Теміртау қаласы әкімдігінің «Теміртау қаласының №12 жалпы білім беретін орта мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі жанындағы шағын орталық
Мини – центр при коммунальном государственном учреждении
«Общеобразовательной средней школы №12 города Темиртау»
акимата города Темиртау
Доклад
«Активные методы работы
по формированию физических способностей
детей дошкольного возраста»
Составила:
воспитатель
Ермакова В.И.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма – вот главная цель сотрудников мини-центра при КГУ «ОСШ №12». Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия.
- Утренняя гимнастика (ежедневно в течение года)
- Гимнастика после сна (ежедневно в течение года)
- Дыхательная гимнастика (2 раза в неделю)
- Точечный массаж (в период эпидемий ОРЗ)
- Воздушные ванны (перед сном, после сна)
- Физкультурные занятия (2-3 раза в неделю)
- Проветривание помещений (перед, после сна)
- Пальчиковая гимнастика (3 раза в неделю)
- Витаминизация: соки, напитки, витамины (ежедневно)
- Профилактические прививки
- Закаливание солнцем, водой (в летний период)
- Профилактика плоскостопия (ежедневно)
- Профилактика осанки детей (ежедневно)
- Физкультминутки (ежедневно)
- Подвижные игры (ежедневно)
- Прогулки (в теплое время года)
- Работа с родителями по профилактике оздоровительных мероприятий в течение года.
Уровень социализации личности дошкольника во многом зависит от полноценного физического воспитания. По мнению академика Н.М. Амосова, ребенок конца XX – начала XXI веков сталкивается с тремя основными пороками цивилизации: накоплением отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием, гиподинамией.
Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребенок», считаем невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада.
Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в детском саду созданы следующие условия:
- спортивный зал;
- спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;
- музыкальный зал;
- кабинет медицинского работника.
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой, методистом, музыкальным руководителем. Предварительно был составлен план работы совместной деятельности на год, включающий в себя консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах.
В своей работе воспитатели детского сада использовали различные виды занятий, среди которых преобладают:
- сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
- занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;
- занятия-тренировки основных видов движений;
- занятия по традиционной схеме: водно-подготовительная часть, общеразвивающие упражнения, подвижные игры;
- занятия-зачеты, на которых дети сдают физические нормативы на время.
Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья. Основные виды физического совершенствования детей:
- подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями;
- оборудование физкультурного уголка;
- организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
- оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.
Основными проблемами, требующими совместной деятельности педагогов и медицинской сестры являются:
- Физическое состояние детей, посещающих дошкольное учреждение.
- Оптимизация двигательного режима детей в детском саду.
- Профилактика заболеваний.
- Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.
В систему оздоровительной работы, проводимой в нашем мини-центре, включены следующие мероприятия:
- дыхательная гимнастика,
- профилактический массаж ног,
- профилактика нарушений осанки и плоскостопия.
Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре в зале и на воздухе. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей.
Много профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний в осенне-зимний период проводит и медицинская сестра детского сада. Сюда входит поддержание чистоты, кварцевание групп, дезинфекция в период вспышки ОРВИ, проветривание спален перед сном и проветривание групп.
Детям проводятся следующие профилактические мероприятия:
- вакцинация против гриппа и смазывание слизистой оксолиновой мазью;
- витаминизация III блюда;
- дыхательная гимнастика.
Закаливающие процедуры:
- утренняя гимнастика, физкультурные занятия;
- прогулки на свежем воздухе (-20);
- воздушные ванны.
Такие же мероприятия проводятся и в весенне-летний период, только закаливающие процедуры:
- ежедневные прогулки на свежем воздухе;
воздушно-солнечные ванны;
- хождение босиком по песку.
В детском саду оздоровительным мероприятиям отводится одно из главных мест:
- воспитание с детства разумного отношения к здоровью, правильный режим дня;
- рациональное, сбалансированное питание;
- оптимальная двигательная активность, физическая культура;
- закаливание – адаптация организма к различным условиям окружающей среды;
- профилактическая работа (полоскание рта отварами трав, чесночно-лимонный настой и т.д.);
- здоровьесберегающие технологии и общеоздоровительные мероприятия.
Одним из направлений нашей деятельности воспитание и потребность детей в здоровом образе жизни.
Чтобы привить детям потребность в здоровом образе жизни они должны знать:
- значение здорового образа жизни;
- осознавать особенности функционирования организма, правила охраны органов чувств;
- обслуживать себя, анализировать свои поступки и поступки других детей;
- взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилища, улица) безопасна для жизни;
- научиться приемам самомассажа;
- усвоить и понять, какие привычки и почему представляют вред для здоровья.