АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ СПОРТИВНЫХ ИГР.
Ганина Ксения Юрьевна, учитель физкультуры
МКОУ «Янегская ООШ»
В последнее время в России наметилась устойчивая тенденция к ухудшению состояния здоровья школьников. В связи с чем вопросы физического воспитания все больше и больше привлекают внимание педагогической, медицинской и родительской общественности. Известно, какое большое значение имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления здоровья детей, гармоничного развития, повышения работоспособности их организма и расширения функциональных возможностей.
Физическая подготовка – это педагогический процесс, объединяющий систему организованных или самостоятельных занятий физическими упражнениями с целью формирования двигательных умений, навыков и воспитания физических качеств, необходимых для полноценного осуществления человеком жизненно важных функций. Воспитание физических качеств занимает важное место в физической подготовке школьника.
Спортивные и подвижные игры являются эффективным средством физического развития и поддержание высокой работоспособности, успешного роста и развития детей, а также ранней профилактики различных заболеваний, особенно сердечнососудистой, дыхательной, мышечной патологий.
Целью данной работы явилось изучение эффективности влияния подвижных и спортивных игр.
Цель позволяет сформулировать следующие задачи:
Развивать у школьников физические качества через подвижные и спортивные игры и потребность их во внеурочной, оздоровительной и самостоятельной деятельности;
Изучить подвижные и спортивные игры, способствующие развитию физических качеств и включить их в систему уроков;
Проводить мониторинг развития физических качеств учащихся.
Сегодня наиболее важной проблемой является развития физических качеств у учащихся. Я считаю, что из всех средств физического воспитания подвижные и спортивные игры являются наиболее доступными и эффективными для развития физических качеств.
Опыт моей работы показал, что регулярное использование подвижных и спортивных игр способствует укреплению здоровья, содействию правильному физическому развитию, разносторонней подготовленности детей, воспитанию активности, смелости, решительности, дисциплинированности, коллективизма и других черт характера. Подвижные и спортивные игры развивают жизненно-важные двигательные умения и навыки, воспитывают любовь к систематическим занятиям физической культурой.
Особая ценность подвижных и спортивных игр заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу личности занимающихся. Двигательная реакция и выбор правильного поведения в постоянно меняющихся условиях игры способствует широкому включению механизмов сознания в процесс контроля и регуляции. В результате совершенствуются нервные процессы, увеличивается их сила и подвижность, возрастает пластичность в функциональной деятельности.
Высокая эмоциональность игровой деятельности позволяет воспитывать умение контролировать своё поведение, способствует появлению таких черт характера, как активность, настойчивость, решительность, коллективизм.
Игры содействуют и нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, чувство товарищества, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию – все эти качества могут успешно формироваться под влиянием занятий подвижными играми.
С помощью подвижных и спортивных игр осуществляется развитие двигательных качеств и прежде всего быстроты, ловкости, силы, выносливости. Под влиянием игровых условий происходит совершенствование двигательных навыков. Развивается способность к сложной комбинаторике движений.
Игровая деятельность способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата, т. к. в работу могут быть вовлечены все мышечные группы, а условие соревнования требуют от участников довольно больших физических напряжений.
Чередование моментов относительно высокой интенсивности с паузами отдыха и действиями с небольшим напряжениям позволяет играющим выполнять большой объем работы. Попеременный характер нагрузки более всего соответствует возрастным особенностям физиологического состояния растущего организма и поэтому оказывает благоприятное влияние на совершенствование деятельности систем кровообращения и дыхания.
В своей работе по развитию физических качеств в подвижных и спортивных играх я пользуюсь:
Комплексной программой по физической культуре 1-11 классы Авторы: Лях В.И., Зданевич А.А.
Учебное пособие. Спортивные игры. Совершенствование спортивного мастерства. Под редакцией Ю.Д. Железника, Ю.М. Портнова.
Учебник. Физическая культура 5-7 классы. Под редакцией: М.Я.Виленского.
Методическое пособие. Библия баскетбола. 1000 баскетбольных упражнений. Авторы: А. Я. Гомельский
Используемые средства эффективного обучения:
образовательные технологии в процессе образования и воспитания (см. приложение 1)
формирование ключевых качеств личности на уроках и во внеурочной работе (см. приложение 2)
применение современных форм и методов работы;
электронные образовательные ресурсы;
аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD и т.п.);
Важным элементом оптимальности и эффективности средств является определение ожидаемых результатов обучения. Поэтому я использую наиболее эффективные методы и приемы обучения:
личностно-ориентированные
самостоятельной работы
практические упражнения
показ учителем
повторный метод
подготовительные упражнения
упрощение внешних условий в начале разучивания движений
применение ориентиров
технические средства обучения
А также способы организации:
фронтальный
групповой
посменный
поточно-круговой
индивидуальный
Результатом целенаправленной работы по формированию физических качеств является уровень физической подготовленности моих учеников:
Устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету (по результатам анкетирования учащихся начальных классов) показал, что на одном из первых мест они сиавят предмет физкультура)
Мониторинг учебной деятельности за 2013-2015 учебные годы (см. приложение 3)
Мониторинг уровня физической подготовленности за 2013-2015 учебные годы (см. приложение 4)
Внеурочная деятельность за 2013-2014 уч. г, 2014-2015 уч.г., 2015-2016 уч.г. (см. приложение 5)
Положительные результаты работы по физической культуре (см. приложение 6):
Проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий
Призёры (3 место) в соревнованиях по баскетболу (в рамках 49-й спартакиаде школьников)
Призёр (2 место) муниципального тура олимпиады по физической культуре 2014-2015 уч. г. – Коротыгин Дмитрий
Призёры (2 место) районный спортивный праздник «Здоровье – это здорово» 2015-2016 уч.г.
Призёры (2 место) в соревнованиях по ОФП (в рамках 51-й спартакиаде школьников) 2015-2016 уч.г.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что подвижные и спортивные игры эффективно влияют на развитие физических качеств.
Приложение 1
Образовательные и педагогические
технологии в образовательном процессе
№ п/п | Вид урочной и внеурочной деятельности | Название технологии |
1. | Физическая культура | Технология разноуровнего обучения, технология модульного обучения, игровая технология, здоровьесберегающая технология, компьютерная технология |
2. | Волейбол (внеурочная деятельность) | Технология разноуровнего обучения, технология модульного обучения, игровая технология, здоровьесберегающая технология, компьютерная технология |
3. | Баскетбол (внеурочная деятельность) | Технология разноуровнего обучения, технология модульного обучения, игровая технология, здоровьесберегающая технология, компьютерная технология |
Приложение 2
Формирование ключевых качеств личности на уроках и во внеурочной работе
№ | Предмет | Название компетенции |
1. | Физическая культура | Мотивационная, коммуникативная, учебно-познавательная, социокультурная, личностная, практическая, социально-психологическая |
2. | Волейбол | Мотивационная, коммуникативная, учебно-познавательная, социокультурная, личностная, практическая, социально-психологическая |
3. | Баскетбол | Мотивационная, коммуникативная, учебно-познавательная, социокультурная, личностная, практическая, социально-психологическая |
Приложение 3
Мониторинг учебной деятельности учащихся
Учебная деятельность | 2013/2014 уч. год | 2014/2015 уч.год |
Успеваемость | 100 | 100 |
Качество | 95 | 95,5 |
Средний бал | 4,4 | 4,6 |

Приложение 4
Мониторинг уровня физической подготовленности учащихся
УФП | 2013/2014 уч.год | 2014/2015 уч.год |
Высокий | 20% | 21% |
Средний | 68% | 69% |
Низкий | 12% | 10% |

Приложение 5
Внеурочная деятельность
Год | Волейбол % охвата учащихся | Баскетбол % охвата учащихся |
2013/2014 уч.год | 39% | |
2014/2015 уч.год | 42% | 31% |
2015/2016 уч.год | 47% | 34% |


Приложение 6
Положительные результаты работы по физической культуре
Результат | Вид соревнований |
2013/2014 уч.год | 2014/2015 уч. год | 2015/2016 уч. год |
Призёры (2 место) | | Муниципальный тур олимпиады по физической культуре – Коротыгин Дмитрий | Районный спортивный праздник «Здоровье – это здорово» |
| | | Соревнования по легкой атлетике (в рамках 51-й спартакиаде школьников) |
Призёры (3 место) | Районный спортивный праздник «Здоровье – это здорово» | | |
| Соревнования по баскетболу (в рамках 49-й спартакиаде школьников) | | |
11