СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС второго поколения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активные приемы обучения на уроках русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«"Активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС второго поколения"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Школа № 25»








Урок русского языка по ФГОС

(5 –А класс)


Тема: «Активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС второго поколения»








Составила: Иноземцева Любовь Николаевна




2019 г.



1. Вступление. В наше время процессы модернизации затрагивают и школу, они связаны с переходом от знаниевой парадигмы образования к деятельностной, ориентирующей на качественно иные цели образования школьников. Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП (основной образовательной программы) предполагает не только обновление содержания, но и изменение подходов к организации образовательного процесса, направленного на реализацию требований ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта). Основная задача сегодня – перевести учащихся в режим саморазвития.

2. Универсальные учебные действия. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться.

В этой связи очень актуальными становятся те УУД, которые вводятся ФГОС.

а) Личностные:

формирование основ гражданской идентичности;

правосознание, межличностные отношения;

выбор профильного образования и готовность к дальнейшему самообразованию.

б) Регулятивные:

способность ставить цели и задачи,

уметь контролировать свои действия,

планировать будущий результат.

в) Коммуникативные:

умение работать в группе,

согласовывать свои действия,

договариваться и поддерживать контакты;

речевая деятельность.

г) Познавательные:

смысловое чтение и осознанная работа с информацией;

проектно-исследовательская работа;

изучение различных действий и операций и умение применять их на практике.

«В основе развития УУД лежит системно-деятельностный подход. Активность обучающегося признается основой достижения развивающихся целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности».

3. Системно-деятельностный подход. Особенность ФГОС ООО (федеральных государственных стандартов основного общего образования) – их деятельностный характер, главной задачей которого является развитие личности ученика. Он дает возможность детям вырасти людьми, которые будут способны понимать, оценивать информацию, анализировать ее на основе имеющихся у них теоретических знаний, будут обладать навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях, будут способны принимать решения на основе проведенного анализа. Ученик теперь - главный деятель на уроке. Во главе и в центре учебного процесса находится познавательная деятельность ученика, активная и как можно более самостоятельная.

Целая система дидактических принципов обеспечивает реализацию технологии системно-деятельностного метода в практическом преподавании: принцип деятельности;

 принцип непрерывности;

 принцип целостного представления о мире;

 принцип психологической комфортности;

 принцип вариативности;

 принцип творчества.

Такой подход предполагает, что знания открываются самими учащимися, в процессе исследовательской деятельности, поэтому знания для ребят приобретают личностную значимость. Я как педагог лишь направляю деятельность моих учеников. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1. Уроки открытия нового знания.

2. Уроки отработки умений и рефлексии.

3. Уроки общеметодологической направленности.

4. Уроки развивающего контроля.

Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:

  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

  • вывод делают сами учащиеся;

  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

  • в центре внимания урока — дети;

  • учет уровня и возможностей учащихся (профиль класса, стремление учащихся, настроение детей);

  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;

  • урок должен быть добрым.

Теперь рассмотрим поподробнее некоторые приемы работы в рамках ФГОС.

1. Этап мотивации. Одним из важных этапов на уроке считаю этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Дети должны удивиться, пойти вперед, а столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Мотивация может быть в начале уроке и на любом этапе урока. Есть разные приемы мотивации. На уроке русского языка применяю рифмованные упражнения, грамматические сказки, ведь дети очень чутки к слову, к образу. Очень нравится и мне, и детям приём “Фантастическая добавка” -универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока. Он предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету («Мы сегодня отправимся на планету «Фразеология»), придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; или отправиться в лингвистическую экспедицию.

Приём «Ассоциативный ряд». К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим. Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова, затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд, оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

Пример. Сентиментализм. Ассоциации: чувство, литературное направление, эмоции, природа. Выводится определение: сентиментализм – литературное направление, возводящее в культ чувство. Или на уроке литературы можно предложить игру со словом. При изучении творчества писателя, глядя на его портрет, пусть ребята назовут ассоциации, связанные с этим человеком. После этого они более заинтересованно будут воспринимать материал урока.

Приём «Верные – неверные утверждения». Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения параграфа и после знакомства с ним. Полученные результаты совместно обсуждаются. Такая работа с информацией позволяет обучающимся, встречаясь с любой информацией, рассматривать её вдумчиво, критически, делать выводы о точности и ценности данной информации.

Приём «Орфоэпическая разминка». Это система обучения правильной, выразительной и чёткой речи. Труднопроизносимые слова проговариваются хором. Соответствующими, усовершенствованиями, публицистический, опрокидывающимися и т. д.

Приём «Рубрика «Любознательным». В ней необычные, удивительные сведения о родном языке, о его истории, о происхождении многих слов и выражений, а также информация о науке, изучающей язык.

Пример. Известен факт, что В. Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю, приложив к ней письмо, в котором не было ни одного слова. Письмо состояло из знака «?». Издатель незамедлительно ответил бессловесным письмом: «!».

Приём мотивации «Цитаты, пословицы, поговорки, загадки».

Пример. «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». (А.И. Куприн.) Приём «Этимологическая минутка» мы тоже часто используем.

Пример. О происхождении слова копейка (родственное слову копье). «Многие слова, обозначающие привычные обыденные понятия, имеют любопытную историю, связанную с их происхождением. Например, название монеты КОПЕЙКА, оказывается, произошло от слова КОПЬЁ: в старину на этой монете был изображен всадник с копьем. Существительное РУБЛЬ исторически связано с глаголом РУБИТЬ: в Древней Руси при размене крупных серебряных или золотых слитков (брусков) их рубили на части. Это требовалось в том случае, если вещь стоила меньше, чем брусок».

Использование наглядности на уроке, тем более ИКТ облегчает учителю задачу мотивации учащихся. Результат эффективной школьной мотивации один – это искренний интерес учащихся.

2. На этапе целеполагания дети должны самостоятельно сформулировать цели, причем не только предметные, но и личностные (Зачем мне это надо?). Мы часто составляем таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал» К последней графе нашей таблицы мы возвращаемся уже в конце урока. Это и приём этапа рефлексии учебной деятельности. Обучаю детей планированию работы на уроке, определению последовательности нашей работы. Как учитель я только предполагаю, по какому плану может пойти урок. (Назовите мне тему урока. Ребята сами учатся формулировать тему урока. Определите последовательность нашей работы.)

3. Этап актуализации.

Прием «Интеллектуальная разминка». Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление. Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

Прием «Кроссворд» Кроссворды на уроке – это актуализация и закрепление знаний, привлечение внимания к материалу, интеллектуальная зарядка в занимательной форме. Учащиеся любят разгадывать загадки, ребусы и кроссворды.

Приём «Да – нет». Учитель загадывает нечто (слово, словосочетание, предложение), ученик пытается найти ответ, задавая вопросы, на которые отвечающий может сказать только «да» и «нет» или «и да, и нет». Пример. На уроке выполнялся синтаксический разбор предложения «Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг!..» В качестве дополнительного задания ребятам предлагается отгадать выбранное учителем слово из данного предложения с целью повторения сведений разных разделов языка. Мне задают вопросы: В этом слове два слога? (да) Это служебная часть речи? (нет) Это слово спрягается? (нет) Это слово употреблено во второй части предложения? (да) и т.д. и, ориентируясь на ответы учителя, в конце концов учащиеся находят решение проблемы.

4. На этапе первичного закрепления знаний использую игры с поднятием рук.

Приём-игра, направленный одновременно и на активизацию мыслительной деятельности учащихся, и на релаксацию. Пример – игра «Мягкий знак или твердый знак?» Учитель называет слова. Если слово с Ъ, ученики поднимают правую руку, если с ь – то левую. То же самое можно с прилагательными и причастиями. Можно совместить с физминуткой. Если прилагательное - оставайтесь на месте. Если причастие -встаем. Те, кто встал, объясняют, почему они так решили.

Приём «Кто больше?». Обучающая игра. Некоторые примеры: Кто больше придумает синонимов к слову ХОЛОД? Кто больше вспомнит слов с удвоенной согласной? Кто больше придумает однокоренных слов к слову школа? Кто больше назовет однокоренных слов с корнем РАСТ-РАЩ-РОС? Приём «Кто быстрее и правильнее выполнит задание?» Во время урока, когда дети самостоятельно выполняют упражнения, тем, кто выполнит быстрее и правильнее, ставлю оценки. Первые три тетради на проверку. Обычно это одни и те же ученики, но они между собой соревнуются, кто правильнее. Приём «Фантазёр». На доске записана тема урока. Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

5. На этапе самостоятельной работы с самопроверкой можно использовать приём «Мини - исследование» или «Мини – проект». Мини-проекты укладываются в один урок. Их разработка наиболее продуктивна на уроках рефлексии. Пример Мини-проект «Многозначные слова», который заключается в следующем: учащиеся должны изготовить цветок, лепестки которого и есть значения многозначного слова. Работая над этим проектом, дети, прежде всего, работают с толковым словарём, со словарной статьёй, то есть проверяют правильность выбранного примера. При выполнении мини-проекта «Фразеологизмы» учащиеся выполняют следующее задание: они должны проиллюстрировать фразеологизм, помня о его метафоричности и образности. Сложность задания и одновременно его интерес состоят именно в том, что ребята должны сами придумать метафорический образ, который бы отразил все заложенные во фразеологизме эмоции, а не пользоваться уже готовыми иллюстрациями.

6. На этапе рефлексии использую приём «Незаконченные предложения». Учащимся предлагается закончить ряд предложений. 1. На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как….. 2. Я думаю, что уроки русского языка проходят…… 3. Больше всего на уроках русского языка я люблю…. 4. Мне не очень нравится…… 5. Если бы я был учителем русского языка, я бы …..

7. Домашнее задание можно задать необычным способом, используя приём «Необычная обычность». Учитель задает домашнее задание необычным образом. а) вставить пропущенные буквы, из них составить слово, оно и является домашним заданием: .ода, р.са, .оезд, во.с, м.олоко, .ова, обр.в. (вопросы) б) зашифровать цифрами буквы алфавита: 16,15,14,33,18,10,33 (понятия) в) возьмите приставку от слова "поезд", возьмите корень из слова "поднят", и окончание от слова "сомнения" (понятия) г) “жребий” или “беспроигрышная лотерея” - вытянуть билет с вариантом задания.

Критерии результативности урока при системно–деятельностном подходе:

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

2. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

3. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

4. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

5. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

6.Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

7. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

8. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

9. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

10. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

11. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие “учитель – ученик” (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Т.о. Главной особенностью учебного процесса в системе деятельностного подхода является то, что центром деятельности становится ученик, а учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.