СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуальность исследования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учащихся 8-х классов рекомендации к уроку по предмету Основы проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Актуальность исследования»

Тема: Актуальность исследования

Цель: познакомиться с понятием актуальность, научиться писать актуальность исследования.

Содержание урока

После выбора темы начинается следующий этап работы: выбранную тему нужно проанализировать и зафиксировать в четких формулировках. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Нужно определить актуальность темы, научную новизну положений, их практическую и теоретическую значимость.

Под актуальностью следует понимать полезность темы для современного этапа развития науки.

Обосновать актуальность – проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

Обоснование актуальности требует ответа на следующие вопросы:

-Почему новое научное знание, которое предполагается получить в результате исследования, необходимо для практики?

-Что определило выбор темы?

-Чем эта тема интересна для Вас?

-Какова основная идея исследования?

-Что сделано исследователями до Вас, и что предстоит сделать Вам?

Актуальность исследования определяется несколькими факторами:

-необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;

-потребностью в новых данных;

-потребностью в новых методах;

-потребностью практики.

Актуальными являются темы, привлекающие внимание многих, но содержащие между тем неясности или непроработанные вопросы.

Обязательным является точное упоминание роли других ученых в разработке того же вопроса. Утверждая неизученность проблемы, следует быть осторожным и конкретным:

-во-первых, такое заявление может быть следствием некомпетентности и незнания работ предшественников;

-во-вторых, при ссылке на авторитеты, утверждавшие, что данная проблема недостаточно изучена, следует принимать во внимание год издания цитируемой работы.


Варианты формулирования актуальности конкретного исследования

Вариант 1

Тема: Измерение скорости движения ракообразных

Актуальность

Подвижность – важный признак всех животных. Понять характер передвижения живого организма и получить количественные данные, определяющие этот характер, необходимо для того, чтобы лучше представлять себе его жизнь в природных условиях, в естественной среде обитания. Без этой информации сложно создать достаточно полную модель соответствующей экосистемы, а, следовательно, невозможно полноценно изучить образ жизни животного, его влияние на жизнь других видов животных, на хозяйственную деятельность человека и, наоборот, зависимость от этой хозяйственной деятельности.

В частности, исследование движения планктонных ракообразных необходимо как для понимания процессов, происходящих в пресноводных экосистемах, так и для проведения биоиндикации – определения уровня загрязнения водоема не с помощью химического анализа и приборов, а путем наблюдения за реакцией живых организмов, живущих в данном водоеме. Перспективное использование биоиндикации уже подтверждено работами ученых разных стран. Обитающие в воде планктонные организмы, особенно ветвистоусые и веслоногие рачки, являются довольно надежным индикатором качества поверхностных вод.

Вариант 2

Тема: Выявление разных уровней кислотности, солености и содержания ионов калия в воде на выживаемость моллюска Viviparus viviparous.

Актуальность

Существуют отрицательные факторы, в том числе и антропогенные, приводящие к закислению, защелачиванию и токсическому загрязнению. Обычно угнетающе влияет на беспозвоночных повышенная соленость, повышенная и пониженная кислотность воды, а также содержание ионов калия.

В зависимости от условий окружающей среды моллюски, как и другие живые организмы, реагируют по-своему.

У всех организмов в процессе эволюции выработались приспособления к восприятию факторов в определенных пределах, однако, для каждого из них, будь то растение, животное или микроорганизм, существует конкретное количество факторов наиболее благоприятных для него.

Интенсивность экологического фактора наиболее благоприятная для жизнедеятельности организма называется оптимумом, а дающая наихудший эффект – пессимумом. Пределы выносливости между критическими точками называются экологической валентностью вида.

Вариант 3

Тема: Качественно-количественная оценка микробного состава аэрозоля учебного помещения

Актуальность

Аэрозоль – это совокупность мельчайших частиц, находящихся во взвешенном состоянии. Частицы аэрозоля могут быть как твердыми, так и жидкими. Частицы аэрозоля делятся на несколько классов:

-педогенные частицы, это частицы, попавшие в воздух из почвы;

-биогенные частицы происходят от всех живых организмов;

-космогенные частицы, попавшие в атмосферу вместе с метеорами и другими космическим телами.

Среди биогенных частиц выделяют антропогенные частицы, то есть частицы, природой которых является человек.

Размеры аэрозольных частиц обычно колеблются от 0,002 до 100 мкм. Поэтому, несмотря на то, что масса аэрозольных частиц на 1 м3 в среднем составляет несколько микрограммов, мы обычно не видим эти частицы и полагаем, что воздух чист.

В практике санитарно-гигиенической микробиологии существует утверждение о том, что нет стерильных пылевых частиц, и мы исходили из утверждения: одна колония – одна частица. Как правило, на пылинке больше одного микроорганизма, но вследствие различных факторов, таких как внешние условия, пригодность питательной среды, состояние клетки, борьбу выигрывает только какой-либо один микроорганизм.

Очень часто слова «микроорганизм», «бактерия», «микроб» вызывают ассоциации с болезнями. Однако это правильно только отчасти. Патогенные, то есть вызывающие болезни микроорганизмы, безусловно, существуют, но это отнюдь не все из известных микробов. Патогены – очень специфические микроорганизмы и требуют сбалансированных сред, постоянной температуры около 37℃ и это объясняет отсутствие патогенных микроорганизмов среди выросших в ходе наших экспериментов. Большая часть проросших микроорганизмов относится к сапротрофам (от лат. сапрос - гниль), то есть потребляющим готовые органические вещества. Другие классы микроорганизмов тоже могут быть обнаружены, но основная масса выросших культур все же относится к сапротрофам.



Вариант 4

Тема: Поющие пески

Актуальность

Впервые я узнал о существовании поющей песчаной горы еще много лет назад, когда читал очень интересную детскую книжку Н. Сладкова «Планета чудес». Среди множества других чудесных явлений, встречающихся на планете Земля, описана и гремящая гора в Китае. Но тогда я думал, что эта необычная гора только в единственном экземпляре и существует на свете. И даже не мечтал на нее посмотреть. Через несколько лет, когда я с родителя жил в Японии, во время выбора маршрута для очередного путешествия, мы нашли на карте надпись «Пляж «Поющих песков»». Друзья нам объяснили, что песок издает звуки, когда по нему ходишь. Мы, конечно, очень хотели туда поехать, но у нас не получилось. Каково же было мое удивление, когда, наконец, мне удалось самому побегать по такому песку. И не где-нибудь на далеком Востоке, а у нас в России. Теперь я знаю, что в нашей стране совсем не мало таких необычных мест. Жаль только, что в отличие от Японии, в картах о них ничего не указано. Наверное, многим было бы это интересно.

Мое личное знакомство с «Поющим пляжем» произошло во время экспедиции на Балтийскую косу в августе 1999. Песок действительно звучал, когда по нему ходили, но мы заметили, что звучит только средняя часть пляжа. У самого моря и у дюн звука не было. Мне стало интересно понять, почему один песок поет, а другой нет. И вообще, почему он поет. Прежде всего, мы стали думать, чем может отличаться «поющий» песок от «немого».

Задание для самостоятельной работы

1. Подготовить конспект в тетради.

2. Выбрать наиболее удачный, на ваш взгляд, вариант формулирования актуальности конкретного исследования. Объяснить свой выбор.

3. Сформулировать и защитить устно актуальность по собственной теме проекта.







3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!