СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Активные приёмы обучения на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научит учеников самих добавлять информацию, создать учебную среду для развития, самопознания и самовыражения личности, развить способность учащихся к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности, формировать у учащихся навыки самообразования, организовать групповую и парную работу на уроке, создать в классе атмосферу партнерства. "Там, где думают одинаково, никто не думает слишком много"!!!

Просмотр содержимого документа
««Активные приёмы обучения на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС»»

МБОУ «СОШ № 3г. Шебекино Белгородской области»








«Активные приёмы обучения на уроках русского языка

в условиях реализации ФГОС»

(мастер - класс на ПДС учителей русского языка

и литературы)






Подготовила

учитель русского языка и литературы

Михайлова С.Н.













г. Шебекино, 2019г.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, он является основным критерием выбора технологии обучения.

В мудрых словах предков отмечалось: «Мы всегда преклоняемся перед прошлым, стремимся к будущему». Сегодняшние дети – это будущий мир. Перед каждым учителем встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего?», «Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью?», «Как повысить качество обучения школьников?» Эти же вопросы задаем себе и мы - учителя русского языка и литературы.

Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать новое правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Так, если раньше, не написанная до начала урока тема и не раскрытый на начало урока учебник считался нарушением методики, то сейчас это целенаправленно не делается. Так, начиная объяснять новую тему, подводя, учеников к собственным выводам, мы намеренно не разрешаем открывать учебник.

На сегодняшний день обучение - процесс двусторонний.

Учитель «вместе с детьми», он и учащиеся на уроке выполняют одни и те же функции:

  • планируют,

  • организуют,

  • контролируют,

  • корректируют,

  • анализируют,

  • оценивают и.т. д.,

  • т.е. взаимодействуют в интерактивном режиме.

Нужно помнить, что только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена её главным автором - Учителем.

Научить учеников самих добывать информацию, создать учебную среду для развития, самопознания и самовыражения личности, развить способность учащихся к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой степени сложности, формировать у учащихся навыки самообразования, организовать групповую и парную работу на уроке, создать в классе атмосферу партнерства. Там, где думают одинаково – никто не думает слишком много!

Усвоение нового может быть через работу с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т.п.

Создание проблемной ситуации. Можно спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества.

Правила создания учебной ситуации

  • Должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть новые знания или действия, подлежащие усвоению.

  • Проблемное задание предшествует учебному материалу, подлежащему усвоению.

  • Через практическое задание, которое не может выполнить ученик, возникает проблемная ситуация. Возникает потребность в изучении нового способа.

Для вывода из учебной ситуации несоответствия учитель использует побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы. – Почему затрудняетесь в нахождении результата? (Мы такие ещё не выполняли.) – В чём затруднение? ( Не умеем определять спряжение глагола с безударным личным окончанием.) – Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами? ( Научиться определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием.) (Тема урока сформулирована. У всех появилась личная заинтересованность в усвоении нового, так как никто не знает, как найти результат этого выражения. Возникла ситуация «интеллектуального несоответствия». Далее приступаем к поиску решения.

Создание учебной ситуации требует от учителя высокой внимательности и занимает большее время при подготовке к уроку, нежели формулирование обычного задания. Но все усилия оправдываются тем, что обучающиеся интересуются предметом, у них повышаются коммуникативные способности, возрастает интерес в творческой деятельности.

При планировании заданий для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов, рекомендуется использовать глаголы действия: сделать, записать, использовать, организовать, спланировать, составить, предложить, подготовить, провести, раздать, попросить, разработать, обеспечить, создать возможность, доказать и т.д. (Например: подготовить схему для…, предложить учащимся…., использовать фотоаппарат для… и т.п.)

Стратегия «Кластеры». «Кластеры» («грозди») –

графический прием систематизации материала.

Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезда в центре - это наша тема, вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы, далее у каждой планеты - спутники и.т.д. (есть сходство с паутинкой темы).


Стратегия «Толстые и тонкие вопросы» учит грамотно формулировать вопросы к тексту и умело их ставить. (Требующие односложного и развернутого ответа)

Задания учащимся могут быть предложены следующие: группировка вопросов (разбивка в 2 столбика: толстые/ тонкие), постановка к тексту вопросов (сначала – 3 тонких, потом- 3 толстых), замена тонких вопросов на толстые и наоборот и др.

Чтобы различать «толстые и тонкие вопросы» достаточно взглянуть на следующую таблицу:

? Толстые вопросы

? Тонкие вопросы

Почему?

Зачем?

Как ты думаешь?

Какова связь?

Где?

Когда?

Сколько?

Стратегия «Пирамида критика»

Предлагаются несколько утверждений по ещё не изученной теме, ученики выбирают, по их мнению, правильные. Обосновывают выбор, а потом после знакомства с основной информацией, возвращаемся к ним и анализируем с учетом новых знаний. Такие вопросы содержатся в учебнике либо выводятся на доску. Обязательна опора на уже изученное, учитель ищет точки соприкосновения с реальной жизнью, с другими предметами.

Задания, стимулирующие исследование языковой ткани произведения

в различных аспектах.

Привести пример текста-описания, попросить убрать все прилагательные. Сделать вывод о роли прилагательных в тексте.

Прием «лови ошибку». Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

Главная проблема, которая остаётся, - это неумение детей слушать и воспринимать устную речь. Обучающиеся выкрикивают хором ответы, не слушают реплики товарищей, повторяют только что прозвучавшие реплики вместо того, чтобы дополнить или исправить, ленятся или не могут выявить основную информацию в тексте. Отсюда проблемы, возникающие и на других уроках, когда дети «прочитали и ничего не поняли», не могут ответить на, казалось бы, простые вопросы. Дети не приучены к самостоятельной работе и не умеют работать устно.



Методическая работа по созданию учебных ситуаций

на уроках русского языка в 5 классе

  1. Ситуация «выбор.

(до) ехал (до) б...рёзы

(по) бежал (по) д...ревне

(про) читал (про) город

(на) кричал (на) с...баку

Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?

1) слова из словарика и не из него;

2) слова с приставками и предлогами;

3) глаголы и прилагательные

Работа с текстом

Осень, глубокая осень! Серое небо, облака тяжелые, влажные; голые и прозрачные сады, рощи и леса! Старые деревья облетели. И только молодые березки сохраняют еще свои увядшие, желтоватые листья…Ярко выступают вечнозеленые, помолодевшие ели и сосны…Устлана земля сухими разномастными и разноцветными листьями, так, что не слышно шелеста ног.

(по С.Аксакову)

- О чем этот текст? (о глубокой осени).

- Какое настроение он передает? (восхищение этим временем года, умиротворенное, восторженное настроение, автор любит это время года)

-Докажите (предложения по эмоциональной окраске – восклицательные, умен.-ласкател. суффикс в слове березки, ярко выступают, высокое слово устлана)

- Почему березки и ели молодевшие?

- Смог ученик своим чтением передать настроение автора?

- Определите тип речи (описание природы).

- Определите стиль речи (художественный).

- Докажите, что текст относится к художественному стилю (красочно изображает явление природы, чувства человека).

- Какие слова помогли автору так красочно описать красоту осени?

- Какие наиболее яркие изобразительно-выразительные средства использует автор? (эпитеты)

- Найдите определения в тексте.

- Какую роль они играют в тексте?

–Чтобы легче было ответить на этот вопрос, прочитаем текст без определений и сравним его с авторским.

Лингвистический эксперимент.

Осень, осень! …небо, облака, сады, рощи и леса! …деревья облетели. И только березки сохраняют еще листья. Ярко выступают ели и сосны…Устлана земля листьями, так, что не слышно шелеста.

- Какой текст, по-вашему, наиболее удачный?

- Почему?

- Какую же роль играют определения в тексте? (создают поэзию произведения, яркость, образность, эмоциональность картины, помогают определить отношение автора к описываемому предмету).

Познавательные:

-смысловое чтение;

-формирование умений находить в тексте словосочетания с определениями;

-анализ языкового материала.

Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт. Игровые технологии я использую в основном в 5-6-ых классах.

Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить. После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

ПРИМЕРЫ ИГР

«Орфографическое лото».

Заготавливаются карточки со словами, в которых пропущены буквы в слабых позициях: о, а, и, е, я. Нужный набор букв раздается участникам игры. Каждое слово имеет свой номер. Ведущий вынимает номера и оглашает их. Участники игры закрывают буквами пропущенные места. Побеждает тот, кто первый правильно закроет все пропуски.

Примеры карточек.

к_рпич

б_тарея

г_рань

г_рох

б_тон

в_трина

г_рбарий

г_рчица

Акростих

Задача: К данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы.

К Кануть в лету

О Обетованная земля

С Сорвать маску

М Мозолить глаза

О От доски до доски

С Сбросить иго


Тема: «Чередование гласных О-А в корнях лаг – лож»

Вид урока: урок освоения новых знаний.

В качестве разминки использую грамматическую зарядку в середине урока.

Грамматическая зарядка

Задание

Если в корне «а» - хлопаем в ладоши, если в корне «о» - встаем.

• Прил…гать усилия.

• Сл…жить вещи.

• Отл…жить празднование.

• Возл…гать надежды.

• Предл…жить блины.

• Безотл…гательное дело.

• Радостное предпол…жжение

• Распол…житься у костра.

Игра «Соберём полянку цветов»

Ребята, вы любите цветы? Сейчас мы будем сажать цветы. На улице снег лежит, а у нас в классе будет так красиво! Но сажать цветы будем не все, а только те, в которых есть ЦИ -. Я заранее готовлю карточки с множеством цветов, среди которых и цветы на нужную нам орфограмму.

• Ребята образуют две группы, выбирают и сажают цветы на ватмане (можно использовать двусторонний скотч) Кто быстрее.

Нарциссы Астры

Гиацинты Гладиолусы

Глициния Лилии

Цикламены Георгины

Настурция Хризантемы

Годеция Сирень

Циния Тюльпан

«Потерянное слово»

Цель: закрепить правописание ча, ща, чу, щу, развивать мышление

Учащимся дается ряд слов, но одно из слов потерялось. Ученикам нужно дописать потерянное слово, имеющее слоги ча, ща, чу, щу

1. Чай, блюдце, сахар, ложечка – (чашка)

2. Секунда, минута, сутки – (час)

3. Лес, тайга, роща – (чаща)

4. Пиранья, сом, акула – (щука)

5. Молчу, говорю – (кричу)

«Помоги двоечнику»

Цель: повторить правило переноса слов, развивать чувство взаимопомощи, прививать уважение к окружающим

Ученик записал стишок, но не правильно поставил переносы в словах и перепутал строчки. Помоги двоечнику записать стихотворение.

Перенес слова Незнайка:

о-вцы, ут-ки, ко-нь, ко-за.

за-йка, ле-йка, ча-йка, ма-йка,

уши, ше-я, ло-б, гла-за,

А еще он перенес:

зо-я, гри-ша, тим-офей,

ро-жь, я-чмень, го-рох, о-вес,

аня, о-ля и сер-гей.

Где ошибки? вот вопрос!

Кто исправит перенос?

Переставь буквы и получи новое слово.

Цель: развивать логику, мышление

Валик – (вилка)

Кайма – (майка)

Атлас – (салат)

Канал – (накал)

Лопата – (оплата)

Соринка – (росинка)

Насос – (сосна)

Банка – (кабан)

Липа – (пила)

Сила – (лиса)

Подбери пару

В два столбика написаны имена существительные. Сгруппировав их попарно, можно образовывать новые слова. Побеждает тот, кто сделает это быстрее.

Пол ежи

Банк оса

Яр точка

Вол кот

Зал рот

Бой марка

Сено рис

Кипа окно

Вес вал

(полоса, банкрот, ярмарка, волокно, залежи, полежи, бойкот, сеновал, кипарис, весточка)

Разминка:

Вопросы задаются командам по очереди. За каждый правильный Ответ- балл. Сразу обращаю внимание участников турнира, вопросы шуточные. Шуточные вопросы:

1. Как написать слово «мышеловка» пятью буквами? (кошка)

2. Когда коня покупают, какой он бывает? (мокрый)

3. У человека - одно, у вороны - два, у медведя – ни одного. Что это? (буква «о»)

4. Летела стая птиц на рощу. Сели по две на дерево - одно осталось; сели по одной - одного не досталось. Сколько в роще деревьев, а в стае птиц?

(три дерева, четыре птицы)

5. Шла баба в Москву, навстречу ей три старика, у каждого старика - по мешку, а в каждом мешке - по коту. Сколько всего шло в Москву? (одна баба)

6. На четырех березах - по четыре дупла, на каждом дупле по - четыре ветки, на каждой ветке - по четыре яблока. Сколько всего яблок? (на березе яблоки не растут)

7. Бежало сорок волков, сколько у них у шей и хвостов? (У шеи хвосты не растут)

8. Из какого полотна нельзя сшить рубашки? (Из железнодорожного)

9. Когда руки бывают местоимениями? (Вы – мы - ты)

10. Какое колесо автомобиля не вращается во время движения? (Запасное)

11. Без чего не могут обойтись математики, барабанщики и даже охотники? (Без дроби)

12. Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы? (Имя)

Дидактические игры при правильном их использовании, грамотном включении в учебный процесс могут стать эффективным средством активизации деятельности учащихся на уроках русского языка. «Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их», - писал К. Д. Ушинский.

Талант учителя как мастера раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему, чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. Именно поэтому я стараюсь на уроках использовать приемы и методы развивающего обучения, которые не оставляют равнодушным ни одного ребенка на уроке, вовлекают детей в познавательную деятельность, заставляют их мыслить, анализировать, делать самостоятельные выводы и прививаю любовь к чтению.

Так, двигаясь от вопроса к вопросу, сравнивая то, что уже знаем, с тем, что еще не знаем, мы совершаем на уроках свои маленькие открытия. Проблемное объяснение нового материала позволяет мне вовлечь ребят в процесс объяснения, а не бездумно «поглощать» то, что рассказывает учитель. Логическое осмысление нового правила помогает легче его учить, и запоминается такое правило надолго.


• Давайте будем помнить известную фразу Джона Дьюи: « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».


• Китайская мудрость гласит: « Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,

я делаю – я усваиваю»


• Жить - значит иметь проблемы, а решать их - значит расти интеллектуально.


Желаю Вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!



13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!