Просмотр содержимого документа
«Александр Блок. Поэма "Двенадцать"»
Сегодня я — гений.
9 января 1918 г Блок пишет статью «Интеллигенция и революция» «Горе тем, кто думает найти в революции исполнение только своих мечтаний, как бы высоки и благородны они ни были. Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает других, она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных; но – это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного гула, который издает поток. Гул этот все равно всегда – о великом». Революция – это мировой циклон.
Полный воодушевления, Блок в эти же дни создает поэму «Двенадцать», которая стала значительным литературным событием своего времени, но при этом вызвала раскол в кругах интеллигенции и сыграла во многом трагическую роль в судьбе автора.
«Двенадцать» - какие бы они ни были - это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью », - утверждал поэт. В январе 1918 года с Блоком произошло нечто такое, что он сумел воплотить весь хаос, который окружал его – хаос революции, из которого, он полагал, должна родиться гармония будущего, и потому он благословил этот хаос и запечатлел его не только в словесном, но и в музыкальных образах своей поэмы.
Работа над текстом: 1 часть 1. Как начинается 1-я часть поэмы? Выделите цветовые эпитеты, которые имеют особый, символический смысл. 2. Какие еще символы мы встречаем в первой части? 3. О каком городе идёт речь? 4. Какие сословия русского общества представлены в 1-й части? Какое отношение к революции у каждого из них?
Работа с текстом 1. Кто такие двенадцать? Дайте их характеристику. 2. Обратимся к центральному эпизоду поэмы — убийству Катьки. За что Петруха убивает её? 3. Так ли велика её вина, чтобы убивать? 4. Какова функция этого частного конфликта в поэме?
Работа с текстом: Как вы понимаете, в чем смысл образа Христа, который появляется в конце поэмы?
В литературоведении встречаются разные толкования финала поэмы Блока. Так, представители «старой» культуры увидели в использовании образа Христа кощунсто, святотатство.
Советская критика трактовала появление Христа в финале поэмы как факт освящения революции самим Господом. Христос якобы сошёл на Землю для того, чтобы возглавить отряд новоявленных апостолов. Именно в этой интерпретации и подавалась поэма «Двенадцать» в школьных учебниках советской эпохи, где фигура Христа упорно помещалась во главе апостолов революции.
Интуиция гения? Позднее прозрение романтика? А. А. Блок создал поэму-предупреждение, поэму-напоминание тем, кто делал революцию: повернитесь лицом к Господу, который ещё не покинул русскую землю и впереди с кровавым флагом взывает к вашей человечности.
К. И. Чуковский писал: «Я назвал эту поэму гениальной. Её темы огромны: Любовь, Бог, Россия».
Таким образом, А. А. Блок, вначале считавший революцию очистительной силой, шагом к обновлению и возрождению России, создал поэму, в которой предсказал страшные разрушительные по следствия революции — утрату нравственных законов и отвержение Бога.