«Александр II дал России то, что она ждала несколько веков».
Тема урока: Александр II . Реформы 1860 – 1870-х гг.
План урока :
1. Причины и предпосылки проведения Великих реформ .
2. Отмена крепостного права. Условия освобождения крестьян.
3. Земства и городские думы.
4. Судебная реформа.
5. Всеобщая воинская повинность.
6. Реформы в области образования и печати.
7. Итоги и значение Великих реформ.
Проблемный вопрос:
«Являются ли Великие реформы 60 – 70-х гг. XIX века частью процесса модернизации в России?»
Причины реформ 60–70-х гг. XIX в.
- Феодально-крепостнические порядки тормозили развитие капиталистических отношений.
- Необходимость модернизации всех сфер общества.
- Помещичьи хозяйства, основанные на крестьянском труде, приходили в упадок, крепостное право препятствовало формированию рынка свободной силы для промышленности.
- Тяжёлое положение народа, волна крестьянских выступлений по всей стране.
- Необходимость повышения международного авторитета страны, особенно после поражения в Крымской войне.
Александр II Освободитель
( 1855 – 1881 гг.)
«Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться, когда оно само собою начнет отменяться снизу»
Отмена крепостного права
Причины отмены
крепостного права
Кризис феодально –
крепостнической
системы
хозяйствования
Рост крестьянских
восстаний
Военно – техническая
отсталость
России
Подготовка реформ
3 января 1857 г. начал работу Секретный комитет для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян.16 февраля 1858 г. Секретный комитет переименовали в Главный комитет по крестьянскому делу, который возглавил Я.И. Ростовцев.
Душой реформ был Николай Алексеевич Милютин.
19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей...»
Ростовцев Яков (Иаков) Иванович [28.12.1803— 6(18).2.1860, там же], граф, русский государственный и военный деятель
Учебник на стр. 379 прочитать и ответить на вопросы
- Какие же права и свободы были даны крестьянам?
- Как стали называть лично свободных крестьян, до уплаты выкупа несущих повинности в пользу помещика?
- Что такое уставная грамота?
- Какую роль должны были играть мировые посредники?
Термины
- Временнообязанные – крестьяне, несущие повинности в пользу помещиков до начала выкупной операции.
- Уставная грамота — документ, фиксировавший отношение помещика с временнообязанными крестьянами.
- Мирово́й посре́дник — чиновничья должность в Российской империи для улаживания поземельных отношений между помещиками и крестьянами и надзора за крестьянскими учреждениями.
Значение и последствия отмены крепостного права
- Крестьяне освобождены от крепостной зависимости.
2. Созданы условия для развития капитализма.
НО…
3. Сохранились феодальные пережитки (помещичье землевладение, община, сословия).
4. Недовольство крестьян условиями выкупных платежей (всплеск крестьянских восстаний).
Задание по группам. (работа с источником)
- 1 группа – Земская реформа
- 2 группа – Судебная реформа
- 3 группа – Военная реформа
- 4 группа – реформа Образования
Земская реформа 1864 года
В 1859-1864 гг. велась разработка земской реформы. Наибольшую роль в ней сыграли Петр Валуев и Николай Милютин .
1 января 1864 года было издано Положение о губернских и уездных земских учреждениях.
Петр Валуев (1815-1890) Министр внутренних дел в
1861-1868 гг.
Николай Милютин
(1818-1872)
Основные положения земской реформы:
- Создание на селе органов местного самоуправления - земств.
- Земства ведали местными вопросами, среди них следующие: хозяйство, торговля, подати, местные налоги, здравоохранение, образование, благотворительные учреждения.
- Земства были лишены законодательной инициативы. Они избирали исполнительный орган - земскую управу во главе с председателем. Председателя в уезде утверждал губернатор, в губернии- министр внутренних дел.
- Депутаты земских собраний – гласные - избирались на 3 года по трём куриям ( категориям): землевладельцы, городские собственники, сельские общества крестьян
- Вводился ценз(то есть ограничение) при выборах: имущественный ценз для 1 и 2 курий.
Судебная реформа (1864 г.)
Принципы нового судопроизводства:
- равенство всех перед законом и судом;
- создание всесословного суда;
- состязательность, несменя-емость судей и следователей;
- гласность;
- право обвиняемого на защиту;
- прокурорский надзор;
- выборность (мировых судей и присяжных заседателей).
Сенат
Особое
присутствие
Верховный
уголовный суд
Общий суд
Уездный съезд
Мировой суд
Судебные палаты
Окружной суд
Военная реформа (1874 г.)
- Введена всеобщая бессословная воинская повинность;
- сроки действительной службы: в армии - 6 лет, во флоте - 7 лет;
- создана широкая сеть военных училищ для формирования офицерского состава;
- осуществление перевооружения армии.
В 1862 г. Военным министром
назначен генерал Д.А.Милютин,
либерально настроенный
профессор Военной академии
Реформа в области народного образования 1863-1864 гг.
- 1863- новый университетский устав, расширявший автономию: вузы сами избирали ректора, деканов, профессоров.
- Создавались Советы университетов- высшие органы управления.
- Обучение в университетах стало всесословным.
- Было два типа образовательных учреждений: классические гимназии ( углублённое изучение древних языков и гуманитарных предметов) и реальные училища ( естественно-научный профиль, получение практических навыков в технике, они не давали возможности поступать в университеты)
- 1864- новое положение о народных начальных училищах. Образованием народа должно заниматься государство, общество и церковь.
- В 1869 году в России были созданы первые женские учебные заведения - Высшие женские курсы с университетскими программами.
Значение реформ:
- Реформы положили начало формированию нового общества - индустриального капиталистического типа.
- Государство стало более демократичным, граждане стали иметь более равные права, возможность на честный и открытый суд.
- Освобождение крестьян позволили выйти из кризиса, создать условия для дальнейшего развития экономики.
- Начался постепенный упадок дворянских хозяйств, которые не смогли перейти к новых формам хозяйствования.
Минусы реформ:
- Незавершённость, непродуманность. Так, крестьяне не получили землю в личную собственность.
- Рост бюрократического аппарата, волокиты при решении дел.
- Недостаток средств, выделяемых для решения социальных проблем.
- Сохранение сословности при получении образования.
Проблемный вопрос:
«Являются ли Великие реформы 60 – 70-х гг. XIX века частью процесса модернизации в России?»
Домашнее задание:
параграф 31, заполнить таблицу
Реформа
Содержание
Значение
Рефлексия. Закончите предложение
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял (а), что…
Я приобрел (а)…
Я научился…