СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуальные проблемы взаимоотношений человеческого общества и природы

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа ученицы 11 класса

Просмотр содержимого документа
«Актуальные проблемы взаимоотношений человеческого общества и природы»

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ»

Полывяная Владислава Евгеньевна – ученица 11 класса

Илюхина Елена Леонидовна – учитель химии и биологии

ГОУ ЛНР «Вахрушевский учебно-воспитательный

комплекс №2 «Берегиня»,

г.Вахрушево,

Аннотация: в статье освещаются вопросы, связанные с построением моделей экологических систем: модели охраны природной среды, а также модели соотношения общества и природы. Рассматриваются альтернативные пути сосуществования человека и природы.

Ключевые слова: окружающая среда, человек и природа, общество и природа, охрана природной среды, экологический кризис, экогуманизм.


В решении экологических проблем главным является все-таки человек, потому что он имеет необходимые знания. Поэтому просто необходимо проводить широкую пропаганду экологических знаний среди населения.

Человек существо социальное и так или иначе он непосредственно взаимодействует с обществом, с природой. Каждое общество преобразует географическую среду, в которой живет и существует. И в свою очередь, можно сказать, передает ее будущим потомкам. Нельзя рассматривать общество, не принимая во внимание его взаимодействие с природой, потому что оно живет в этой природе. В каждом поколении общество воздействовало на природу. Мы видим, как развивается производство, наука, техника. Развиваются и человеческие отношения. Возможно, ли все убрать, то, что было развито за столетия? Конечно можно, но общество не сможет существовать, человек переделал мир и этот процесс необратим.

В свою очередь географическая среда также оказывает не малое влияние на развитие общества. Взять, к примеру, север и юг. В северных районах люди просто пытаются приспосабливаться к тем условиям, в которых живут, даже ценой мучительных усилий. В южных же странах, люди, можно сказать, живут как в раю. Географическая среда оказывает влияние и на хозяйственную деятельность общества.

Что же такое экология? Экология – это наука о родном доме человечества, об условиях обитания тех, кто ее населяет. В классическом определении экология – научное направление, которое изучает закономерности взаимодействия живого с условиями его обитания с целью поддержать равновесие системы общество и природа.

С развитием преобразующей деятельности человека увеличилось его вмешательство в естественные связи биосферы. В прошлые времена человек использовал природные ресурсы столько, сколько позволяли его собственные силы. Но сейчас на фоне развития различных отраслей деятельности, общество столкнулось с новой проблемой ограниченности природных ресурсов, нарушения равновесия. И в связи с этим необходимо бережно относится к природе. Сейчас уже становится понятным, что человек должен воздействовать на природу не вопреки ее законам, а познавать эти законы. Чаще всего люди пренебрегают этими законами и радуются временному успеху, но потом этот успех оборачивается большими проблемами. Все в этой жизни возвращается бумерангом.

Осознание возможности глобального экологического кризиса ведет к необходимости разумной гармонизации взаимодействий в системе техника — человек — биосфера. Перед лицом экологической катастрофы люди осознают свое единство с природой. Возникает вопрос, как экологическая проблема связана с философской проблемой взаимоотношений человека и природы? Философские размышления более глубокие. Они изучают этот вопрос, начинаю с человека во всей его целостности, до природы в основных ее значениях: универсума, экологическое поле и зависимость человека от природы..

Главный канал связи между человеком и природой идет через производство, специфика отношений человека с природой существеннейшим образом зависят от уровня развития производительных сил общества и характера производственных отношений. Бурный рост первых и несоответствие, в которое они приходят со вторыми, определяют социальные корни экологических трудностей, но также создают и соответствующие предпосылки их преодоления.

В наши дни зависимость человека от природы развивается драматическим образом, так как необходимая производственная деятельность и существование человечества приводят к исчерпанию природных ресурсов.

Как мы видим, не только человек зависит от природы, но и окружающая природа зависит от него, от направления его деятельности. В результате роста производства во всем мире, взаимодействие человека и природы достигло критического состояния. Существует угроза самому человечеству.

Поэтому в этом и заключается весь смысл экологической проблемы.

Один из философов, который поставил вопрос о расплате человечества за научно- технологический прогресс, был Ф.Энгельс.

Он писал о том, что не стоит гордиться и обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она мстит нам. И чаще всего мы ожидаем те последствия, которые должны быть, но и приходят те, которых мы не ожидаем.

Экологическая философия – это молодая дисциплина, она разрабатывает множество вопросов, на которые, к сожалению, пока нет ответов. Мир попал в экологический кризис и не знает, как из него выбраться. Существуют различные программы по развитию безотходных производств, но еще общество не выбралось из этого кризиса.

И сейчас становится уже понятным, что главная экологическая проблема находится не в озоновом слое Земли, а в ценностно-этических представлениях человека и общества. Казавшиеся столь незыблемыми принципы гуманизма должны соотноситься не только с человеком, но и с природой. В таком случае гуманизм теряет свое прежнее содержание и становится экогуманизмом. Эгоистичная любовь человека к себе привела к экокризису. Экогуманизм в отличие от гуманизма видит в природе бытие человека, поэтому человек вынужден относиться к природе так же бережно как к самому себе. Когда то существовала гармония между природой и человеком. Но разные факторы эволюции человека привели к пяти глобальным проблемам, которые надо устранить.

1. Взаимодействие человека с природой.

Впоследствии эволюции начали появляться разнообразные машины и механизмы, большая часть которых губит природу в целях приобретения ее ресурсов. Исходя из увеличивающейся любопытности, человек изучает земные недра нашей земли, глубинные воды Мирового океана. Нередко бывает так, что люди не могут понять или слабо осознают, что природа рушится вследствие мощного давления на нее человеком. В результате все это приводит к глобальной проблеме выживания различных элементов окружающей среды среди людей.

2. Экология и природа.

Мы знаем, что экология природы обязана основываться на чистоте окружающей среды. Если учитывать сегодняшние размеры загрязнения природы в целом, данная проблема весьма глобальна и жизненна как никогда в жизни. Ведь как много тонн нефти каждый год разливается в водах Мирового океана, сколько лесов вырубается ради достатка производства. Даже зайти в любой лес нашей планеты, можно увидеть множество мусора, каждый раз человек оставляет после себя. Выхлопные газы от автомашин и отходы заводов и фабрик. Экология окружающей нас среды понемногу ослабевает, и мы попросту должны предпринять всяческие меры по предохранению экологически ослабленных районов.

3. Сохранность природы как задача человечества.

Из-за непрерывного загрязнения воздуха, водных ресурсов, земли и флоры на сегодняшний день основным вопросом человечества остается глобальная сохранность природы, точно единственного целого, так и любой части в отдельности. Вопрос сохранения окружающей среды распространен повсюду, вследствие того, что человек в основном загрязняет природу, чем оберегает ее.

4. Способы охраны и защиты природы.

Один вопрос это когда мы желаем сберечь естественную среду, а другой, когда не располагаем для решения данной и самой глобальной проблемы достаточных средств и сил. Конечно, если посмотреть на разные страны, там этим вопросом занимаются крайне основательно. На планете Земля присутствует множество заповедников, там водятся разнообразные виды животных и растений.

Также во многих зонах введены глобальные запреты на ловлю рыбы, уничтожение животных и порчу воды. Даже есть такие районы, в которых работают особые группы смотрителей за соблюдением чистоты в местных лесах. Утешает то, что в последнее время люди начали гораздо больше интереса проявлять в отношении охраны природы. Уже много лет ученые и изобретатели размышляют, о создании серийного автомобиля без выхлопов, как уменьшить выброс вредоносных веществ в атмосферу после того как произойдет переработка различных материалов и т.п. Все это формируется для сохранности нашей среды обитания.

5. Природные катастрофы как угроза человечеству.

Катастрофы и катаклизмы, происходящие в природе, постоянно причиняют человеку громадный ущерб, как физиологический (летальный исход), так и нравственный (переживания и страх). В следствии ужасные вредоносные природные явления (такие как цунами, смерчи и торнадо, наводнения, ураганы, бури и т.д.) становятся все большей опасностью для людей. Надо подумать, из-за чего все же зарождаются (а порой достаточно часто) такие ужасающие и глобальные катастрофы природного характера. Может быть, человечество до такой степени халатно относится к окружающей нас природе в целом, поэтому она вынуждена ответить тем же. Есть люди защищающие природные интересы, и их не мало, но на общей картине они не очень видны.

Основное, над, чем стоит подумать уже сейчас и должны уже были сделать давным-давно – это охранять мир, в котором мы живем.

В заключении хотелось бы выделить основные аспекты, которые, на мой взгляд, являются основными во взаимоотношениях человека и природы.

В последнее время очень резко встал вопрос о защите природы. Так как экологическая проблема может привести к глобальной катастрофе, в масштабах целого мира. Люди, хоть и с опозданием, начинают понимать, что природные ресурсы не безграничны.

В начале бытия Бог дал человеку власть над животными и над землей, чтобы человек владел ими и управлял. Но в силу своего эгоистичного характера, человек стал, потребительски относится к природе. И как следствие природа стала «мстить» за себя. Возникают различные катаклизмы, пожары, наводнения, землетрясения, даже там где они по определению не должны быть.

Решение этого вопроса зависит от каждого человека. Человек удивительное существо, которому дан ум, знание. И его обязанность сохранить природу, сохранить свой дом, потому что наш дом, прежде всего все то, что нас окружает. И каждый человек решает, как он будет себя вести в решении этого вопроса.

Литература.

1. Философия: Учебник/ А.Т.Спиркин. 2-е изд. – М.: Гардарика, 2001. – 736с.

2. Экология: Учебник/ А.Д.Потапов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2004. – 528 с.

3. Специфика философского знания и проблема человека в истории философии.-М.,1989,.- 316 с.

4. Жибуль Н.Я. Экологические потребности: сущность, динамика, перспективы.-М.,1991. – 423 с.

5. Протасов В.Ф., Молчанов Э.В. Экология, здоровье и природопользование в России: Уч. пособие - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1995. – 375 с.