СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ СПОРТИВНЫХ ИГР

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Влияние спортивных игр на развитие школьников

Просмотр содержимого документа
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ СПОРТИВНЫХ ИГР»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ СПОРТИВНЫХ ИГР.

Ганина Ксения Юрьевна, учитель физкультуры

МКОУ «Янегская ООШ»

В последнее время в России наметилась устойчивая тенденция к ухудшению состояния здоровья школьников. В связи с чем вопросы физического воспитания все больше и больше привлекают внимание педагогической, медицинской и родительской общественности. Известно, какое большое значение имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления здоровья детей, гармоничного развития, повышения работоспособности их организма и расширения функциональных возможностей.

Физическая подготовка – это педагогический процесс, объединяющий систему организованных или самостоятельных занятий физическими упражнениями с целью формирования двигательных умений, навыков и воспитания физических качеств, необходимых для полноценного осуществления человеком жизненно важных функций. Воспитание физических качеств занимает важное место в физической подготовке школьника.

Спортивные и подвижные игры являются эффективным средством физического развития и поддержание высокой работоспособности, успешного роста и развития детей, а также ранней профилактики различных заболеваний, особенно сердечнососудистой, дыхательной, мышечной патологий.

Целью данной работы явилось изучение эффективности влияния подвижных и спортивных игр.

Цель позволяет сформулировать следующие задачи:

  • Развивать у школьников физические качества через подвижные и спортивные игры и потребность их во внеурочной, оздоровительной и самостоятельной деятельности;

  • Изучить подвижные и спортивные игры, способствующие развитию физических качеств и включить их в систему уроков;

  • Проводить мониторинг развития физических качеств учащихся.

Сегодня наиболее важной проблемой является развития физических качеств у учащихся. Я считаю, что из всех средств физического воспитания подвижные и спортивные игры являются наиболее доступными и эффективными для развития физических качеств.

Опыт моей работы показал, что регулярное использование подвижных и спортивных игр способствует укреплению здоровья, содействию правильному физическому развитию, разносторонней подготовленности детей, воспитанию активности, смелости, решительности, дисциплинированности, коллективизма и других черт характера. Подвижные и спортивные игры развивают жизненно-важные двигательные умения и навыки, воспитывают любовь к систематическим занятиям физической культурой.

Особая ценность подвижных и спортивных игр заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу личности занимающихся. Двигательная реакция и выбор правильного поведения в постоянно меняющихся условиях игры способствует широкому включению механизмов сознания в процесс контроля и регуляции. В результате совершенствуются нервные процессы, увеличивается их сила и подвижность, возрастает пластичность в функциональной деятельности.

Высокая эмоциональность игровой деятельности позволяет воспитывать умение контролировать своё поведение, способствует появлению таких черт характера, как активность, настойчивость, решительность, коллективизм.

Игры содействуют и нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, чувство товарищества, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию – все эти качества могут успешно формироваться под влиянием занятий подвижными играми.

С помощью подвижных и спортивных игр осуществляется развитие двигательных качеств и прежде всего быстроты, ловкости, силы, выносливости. Под влиянием игровых условий происходит совершенствование двигательных навыков. Развивается способность к сложной комбинаторике движений.

Игровая деятельность способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата, т. к. в работу могут быть вовлечены все мышечные группы, а условие соревнования требуют от участников довольно больших физических напряжений.

Чередование моментов относительно высокой интенсивности с паузами отдыха и действиями с небольшим напряжениям позволяет играющим выполнять большой объем работы. Попеременный характер нагрузки более всего соответствует возрастным особенностям физиологического состояния растущего организма и поэтому оказывает благоприятное влияние на совершенствование деятельности систем кровообращения и дыхания.

В своей работе по развитию физических качеств в подвижных и спортивных играх я пользуюсь:

  • Комплексной программой по физической культуре 1-11 классы Авторы: Лях В.И., Зданевич А.А.

  • Учебное пособие. Спортивные игры. Совершенствование спортивного мастерства. Под редакцией Ю.Д. Железника, Ю.М. Портнова.

  • Учебник. Физическая культура 5-7 классы. Под редакцией: М.Я.Виленского.

  • Методическое пособие. Библия баскетбола. 1000 баскетбольных упражнений. Авторы: А. Я. Гомельский

Используемые средства эффективного обучения:

  • образовательные технологии в процессе образования и воспитания (см. приложение 1)

  • формирование ключевых качеств личности на уроках и во внеурочной работе (см. приложение 2)

  • применение современных форм и методов работы;

  • электронные образовательные ресурсы;

  • аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD и т.п.);


Важным элементом оптимальности и эффективности средств является определение ожидаемых результатов обучения. Поэтому я использую наиболее эффективные методы и приемы обучения:

  • личностно-ориентированные

  • самостоятельной работы

  • практические упражнения

  • показ учителем

  • повторный метод

  • подготовительные упражнения

  • упрощение внешних условий в начале разучивания движений

  • применение ориентиров

  • технические средства обучения

А также способы организации:

  • фронтальный

  • групповой

  • посменный

  • поточно-круговой

  • индивидуальный

Результатом целенаправленной работы по формированию физических качеств является уровень физической подготовленности моих учеников:

  1. Устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету (по результатам анкетирования учащихся начальных классов) показал, что на одном из первых мест они сиавят предмет физкультура)

  2. Мониторинг учебной деятельности за 2013-2015 учебные годы (см. приложение 3)

  3. Мониторинг уровня физической подготовленности за 2013-2015 учебные годы (см. приложение 4)

  4. Внеурочная деятельность за 2013-2014 уч. г, 2014-2015 уч.г., 2015-2016 уч.г. (см. приложение 5)

  5. Положительные результаты работы по физической культуре (см. приложение 6):

  • Проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий

  • Призёры (3 место) в соревнованиях по баскетболу (в рамках 49-й спартакиаде школьников)

  • Призёр (2 место) муниципального тура олимпиады по физической культуре 2014-2015 уч. г. – Коротыгин Дмитрий

  • Призёры (2 место) районный спортивный праздник «Здоровье – это здорово» 2015-2016 уч.г.

  • Призёры (2 место) в соревнованиях по ОФП (в рамках 51-й спартакиаде школьников) 2015-2016 уч.г.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что подвижные и спортивные игры эффективно влияют на развитие физических качеств.

Приложение 1


Образовательные и педагогические

технологии в образовательном процессе


п/п

Вид урочной и внеурочной деятельности

Название технологии

1.

Физическая культура

Технология разноуровнего обучения, технология модульного обучения, игровая технология, здоровьесберегающая технология, компьютерная технология

2.

Волейбол (внеурочная деятельность)

Технология разноуровнего обучения, технология модульного обучения, игровая технология, здоровьесберегающая технология, компьютерная технология

3.

Баскетбол (внеурочная деятельность)

Технология разноуровнего обучения, технология модульного обучения, игровая технология, здоровьесберегающая технология, компьютерная технология




Приложение 2

Формирование ключевых качеств личности на уроках и во внеурочной работе


Предмет

Название компетенции

1.

Физическая культура

Мотивационная, коммуникативная, учебно-познавательная, социокультурная, личностная, практическая, социально-психологическая


2.

Волейбол

Мотивационная, коммуникативная, учебно-познавательная, социокультурная, личностная, практическая, социально-психологическая



3.

Баскетбол

Мотивационная, коммуникативная, учебно-познавательная, социокультурная, личностная, практическая, социально-психологическая




Приложение 3


Мониторинг учебной деятельности учащихся


Учебная деятельность

2013/2014 уч. год

2014/2015 уч.год

Успеваемость

100

100

Качество

95

95,5

Средний бал

4,4

4,6



Приложение 4


Мониторинг уровня физической подготовленности учащихся


УФП

2013/2014 уч.год

2014/2015 уч.год

Высокий

20%

21%

Средний

68%

69%

Низкий

12%

10%



Приложение 5

Внеурочная деятельность



Год

Волейбол % охвата учащихся

Баскетбол % охвата учащихся

2013/2014 уч.год

39%


2014/2015 уч.год

42%

31%

2015/2016 уч.год

47%

34%




Приложение 6

Положительные результаты работы по физической культуре


Результат

Вид соревнований

2013/2014 уч.год


2014/2015 уч. год


2015/2016 уч. год


Призёры (2 место)


Муниципальный тур олимпиады по физической культуре – Коротыгин Дмитрий


Районный спортивный праздник «Здоровье – это здорово»





Соревнования по легкой атлетике (в рамках 51-й спартакиаде школьников)

Призёры (3 место)

Районный спортивный праздник «Здоровье – это здорово»





Соревнования по баскетболу (в рамках 49-й спартакиаде школьников)




11