СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм работы над итоговым сочинением.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация.

        Данная методическая разработка помогает учащимся в самостоятельной работе над итоговым декабрьским сочинением. Представлено два алгоритма для работы над сочинением. В них отражены этапы и приёмы работы над сочинением, композиция сочинения, предложены   разнообразные речевые клише.

     В первом алгоритме рассматривается подготовительный этап работы над сочинением,  приводится некоторый теоретический материал: виды тем, виды вступлений и заключений.  

     Второй алгоритм  отличает наличие «мостиков» между частями сочинения, чтобы добиться его связности и цельности, написание центральной части сочинения рассматривается здесь подробнее.

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм работы над итоговым сочинением.»

Алгоритм работы над итоговым сочинением.

Этапы работы (шаги)

Приёмы работы

Советы и замечания

Клише и примеры

Подготовительный

Анализ темы



Цель анализа темы - определение ее границ и получение ответа на вопрос: о чем главном пойдет речь в сочинении.


1.Выявление ограничителей.

национальные
временные
жанровые
авторские и т.п.


2.Определение типа темы по степени полноты отражения в ней суждения.


А) Тема-понятие (предмет)

«Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского», «Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева», «Герои-недотепы в драматургии А. П. Чехова»


Б)Тема – признак.

«Несокрушимая и легендарная…»

«Революцией мобилизованный и призванный» (По одному из произведений русской литературы ХХ века) и т.п.



В) Тема-вопрос.

«В чем проявляются парадоксы личности Печорина? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»); «Нужен ли России Базаров?»

Г) Тема-суждение

«Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет, сердце, добрые чувства» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века); «Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века» (О. Мандельштам).











А) Предмет, о котором надо писать, уже назван.

Надо задать вопрос по теме – определить проблему.

Надо дать ответ на вопрос – это основная мысль, идея, которую надо доказывать.



Б) Конкретный предмет не назван.

Надо определить предмет сочинения

Надо определить проблему сочинения.

Надо определить самому и идею сочинения.



В) Есть вопрос, значит это проблема.

Ответ на вопрос – идея сочинения.



Г) В теме уже заявлена основная мысль сочинения, которую надо доказать.



Определение ПРОБЛЕМЫ и ИДЕИ (основной мысли) сочинения.



Записать проблемный вопрос.

- Выразить главную мысль в виде краткого, емкого ответа на поставленный вопрос.

Не поленитесь чётко сформулировать и записать вопрос – проблему и ответ на него своими словами.

Позже вы используете это во вступлении.



Написание сочинения.

Написание центральной части.

- Определиться с выбором литературного произведения

(1 – 2), эпизодов, образов, которые помогут выразить идею.

- Составить связный текст в соответствии со структурой:


1 аргумент: Своё суждение (довод) + пример (например, герой и его поступок)

2 аргумент: Своё суждение (довод) + пример (например, аналитический пересказ)



Приведите два (три) аргумента, доказывающие вашу позицию.

Один из них должен быть из литературного произведения, другой – из личного жизненного опыта.

Возможно второй пример привести тоже из литературного произведения, а также из фильма, спектакля. Это могут быть и ваши общие рассуждения, и цитаты известных людей, и строки стихотворений.

Почему я так считаю? Во-первых, меня убеждает в этом образ… из произведения… (название, автор). Его нравственная позиция заслуживает восхищения, потому что он…

Во-вторых, подтверждением моих мыслей может служить случай из моей жизни. Было так, что я…

Попробую доказать собственное мнение.

Во-первых, …

Например, …

Могу привести пример…

В качестве доказательства приведу …

Во-вторых, …

В-третьих, …

Наконец, …

Русская литература богата примерами, подтверждающими….

Написание вступления

- Определиться с видом вступления.

- Помним, что во вступлении должен прозвучать тезис – идея (основная мысль сочинения) …вводим её во вступление…



Виды вступлений:

Историческое вступление

Возможно только в тех сочинениях, где рассматривается значение данного произведения, творчества писателя или поэта, связь эпохи и произведения. («Эпоха революционных преобразований в произведениях А.Платонова, М.Замятина, М.Шолохова»).

Аналитическое вступление

В нѐм анализируются центральные понятия темы (литературоведческие, философские и др. термины) и проблемно сформулированные определения. «Душа и маска Печорина в художественном изображении М.Ю.Лермонтова»:нужно определить, что понимается под словами «маска Печорина» и что мы имеем в виду, говоря о душе героя.

Биографическое вступление

Некоторые темы предполагают знание учащимися сведений из биографии автора, фактов его жизни, истории создания произведения и т.п.

«Россия в лирике А.Блока»: невозможно обойтись без обращения к истории души поэта и изменению его взглядов на мир.

Сравнительное вступление

«Война гуляет по России, а мы такие молодые…» (По произведениям Б.Васильева, В.Астафьева, К.Воробьева и др.): автору сочинения обязательно нужно сравнить указанных авторов, их судьбы, произведения, героев этих произведений.

Вступление-характеристика произведения

Если в теме сочинения предлагается сравнить героев одного произведения, то начать такое сочинение надо с характеристики произведения в целом, его места в творчестве писателя, его новизны и значимости.(«Женские образы в романе М.Лермонтова «Герой нашего времени»)

«Лирическое» вступление

Такое введение будет своеобразным ответом на вопрос: «Почему я выбрал(а) эту тему? Что особенно интересно в ней? Совпадает ли данная тема с моими переживаниями и размышлениями?»

Вступление-перекличка с современностью

В нѐм указывается, ЧТО роднит произведение с сегодняшним днѐм.


«Лирическое» вступление

Например:


Почему я выбрал(а) эту тему? Потому что меня очень тревожит проблема:

«…….» (взять из подготовительных записей). Мой жизненный и литературный опыт подсказывает мне, что …. (записать основную мысль из подготовительных записей).

Написание заключения.

- Помним, что заключение должно отвечать следующим требованиям:

•содержать выводы из написанного в данном, конкретном сочинении;

•оно должно соответствовать теме сочинения.

- Определяемся с видом заключения:

1. Итог (обобщение основных мыслей – своих или авторских)

Самая типичная и логичная концовка сочинения. Используя ее, следует избегать повтора уже высказанных мыслей, приберегать обобщающую мысль к концу сочинения.

2. Призыв, обращение к читателю

Также один из излюбленных приемов в сочинениях выпускников. Помните, что, прибегая к нему, не стоит опускаться до слишком явной назидательности. Ваши призывы не должны быть банальны.


3. Открытый вопрос (носит риторический характер либо требует дальнейшего обдумывания читателем)

Этот прием встречается реже предыдущего. Концовка в виде вопроса звучит выразительно, как бы аккордом. Чтобы аккорд не «размазался», старайтесь вопрос сделать коротким!


4. Перспектива

Суть приема – попытка вписать обсуждаемую проблему в контекст более широкой проблемы, наметить перспективу дальнейшего разговора.


5. Цитата

Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова текста или цитаты из другого источника, точно отражающие позицию автора исходного текста.


6. Умолчание

Один из красивых приемов открытого заключения. Являет собой фразу, за-канчивающуюся многоточием и содержащую элемент недосказанности, философичности. Может использоваться в совокупности с другими прие-мами заключений, например с цитированием.


7. Фраза, содержащая яркий образ (метафору, каламбур, символ)

Употребляется обычно в качестве последней фразы текста и поэтому используется в сочетании с другими приемами заключений.





Способы проверки соответствия заключительной части всему написанному тексту

1)Для того чтобы проверить, соответствует ли оно теме, надо поставить вопрос «О чѐм говорится в заключительной части сочинения?» и ответить на него, перечитав весь текст.

2)Необходимо перечитать сочинение и подумать над вопросом: «И что из этого следует?» Если заключительная часть сочинения является следствием из написанного, то логика развития основной мысли не нарушена.







1.Например:

Можно еще долго говорить об этой волнующей многих проблеме. Ясно одно – ….

2.Например:

Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть – творцом своей жизни или просто зрителем?


3.Например:

Душа раскрывается в любви и страданиях, другого способа М.Пришвин не находит. Да и есть ли он?


4.Например:

Да, это так: человек не должен быть столь меркантилен по отношению к природе. Необходимо прежде всего ценить ее красоту. И это часть более широкой проблемы: утрата духовности становится знаком сегодняшней цивилизации.


5. Например:

Кто хоть раз в жизни не поражался этой способности собаки верно и преданно любить? Замечательно сказано: «Если бы люди могли любить, как собаки, мир стал бы раем…»

Обращаясь к загадке рождения души, способности ее к росту, не стоит забывать и о том, что процесс этот бесконечен: «Чем больше за-полняется наша душа, тем вместительнее она становится» (М. Монтень).


6.Например:


И только после смерти героя поняли они, что такой же ангельской была и Сашкина душа. «Женщины не выдержали и в голос заплакали, а при-шедший с ними директор школы опустил голову». Но поздно, не услышит….


7. Например:

Итак, С.Залыгин приводит нас к очень важному пониманию: у каждого времени свои проблемы, которые оно неизбежно должно решить, чтобы не прервалась цепочка жизни. Задача нашего времени – прийти к согласию с природой, и литература должна в этом помочь. Земля должна быть нашим чистым, светлым и белопарусным кораблем


Доработка сочинения.

1.Содержание

- читаем и проверяем переходы (мостики) между частями

- проверяем абзацы (не менее ТРЁХ! )

- проверяем чёткое отражение идеи в тезисе и выводе, но разными словами…

2. Правим речевые ошибки.

3. Правим грамотность: орфографические ошибки (есть словарь), пунктуацию.


Переписывайте сочинение печатными буквами, но показывая заглавные буквы. Величина букв должна быть полстроки.

Если ошиблись – аккуратно зачёркивайте букву и прописывайте сверху.







Алгоритм работы над итоговым сочинением.

Тему выбрали. Что дальше?

Аналитическое (лирическое) вступление

Наши действия.

Клише

Шаг 1:

Обдумываем тему.

Записываем тему в виде вопросительного предложения – это проблема сочинения.

Передо мной тема сочинения «…», которая заставила меня задуматься над тем, почему (прав ли, можно ли, всегда ли…)

(Здесь будет ваш вопрос по теме)

Шаг 2:

Формулируем ответ на вопрос – это тезис, выражение собственной позиции.

Мой жизненный и литературный опыт подсказывает мне, что ….

(Здесь будет ваш ответ на вопрос темы)

Переход к основной части



Шаг 3:


Переходим к основной части, для этого используем «мостики».

В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.

Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается проблема ...

Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …

Обратимся к произведениям художественной литературы

За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы

Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…

Русская литература богата примерами, подтверждающими моё мнение, например, произведение ….

Почему я так считаю? Во-первых, меня убеждает в этом образ… из произведения… (название, автор).



Советы:

  1. Вспомните стихотворения на данную тему…вы можете использовать целое стихотворение как второй аргумент…можете использовать строчки стихотворения как эпиграф….можете использовать строки стихотворения как цитаты в заключении сочинения.

  2. Используйте также риторические вопросы, пословицы и поговорки, антипримеры.

  3. Строго следите за логикой ваших рассуждений, не допускайте отклонений от темы и основной мысли сочинения.

Написание центральной части




Шаг 4:

Определяемся с выбором 1 литературного произведения, эпизодов, образов, которые помогут выразить идею.


Составляем связный текст в соответствии со структурой:


1 аргумент


Своё суждение (довод)

+

пример (например, герой и его поступок)

+


Микровывод


Шаг 5:



Внутри основной части - переход от одного аргумента к другому -

«мостики»

Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…

Можно привести и другой пример.

В качестве второго аргумента обратимся к произведению…

Эта же тема рассматривается и в произведении…




Шаг 6:

Определяемся с выбором 2 аргумента (проза и стихи, факты истории, фильмы, спектакли, песни, личный опыт)


Составляем связный текст в соответствии со структурой:


2 аргумент


Своё суждение (довод)

+

пример (например, аналитический пересказ)

+

Микровывод (Используйте слова из темы!)

Написание заключения


Шаг 7:


Помним, что заключение должно быть итогом (обобщение основных мыслей – своих или авторских)

Это самая типичная и логичная концовка сочинения.

Используя ее, следует избегать повтора уже высказанных мыслей, приберегать обобщающую мысль к концу сочинения.




Переходим к заключительной части, для этого используем «мостики»:



К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

И в заключение мне хотелось бы сказать, что…

Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…

Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:

Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…

Обобщая сказанное, хочу сказать, что…