Алгоритм анализа урока в классе интегрированного обучения и воспитания
Урок в интегрированном классе имеет ряд специфических особенностей.
Во-первых, в урок включаются лица с особенностями психофизического развития, обучающиеся по специальным программам.
Во-вторых, при обучении лиц с особенностями психофизического развития используются специальные методики, специальные учебники.
В-третьих, в учебных кабинетах создается специальная развивающая среда, позволяющая активно включать учащихся с ОПФР в образовательный процесс.
В-четвертых, учителем – предметником, учителем начальных классов готовится план урока, который включает несколько тем (общего среднего и специального образования) или же адаптируется материал под тему программы общего среднего образования с учетом потенциальных возможностей включенных в образовательную интеграцию учащихся с ОПФР.
В-пятых, учитель – предметник, учитель начальных классов должен соблюдать охранительный режим для всех детей интегрированного класса в соответствии с их психофизическими возможностями.
В-шестых, учителя – предметники, учителя начальных классов, работающие в классах интегрированного обучения и воспитания должны обладать высоким профессионализмом:
умением скрывать отрицательные эмоции;
умением создавать положительные межличностные отношения на уроке;
способностью на равных принимать всех обучающихся, независимо от их возможностей и способностей;
умением адекватно оценивать результаты деятельности учащихся.
Учитывая данные особенности, администрация учреждения образования, анализируя урок в классе интегрированного обучения и воспитания, обращает внимание на специфику организации урока. В алгоритме анализа урока в интегрированном классе, выделены следующие этапы: подготовка учителя к уроку, организация урока, содержание, включение учащихся в деятельность, здоровьесбережение, профессиональная этика педагога. В каждом этапе определены показатели анализа урока. Определены критерии оценивания.
Этапы | Показатели оценивания | Оценка в баллах |
Подготовка учителя к уроку | Наличие плана урока составленного по двум образовательным программам (общего среднего и специального образования) | |
Определение задач (образовательной, развивающей, коррекционной, воспитательной) | |
Обеспечение урока методическими пособиями в соответствии с образовательными программами (общего среднего и специального образования) | |
Проектирование индивидуальной работы с учащимися с ОПФР | |
Определение вариантов включения учащихся с ОПФР в коллективную, групповую деятельность, работу в парах. | |
Создание в классе образовательной среды для включения учащихся с ОПФР в образовательный процесс | |
Организация урока | Создание эмоционально-комфортной обстановки на уроке (рефлексия, мотивация к деятельности) | |
Соответствие структурных этапов урока плану | |
Решение поставленных задач | |
Использование личностно-ориентированного подхода обучения учащихся интегрированного класса (разноуровневые задания) | |
Организация индивидуальной работы с детьми с ОПФР | |
Аттестация (текущая) деятельности учащихся с учетом требований разных систем оценивания (десятибалльной шкалы при освоении содержания программы общего среднего образования и десятибалльной шкалы при освоении содержания программы вспомогательной школы) | |
Организация итоговой рефлексии | |
Задание на дом (дифференцированный подход) | |
Содержание | Доступность и научность изложения материала учащимся разных групп по возможностям усвоения материала | |
Использование приемов дифференцированного объяснения излагаемого материала | |
Использование ИКТ (информационные коммуникативные технологии), ЭСО (электронные средства обучения) | |
Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся | |
Включение учащихся в деятельность | Использование приемов поощрения, стимулирования мотивации учащихся, поддержка и развитие системы обратных связей | |
Использование приемов дополнительных объяснений для учащихся | |
Сокращение объема изучаемого материала для учащихся с ОПФР | |
Включение учащихся с ОПФР в диалог с учителем, сверстниками с помощью доступных вопросов | |
Включение детей с ОПФР в коллективные, групповые и другие виды деятельности | |
Предупреждение затруднений учащихся (использование второстепенных средств обучения: карточки, таблицы, калькулятор и т.д.) | |
Осуществление индивидуальной поддержки | |
Здоровьезбережение | Учет психофизических особенностей учащихся класса в ходе организации деятельности на уроке | |
Соблюдение охранительного режима (дополнительные динамические паузы, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика) | |
Создание психологического климата на уроке, наличие эмоциональных разрядок | |
Чередование труда и отдыха, смена одних форм труда другими с целью повышения работоспособности учащихся | |
Соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся и систематический контроль их осанки на уроке | |
Соблюдение норм объема домашних заданий, предусмотренных СанПиНом | |
Соблюдение гигиенических условий в соответствии с требованиями СанПиНа | |
Педагогическая культура и профессионализм учителя на уроке | Знание содержания программного материала (общего среднего и специального образования) | |
Умение адаптировать содержание материала по предмету общего среднего образования под потенциальные возможности детей с ОПФР | |
Знание методик обучения учащихся включенных в образовательную интеграцию | |
Проявление любви, доброты, уважения к учащимся независимо от их успехов в обучении | |
Понимание психологии поведения учащихся с ОПФР, целесообразные и справедливые реакции на моменты отклоняющегося от нормы поведения | |
Отсутствие раздражительности, сдержанность при неправильной интерпретации учащимися изложенного материала, вовлечение других учащихся к опровержению неверных ответов | |
Соблюдение норм общей и педагогической этики | |
Общая оценка урока
Урок был хорошо подготовлен (или нехорошо подготовлен) для реализации поставленных задач. Урок обеспечил (не обеспечил) учащимся продвижение в усвоении новых знаний.
Урок полностью отвечал (не отвечал) принципам личностно - ориентированного обучения, использовался (не использовался) индивидуальный подход к учащимся с ОПФР.
Учащиеся чувствовали (не чувствовали) себя хозяевами урока, его соавторами и проявили свои субъектные свойства: активность, ответственность, самодисциплину, умение делать выбор, участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию, умение поддерживать сверстников с особенностями в развитии на условиях равных партнерских отношений.
Учитель реализовал (не реализовал) стратегию сотрудничества по отношению к учащимся с ОПФР, умело сочетал (не сочетал) фронтальную работу с классом с индивидуальной работой, поощрял и оценивал (не поощрял, не оценивал) индивидуальные достижения учащихся.
Общая атмосфера и образовательная среда урока способствовали (не способствовали) саморазвитию, самообразованию, самовыражению, самоопределению учащихся, межличностному взаимодействию.
Обработка результатов анализа:
Каждый критерий анализа урока оценивается в 1 балл. Подсчитывается общее количество баллов. Для выражения результатов в трехуровневой системе оценок, необходимо соотнести полученный показатель с таблицей: высокий уровень (32-48) = 3 балла, средний уровень (16-32) = 2 балла, низкий уровень (10-16) = 1 балл