СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Александр Сергеевич Пушкин стихотворение "Зимнее утро".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Александр Сергеевич Пушкин стихотворение "Зимнее утро".»

 А. С. Пушкин. Стихотворение «Зимнее утро»

А. С. Пушкин.

Стихотворение «Зимнее утро»

«Мороз и солнце – день чудесный…»  «Зимнее утро» - одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме. Оно представляет собой блестящую и в то же время непосредственную зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне.

«Мороз и солнце – день чудесный…»

«Зимнее утро» - одно

из самых ярких и выразительных

произведений о зиме. Оно представляет собой блестящую и в то же время непосредственную зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне.

Из истории создания стихотворения  Произведение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении П.И.Вульфа.  В Тверскую губернию к своим добрым знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на этот раз на обратном пути с Кавказа.

Из истории создания стихотворения

Произведение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении П.И.Вульфа.

В Тверскую губернию к своим добрым знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на этот раз на обратном пути с Кавказа.

Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры, Навстречу северной Авроры Звездою севера явись!  Настроение радости, бодрости создаётся  с помощью эмоционально окрашенной лексики:  « чудесный», «друг прелестный», «красавица». Звучные и яркие определения показывают силу чувства поэта, счастье,  которое его переполняет.

Мороз и солнце;

день чудесный!

Ещё ты дремлешь,

друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись!

Настроение радости, бодрости создаётся

с помощью эмоционально окрашенной лексики:

« чудесный», «друг прелестный», «красавица».

Звучные и яркие определения показывают

силу чувства поэта, счастье,

которое его переполняет.

Разве не удивляет нас словосочетание открой взоры?  Ведь сейчас можно только бросать взоры, устремлять взоры, потупить взоры,  но не открывать . Здесь существительное взоры имеет старое значение «глаза».   Слово Аврора , следуя за предлогом навстречу ,  должно стоять в дательном падеже ( Авроре ). У Пушкина же – Авроры. Это не опечатка, а ныне устаревшая архаическая форма.

Разве не удивляет нас

словосочетание открой взоры?

Ведь сейчас можно только бросать взоры,

устремлять взоры, потупить взоры,

но не открывать .

Здесь существительное взоры имеет

старое значение «глаза».

Слово Аврора , следуя за предлогом навстречу ,

должно стоять в дательном падеже ( Авроре ).

У Пушкина же – Авроры. Это не опечатка,

а ныне устаревшая архаическая форма.

«Нега- устар. 1.Полное довольство. Жить в неге. 2.Блаженство, приятное состояние. Предаться неге». ( из словаря С.И.Ожегова) Нега –1. Состояние безмятежного покоя. 2.Чувственное упоение, наслаждение. (словарь языка Пушкина) Слово «нега» в стихотворении не соответствует перечисленным значениям. На современный русский язык  его лучше перевести словом «сон», поскольку сон – самое полное «состояние безмятежного покоя».

«Нега- устар.

1.Полное довольство.

Жить в неге.

2.Блаженство, приятное

состояние.

Предаться неге».

( из словаря С.И.Ожегова)

Нега –1. Состояние безмятежного покоя.

2.Чувственное упоение, наслаждение.

(словарь языка Пушкина)

Слово «нега» в стихотворении не соответствует

перечисленным значениям. На современный русский язык

его лучше перевести словом «сон», поскольку сон –

самое полное «состояние безмятежного покоя».

 Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,  На мутном небе мгла носилась;  Луна, как бледное пятно,  Сквозь тучи мрачные желтела,  И ты печальная сидела –  А нынче … погляди в окно  Лексика строфы создает мрачное настроение: «вьюга злилась», «мгла носилась», «тучи мрачные».  Но великолепие зимнего утра ощущается  ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче … погляди в окно

Лексика строфы создает мрачное настроение:

«вьюга злилась», «мгла носилась», «тучи мрачные».

Но великолепие зимнего утра ощущается

ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей.

Мгла Вечор «вчера вечером» Тьма, мрак (в обычном употреблении) Поэт использует в значении «густой снег, скрывающий в тумане  всё окружающее»

Мгла

Вечор

«вчера вечером»

Тьма, мрак

(в обычном употреблении)

Поэт использует в значении

«густой снег, скрывающий в тумане

всё окружающее»

ЗАПОМНИТЕ!   Антитеза –   противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, для усиления выразительности речи.

ЗАПОМНИТЕ! Антитеза – противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, для усиления выразительности речи.

Под голубыми небесами  Великолепными коврами,  Блестя на солнце, снег лежит;  Прозрачный лес один чернеет,  И ель сквозь иней зеленеет,  И речка подо льдом блестит.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

 Вся комната янтарным блеском  Озарена. Веселым треском  Трещит затопленная печь.  Приятно думать у лежанки.  Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?  Автор от любования красотой природы  переходит к описанию интерьера  (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага. Чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Автор от любования красотой природы

переходит к описанию интерьера

(внутреннего пространства здания, помещения),

к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага.

Чувство радости поэта растёт и требует движения,

хочется навестить милые сердцу места.

Правильно – запрягать  Во времена Пушкина на равных  употреблялась и та и другая форма. Несомненно, что форма запречь появилась у поэта для рифмовки как факт поэтической вольности, который был обусловлен стоявшим выше словом печь  Лежанка – невысокий выступ у русской печи,  на котором, греясь, отдыхали или спали.   Велеть — приказать (устар.).

Правильно – запрягать

Во времена Пушкина на равных

употреблялась и та и другая форма.

Несомненно, что форма запречь появилась у поэта

для рифмовки как факт поэтической вольности,

который был обусловлен стоявшим выше словом печь

Лежанка – невысокий выступ у русской печи,

на котором, греясь, отдыхали или спали.

Велеть — приказать (устар.).

 Скользя по утреннему снегу,  Друг милый, предадимся бегу  Нетерпеливого коня  И навестим поля пустые,  Леса, недавно столь густые,  И берег, милый для меня.  Красота природы пробудила лирического героя к жизни, к творчеству, к радости воспоминаний предадимся — отдадимся (устар.)

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Красота природы пробудила лирического героя

к жизни, к творчеству, к радости воспоминаний

предадимся — отдадимся (устар.)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!