СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Выбранные формы организации деятельности направлены на развитие коммуникативных навыков у обучающихся.
Тема: Алгоритм деления трехзначного числа на однозначное число.
Класс: 3
Цель: Формирование умения применения алгоритма деления трехзначного числа на однозначное
Задачи:
Дидактические: определить алгоритм деления трехзначного числа на однозначное; установить порядок действий при вычислении значения числового выражения; находить неизвестный компонент арифметического действия; решать задачи, планировать их ход решения, записывать и анализировать решение, оценивать ответ.
Развивающие: развивать вычислительные навыки, математическую речь, логическое мышление, внимание, память; развивать умения работа в группе, договариваться, приходить к общему решению.
Воспитательные: формировать навыки сотрудничества; умение применения математики для решения практических задач в повседневной жизни; инициативность, любознательность и самостоятельность в обогащении своих знаний.
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроль и самоконтроль | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности | Способствовать формированию внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Словесный (беседа)
| Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы сейчас не отдыхаем, Мы работать начинаем. Посмотрите на доску, Давайте вместе прочитаем, что там написано. (Девиз урока: Знания собираются по капле) Как вы понимаете данное выражение? Что нам нужно сделать, чтобы получить каплю знаний? Что мы можем для этого сделать? Я хочу, чтобы это высказывание стало девизом нашего урока. Сегодня не будем лениться, и тогда каждый получит каплю знаний. | Настраиваются на работу | Фронтальная |
Слайд | Контроль учителя |
| Р: вырабатывать учебную мотивацию | Осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний |
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | Подготовить мышление учащихся и организовать осознание или потребности к построению учебных действий | Словесный (беседа)
Практический(упражнения)
Словесный (беседа)
Практический(упражнения)
| Выполните письменно: Представьте число 329 в виде суммы разрядных слагаемых. Представь число 72 в виде суммы двух таких слагаемых, каждое из которых делится без остатка на 4. (40+32) Используя числа 80, 4, 320, запишите четыре верных равенства. 80•4=320 4•80=320 320:4=80 320:80=4 Запишите число 420 в виде произведения двух множителей, трёх множителей (6•70=420, 6•7•10=420). С какими числами вы работали? (трёхзначными, двузначными, однозначными). Какие знания и умения помогли вам выполнить эти задания? (знание таблицы умножения, взаимосвязь деления с умножением, знание разрядного состава чисел, свойство о перестановке множителей, умение раскладывать числа на удобные слагаемые). Выполните индивидуально задание на карточках. Вычислите в столбик: 339:3= , 642:2= , 670:5= ? (возникает затруднение) . | Выполняют задания
Отвечают на вопросы
Решают примеры | Индивидуальная
Фронтальная
Индивидуальная |
Карточки | Самоконтроль
Контроль учителя
Самоконтроль | Выполнять арифметические действия: сложение и вычитание (в пределах 100 — устно, в пределах 1000 — письменно); умножение и деление на однозначное число (в пределах 100 — устно и письменно); | Р: принимать и сохранять учебную задачу
К: формировать умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать | Осознание необходимости изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; |
3.Выявление места и причины затруднения | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и выявить место и причины затруднения | Словесный(обсуждение) | Все смогли выполнить задание? Возникли ли у вас затруднения? Как вы думаете, почему? Исходя из затруднения, какую цель мы поставим? Какова тема урока? Что нам необходимо для достижения нашей цели? (План)
| Отвечают на вопросы, рассуждают | Фронтальная | Слайд | Контроль учителя |
| П: устанавливать причинно- следственные связи К: строить монологическое высказывание | Развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их; |
4.Этап построения выхода из затруднения | Способствовать постановку цели учебной деятельности и выбору способа и средства их реализации | Словесный (беседа) Практический(упражнения) Прием «Установи последовательность» | Составим план работы на уроке. Два человека упорядочат пункты плана у доски, остальные на местах, по завершению сверимся. 1. Узнать алгоритм деления трехзначного числа на однозначное 2. Сделать вывод 3. Применить знания на практике Посмотрите на доску, у всех так получилось? У вас на партах лежат листы самооценки, в течение урока мы будем к ним обращаться для оценки вашей деятельности.
| Составляют план | Парная | Деформированный план | Самоконтроль, контроль учителя |
| Р: планировать свои действия К: строить монологическое высказывание П: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | Развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их; применение правил совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться |
5. Этап реализации построенного проекта | Способствовать формированию умений применять новый способ действия |
Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация)
Практический(упражнения)
Словесный (беседа)
| 1) Посмотрите, какой первый пункт нашего плана? Чтобы выполнить пункт нашего плана, поработаем в группах (Учителем выбирается несколько лидеров, которые по очереди выбирают себе в команду по одному человеку; команды состоят из 5 человек). А теперь повторим правила совместной работы, каждая группа называет по одному (Выполняй возложенные на тебя обязанности; уважай мнение других; высказывайся только по делу; принимай активное участие; не мешай работе других групп). Решите примеры. Сравните, выявите общие действия и составьте свой алгоритм решения данных примеров: 748:2= ; 856:4= . Запишите свою последовательность действий на отдельный лист. Какие алгоритмы вы составили? Представьте работы своей группы, сравним алгоритмы и выберем верный. Расскажите, как работали в группе? Какие возникали трудности? Как справлялись с этими трудностями? Какой пункт плана мы выполнили? Оцените свою деятельность в листах самооценки. |
Делятся на группы, проговаривают правила работы
Составляют алгоритм | Фронтальная
Групповая |
Карточки | Контроль учителя
Взаимоконтроль
Контроль учителя
| Выполнять арифметические действия: умножение и деление на однозначное число (в пределах 100 — устно и письменно); |
П: проводить сравнение
К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Р: Контроль пошаговой деятельности | Применение правил совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат;
|
Словесный (беседа)
| 2) Какой следующий пункт нашего плана? Проговорите в паре друг другу выработанный алгоритм. Как будете выполнять деление трехзначного числа на однозначное. Какой пункт плана мы выполнили? Оцените свою деятельность в листах самооценки. | Проговаривают алгоритм
| Парная
| Слайд
| Взаимоконтроль
| Устанавливать порядок действий при вычислении значения числового выражения | Р: контроль пошаговой деятельности К: использовать коммуникативные навыки, строить высказывания | Развитие навыков сотрудничества | ||
Практический(упражнения) Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) Наглядный (модель) Словесный (работа с книгой) | 3) Какой следующий пункт нашего плана? Решите задачу №2 на стр.92 Кто знает, какой работой занимается токарь? Какова роль этой профессии? Решите задачу №4 на стр.94 В группах решите примеры, соотнесите полученные ответы с буквами алфавита 135:9=15; 159:3=53; 497:7=71; 475:5=95; 258:6=43; 544:8=68. 15-М, 53-О, 71-Л, 95-Д, 43-Ц, 68-Ы. (получают слово: «молодцы») Обменяйтесь тетрадями и оцените решение другой группы. Какой пункт плана мы выполнили? Оцените свою деятельность в листах самооценки. | Решают примеры, задачи | Фронтальная
Групповая
| Учебник
Алфавит с соответствующими цифрами
| Контроль учителя
Взаимоконтроль | Решать задачи в одно-два действия: представлять текст задачи, планировать ход решения, записывать решение и ответ, анализировать решение (искать другой способ решения), оценивать ответ | К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности П: строить рассуждения в форме связи простых суждений Р: адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей
| Осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека Применение математики для решения практических задач в повседневной жизни | ||
6. Этап первичного закрепления с проговариванием | Способствовать усвоению нового способа действия при решении типовых задач | Практический(упражнение) Словесный (беседа) | Вернемся к заданию на карточках с начала урока, где у вас возникло затруднение. Решите примеры изученным способом. (339:3=113; 642:2=321; 670:5=134. Выделяем первое неполное делимое, отмечаем количество цифр в частном. Начинаем делить сотни, проверяем пошагово, умножая цифры частного на делитель. Продолжаем делить, записываем ответ) Что у вас получилось? Проговорите алгоритм выполнения действий? | Решают примеры, проговаривают алгоритм | Фронтальная | Карточки | Контроль учителя | Устанавливать и соблюдать порядок действий при вычислении значения числового выражения | Р: принимать и сохранять учебную задачу К: адекватно использовать коммуникативные средства П: проявлять познавательный интерес | Развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их |
8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий, организовать самопроверку учащимися типовых заданий по эталону | Практический(упражнение) Наглядный (демонстрация) | Самостоятельно решите примеры из №5 (второй столбик) (840:4=210; 960:3=320; 720:4=180) Посмотрите на доску и сверьте свои ответы с эталоном. | Выполняют упражнение | Индивидуальная | Сверка с эталоном на доске | Самоконтроль | Выполнять арифметические действия: умножение и деление на однозначное число (в пределах 100 — устно и письменно); | Р: оценивать правильность выполнения действия К: адекватно использовать коммуникативные средства П: Проявлять познавательный интерес | Применение математики для решения практических задач в повседневной жизни |
9.Этап включения в систему знаний и повторение | Выявить и зафиксировать границы применимости нового знания, научить использовать знания в системе ранее полученных | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Мы учились делить трехзначные числа на однозначные в столбик, проговаривали алгоритм. Для чего нам нужно это знать, уметь? Где могут в жизни пригодиться знать и уметь применять алгоритм деления трехзначного на однозначное число? А как вы думаете, все ли виды деления трехзначных чисел мы рассмотрели? (нет) Значит, это ждет нас на следующих уроках. | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Слайд | Контроль учителя | Устанавливать порядок действий при вычислении значения числового выражения | К: использовать коммуникативные, прежде всего речевые, строить высказывания | Стремление углублять свои математические знания и умения |
10.Рефлексия | Организовать самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке | Словесный (беседа) Метод «пяти пальцев» | Какой был девиз? Получили ли вы на сегодняшнем уроке каплю знаний? Какая была цель нашего урока? Достигли ли мы ее?? Посмотрите на свои листы самооценки и оцените свою деятельность на уроке. «Метод пяти пальцев» М (мизинец) - мыслительный процесс. Какие знания. Опыт я сегодня получил? Б (безымянный) - близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг? С (средний) - состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение? У (указательный) - услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Б (большой) - бодрость, физическая форма Каким было моё физическое состояние сегодня? | Анализируют свою работу на уроке | Фронтальная | Листы самооценки
Карточки | Контроль учителя |
| Р: осуществлять итоговый контроль по результату К: строить монологическое высказывание П: строить рассуждения в форме связи простых суждений
| Оценивание своих успехов и в изучении математики, намечать пути устранения трудностей |