляет, суживает. Крохотная, наименьшая Литота.

Пример диаманты

  • Гипербола
  • Огромная, наибольшая.
  • Преувеличивает, преумножает, расширяет.
  • Гулливера превращает в Мальчика с пальчика.
  • Преуменьшает, умаляет, суживает.
  • Крохотная, наименьшая
  • Литота.
Пример диаманты Обломов. Ленивый, добрый. Лежащий, мечтающий, умирающий. Пассивность, бездействие, угасание, лень Работающий, решающий, живущий. Настойчивый, расчётливый. Штольц.

Пример диаманты

  • Обломов.
  • Ленивый, добрый.
  • Лежащий, мечтающий, умирающий.
  • Пассивность, бездействие, угасание, лень
  • Работающий, решающий, живущий.
  • Настойчивый, расчётливый.
  • Штольц.
Хайку  Стих в виде хайку написать несколько труднее, потому что в нем выражается личное переживание человека. Вместе с тем эта стихотворная форма также имеет определённые плюсы. В хайку самым гармоничным образом сочетается работа с понятием и эмоциональное отношение к нему. Алгоритм написания хайку: Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то Строчка 2: Какого? Строчка 3: Как?

Хайку

Стих в виде хайку написать несколько труднее, потому что в нем выражается личное переживание человека. Вместе с тем эта стихотворная форма также имеет определённые плюсы. В хайку самым гармоничным образом сочетается работа с понятием и эмоциональное отношение к нему.

Алгоритм написания хайку:

Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то

Строчка 2: Какого?

Строчка 3: Как?

Снегирь.  На голой ветке птица красногрудая, нарядная Красиво…

Снегирь.

На голой ветке птица

красногрудая, нарядная

Красиво…

Печаль. Я проезжаю мимо деревни с одним домом Тоскливо …

Печаль.

Я проезжаю мимо деревни

с одним домом

Тоскливо

Роза. Под первым снегом цветок последний, одинокий. Холодно

Роза. Под первым снегом цветок последний, одинокий. Холодно