Урок №52
Тема: Решение задач при помощи систем уравнений второй степени.
Цели и задачи: Рассмотреть различные способы решения текстовых задач практического содержания.
развивать логическое мышление, математическую речь, вычислительные навыки;
формирование умения работать в группе.
Личностные результаты: сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в обучении;
Предметные результаты: осознание значения математики для повседневной жизни человека.
Тип: урок открытия новых знаний.
Ход урока
1. Организационный момент.
Не летите передо мной – я могу и не последовать,
Не летите позади меня – я могу Вас не повести,
А летите рядом со мной, ощутите радость полёта.
И будьте моими друзьями.
2. Мотивация урока.
Ещё Платон говорил: «Человек, способный к математике, изощрён во всех науках».
Как вы понимаете это высказывание?
Таким образом, мы сегодня будем размышлять, искать простые и красивые решения, развивать логическое мышление, правильно и последовательно рассуждать, тренировать память, внимание.
3. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.
Устная работа.1.Выразите одну переменную через другую
у-2х=4 х-3у+1=0 ху=9 3х+2у=56
2.Какую фигуру задаёт уравнение ?
у=0,1х²+1 х²+у²=9 ху+1=0 ху+1=0 2х+3у=4 (х-2)²+(у+3)²=64
3.Перечислите способы решения систем уравнений
4.Каким из способов лучше решить систему?
х²+у²=9
(х-1)²+(у+2)²=4
х²-2у²=14
х²+2у²=18
4. Первичное закрепление в знакомой ситуации.
3447(а), №448(а)
В изменённой ситуации Применение систем уравнений при решении геометрических задач
Диагональ прямоугольника 10 см., а одна из сторон на 2 см.больше другой. Найдите стороны прямоугольника.
Применение систем уравнений при решении задач на «движение» №472
Из двух посёлков, расстояние между которыми 40 км одновременно,
навстречу друг другу вышли два пешехода. Через 4 часа им оставалось пройти до встречи 4 километра. Если бы первый пешеход вышел на 1 час раньше, то встреча произошла бы на середине пути. С какой скоростью шёл каждый пешеход?
Р е ш е н и е
1) В задаче описано движение двух пешеходов навстречу друг другу. Известно расстояние между пунктами и расстояние, которое прошли пешеходы за 4 часа.
2) Выделим два процесса:
– реальное движение пешеходов;
– движение при условии выхода одного из пешеходов на 1 ч раньше.
3) Пусть х км/ч – скорость первого пешехода и у км/ч – скорость второго пешехода.
Заполним две таблицы:
Реальное движение пешеходов | | Движение с заданным условием |
| S | V | t | | S | V | t |
1-й | 4х км | х км/ч | 4 ч | 1-й | 20 км | х км/ч | ч |
2-й | 4у км | у км/ч | 4 ч | 2-й | 20 км | у км/ч | ч |
4) Известно, что расстояние от А до В равно 40 км, поэтому получим уравнение: 4х + 4у = 36. Известно, что при движении с заданным условием первый пешеход был в пути на 1 ч дольше, то есть получим уравнение: = 1. Составим систему уравнений:
5) Решим ее способом подстановки:
20у – 20 (9 – у) – у (9 – у) = 0; 20у – 180 + 20у – 9у + у2 = 0; у2 + 31у – 180 = 0; у1 = 5 х1 = 9 – 5 = 4;
у2 = – 36 (не подходит по смыслу задачи).
6) Получаем скорости пешеходов: 4 км/ч и 5 км/ч. О т в е т: 4 и 5 км/ч.
Применение систем уравнений при решении задач на « смеси и сплавы»
Имеется два сплава . I сплав содержит 10% никеля, а II – 30% никеля. Из этих сплавов получили третий сплав массой 20 кг., содержащий 25% никеля. На сколько килограммов масса I сплава меньше массы II сплава?
| m сплава | % содержание никеля | m никеля в сплаве |
I сплав | | | |
IIсплав | | | |
IIIсплав | | | |
5. Творческое применение и добывание знаний
Тест в двух вариантах на 5-7 минут.
Вариант I_______________________________________________________
1.Выразите переменную у через х:
а) 2х+у=7 у=_______________
б) 2у-6х²=4 у=_______________
2.Схематически изобразите графики и укажите количество решений.
У=х²+1
х²+у²=4
Ответ:________________
3.Составьте систему уравнений по условию задачи:
Площадь прямоугольника 28 см², а его периметр 22 см.
Найдите стороны прямоугольника.Вариант II_______________________________________________________
1.Выразите переменную у через х:
а) -3х+у=8 у=_______________
б) 2у+6х²=10 у=_______________
2.Схематически изобразите графики и укажите количество решений.
У=х³
ху=8
Ответ:________________
3.Составьте систему уравнений по условию задачи:
Площадь прямоугольника 36 см², а его периметр 26 см.
Найдите стороны прямоугольника.
6. Информация о домашнем задании. Прочитать п.20, №460, №467, №477*
7. Рефлексия Учащимся предлагается рисунок (у каждого на парте приготовлена заготовка), на котором нужно отметить свое местоположение для данного урока, т.е.:
Если мало чего понятного и придется разбираться ещё раз с этим материалом, то вы у подножья горы;
Если все предельно понятно, но вы не уверены в своих силах, то вы на пути к вершине;
Если нет никаких вопросов и вы чувствуете власть над данной темой, то вы на пике.
Говорят, что математика – гимнастика ума, я надеюсь, что сегодняшний урок был для вас хорошей тренировкой, которая позволила стать более внимательными, собранными, сообразительными, заставила думать и творить что-то новое.