Алгоритмы письменного умножения и деления многозначных чисел.
Этапы изучения темы:
умножение и деление на однозначное число;
умножение и деление на двузначные и трехзначные разрядные числа;
умножение и деление на двухзначные и трехзначные числа.
Умножение и деление изучаются одновременно на каждом этапе, но сначала – умножение, затем – деление.
На каждом этапе наряду с умножением и делением натуральных чисел изучается умножение и деление величин на число.
Частные случаи:
Умножение
-первый и второй множитель оканчиваются нулями 87600*4,376*240
-нули в середине второго множителя 875*304
-различные сочетания этих случаев 170*230, 1630*103
Деление:
-частное оканчивается нулями 227200:4=56800
-нули в середине частного 72450:7=10350.
Умножение многозначных чисел на однозначное число
К письменному приему обращаемся только тогда, когда устно решить трудно.
54879*5
А
лгоритм:
-записать числа в столбик (однозначное число под единицами многозначного)
-умножить единицы I множителя на II множитель, результат записать по единицами;
-умножить десятки I множителя на II, результат записать под десятками;
-аналогичные действия проделать со всеми основными разрядами I множителя;
-прочитать полученный результат.
Далее, опираясь на алгоритм, дети решают аналогичные выражения, при этом фиксируют словами каждую операцию (комментируют). Выражения подбираются в усложняющейся последовательности:
-увеличивается I множитель 284*3 2934*5 28751*7
-I множитель содержит нули (частный случай).
На освоение алгоритма умножения – задания на нахождение преднамеренно допущенных ошибок.
Например: 7056 8539 5700
8 2 9
56408
II этап умножение на двузначные и трехзначные разрядные числа
621*30. Используя свойство а*(в*с), показываем детям целесообразность записи 621*(3*10) 621
30
Особое внимание заслуживают выражения, где оба множителя заканчиваются нулями.
Устно: 300*50 (3 сот * 5)*10=15 сот*10=150 сот=15000.
Письменно: аналогично вышеприведенному случаю 7800
30
234000
Вывод: сначала решать без нулей, затем посчитать сколько их и приписать.
7тыс*30=~210000= в ответе не меньше 6 цифр.
При выполнении умножения «в столбик» обязательно делать прикидку.
III этап умножения на двухзначное и трехзначное число
87*64, 286*374
А
лгоритм:
1.Записать числа в столбик, единицы под единицами; десятки под десятками.
2.Умножить I множитель на единицы II множителя – получится I неполное произведение, результат записать под единицами.
3.Умножить I множитель на десяток II множителя – получится II полное произведение, записать результат на один разряд влево, под десятки.
4.Далее действия повторяются.
5.Сложить все неполные произведения.
6.Записать и прочитать полученный результат.
Новое понятие «неполное произведение».
Закрепление:
-расписать 286*374
-по плану решения составить пример 84*6+84*30
-сравнить 138*14 и 138*40 алгоритмы.
-376*4+376*10 на какое число умножаем?
-решить удобным способом:
32*2*50= 73*6*3+73*2=
54*80+54*20= 83*16+17*16=
Частные случаи умножения чисел, содержащих нули.
Умножение чисел, оканчивающихся нулями, знакомы детям =больше самостоятельности.
158
4003
Эти виды выражений трудны для детей. (Сдвиг цифр на 2 или 3 цифры влево). Использовать «нерациональный» способ! Пока слабые дети не будут ориентированы.
158
4003
474
000 000
000
63648 632
632474
После вводится умножение величин выражений в 2 наименованиях.
Закрепление: аналогично.
Деление многозначных чисел.
I этап – деление на однозначное число.
Алгоритм:
1.Записать пример в столбик.
2.Выбрать первое неполное делимое. Определить количество цифр в частном.
3.Методом подбора найти первую цифру частного.
4.Проверить правильность выбора первой цифры частного, умножив её на делитель.
5.Полученное число сравнить с I неполным делимым (с помощью вычитания).
6.Получившийся остаток сравнить с делителем:
а)если остаток
б)если остаток = делимому, то допущена ошибка при подборе цифры частного (цифру увеличить)
в)остаток = 0, деление закончено (в одном случае)
г)(в другом) 0 является промежуточным результатом, надо снести цифру исходного делимого и получить II неполное делимое.
7.II неполное делимое сравнить с делимым:
а)если оно = делителя, то произвести подбор второй цифры частного
б)если оно
8.Аналогично подбираются следующие цифры частного.
9.Записать и назвать полученный результат.
Постепенно примеры усложняются: увеличивается число разрядов в делимом (3,4,5,6 значные числа)
Частные случаи: (в записи частного встречается 0)
22720:4=5680 – полностью весь алгоритм и последнее 0:4=0. Частное…
4254:6=709 – дети часто пропускают 0.
Для предупреждения ошибок:
-определить количество цифр в частном;
-проверка умножением;
-проверка неправильным решением примеров.
На этом же этапе решаем примеры на деление с остатком и деление однородных величин.
II этап. Деление на двухзначные и трехзначные разрядные числа
Письменные приемы:
4980:60
480
180
180
Делимое 498 десятков =в частном 2 цифры. Здесь перемешивать деление с остатком и без остатка.
Частные случаи: Дети могут разобрать аналогично предыдущему. Так же и деление на разрядные трехзначные числа.
III этап. Деление на двухзначное и трехзначное число.
а)деление трехзначного числа на двухзначное, цифра после одной пробы, в частном однозначное число
315 : 63=5
Чтобы найти цифру частного округлим делитель ближайшим разрядным числом (60)=31:6…
б)деление четырех, пяти, шестизначных чисел на двухзначное, цифра частного после одной пробы
3456:54=64
в)деление трехзначного числа на двухзначное = однозначное (несколько проб) 464:58=8 (9 много)
г)деление четырехзначного, пятизначного, шестизначного числа без остатка и с остатком 4042:47=
делитель округлять в меньшую сторону!
Прием деления на трехзначное число аналогично.