СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм. (делай - раз, делай - два)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок №1: Вводный урок. Алгоритм (делай - раз, делай - два).

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Задачи:

  • Образовательные: создать условия для усвоения новых знаний; способствовать развитию у школьников умения составлять и выполнять план (алгоритм) действий; определять правильность порядка выполнения шагов,
  • Развивающие: обогащать словарный запас детей; содействовать развитию внимания, памяти, мышления;
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение ко времени;

формировать умение рационального использования времени; формировать умение планировать свои действия.

Личностные цели: интерес к изучению информатики.

Метапредметные цели:

  • регулятивные: развитие умения оценивать правильность выполнения

действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;

  • познавательные: развитие умений добывать и перерабатывать информацию,

полученную из разных источников (таблиц, схем);

  • коммуникативные: развивать умение аргументировать свои ответы,

выслушивать и мнение других.

Предметные цели:

 - научиться выделять этапы (шаги) действия; - научиться определять правильный порядок выполнения шагов; - познакомиться с понятиями "алгоритм действия", "команда алгоритма"; - научиться составлять и выполнять алгоритмы; - иметь начальное представление о вложенности алгоритмов;  

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм. (делай - раз, делай - два)»

Урок №1: Вводный урок. Алгоритм (делай - раз, делай - два).

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Задачи:

  • Образовательные:
    создать условия для усвоения новых знаний;
    способствовать развитию у школьников умения составлять и выполнять план (алгоритм) действий; определять правильность порядка выполнения шагов,

  • Развивающие:
    обогащать словарный запас детей;
    содействовать развитию внимания, памяти, мышления;

  • Воспитательные:
    воспитывать бережное отношение ко времени;

формировать умение рационального использования времени;
формировать умение планировать свои действия.

Личностные цели: интерес к изучению информатики.

Метапредметные цели:

  • регулятивные: развитие умения оценивать правильность выполнения

действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;

  • познавательные: развитие умений добывать и перерабатывать информацию,

полученную из разных источников (таблиц, схем);

  • коммуникативные: развивать умение аргументировать свои ответы,

выслушивать и мнение других.

Предметные цели:

- научиться выделять этапы (шаги) действия;
- научиться определять правильный порядок выполнения шагов;
- познакомиться с понятиями "алгоритм действия", "команда алгоритма";
- научиться составлять и выполнять алгоритмы;
- иметь начальное представление о вложенности алгоритмов;
- научиться находить и исправлять ошибки в алгоритмах.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование:

  • интерактивная доска;

  • тетрадь по информатике «Информатика в играх и задачах». М.: Баласс, 2011;

Литература:

  • методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2011;

  • ЕК ЦОР scholl-collektion.edu.ru.

Ход урока.

1.Этап мотивации.

Организация на урок.

2. Актуализация знаний. Пробное действие.

1. Информатика. Человек и компьютер

- С изучением какого устройства, полезного инструмента связано изучение информатики? - Как может использоваться компьютер? (С помощью компьютера дети могут играть, рисовать.) Компьютер может использоваться:
- при создании мультфильма, рекламного ролика;
- для управления автомобилем, космическим кораблём...;
- для проведения обследования на приёме у врача...)
- Как вы думаете, может ли компьютер сам захотеть порисовать или поиграть? Может ли он самостоятельно, без участия человека, решить какую-то задачу или проблему?
(Компьютер не может действовать самостоятельно. Для управления его действиями человек составляет подробные задания — компьютерные программы.)
- В какие машины и устройства может быть встроен компьютер?
(Компьютер может быть внутри стиральной машины, фотокамеры, автомобиля, самолёта, космического аппарата...)
3.Выявление места и причины затруднения.

2. Робот. Задание для робота
- А ещё компьютер обязательно есть внутри робота (если дети не назовут его сами). Что такое робот? Есть ли у него мозг? Кто управляет действиями робота?
(Робот — это машина. Мозга у него нет. Мозг есть у человека, у животных. Действиями робота управляет человек.)
- Для робота, как и для компьютера, очень важно правильно составить задание. Один человек сделал себе робота-помощника и попросил его пойти на кухню, очистить банан и принести. Робот принёс банановую кожуру, а на вопрос хозяина: "Что ты сделал?"‚ ответил: "Я в точности выполнил все указания". Попробуем потренироваться в управлении действиями робота.
Физминутка

Игра "РОБОТ".

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

После завершения игры подвести итоги:
1) чтобы описать действие, нужно выделить отдельные шаги, из которых состоит выполнение этого действия, и перечислить их по порядку;
2) каждый шаг - это тоже действие, которое можно подробно описать - выделить шаги и перечислить их по порядку.
- А теперь познакомимся с героями тетради "Информатика в играх и задачах" (рассмотреть рисунки на стр. 2 в первой тетради и прочитать текст)
3. Алгоритм. Команда алгоритма
— Если робот часто выполняет одно и то же задание, то удобнее сохранить это задание - в особой электронной памяти робота. План действий (последовательность шагов) — это и есть алгоритм действия. Скорее всего, вам уже приходилось действовать по плану. Просто вы не знали, что план действий - это алгоритм.
- Вспомните, какое действие вы выполняли по плану, по описанию другого человека. д
(Примеры ответов:
- найти дорогу до школы (магазина, автобусной остановки, бассейна. .. );
- пришить пуговицу, убраться в комнате;
- сложить два двузначных числа...)
- Каждый шаг в алгоритме принято называть командой. В начале алгоритма принято записывать команду "Начало", а в конце - команду "Конец".

- Наверняка, вас мама просила: «Сделай бутерброд».

- Или говорила: «Завари чай».

- Предлагали другу во время зимних прогулок: «Слепи снеговика»
5.Этап реализации построенного проекта.

4. Последовательность команд в алгоритме.
Выполнить задание 1 (алгоритм "Посади дерево").
Пронумеровать рисунки по порядку, начиная с номера 3.
Попросить детей назвать команды для рисунков без подписи.
Записать команды алгоритма в тетради.
Обратить внимание детей: составляя задание для робота, мы не полагаемся на его сообразительность и включаем такие команды, чтобы любое действие было закончено. Например, робот начинает работу с шага "принеси лопату, лейку и саженец" и заканчивает действием "отнеси лопату и лейку на место".
- С чего робот должен начать и чем закончить выполнение действия "выкопай ямку"? Какими будут первый и последний шаги? ("Возьми лопату" и "положи (воткни в землю ) лопату". )
Физминутка

6. Первичное закрепление проекта с прогнозированием во внутреннюю речь.

5. Ошибки в алгоритме.
Выполнить задание 2 (алгоритм "Съешь банан").
Обсудить ошибки Янта, показанные на трёх верхних рисунках. (Ест банан вместе с кожурой; очистил банан, но ест кожуру, а не мякотъ, не выбросил кожуру, куда полагается, поскользнулся и упал.)
Попросить детей самостоятельно дописать алгоритм "Съешь банан".
Проверить ответы, отметить тех учеников, которые включили в свой алгоритм не обычные, но разумные шаги.
7. Этап включения в систему знаний.

6. Выполнение алгоритма.
Погладь рубашку

Почисти ковёр

8. Этап рефлексии.

1. Итоги урока
- С помощью чего можно описать действие? (Сегодня мы узнали, что действие можно описать с помощью алгоритма)

Из чего состоит алгоритм? (Алгоритм состоит из команд)

Вам понравилось составлять и выполнять алгоритмы? (Да/нет)

- У кого были затруднения?

2. Домашнее задание
Задание 3 - составить алгоритм "Возьми банан".
Задание 4 - выполнить алгоритм "Раскрась рисунки".


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!