*Текст выделенный синим цветом необходимо выписать в тетрадь.
Здравствуйте, ребята. Мы начинаем изучать раздел «Алгоритмика» и сегодня мы узнаем, что алгоритмы и кто их выполняет.
Ребята, подготовьтесь к уроку. Откройте тетрадь и учебник на § 14–15.
В тетрадях запишите число и тему урока:
29 марта
Классная работа
Тема урока: Алгоритм. Исполнители вокруг нас
Цель нашего урока – выяснить, что такое алгоритм, познакомить с историей возникновения данного понятия, исполнителем алгоритма и системой команд исполнителя, а также где в реальной жизни мы встречаемся с алгоритмами.
Для лучшего понимания материала посмотрите видео к уроку https://www.youtube.com/watch?v=IXjnAQjKukM
Само слово «алгоритм» происходит от имени великого математика Мухаммеда аль-Хорезми (алгоритм — аль-Хорезми). Около 825 года он написал сочинение, в котором впервые дал описание придуманной в Индии позиционной десятичной системы счисления, а также аль-Хорезми сформулировал правила выполнения четырех арифметических операций над многозначными числами.
Алгоритм – это последовательность действий, которые требуется, выполнить, чтобы получить нужный результат.
Алгоритм состоит из последовательности действий, которые называются командами.
Исполнитель – это некоторый объект способный выполнять определённый набор команд. Это может быть и человек, и животное, и техническое устройство. Команды, которые может выполнить конкретный исполнитель, образуют систему команд исполнителя.
Систему команд исполнителя – это список команд, которые знает исполнитель.
На примере рассмотрим, систему команд музыкального проигрывателя. Это техническое устройство может выполнять следующие команды: воспроизведение аудиозаписи, остановка воспроизведения, переход в начало записи, и в конец записи.
Ещё одним примером простого исполнителя является кнопка включения-выключения питания монитора. При нажатии на неё в первый раз она отключает питание монитора, при нажатии второй раз - отключает.
Исполнители делятся на два типа: формальные и неформальные.
Формальный исполнитель одну и ту же команду выполняет всегда одинаково (напр., любое техническое устройство).
Неформальный исполнитель одну и ту же команду может выполнять совершенно по-разному (существо способное мыслить).
Как правило, люди и животные являются неформальными исполнителями, а технические устройства – формальными. Неформальный исполнитель может внести какие-то изменения в алгоритм, например, поменять последовательность шагов или пропустить какие-то из них. Выполняя алгоритм формально, исполнитель не вникает в смысл поставленной ему задачи, а только строго выполняет последовательность действий, не меняя ее. Допустим, Миша набирает текст доклада на компьютере. Давайте укажем исполнителей в этом примере и определим, какого к какому типу они относятся. Итак, исполнителями являются и Миша и компьютер. Миша является неформальным исполнителем, т.к. самостоятельно продумывает и отвечает за каждое действие, а компьютер – формальным, так как действует по заданной программе.
Алгоритм должен обладать определенными свойствами. Наиболее важные свойства алгоритмов:
-
Дискретность. Процесс решения задачи должен быть разбит на последовательность отдельных шагов – простых действий, которые выполняются одно за другим в определенном порядке. Каждый шаг называется командой (инструкцией). Только после завершения одной команды можно перейти к выполнению следующей.
-
Конечность. Исполнение алгоритма должно завершиться за конечное число шагов; при этом должен быть получен результат.
-
Понятность. Каждая команда алгоритма должна быть понятна исполнителю. Алгоритм должен содержать только те команды, которые входят в систему команд его исполнителя.
-
Определенность (детерминированность). Каждая команда алгоритма должна быть точно и однозначно определена. Также однозначно должно быть определено, какая команда будет выполняться на следующем шаге. Результат выполнения команды не должен зависеть ни от какой дополнительной информации. У исполнителя не должно быть возможности принять самостоятельное решение (т. е. он исполняет алгоритм формально, не вникая в его смысл). Благодаря этому любой исполнитель, имеющий необходимую систему команд, получит один и тот же результат на основании одних и тех же исходных данных, выполняя одну и ту же цепочку команд.
-
Массовость. Алгоритм предназначен для решения не одной конкретной задачи, а для всех подобных задач.
Рассмотрим алгоритм «Сбор в школу»
1. Встать.
2. Умыться.
3. Сделать зарядку.
4. Позавтракать.
5. Помыть посуду за собой.
6. Собирать портфель, если не собрал его с вечера.
7. Одеться.
8. Проверить, выключены ли свет и газ.
9. Взять ключи.
10. Выйти из дома.
Т.к. данный алгоритм выполняется неформальным исполнителем, то команды и их последовательность может изменяться.
Задание1. Проверьте последовательность действий, нет ли пропусков или лишних действий. Выпишите алгоритмы, в которых нужно изменить последовательность команд.
УБОРКА КВАРТИРЫ С ПОМОЩЬЮ ПЫЛЕСОСА
-
Принести пылесос в комнату.
-
Отключить от сети.
-
Нажать ВКЛ на корпусе.
-
Нажать ВЫКЛ на корпусе.
-
Пропылесосить.
-
Подключить к сети.
-
Поставить на место.
ПОЛЕЙ ЦВЕТОК
-
Возьми лейку.
-
Открой кран.
-
Наполни лейку водой.
-
Закрой кран.
-
Полей цветок.
-
Поставь лейку на место.
Задание 2. Выпишите исполнителей в две колонки: компьютер, собака, кондиционер, автомобиль, попугай, холодильник, кобра, робот, телевизор, стиральная машина, человек.
Формальные исполнители | Неформальные исполнители |
| |
Домашнее задание
Читать § 14–15, выучить конспект.
Составить в тетради один из следующих алгоритмов: