СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Александр Блок. Поэма "Двенадцать"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ поэмы "Двенадцать": проблематика, полифония, система образов, символика, мнение современников (35 слайдов)

Просмотр содержимого документа
«Александр Блок. Поэма "Двенадцать"»

Поэма А.А. Блока

Поэма А.А. Блока

"Двенадцать"

 Кто-то сказал: если моё произведение все бранят, значит, в нём что-то есть. Если все хвалят, значит, оно плохо, а если одни хвалят, а другие бранят, тогда оно превосходно...  Л.Н.Толстой Д.Мурин, учитель, методист: «Свойство великого произведения искусства – вызывать споры и ускользать от окончательного истолкования».

Кто-то сказал:

если моё произведение все бранят, значит, в нём что-то есть.

Если все хвалят, значит, оно плохо,

а если одни хвалят, а другие бранят, тогда оно превосходно...

Л.Н.Толстой

Д.Мурин, учитель, методист: «Свойство великого произведения искусства – вызывать споры и ускользать от окончательного истолкования».

Мнение современников А.Блока А.И.Теняков, 1923 год Е. Ростин, 1918 год П.Славнин, 1918 год А.Н.Толстой, 1921 год О.Э.Мандельштам, 1922 год М.Горький В.Г.Короленко Н.Гумилёв П.Струве И.Анненский

Мнение современников А.Блока

А.И.Теняков, 1923 год

Е. Ростин, 1918 год

П.Славнин, 1918 год

А.Н.Толстой, 1921 год

О.Э.Мандельштам, 1922 год

М.Горький

В.Г.Короленко

Н.Гумилёв

П.Струве

И.Анненский

«В этой поэме нет ни одного прямого упрека по адресу революции, но, тем не менее, вся она звучит как обвинительный акт против революции».

«В этой поэме нет ни одного прямого упрека по адресу революции, но, тем не менее, вся она звучит как обвинительный акт против революции».

 «В “Двенадцати” воплощена самая анархическая и самая кровавая сторона нашей революции. Это разбойники, которым их “социалистическое отечество” дало полную власть и обеспечило полную безнаказанность.  Такою изобразил Блок современную Россию. И все же не отрекся от нее. Вне России нет для него никаких путей. Не отречется Блок ни от какой России».

«В “Двенадцати” воплощена самая анархическая и самая кровавая сторона нашей революции. Это разбойники, которым их “социалистическое отечество” дало полную власть и обеспечило полную безнаказанность. Такою изобразил Блок современную Россию. И все же не отрекся от нее. Вне России нет для него никаких путей. Не отречется Блок ни от какой России».

«Белым венчиком из роз венчает поэт “азиатскую рожу” нашей революции. И впереди ставит благословляющую, ведущую фигуру Иисуса Христа  Но только какие же надо иметь узкие монгольские глаза для того, чтобы спокойно видеть в убийцах наших дней каких-то завтрашних апостолов вселенского социализма».

«Белым венчиком из роз венчает поэт “азиатскую рожу” нашей революции. И впереди ставит благословляющую, ведущую фигуру Иисуса Христа Но только какие же надо иметь узкие монгольские глаза для того, чтобы спокойно видеть в убийцах наших дней каких-то завтрашних апостолов вселенского социализма».

 «Не надивишься историческому чутью Блока.  Независимо от различных толкований, поэма “Двенадцать” бессмертна, как фольклор».   Рисунок Блока-гимназиста

«Не надивишься историческому чутью Блока. Независимо от различных толкований, поэма “Двенадцать” бессмертна, как фольклор».

Рисунок Блока-гимназиста

 «В “Двенадцати” Блок с небывалой у него до того силой пронзил ясновидящим взором грядущее. Теперь, – четыре года революции минуло, – вся она со всеми сумасшедшими мечтами, со всем буйством, ужасом и кровью лежит раздавленная и издыхающая, и вся она, как в дивном кристалле, включена в поэме “Двенадцать”.  Поэт ... объявил, наконец ... : Россия будет спасена; двенадцать разбойников, не ведавших, что творили, будут прощены. Пронзительным взором он проник в бездну бездн тьмы и там увидел не дьявола, но Христа, ведущего через мучительство разбойников ту, у которой плат окровавленный опущен на глаза. Так любить, как возлюбил Россию Блок, мог бы только ангел, павший на землю, сердцу которого было слишком тяжело от любви».

«В “Двенадцати” Блок с небывалой у него до того силой пронзил ясновидящим взором грядущее. Теперь, – четыре года революции минуло, – вся она со всеми сумасшедшими мечтами, со всем буйством, ужасом и кровью лежит раздавленная и издыхающая, и вся она, как в дивном кристалле, включена в поэме “Двенадцать”. Поэт ... объявил, наконец ... : Россия будет спасена; двенадцать разбойников, не ведавших, что творили, будут прощены. Пронзительным взором он проник в бездну бездн тьмы и там увидел не дьявола, но Христа, ведущего через мучительство разбойников ту, у которой плат окровавленный опущен на глаза. Так любить, как возлюбил Россию Блок, мог бы только ангел, павший на землю, сердцу которого было слишком тяжело от любви».

  «…самая злая сатира на всё, что происходило в те дни».

«…самая злая сатира на всё, что происходило в те дни».

  «Христос говорит о большевистских симпатиях автора».

«Христос говорит о большевистских симпатиях автора».

«Он, написав «Двенадцать», вторично распял Христа и ещё раз расстрелял Государя».

«Он, написав «Двенадцать», вторично распял Христа и ещё раз расстрелял Государя».

  «“Двенадцать” – величайшее достижение Блока. В нём он ... в совершенно новой, своей форме сравнялся с ... Достоевским ... в духовном, пророческом видении, что в здешнем мире порок и мерзость смежны со святостью и чистотой в том смысле, что не внешняя человеческая стена, а только какая-то чудесная, незримая, внутренняя черта их разделяет в живой человеческой душе, за которую, в земном, неизбывно борются Бог и Диавол, Мадонна и Содом». Пётр Стру́ве — русский общественный и политический деятель, экономист, публицист, историк, философ.

«“Двенадцать” – величайшее достижение Блока. В нём он ... в совершенно новой, своей форме сравнялся с ... Достоевским ... в духовном, пророческом видении, что в здешнем мире порок и мерзость смежны со святостью и чистотой в том смысле, что не внешняя человеческая стена, а только какая-то чудесная, незримая, внутренняя черта их разделяет в живой человеческой душе, за которую, в земном, неизбывно борются Бог и Диавол, Мадонна и Содом».

Пётр Стру́ве — русский общественный и политический деятель, экономист, публицист, историк, философ.

  «… но я особенно люблю Блока вовсе не когда он говорит в стихах о любви… Я люблю его, когда … с диковинным волшебством он ходит около  любви, весь – один намек … одна чуть слышная, но уже чарующая мелодия…» ( И.Анненский – правда, не о «Двенадцати», а вообще о художественной манере поэта; выделено мною )

«… но я особенно люблю Блока вовсе не когда он говорит в стихах о любви… Я люблю его, когда … с диковинным волшебством он ходит около любви, весь – один намек … одна чуть слышная, но уже чарующая мелодия…»

( И.Анненский –

правда, не о «Двенадцати»,

а вообще

о художественной манере поэта;

выделено мною )

Блок: «Сегодня я – гений». Обо всём своём творчестве Блок сказал: «Это дневник, в котором Бог мне позволил высказаться стихами».  Поэт и Бог... У кого мы это уже слышали?!. Но дневник – это всегда сиюминутность впечатлений и размышлений... Почему важно это понимать и помнить? Поэт и Бог... У кого мы это уже слышали?!. Но дневник – это всегда сиюминутность впечатлений и размышлений... Почему важно это понимать и помнить? В своей статье «Интеллигенция и революция» , которая появилась 19 января 1918 г., Блок писал: «Не дело художника – смотреть за тем, как исполняется задуманное… Дело художника, обязанность художника – видеть то, что задумано, слушать ту музыку, которой гремит «разорванный ветром воздух ». Гений – высшая творческая способность или, как определила М.И.Цветаева, «высшая степень подверженности наитию» и «управа с этим наитием». Всп.: Бунин: «Окаянные дни» Горький: «Несвоевременные мысли. Заметки о русской революции и культуре»

Блок: «Сегодня я – гений».

Обо всём своём творчестве Блок сказал: «Это дневник, в котором Бог мне позволил высказаться стихами».

  • Поэт и Бог... У кого мы это уже слышали?!. Но дневник – это всегда сиюминутность впечатлений и размышлений... Почему важно это понимать и помнить?
  • Поэт и Бог... У кого мы это уже слышали?!.
  • Но дневник – это всегда сиюминутность впечатлений и размышлений...
  • Почему важно это понимать и помнить?

В своей статье «Интеллигенция и революция» , которая появилась 19 января 1918 г., Блок писал: «Не дело художника – смотреть за тем, как исполняется задуманное… Дело художника, обязанность художника – видеть то, что задумано, слушать ту музыку, которой гремит «разорванный ветром воздух ».

Гений – высшая творческая способность или, как определила М.И.Цветаева, «высшая степень подверженности наитию» и «управа с этим наитием».

Всп.:

  • Бунин: «Окаянные дни»
  • Горький: «Несвоевременные мысли. Заметки о русской революции и культуре»

Полифония «Двенадцати» Мелодия «Двенадцати» Ох ты, горе-горькое!   Скука скучная,    Смертная! плач/причитание частушка песня романс молитва марш Эх ты, горе-горькое, Сладкое житьё! Рваное пальтишко, Австрийское ружье! Как пошли наши ребята В красной гвардии служить – В красной гвардии служить – Буйну голову сложить! Не слышно шуму городского, Над невской башней тишина... Упокой, Господи, душу рабы твоея… В о-чи бьёт-ся Крас-ный флаг. Раз-да-ёт-ся Мер-ный шаг

Полифония «Двенадцати»

Мелодия «Двенадцати»

Ох ты, горе-горькое!

Скука скучная,

Смертная!

  • плач/причитание
  • частушка
  • песня
  • романс
  • молитва
  • марш

Эх ты, горе-горькое,

Сладкое житьё!

Рваное пальтишко,

Австрийское ружье!

Как пошли наши ребята

В красной гвардии служить –

В красной гвардии служить –

Буйну голову сложить!

Не слышно шуму городского,

Над невской башней тишина...

Упокой, Господи, душу рабы твоея…

В о-чи бьёт-ся

Крас-ный флаг.

Раз-да-ёт-ся

Мер-ный шаг

Голос улицы восклицания диалоги призывы, команды увещевания звукоподражания повторы (лейтмотив) Лейтмотив - сновной мотив, повторяющийся в произведении, основная тема. Портрет Блока - неизвестный художник (1900) Всп. встречу Маяковского и Блока на улице Петрограда

Голос улицы

  • восклицания
  • диалоги
  • призывы, команды
  • увещевания
  • звукоподражания
  • повторы (лейтмотив)

Лейтмотив - сновной мотив, повторяющийся в произведении, основная тема.

Портрет Блока - неизвестный художник (1900)

Всп. встречу Маяковского и Блока на улице Петрограда

Тема «Двенадцати» Революция как стихия, влияющая на людей две составляющие Революции: разрушение и созидание Жанр: поэма, лиро-эпический

Тема «Двенадцати»

  • Революция как стихия, влияющая на людей
  • две составляющие Революции: разрушение и созидание

Жанр: поэма, лиро-эпический

Проблематика «Двенадцати» время, эпоха, история // человек  проблема свободы (понимание свободы)  будущее России

Проблематика «Двенадцати»

  • время, эпоха, история // человек

  • проблема свободы (понимание свободы)

  • будущее России
Система образов ветер, вьюга, стихия иллюстрации Ю.Анненкова

Система образов

ветер, вьюга, стихия

иллюстрации Ю.Анненкова

Ветер, стихия по отношению к старому миру (старушка, буржуй, поп, барыня, вития, пёс голодный, паршивый) «скользко, тяжко» им со стихией не совладать    по отношению к красногвардейцам  «гуляет ветер, порхает снег»    «и вьюга пылит им в очи...» ? Почему? Что происходит? Красная гвардия: начало 1918 года (в большей степени – с февраля) Сюжетное ядро поэмы – смерть Катьки  «Ветер, ветер, на всём Божьем свете...»  уничтожены основы...

Ветер, стихия

по отношению к старому миру

(старушка, буржуй, поп, барыня, вития, пёс голодный, паршивый)

  • «скользко, тяжко»
  • им со стихией не совладать

по отношению к красногвардейцам

  • «гуляет ветер, порхает снег»

  • «и вьюга пылит им в очи...»

?

Почему?

Что происходит?

Красная гвардия: начало 1918 года (в большей степени – с февраля)

Сюжетное ядро поэмы – смерть Катьки

  • «Ветер, ветер, на всём Божьем свете...»
  • уничтожены основы...

Петька (Петруха) глава 7: глава 8:  каким словом практически «закольцована» эта глава? а какое слово «читается» за этим «Скучно!» ?  найдите в этой главе два нарушения (два случая отсутствия) рифмы – зачем это нужно автору?     глава 11:  «...И идут без имени святого  Все двенадцать - вдаль.   Ко всему готовы,   Ничего не жаль...  Их винтовочки стальные  На незримого врага… » глава 7 - дважды нарушена рифма: первая строфа (нарушено их единство) и в конце главы (непрочность, наигранность, искусственность веселья Петрухи); глава 8: Композиционно глава закольцована словом «Скучно!» (плач, причитание); опустошённость, мертвенность души; скучно = тошно глава 11: они опять обрели единство

Петька (Петруха)

глава 7:

глава 8:

  • каким словом практически «закольцована» эта глава?
  • а какое слово «читается» за этим «Скучно!» ?
  • найдите в этой главе два нарушения (два случая отсутствия) рифмы – зачем это нужно автору?

глава 11:

  • «...И идут без имени святого

Все двенадцать - вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль...

Их винтовочки стальные

На незримого врага… »

глава 7 - дважды нарушена рифма: первая строфа (нарушено их единство) и в конце главы (непрочность, наигранность, искусственность веселья Петрухи);

глава 8: Композиционно глава закольцована словом «Скучно!» (плач, причитание); опустошённость, мертвенность души; скучно = тошно

глава 11: они опять обрели единство

«...Так идут державным шагом –

Позади – голодный пёс,

Впереди – с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди – Исус Христос».

  • Христос / пёс:
  • один – впереди, другой – позади: добро и зло всегда рядом? рифмуется(!)
  • один – впереди, другой – позади: добро и зло всегда рядом?
  • рифмуется(!)
  • на что ещё обратили внимание?

Финал «Двенадцати»

Финал поэмы:

  • Да, революция безбожна («И идут без имени Святого…»). Но Он здесь, на кровавой Голгофе современности. «Он здесь, потому что Он есть всегда».
  • М. Пришвин: «Наконец, я понял теперь, почему в “12-ти” впереди идет Христос ... это есть Голгофа — стать впереди и принять их грех на себя».
  • Он берёт в руки кровавый флаг и оказывается с теми, кто Его не видит – но Он не вправе оставить слабое и несовершенное творение – человека – наедине с тем миром злобы, который этим же человеком и создан
  • если Он с ними, то есть пусть ничтожная, но всё же надежда на то, что смута и тьма уступят миру света и добра
  • поэма начиналась с чёрного цвета – заканчивается белым
  • глава 1 и глава 12: пейзажная зарисовка словно «закольцовывает» композицию поэмы

Система образов старый мир 12 красногвардейцев  Петька?  Катька?     ветер, вьюга Христос иллюстрации Ю.Анненкова

Система образов

старый мир

12 красногвардейцев

  • Петька?
  • Катька?

ветер, вьюга

Христос

иллюстрации Ю.Анненкова

Символика «Двенадцати»   Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своём значении… Он многолик, многомыслен… Вячеслав Иванов. число 12 (...) чёрный вечер / белый снег ветер, вьюга ( революция) путь «на спину б надо бубновый туз» / «эх, без креста» пёс // Христос образ Христа ... Стихия // бунтарское, разбойное (Пушкин) «Эх, эх, без креста» // «Креста на тебе нет» (о Р.Раскольникове)

Символика «Двенадцати»

  Символ только тогда

истинный символ,

когда он неисчерпаем и беспределен

в своём значении…

Он многолик, многомыслен…

Вячеслав Иванов.

  • число 12 (...)
  • чёрный вечер / белый снег
  • ветер, вьюга ( революция)
  • путь
  • «на спину б надо бубновый туз» / «эх, без креста»
  • пёс // Христос
  • образ Христа
  • ...
  • Стихия // бунтарское, разбойное (Пушкин)
  • «Эх, эх, без креста» // «Креста на тебе нет» (о Р.Раскольникове)

Перестал слышать Музыку Революции – и замолчал. Только 11 февраля 1921 года прозвучали его новые стихи «Пушкинскому дому» – стихи тому, кто был для Блока воплощением России. Блок, статья «О назначении поэта» : «Пушкина убила вовсе не пуля Дантеса. Его убило отсутствие воздуха ... Покой и воля. Они необходимы поэту для освобождения гармонии. Но покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем...» не о себе ли тоже он пишет?.. (мнение: поэма «Двенадцать» убила Блока ...) желание эмигрировать ... последние слова Блока ...
  • Перестал слышать Музыку Революции – и замолчал.
  • Только 11 февраля 1921 года прозвучали его новые стихи «Пушкинскому дому» – стихи тому, кто был для Блока воплощением России.
  • Блок, статья «О назначении поэта» : «Пушкина убила вовсе не пуля Дантеса. Его убило отсутствие воздуха ... Покой и воля. Они необходимы поэту для освобождения гармонии. Но покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем...»
  • не о себе ли тоже он пишет?.. (мнение: поэма «Двенадцать» убила Блока ...)
  • желание эмигрировать ...
  • последние слова Блока ...
О Блоке … Марина Цветаева Имя твоё - птица в руке, Имя твоё - льдинка на языке, Одно единственное движенье губ, Имя твоё - пять букв.  Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту, Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут.

О Блоке …

Марина Цветаева

Имя твоё - птица в руке,

Имя твоё - льдинка на языке,

Одно единственное движенье губ,

Имя твоё - пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту,

Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут.

О Блоке … Марина Цветаева В лёгком щёлканье ночных копыт Громкое имя твоё гремит. И назовёт его нам в висок Звонко щёлкающий курок.  Имя твоё - ах, нельзя! –  Имя твоё - поцелуй в глаза,  В нежную стужу недвижных век,  Имя твоё - поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой глоток.  С именем твоим - сон глубок.   1916

О Блоке …

Марина Цветаева

В лёгком щёлканье ночных копыт

Громкое имя твоё гремит.

И назовёт его нам в висок

Звонко щёлкающий курок.

Имя твоё - ах, нельзя! –

Имя твоё - поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век,

Имя твоё - поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим - сон глубок. 1916

*** Не проломанное ребро –    Переломленное крыло. Не расстрельщиками навылет    Грудь простреленная. Не вынуть Этой пули. Не чинят крыл.    Изуродованный ходил.

***

Не проломанное ребро –

Переломленное крыло.

Не расстрельщиками навылет

Грудь простреленная. Не вынуть

Этой пули. Не чинят крыл.

Изуродованный ходил.

Цепок, цепок венец из терний!   Что усопшему — трепет черни,   Женской лести лебяжий пух… Проходил, одинок и глух,    Замораживая закаты    Пустотою безглазых статуй. Лишь одно ещё в нём жило:   Переломленное крыло.     1921

Цепок, цепок венец из терний!

Что усопшему — трепет черни,

Женской лести лебяжий пух…

Проходил, одинок и глух,

Замораживая закаты

Пустотою безглазых статуй.

Лишь одно ещё в нём жило:

Переломленное крыло. 1921

* * * Думали — человек! И умереть заставили. Умер теперь. Навек. Плачьте о мёртвом ангеле!  Он на закате дня Пел красоту вечернюю. Три восковых огня Треплются, суеверные.

* * *

Думали — человек!

И умереть заставили.

Умер теперь. Навек.

Плачьте о мёртвом ангеле!

Он на закате дня

Пел красоту вечернюю.

Три восковых огня

Треплются, суеверные.

Шли от него лучи — Жаркие струны по снегу. Три восковых свечи — Солнцу-то! Светоносному!  О поглядите — как Веки ввалились тёмные! О поглядите — как Крылья его поломаны!

Шли от него лучи —

Жаркие струны по снегу.

Три восковых свечи —

Солнцу-то! Светоносному!

О поглядите — как

Веки ввалились тёмные!

О поглядите — как

Крылья его поломаны!

Чёрный читает чтец, Топчутся люди праздные… — Мёртвый лежит певец И воскресенье празднует.       ?    1916

Чёрный читает чтец,

Топчутся люди праздные…

Мёртвый лежит певец

И воскресенье празднует.

?

1916


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!