СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм выполнения задания 20 ЕГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к ЕГЭ. Пошаговое объяснение выполнения задания 20 ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм выполнения задания 20 ЕГЭ»

ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ


КЭС : ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ С СОЮЗНОЙ И БЕССОЮЗНОЙ СВЯЗЬЮ. ПУНКТУАЦИЯ НА СТЫКЕ СОЮЗОВ

Формулировка задания: в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на мес­те которых в предложении должны стоять запятые?

Я смотрел на леса на склонах и думал (1) что (2) если бы (3) я оказался счастливчиком (4) и (5) мне быстро попалась бы попутная машина (6) то я через полчаса мог бы быть там.


1) 1,6 2) 1,3,4 3) 1,2,3,4,5,6 4) 2,4


Правильный ответ 1. Вы не ошиблись?

В данном задании обычно представлена или синтаксическая конструкция с подчинитель­ной и сочинительной связью, или сложноподчиненное предложение с последовательным под­чинением придаточных.

Приведенная выше сложная синтаксическая конструкция состоит из четырех простых предложений. Первое из них главное. К нему присоединено придаточное изъяснительное при помощи союза что, внутрь которого вставлена конструкция из двух однородных придаточных условных с союзом если, поэтому перед союзом И запятую не ставим. Четвертое представляет собой продолжение второго предложения, в котором есть указательное слово то.

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: тему «Знаки пре­пинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с раз­ными видами связи. Пунктуация на стыке союзов».

Пунктуация на стыке союзов

Так как в этом задании часто присутствует такая пунктограмма, как стык союзов, повто­рим теорию и вспомним соответствующее пунктуационное правило.

Стык союзов - это пространство в предложении между двумя союзами:

  • между двумя подчинительными союзами;

  • между сочинительным и подчинительным союзом.

Запомните!

!!! Запятая ставится на стыке двух союзов, если у второго союза нет продолжения в ви­де слов ТО, НО и др.

!!! Запятая не ставится на стыке двух союзов, если у второго союза есть продолжение в виде слов ТО, НО и др.


Сравните два предложения:

  1. Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу, и, если пристально вглядеться, можно было увидеть её тончайшее кристаллическое строение

  2. Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу, и если пристально вглядеться, то можно было увидеть её тончайшее кристаллическое строение.

В этих синтаксических конструкциях имеется стык союзов (рядом расположены сочинительный и под­чинительный союзы ( И + ЕСЛИ).

В первом предложении у второго союза ЕСЛИ нет продолжения в виде слова ТО, по­этому на стыке союзов мы ставим запятую (И, ЕСЛИ).

Примечание.(Можно рассуждать так) Если простое предложение можно изъять из состава сложного без нарушения конструкции, то оно выделяется запятыми, как в нашем случае.

В втором предложении у союза ЕСЛИ есть продолжение в виде слова ТО (ЕСЛИ... ТО), поэтому на стыке союзов ( И ЕСЛИ) мы не ставим запятой.


Пунктуация перед союзом И в сложном предложении

В этом задании бывает еще одна трудность: пунктуация перед союзом И.

Сравним два предложения и определим, в каком из них перед союзом И ставится запятая, а в каком нет (знаки препинания не расставлены):

  • Молодой писатель внимательно приглядывался к окружающим людям (1) и (2) если подмечал что-нибудь интересное (3) записывал свои наблюдения (4) чтобы затем использовать их в своих книгах.

  • В тот день мы ужинали вчетвером (1) и (2) когда подали десерт (3) девочка каприз­но сказала (4) что вишневый компот невкусный.

В первом предложении союз И соединяет однородные сказуемые («приглядывался» и «записывал»), поэтому на месте цифры 1 запятая не ставится. На месте цифры 2 мы поставим запятую: это стык союзов И + ЕСЛИ, при втором союзе ЕСЛИ нет продолжения в виде слова ТО. На месте цифр 3 и 4 также ставятся запятые, как на границе главной и придаточной части. Итак, правильный ответ: 2, 3, 4.

Во втором предложении союз И соединяет два простых предложения в составе сложного (первая грамматическая основа: «мы ужинали», вторая грамматическая основа: «девочка сказа­ла»), поэтому на месте цифры 1 ставится запятая. На месте цифры 2 также следует поставить запятую: это стык союзов И + КОГДА, при втором союзе КОГДА нет продолжения в виде сло­ва ТО. На месте цифр 3 и 4 тоже должны быть запятые, как на границе главной и придаточной части. Итак, правильный ответ: 1, 2, 3, 4.

Для выполнения задания используйте следующий алгоритм:

  1. Обозначьте в предложении грамматические основы.

  2. Определите границы простых предложений в составе сложной синтаксической конст­рукции.

  3. Посмотрите, как эти предложения связаны между собой.

  4. Выясните, присутствует ли в предложении союз И, и в случае его наличия в предло­жении определите, что он соединяет:

  • если союз И соединяет однородные члены, то перед ним не ставится запятая;

  • если союз И соединяет простые предложения, то перед ним ставится запятая.

  1. Установите, есть ли в сложной синтаксической конструкции стык союзов, и в случае его наличия определите, имеется ли при втором союзе продолжение (через одно простое пред­ложение) в виде слов ТО, НО:

  • если у второго союза нет продолжения в виде слов ТО, НО и др., запятая ставится на стыке двух союзов;

  • если у второго союза есть продолжение в виде слов ТО, НО и др., запятая не ста­вится на стыке двух союзов.

  1. Найдите границы между главной и придаточной частью и на их месте поставьте запятые.

Образец применения алгоритма при выполнении заданий:

Расставьте знаки препинания в следующем предложении:

Летом прошлого года я окончил институт (1) и (2) когда приехал из Петербурга (3) про­сто поражен был (4) как изменился наш город.

Это сложноподчиненное предложение, состоящее из главной части {«Летом прошлого года я окончил институт и просто поражен был») и двух придаточных («когда приехал из Петербурга», «как изменился наш город»),

В этой сложной синтаксической конструкции наблюдается параллельное подчинение придаточных предложений к главному.

Придаточное времени присоединяется при помощи союза КОГДА, а придаточное изъяс­нительное связано с главным посредством союзного слова КАК.

Перед союзом И, на месте цифры 1, запятая не ставится, так как союз И соединяет одно­родные члены: «окончил и поражен был».


На месте цифры 2 запятая необходима: это стык союзов И + КОГДА, при втором союзе КОГДА нет продолжения в виде слова ТО.

На месте цифр 2, 4 запятые ставятся как на границе главной и придаточной части.

Итак, правильный ответ: 2, 3, 4.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание № 1.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В сказках часто повествуется о том (1) как, не слезая с тёплой печи, путешествует неунывающий герой (2) и (3) если говорить о владимирских печах (4) то сказочники были недалеки от истины.

1) 1,3 2) 1,2,4 3)2,3,4 4)2,4

Задание № 2.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девушки- инструктора (1) и (2) несмотря на то что перед нцм сейчас была скучная серая дорога (3) и предстояло пройти ещё несколько километров под палящим солнцем (4) ему вдруг стало весело.

1) 1,2,3,4 2) 1,2,4 3) 1,3 4)2,4

Задание № 3.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Молодые люди скоро дошли до размышлений (1) что им непременно надо поженить­ся (2) но (3) так как родители Марьи Гавриловны запретили дочери и думать о свадьбе с Владимиром (4) придётся сделать это без родительского благословения.

1) 1, 3,4 2)2 3)2, 3,4 4) 1,2, 3,4

Задание № 4.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Беликов носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой (1) и (2) когда садился на извозчика (3) приказывал поднимать верх (4) дабы никто не смог вторгнуться в его тесный маленький мирок.

1) 1,3 2)2,3,4 3) 1,2,3,4 4) 1,4

Задание № 5.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Трудно было угадать (1) какой выдастся день (2) и альпинисты долго не могли ре­шить (3) когда начать восхождение.

1) 1,3 2)2 3) 1,2 4) 1,2,3





Задание № 6.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Резвый ветер с моря надул паруса (1) и (2) когда солнце взошло (3) и городские сте­ны остались за кормою последнего струга (4) громкая песня разлилась над простором Волги.

1) 1,2,3,4 2) 1,2,4 3)2,3 4) 1,4


Задание № 7.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

С Матвеем случилось небольшое происшествие (1) о котором он помнил всю свою жизнь (2) и (3) хотя он не мог считать себя виноватым (4) его совесть была неспокойна.

1) 1,2,3,4 2)2 3) 1,3,4 4) 1,4


Задание № 8.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока он чинил её на краю ка­навы (3) над полями звенели жаворонки (4) б^дго беспокоились за него.

1) 1,3,4 2) 1,2,3,4 3)2,3 4) 1,2,4


Задание № 9.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На первых порах отец был очень озабочен своим вступлением в должность полного хозяина (1) чего непременно требовала бабушка (2) и (3) что он сам считал своей обязан­ностью (4) так как это определялось семейными традициями.

1) 1,2 2) 1,2,3,4 3)3,4 4) 1, 4


Задание №10.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Александр продолжал посещать университетские лекции (1) и (2) хотя он был весь­ма ограничен в средствах (3) ему всё-таки удавалось покупать книги (4) потому что в по­следние годы он уже привык экономить даже на самом необходимом.

1)1,2,3,4 ’ 2)2,3 3) 1,3,4 4) 1,4







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!