СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм выполнения задания №2 ЕГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алгоритм выполнения задания №! ЕГЭ по русском у языку.

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм выполнения задания №2 ЕГЭ по русскому языку»

1. Формулировка заданий.


«Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз».


«Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз».


«Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это слово».


«Самостоятельно подберите указательное местоимение, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите местоимение».


«Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это наречие».


«Самостоятельно подберите предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот предлог».


«Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот предлог».


«Самостоятельно подберите личное местоимение, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите местоимение».



«Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите местоимение».



«Самостоятельно подберите разделительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз».



«Самостоятельно подберите определительное местоимение, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите местоимение».



«Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска во первом (1) предложении текста. Запишите эту частицу».



«Самостоятельно подберите вводную конструкцию, которая должна стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите эту конструкцию».



«Самостоятельно подберите относительное местоимение, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите местоимение».



«Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз».



«Самостоятельно подберите наречие степени, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это наречие».



«Самостоятельно подберите уступительный союз, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите этот союз».



2. Алгоритм выполнения. 


1. Внимательно прочитайте задание и необходимый отрезок текста.
2. Установите логическую связь между частями текста.
3. Обратите внимание на искомую часть речи: важно подобрать слово, которое будет соответствовать заявленной характеристике. Например, если в задании указано, что в качестве пропущенного слова должен выступать подчинительный союз, важно не перепутать его с сочинительным. 

4. Запишите подобранное слово.



3. Логические связи на месте пропуска могут выражать причину, следствие,  пояснение, уточнение, дополнение, усиление, противопоставление, опровержение, время, последовательность, связь мыслей, способ оформления мыслей, выражение чувств говорящего, уверенность/неуверенность в чем-то, подтверждение, условие, присоединение. 



4. Средства связи:

служебные части речи (сочинительные и подчинительные союзы, частицы);

самостоятельные (местоимения, наречия);

вводные слова и словосочетания. 



5. Теоретический материал. Частицы.

Частица- часть речи, которая добавляет оттенки значения (усиления, уточнения, отрицания, указания, ограничения) к словам и служит для образования некоторых форм слова (условное и повелительное наклонение глагола, степени сравнения прилагательных и наречий). 

Разряды частиц.

 Формообразующие: бы, давай(те), пусть, пускай, да. (Не путайте частицу "да" с союзом "да". Союз: старик да старуха (можно заменить на "и") Частица: Да здравствует солнце!).

Отрицательные: не, ни, нет (ни капли; нет, я не хочу)  

Вопросительные: разве, неужели, ли, да, да ну 

Указательные: вот, вон, а вот, а вон

Уточняющие: именно, ровно, точно, как раз

Выделительно-ограничительные: лишь, только, почти, разве лишь, только лишь, исключительно.

Восклицательные: что за, как

Частицы, выражающие сомнение: вряд ли, едва ли

Утвердительные: да, так, ага

Усилительные: даже, же, ведь, все-таки, все же 

Даже – частица вносит значение уточнения и подчеркивает важность мысли. 

Ведь, именно – эти частицы вносят значение усиления. 



5. Теоретический материал. Союзы.



 Союз-часть речи, необходимая для связи слов в предложении или для связи простых предложений в составе сложного. Союзы бывают сочинительные (соединяют однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения ) и подчинительные (соединяют части сложноподчиненного предложения). 

Сочинительные союзы.

Соединительные: и, да (в значении и), не только,…но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как,…так и; сколько..., столько и; противительные: а, но, да (в значении но), зато, же, однако, однако же, все же; разделительные: или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то;  присоединительные: тоже, также, но и да и, и притом, и причем; пояснительные: то есть, а именно, или (в значении то есть). 

Подчинительные союзы.

 Изъяснительные: что, как, чтобы;  времени: когда, лишь, едва, как только, цели: чтобы, дабы, с тем чтобы, для того чтобы; следствия: так что; условия: если, если бы, раз, уступки: хотя, хоть, пускай, несмотря на то что; сравнения: как, как будто, словно, будто, точно, как бы; причины: потому что, ибо, так как, оттого что; места: где, куда, откуда; образа действия, меры и степени: столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой. 

5. Теоретический материал. Местоимение.



Разряды местоимений: 

Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они — во всех падежах (мной, его и т.д.) 

Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их —— во всех падежах (моего, твоей и т.д.) 

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫМИ! Притяжательные местоимения ее, его, их совпадают по форме с личными местоимениями он, она, они в Р.п. и В.п. Их легко отличить в тексте. 

Например. Ее дом находился возле леса.. (Чей дом?) – ее. Это притяжательное местоимение. Я увидел ее. (Кого?) – ее. Это личное местоимение. 

Возвратное: себя 

Указательные: тот, те, этот, таков, столько, сей, оный и т.д. 

Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой и т.д. 

Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, кое-кто, что-нибудь и т.д. 

Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, ничего и т.д. 

Вопросительные: кто, что, сколько, чей, какой, каков, чем, кому, кого и т.д. 

Относительные: (=вопросительные в утвердительных предложениях, обычно находятся во второй части СПП) 



5. Теоретический материал. Наречие.



Наречие - неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признака и предмета, отвечает на вопросы где, как, куда, откуда, зачем, почему и т.д. 

 Обстоятельственные: 

-образа действия (как, каким образом?)(так, по-летнему, по-товарищески...); 

-меры и степени (сколько, в какой степени, на сколько) (очень, вдоволь, чуть-чуть, немного...); 

-места (где, куда, откуда) (вдалеке, здесь, куда-то..); 

-времени (когда, как долго, с каких пор, до каких пор) (сейчас, послезавтра, всегда, тогда..); 

-цели (зачем, с какой целью) (назло, наперекор, специально...). 

Определительные: 

-качественные (естественно, страшно, холодно, чудовищно, быстро...); 

-количественные (много, мало, чуть-чуть...); 

-способа и образа действия (бегом, галопом, шагом, вхолостую, наверняка, вплавь..); 

-сравнения и уподобления (по-мужски, по-медвежьи, по-нашему, по-прежнему...); 

-совокупности (вдвоем, втроем, всенародно, сообща..). 



5. Теоретический материал. Вводные слова и словосочетания:

- обособляются запятыми, 

- не являются членами предложения, 

- к ним нельзя задать вопрос.

Группы вводных слов по значению: 

Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т.д.); 

К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на беду, на радость и т.д. 

Степень уверенности (предположение, возможность, неуверенность и т.д.;

Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать, по сути, безусловно и т.д.

Связь мыслей, последовательность изложения 

Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т.д. 

Источник сообщения 

По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т.д. 

Приемы и способы оформления мыслей 

Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т.д. 

Призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь внимание 

Знаешь (ли), знаете (ли), пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите , пожалуйста и т.д. 

Оценка меры того, о чем говорится 

По крайней мере, самое большее, самое меньшее и т.д. 

Степень обычности сообщаемого 

По обыкновению, бывает, бывало, случается и т.д. 

Выражение экспрессивности высказывания 

Сказать по чести, честно говоря, по правде, по совести, смешно сказать и т.д. 














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!