Урок №1: Вводный урок. Алгоритм (делай - раз, делай - два).
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Задачи:
Образовательные:
создать условия для усвоения новых знаний;
способствовать развитию у школьников умения составлять и выполнять план (алгоритм) действий; определять правильность порядка выполнения шагов,
Развивающие:
обогащать словарный запас детей;
содействовать развитию внимания, памяти, мышления;
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение ко времени;
формировать умение рационального использования времени;
формировать умение планировать свои действия.
Личностные цели: интерес к изучению информатики.
Метапредметные цели:
действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
полученную из разных источников (таблиц, схем);
выслушивать и мнение других.
Предметные цели:
- научиться выделять этапы (шаги) действия;
- научиться определять правильный порядок выполнения шагов;
- познакомиться с понятиями "алгоритм действия", "команда алгоритма";
- научиться составлять и выполнять алгоритмы;
- иметь начальное представление о вложенности алгоритмов;
- научиться находить и исправлять ошибки в алгоритмах.
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование:
Литература:
Ход урока.
1.Этап мотивации.
Организация на урок.
2. Актуализация знаний. Пробное действие.
1. Информатика. Человек и компьютер
- С изучением какого устройства, полезного инструмента связано изучение информатики? - Как может использоваться компьютер? (С помощью компьютера дети могут играть, рисовать.) Компьютер может использоваться:
- при создании мультфильма, рекламного ролика;
- для управления автомобилем, космическим кораблём...;
- для проведения обследования на приёме у врача...)
- Как вы думаете, может ли компьютер сам захотеть порисовать или поиграть? Может ли он самостоятельно, без участия человека, решить какую-то задачу или проблему?
(Компьютер не может действовать самостоятельно. Для управления его действиями человек составляет подробные задания — компьютерные программы.)
- В какие машины и устройства может быть встроен компьютер?
(Компьютер может быть внутри стиральной машины, фотокамеры, автомобиля, самолёта, космического аппарата...)
3.Выявление места и причины затруднения.
2. Робот. Задание для робота
- А ещё компьютер обязательно есть внутри робота (если дети не назовут его сами). Что такое робот? Есть ли у него мозг? Кто управляет действиями робота?
(Робот — это машина. Мозга у него нет. Мозг есть у человека, у животных. Действиями робота управляет человек.)
- Для робота, как и для компьютера, очень важно правильно составить задание. Один человек сделал себе робота-помощника и попросил его пойти на кухню, очистить банан и принести. Робот принёс банановую кожуру, а на вопрос хозяина: "Что ты сделал?"‚ ответил: "Я в точности выполнил все указания". Попробуем потренироваться в управлении действиями робота.
Физминутка
Игра "РОБОТ".
4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
После завершения игры подвести итоги:
1) чтобы описать действие, нужно выделить отдельные шаги, из которых состоит выполнение этого действия, и перечислить их по порядку;
2) каждый шаг - это тоже действие, которое можно подробно описать - выделить шаги и перечислить их по порядку.
- А теперь познакомимся с героями тетради "Информатика в играх и задачах" (рассмотреть рисунки на стр. 2 в первой тетради и прочитать текст)
3. Алгоритм. Команда алгоритма
— Если робот часто выполняет одно и то же задание, то удобнее сохранить это задание - в особой электронной памяти робота. План действий (последовательность шагов) — это и есть алгоритм действия. Скорее всего, вам уже приходилось действовать по плану. Просто вы не знали, что план действий - это алгоритм.
- Вспомните, какое действие вы выполняли по плану, по описанию другого человека. д
(Примеры ответов:
- найти дорогу до школы (магазина, автобусной остановки, бассейна. .. );
- пришить пуговицу, убраться в комнате;
- сложить два двузначных числа...)
- Каждый шаг в алгоритме принято называть командой. В начале алгоритма принято записывать команду "Начало", а в конце - команду "Конец".
- Наверняка, вас мама просила: «Сделай бутерброд».
- Или говорила: «Завари чай».
- Предлагали другу во время зимних прогулок: «Слепи снеговика»
5.Этап реализации построенного проекта.
4. Последовательность команд в алгоритме.
Выполнить задание 1 (алгоритм "Посади дерево").
Пронумеровать рисунки по порядку, начиная с номера 3.
Попросить детей назвать команды для рисунков без подписи.
Записать команды алгоритма в тетради.
Обратить внимание детей: составляя задание для робота, мы не полагаемся на его сообразительность и включаем такие команды, чтобы любое действие было закончено. Например, робот начинает работу с шага "принеси лопату, лейку и саженец" и заканчивает действием "отнеси лопату и лейку на место".
- С чего робот должен начать и чем закончить выполнение действия "выкопай ямку"? Какими будут первый и последний шаги? ("Возьми лопату" и "положи (воткни в землю ) лопату". )
Физминутка
6. Первичное закрепление проекта с прогнозированием во внутреннюю речь.
5. Ошибки в алгоритме.
Выполнить задание 2 (алгоритм "Съешь банан").
Обсудить ошибки Янта, показанные на трёх верхних рисунках. (Ест банан вместе с кожурой; очистил банан, но ест кожуру, а не мякотъ, не выбросил кожуру, куда полагается, поскользнулся и упал.)
Попросить детей самостоятельно дописать алгоритм "Съешь банан".
Проверить ответы, отметить тех учеников, которые включили в свой алгоритм не обычные, но разумные шаги.
7. Этап включения в систему знаний.
6. Выполнение алгоритма.
Погладь рубашку
Почисти ковёр
8. Этап рефлексии.
1. Итоги урока
- С помощью чего можно описать действие? (Сегодня мы узнали, что действие можно описать с помощью алгоритма)
Из чего состоит алгоритм? (Алгоритм состоит из команд)
Вам понравилось составлять и выполнять алгоритмы? (Да/нет)
- У кого были затруднения?
2. Домашнее задание
Задание 3 - составить алгоритм "Возьми банан".
Задание 4 - выполнить алгоритм "Раскрась рисунки".