ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ
КЭС : ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ С СОЮЗНОЙ И БЕССОЮЗНОЙ СВЯЗЬЮ. ПУНКТУАЦИЯ НА СТЫКЕ СОЮЗОВ
Формулировка задания: в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Я смотрел на леса на склонах и думал (1) что (2) если бы (3) я оказался счастливчиком (4) и (5) мне быстро попалась бы попутная машина (6) то я через полчаса мог бы быть там.
1) 1,6 2) 1,3,4 3) 1,2,3,4,5,6 4) 2,4
Правильный ответ 1. Вы не ошиблись?
В данном задании обычно представлена или синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, или сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных.
Приведенная выше сложная синтаксическая конструкция состоит из четырех простых предложений. Первое из них главное. К нему присоединено придаточное изъяснительное при помощи союза что, внутрь которого вставлена конструкция из двух однородных придаточных условных с союзом если, поэтому перед союзом И запятую не ставим. Четвертое представляет собой продолжение второго предложения, в котором есть указательное слово то.
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: тему «Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи. Пунктуация на стыке союзов».
Пунктуация на стыке союзов
Так как в этом задании часто присутствует такая пунктограмма, как стык союзов, повторим теорию и вспомним соответствующее пунктуационное правило.
Стык союзов - это пространство в предложении между двумя союзами:
между двумя подчинительными союзами;
между сочинительным и подчинительным союзом.
Запомните!
!!! Запятая ставится на стыке двух союзов, если у второго союза нет продолжения в виде слов ТО, НО и др.
!!! Запятая не ставится на стыке двух союзов, если у второго союза есть продолжение в виде слов ТО, НО и др.
Сравните два предложения:
Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу, и, если пристально вглядеться, можно было увидеть её тончайшее кристаллическое строение
Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу, и если пристально вглядеться, то можно было увидеть её тончайшее кристаллическое строение.
В этих синтаксических конструкциях имеется стык союзов (рядом расположены сочинительный и подчинительный союзы ( И + ЕСЛИ).
В первом предложении у второго союза ЕСЛИ нет продолжения в виде слова ТО, поэтому на стыке союзов мы ставим запятую (И, ЕСЛИ).
Примечание.(Можно рассуждать так) Если простое предложение можно изъять из состава сложного без нарушения конструкции, то оно выделяется запятыми, как в нашем случае.
В втором предложении у союза ЕСЛИ есть продолжение в виде слова ТО (ЕСЛИ... ТО), поэтому на стыке союзов ( И ЕСЛИ) мы не ставим запятой.
Пунктуация перед союзом И в сложном предложении
В этом задании бывает еще одна трудность: пунктуация перед союзом И.
Сравним два предложения и определим, в каком из них перед союзом И ставится запятая, а в каком нет (знаки препинания не расставлены):
Молодой писатель внимательно приглядывался к окружающим людям (1) и (2) если подмечал что-нибудь интересное (3) записывал свои наблюдения (4) чтобы затем использовать их в своих книгах.
В тот день мы ужинали вчетвером (1) и (2) когда подали десерт (3) девочка капризно сказала (4) что вишневый компот невкусный.
В первом предложении союз И соединяет однородные сказуемые («приглядывался» и «записывал»), поэтому на месте цифры 1 запятая не ставится. На месте цифры 2 мы поставим запятую: это стык союзов И + ЕСЛИ, при втором союзе ЕСЛИ нет продолжения в виде слова ТО. На месте цифр 3 и 4 также ставятся запятые, как на границе главной и придаточной части. Итак, правильный ответ: 2, 3, 4.
Во втором предложении союз И соединяет два простых предложения в составе сложного (первая грамматическая основа: «мы ужинали», вторая грамматическая основа: «девочка сказала»), поэтому на месте цифры 1 ставится запятая. На месте цифры 2 также следует поставить запятую: это стык союзов И + КОГДА, при втором союзе КОГДА нет продолжения в виде слова ТО. На месте цифр 3 и 4 тоже должны быть запятые, как на границе главной и придаточной части. Итак, правильный ответ: 1, 2, 3, 4.
Для выполнения задания используйте следующий алгоритм:
Обозначьте в предложении грамматические основы.
Определите границы простых предложений в составе сложной синтаксической конструкции.
Посмотрите, как эти предложения связаны между собой.
Выясните, присутствует ли в предложении союз И, и в случае его наличия в предложении определите, что он соединяет:
если союз И соединяет однородные члены, то перед ним не ставится запятая;
если союз И соединяет простые предложения, то перед ним ставится запятая.
Установите, есть ли в сложной синтаксической конструкции стык союзов, и в случае его наличия определите, имеется ли при втором союзе продолжение (через одно простое предложение) в виде слов ТО, НО:
если у второго союза нет продолжения в виде слов ТО, НО и др., запятая ставится на стыке двух союзов;
если у второго союза есть продолжение в виде слов ТО, НО и др., запятая не ставится на стыке двух союзов.
Найдите границы между главной и придаточной частью и на их месте поставьте запятые.
Образец применения алгоритма при выполнении заданий:
Расставьте знаки препинания в следующем предложении:
Летом прошлого года я окончил институт (1) и (2) когда приехал из Петербурга (3) просто поражен был (4) как изменился наш город.
Это сложноподчиненное предложение, состоящее из главной части {«Летом прошлого года я окончил институт и просто поражен был») и двух придаточных («когда приехал из Петербурга», «как изменился наш город»),
В этой сложной синтаксической конструкции наблюдается параллельное подчинение придаточных предложений к главному.
Придаточное времени присоединяется при помощи союза КОГДА, а придаточное изъяснительное связано с главным посредством союзного слова КАК.
Перед союзом И, на месте цифры 1, запятая не ставится, так как союз И соединяет однородные члены: «окончил и поражен был».
На месте цифры 2 запятая необходима: это стык союзов И + КОГДА, при втором союзе КОГДА нет продолжения в виде слова ТО.
На месте цифр 2, 4 запятые ставятся как на границе главной и придаточной части.
Итак, правильный ответ: 2, 3, 4.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задание № 1.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В сказках часто повествуется о том (1) как, не слезая с тёплой печи, путешествует неунывающий герой (2) и (3) если говорить о владимирских печах (4) то сказочники были недалеки от истины.
1) 1,3 2) 1,2,4 3)2,3,4 4)2,4
Задание № 2.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девушки- инструктора (1) и (2) несмотря на то что перед нцм сейчас была скучная серая дорога (3) и предстояло пройти ещё несколько километров под палящим солнцем (4) ему вдруг стало весело.
1) 1,2,3,4 2) 1,2,4 3) 1,3 4)2,4
Задание № 3.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Молодые люди скоро дошли до размышлений (1) что им непременно надо пожениться (2) но (3) так как родители Марьи Гавриловны запретили дочери и думать о свадьбе с Владимиром (4) придётся сделать это без родительского благословения.
1) 1, 3,4 2)2 3)2, 3,4 4) 1,2, 3,4
Задание № 4.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Беликов носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой (1) и (2) когда садился на извозчика (3) приказывал поднимать верх (4) дабы никто не смог вторгнуться в его тесный маленький мирок.
1) 1,3 2)2,3,4 3) 1,2,3,4 4) 1,4
Задание № 5.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Трудно было угадать (1) какой выдастся день (2) и альпинисты долго не могли решить (3) когда начать восхождение.
1) 1,3 2)2 3) 1,2 4) 1,2,3
Задание № 6.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Резвый ветер с моря надул паруса (1) и (2) когда солнце взошло (3) и городские стены остались за кормою последнего струга (4) громкая песня разлилась над простором Волги.
1) 1,2,3,4 2) 1,2,4 3)2,3 4) 1,4
Задание № 7.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
С Матвеем случилось небольшое происшествие (1) о котором он помнил всю свою жизнь (2) и (3) хотя он не мог считать себя виноватым (4) его совесть была неспокойна.
1) 1,2,3,4 2)2 3) 1,3,4 4) 1,4
Задание № 8.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока он чинил её на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки (4) б^дго беспокоились за него.
1) 1,3,4 2) 1,2,3,4 3)2,3 4) 1,2,4
Задание № 9.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На первых порах отец был очень озабочен своим вступлением в должность полного хозяина (1) чего непременно требовала бабушка (2) и (3) что он сам считал своей обязанностью (4) так как это определялось семейными традициями.
1) 1,2 2) 1,2,3,4 3)3,4 4) 1, 4
Задание №10.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Александр продолжал посещать университетские лекции (1) и (2) хотя он был весьма ограничен в средствах (3) ему всё-таки удавалось покупать книги (4) потому что в последние годы он уже привык экономить даже на самом необходимом.
1)1,2,3,4 ’ 2)2,3 3) 1,3,4 4) 1,4