Аналитическая справка
по результатам уровня сформированности УУД обучающихся 6-8 классов
на конец 2018-2019 уч. год
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников среднего звена в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся 5-9 классов;
5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов начального школьного образования и основного общего образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся основного общего образования.
Объекты мониторинга:
1. Универсальные учебные действия школьников
2. Психолого- педагогические условия обучения;
3. Педагогические технологии, используемые в среднем звене.
Условия реализации программы мониторинга: банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс.
Программа мониторинга представляет собой исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени основного общего образования.
Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.
Система критериев и показателей уровня сформированности УУД. Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:
1. соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
2. соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
3. сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.
Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.
Методы сбора информации:
анкетирование;
тестирование;
наблюдение;
беседа.
В ходе проведения мониторинга уровня сформированности УУД 6, 7, 8 классах при использовании комплекса методик:
Тест Р. Кеттелла CPQ (фактор интеллекта "В");
Групповой интеллектуальный тест;
методики изучения самооценки и уровня притязаний (авторы - Дембо Т., Рубинштейн С.Я., модифицирована – Прихожан А.М.);
методики диагностики эмоционального отношения к учению и мотивации (автор - Спилбергер Ч., адаптирована - Андреевой А.Д., Прихожан А.М.); социометрической методики (автор - Дж.Морено, адаптирована Битяновой М.Р.)
были получены следующие РЕЗУЛЬТАТЫ:
Общий показатель адаптации к школьному обучению
УУД | Высокий уровень (%) | Средний уровень (%) | Низкий уровень (%) |
Личностные | 80% | 20% | 0% |
Регулятивные | 50% | 50% | 0% |
Познавательные | 40% | 60% | 0% |
Коммуникативные | 90% | 10% | 0% |
ОБОБЩЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ | 85% | 15% | 0% |
| | | | |
Заключение: в основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Система оценки метапредметных результатов в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществлялась в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Оценка метапредметных результатов проводилась в ходе различных процедур. В результате мониторинга были решены следующие задачи:
1.Определен уровень сформированности метапредметных УУД каждого ученика на первоначальном этапе обучения в основной школе;
2.Определены проблемные зоны в решении задач образования учащихся и определение возможных путей их ликвидации;
3. Разработана стратегия помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД;
4. Определена успешность работы педагога по формированию метапредметных УУД учащихся: педагог грамотно осуществляет системно – деятельностный подход в обучении, что способствует формированию метапредметных результатов, заложенных в программах пятого года обучения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
6 класса
Таблица 1
Процентное распределение учащихся 6 класса по уровню общего интеллектуального
развития по методике CPQ Кеттелл (фактор В)
| 6 класс (2 чел) |
Высокий уровень | 50% |
Средний уровень | 50% |
Низкий уровень | 0% |
Таблица 2
Сопоставление процентного распределения учащихся 6-х классов по уровню интеллектуального развития за 2017/2018 и 2018/2019 уч. гг.
Показатель | 6 кл |
2017-2018 (2 чел) | 2018-2019 (2 чел) |
Высокий уровень | 50% | 50% |
Средний уровень | 50% | 50% |
Низкий уровень | 0% | 0% |
Примечание: в колонках2018/19уч.г.представлены результаты за первое полугодие
Как видно из данных таблицы в 6 классе присутствует тенденция сохранения процента учащихся, имеющих высокий уровень интеллектуального развития, а также процента учащихся со средним интеллектуальным уровнем.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
6 класс
Таблица 3.
Процентное распределение учащихся 6 класса по уровню: тревожности, познавательной активности, мотивации эмоционального отношения к учению
Уровни | % учащихся, относящихся к определенному уровню тревожности, познавательной активности, мотивации достижений |
Результаты |
6 класс (2 чел) |
ТРЕВОЖНОСТЬ |
Высокий уровень | 0% |
Средний уровень | 50 % |
Низкий уровень | 50 % |
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ |
Высокий уровень | 0 % |
Средний уровень | 100 % |
Низкий уровень | 0 % |
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЙ |
Высокий уровень | 100 % |
Средний уровень | 0 % |
Низкий уровень | 0 % |
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
6 класс
Таблица 4
Процентное распределение учащихся 6 класса по социометрическому статусу
ГРУППЫ, различающиеся по статусу | % шестиклассников, относящихся к определенной группе |
Результаты |
6 класс (2 чел) |
Высоко статусные | 50% |
Средне статусные | 50% |
Низко статусные | пренебрегаемые | 0% |
отверженные | 0% |
изолированные | 0% |
ОБОБЩЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Таблица 5
Процентное распределение учащихся 6 класса по уровню развития познавательных УУД
2018/2019 уч. г.
УУД | Показатель | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
Познавательные | Учебная активность | 50% | 50% | 50% | 50% | 0% | 0% |
Усвоение знаний, успеваемость | 100% | 100% | 0% | 0% | 0% | 0% |
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
Таблица 6
Процентное распределение учащихся 6 класса по уровню развития личностных УУД
2018/2019 уч. г.
УУД | Показатель | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
Личностные | Усвоение нравственно-этических и школьных норм поведения | 100% | 100% | 0% | 0% | 0% | 0% |
Эмоциональное благополучие | 100% | 100% | 0% | 0% | 0% | 0% |
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Таблица 7
Процентное распределение учащихся 6 класса по уровню развития коммуникативных УУД
2018/2019 уч. г.
УУД | Показатель | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
Коммуникативные | Взаимоотношения с одноклассниками | 100% | 100% | 0% | 0% | 0% | 0% |
Взаимоотношения с учителями | 50% | 50% | 50% | 50% | 0% | 0% |
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Таблица 8
Процентное распределение учащихся 6 класса по уровню развития регулятивных УУД
2016/2017 уч. г.
УУД | Показатель | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
Регулятивные | Целеполагание | 0% | 50% | 100% | 50% | 0% | 0% |
Самоконтроль | 0% | 0% | 100% | 100% | 0% | 0% |
Мониторинг УУД проведен в соответствии с программой «Мониторинг сформированности УУД на ступени основного общего образования» с целью получения объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности УУД у школьников среднего звена в условиях реализации ФГОС.
Для проведения мониторинга использован следующий диагностический инструментарий:
Анкета школьной мотивации Н, Г. Лускановой;
Карта наблюдений за эффективностью учебной деятельности учащихся Э.М.Александровской, С.Т. Громбах ( модифицированной Е.С.Еськиной, Т. Л. Больбот);
Тест « Оценка сформированности навыка чтения» из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л. А. Ясюковой;
Тест «Уровень словесно-логического мышления» Фоттекова, Переслени;
Методика самооценки и уровня притязаний;
Методика «Социометрическая матрица»;
Опросник школьной тревожности Филипса;
Методика «Выявление объема кратковременной памяти»;
Методика «Концентрация внимания».
Личностные УУД
Уровень мотивации
6 класс: в диагностике приняло участие 2ч.
Высокий уровень-2ч. -100 % , хороший уровень -0 %, положительное отношение к школе-2ч.- 100%, низкий уровень не определен.
Таким образом, в 6 классе: высокий уровень 2 человека -100%, хороший уровень – 0%, положительное отношение к школе 2 человека – 100%, низкий уровень – 0 %, негативное отношение к школе – 0%.
В данном возрасте происходит мотивация в сторону положительного отношения к школе. Процент низкого уровня по сравнению
с прошлым годом понизился, в этом году не наблюдается негативное отношение к школе. На повышение уровня мотивации повлияла работа с родителями и обучающимися.
Уровень самооценки
6 класс: уровень самооценки, в диагностике приняло участие 2ч
Завышенный уровень - 0%, адекватный уровень- 1ч. – 50%, заниженный уровень 1ч.-50%.
Таким образом, результат в 6 классе: Завышенный уровень 0ч.- 0%, адекватный уровень- 1ч. – 50%, заниженный уровень 1ч.- 50%.
По сравнению с прошлым годом прослеживается положительная динамика, процент адекватной самооценки вырос, соответственно снизился процент завышенного и заниженного уровня.
Уровень тревожности исследован по методике школьной тревожности Филипса. В диагностике приняло участие: 2 человека. По сравнению с прошлым годом снизился процент высокого уровня тревожности.
Познавательные УУД
Тест«Уровень словено-логического мышления» Данная методика оценивает развитие словесно-логического мышления, так как именно оно наиболее интенсивно развивается в старшем школьном возрасте.
6 класс: в диагностике приняло участие 2ч.
Высокий уровень -0ч.- 0%, хороший – 1ч. – 50%, средний – 1ч. – 50%
Тест « Оценка сформированности навыка чтения» из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л. А. Ясюковой.
6 класс: в диагностике приняло участие 2ч.
Высокий уровень 1ч.- 7,1%, хороший уровень 7ч.- 50%, средний уровень 6ч. – 42,8%
Высокий уровень 0 человек- 0%, хороший уровень – 1 человек- 50%, средний уровень – 1 человек- 50%.
Регулятивные УУД.
Объем кратковременной памяти
6 класс: в диагностике приняло участие 2ч.
Высокий уровень 1ч.-50%, хороший 1ч. -50%, ниже среднего – 0%, низкий – 0% Объем образной кратковременной памяти 1ч. – 50% высокий уровень. Преобладает логический тип запоминания 1ч- 50%
Уровень концентрации внимания
Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного внимания, на сегодня отмечается невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, долго удерживать внимание при решении учебных задач. Проведенная диагностика направлена на изучение концентрации внимания – это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой либо один объект или вид деятельности и не распространяющиеся на другие.
6 класс: в диагностике приняло участие 2ч.
Высокий уровень концентрации внимания показали 1 ч.- 50%; средний уровень 1ч.- 50%, низкий уровень 0ч.- 0%
Коммуникативные УУД
Диагностика «Социометрия». Результаты обследования представлены в таблице
| 6класс |
Звезды | 0% |
Предпочитаемые | 100% |
Принятые | 0% |
Непринятые | 0% |
Данная диагностика используется для исследования межличностных взаимоотношений. По коэффициенту взаимности можно судить о степени благополучия в данном коллективе. Коллектив сплоченный, следовательно, высокий уровень самоорганизации, ниже степень противоречивости отношений
Общий показатель сформированности УУД в 6 классе
УУД | высокий | средний | низкий |
Личностные | 100% | 0% | 0% |
Регулятивные | 50% | 50% | 0% |
Познавательные | 0% | 100% | 0 % |
Коммуникативные | 100% | 0% | 0% |
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
7 класса
Таблица 9
Процентное распределение учащихся 7 класса по уровню интеллектуального развития по результатам Группового Интеллектуального Теста
Уровень интеллектуального развития | Результаты 7 класс |
Выше нормы | 0% |
Возрастная норма | 100% |
Близкий к норме | 0% |
Низкий уровень | 0% |
Очень низкий уровень | 0% |
Используя результаты изучения уровня интеллектуального развития учащихся за предыдущие два года, проанализируем динамику изменений.
Таблица 10
Усредненные значения процентного распределения учащихся 7 класса по уровню интеллектуального развития с 2017/18 уч. г. по 2018/19уч.г.
Уровни умственного развития | 2018-2019 учебный год | 2019-2020 учебный год | 2020-2021 учебный год |
Выше нормы | 0% | 0% | 0% |
Возрастная норма | 50% | 100% | 100% |
Близкий к норме | 50% | 0% | 0% |
Низкий уровень | 0% | 0% | 0% |
Очень низкий уровень | 0% | 0% | 0% |
В целом присутствует выраженная тенденция к увеличению интеллектуального уровня учащихся. Однако подобные изменения могут вызываться целым рядом факторов. В 7 классе отмечается рост количества учащихся с уровнем интеллекта, соответствующим возрастной норме.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
7 КЛАСС
Таблица 11
Процентное распределение учащихся 7 класса по уровню: тревожности, познавательной активности, мотивации эмоционального отношения к учению
Уровни | % учащихся, относящихся к определенному уровню тревожности, познавательной активности, мотивации достижений |
Результаты |
7 класс (2 чел) |
ТРЕВОЖНОСТЬ |
Высокий уровень | 0% |
Средний уровень | 50 % |
Низкий уровень | 50 % |
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ |
Высокий уровень | 0 % |
Средний уровень | 100 % |
Низкий уровень | 0 % |
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЙ |
Высокий уровень | 100 % |
Средний уровень | 0 % |
Низкий уровень | 0 % |
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
7 КЛАСС
Таблица 12
Процентное распределение учащихся 7 класса по социометрическому статусу
ГРУППЫ, различающиеся по статусу | % семиклассников, относящихся к определенной группе Результаты по классам |
|
Высоко статусные | 50% |
Средне статусные | 50% |
Низко статусные | пренебрегаемые | 0% |
отверженные | 0% |
изолированные | 0% |
ОБОБЩЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Таблица 13
Процентное распределение учащихся 7 класса по уровню развития познавательных УУД 2018/2019 уч. г.
УУД | Показатель | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
Познавательные | Учебная активность | 0% | 0% | 100% | 100% | 0% | 0% |
Усвоение знаний, успеваемость | 0% | 0% | 100% | 100% | 0% | 0% |
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
Таблица 14
Процентное распределение учащихся 7 класса по уровню развития личностных УУД
2018/2019 уч. г.
УУД | Показатель | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
Личностные | Усвоение нравственно-этических и школьных норм поведения | 50% | 50% | 0% | 0% | 0% | 0% |
Эмоциональное благополучие | 50% | 50% | 50% | 50% | 0% | 0% |
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Таблица 15
Процентное распределение учащихся 7 класса по уровню развития коммуникативных УУД
2018/2019 уч. г.
УУД | Показатель | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
Коммуникативные | Взаимоотношения с одноклассниками | 100% | 100% | % | 0% | 0% | 0% |
Взаимоотношения с учителями | 100% | 100% | 0% | 0% | 0% | 0% |
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Таблица 16
Процентное распределение учащихся 7 класса по уровню развития регулятивных УУД
2018/2019 уч. г.
УУД | Показатель | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
Регулятивные | Целеполагание | 50% | 50% | 50% | 50% | 0% | 0% |
Самоконтроль | 50% | 50% | 50% | 50% | 0% | 0% |
Общий показатель сформированности УУД в 7 классе
УУД | высокий | средний | низкий |
Личностные | 50% | 50% | 0% |
Регулятивные | 50% | 50% | 0% |
Познавательные | 0% | 100% | 0 % |
Коммуникативные | 100% | 0% | 0% |
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ 8 класса
Таблица 17
Процентное распределение учащихся 8-х классов по уровню общего интеллектуального
развития по результатам Группового Интеллектуального Теста
Уровень интеллектуального развития | Результаты 8 класс |
Выше нормы | 0% |
Возрастная норма | 100% |
Близкий к норме | 0% |
Низкий уровень | 0% |
Очень низкий уровень | 0% |
Сопоставление процентного распределения учащихся 8-х классов по уровню
интеллектуального развития за 2017/2018 и 2018/2019 уч. гг
Таблица 18
Уровни умственного развития | 2017-2018 учебный год | 2018-2019 учебный год |
Выше нормы | 0% | 0% |
Возрастная норма | 100% | 100% |
Близкий к норме | 0% | 0% |
Низкий уровень | 0% | 0% |
Очень низкий уровень | 0% | 0% |
Представленные данные показывают, что в целом тенденция к повышению уровня интеллектуального развития.
Интеллект является характеристикой врожденного плана и мало поддается быстрым и интенсивным изменениям. Однако исследование показывает, что проведение экспериментальной программы способствует повышению уровня интеллектуального развития.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
8 класс
Таблица 19
Процентное распределение учащихся 8 класса по уровню: тревожности,
познавательной активности, мотивации эмоционального отношения к учению
Уровни | % учащихся, относящихся к определенному уровню тревожности, познавательной активности, мотивации достижений |
Результаты |
класс (1 чел) |
ТРЕВОЖНОСТЬ |
Высокий уровень | 0% |
Средний уровень | 100 % |
Низкий уровень | 0 % |
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ |
Высокий уровень | 0 % |
Средний уровень | 100 % |
Низкий уровень | 0 % |
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЙ |
Высокий уровень | 0 % |
Средний уровень | 100 % |
Низкий уровень | 0 % |
Коммуникативные УУД
8 класс
Таблица 20
Процентное распределение учащихся 8 классов по социометрическому статусу
ГРУППЫ, различающиеся по статусу | % семиклассников, относящихся к определенной группе Результаты по классам |
|
Высоко статусные | 100% |
Средне статусные | 0% |
Низко статусные | пренебрегаемые | 0% |
отверженные | 0% |
изолированные | 0% |
ОБОБЩЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Таблица 21
Процентное распределение учащихся 8 класса по уровню развития познавательных УУД
2018/2019 уч. г.
УУД | Показатель | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
Познавательные | Учебная активность | 0% | 0% | 0% | 100% | 100% | 0% |
Усвоение знаний, успеваемость | 0% | 0% | 0% | 100% | 0% | 0% |
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
Таблица 22
Процентное распределение учащихся 8 класса по уровню развития личностных УУД
2018/2019 уч. г.
УУД | Показатель | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
Личностные | Усвоение нравственно-этических и школьных норм поведения | 0% | 100% | 100% | 0% | 0% | 0% |
Эмоциональное благополучие | 0% | 0% | 100% | 100% | 0% | 0% |
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Таблица 23
Процентное распределение учащихся 8 класса по уровню развития коммуникативныхУУД 2018/2019 уч. г.
УУД | Показатель | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
Коммуникативные | Взаимоотношения со сверстниками | 100% | 100% | 0% | 0% | 0% | 0% |
Взаимоотношения с учителями | 100% | 100% | 0% | 0% | 0% | 0% |
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Таблица 24
Процентное распределение учащихся 8 класса по уровню развития регулятивных УУД
2018/2019 уч. г.
УУД | Показатель | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
Регулятивные | Целеполагание | 0% | 0% | 100% | 100% | 0% | 0% |
Самоконтроль | 0% | 0% | 100% | 100% | 0% | 0% |
Общий показатель сформированности УУД в 8 классе
УУД | высокий | средний | низкий |
Личностные | 100% | 0% | 0% |
Регулятивные | 0% | 100% | 0% |
Познавательные | 0% | 100% | 0 % |
Коммуникативные | 100% | 0% | 0% |
ОБОБЩЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
РАЗВИТИЯ УУД УЧАЩИХСЯ 6 – 8 КЛАССОВ МКОУ Вараксинская ОШ
2018/19 учебный год
Таблица 25
УУД | Высокий уровень (%) | Средний уровень (%) | Низкий уровень (%) |
Личностные | 83,3% | 16,6% | 0% |
Регулятивные | 33,3% | 66,6% | 0% |
Познавательные | 0% | 100% | 0% |
Коммуникативные | 100% | 0% | 0% |
ОБОБЩЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ | 54,2% | 45,8% | 0% |
Таблица 26
ОБОБЩЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ УУД УЧАЩИХСЯ 6-8 КЛАССОВ
МКОУ Вараксинская ОШ
УЧЕБНЫЕ ГОДЫ
УУД | Высокий уровень (%) | Средний уровень (%) | Низкий уровень (%) |
2016/ 2017 | 2017/ 2018 | 2018/ 2019 | 2016/ 2017 | 2017/ 2018 | 2018/ 2019 | 2016/ 2017 | 2017/ 2018 | 2018/ 2019 |
Личностные | 50% | 63% | 83,3% | 50% | 37% | 16,6% | 0% | 0% | 0% |
Регулятивные | 40% | 65% | 33,3% | 60% | 35% | 66,6% | 0% | 0% | 0% |
Познавательные | 10% | 0% | 0% | 80% | 100% | 100% | 10% | 0% | 0% |
Коммуникативные | 50% | 100% | 100% | 50% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% |
ОБОБЩЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ | 52% | 68% | 54,2% | | 25% | 45,8% | 23% | 13% | 0% |
Анализ динамики показателей сформированности личностных УУД у учащихся 5-8 классов МКОУ Вараксинская ОШ показывает устойчивый рост и сохранение преимущественно среднего уровня развития личностных УУД. Личностные и коммуникативные УУД показывают наиболее яркую динамику развития в период с 2016/2017 по 2018/2019 уч. гг. и находятся преимущественно на высоком уровне развития.
Динамика развития познавательных УУД не такая выраженная как у личностных и коммуникативных компонентов УУД. Из приведенных данных видно, что присутствует постепенное и устойчивое повышение уровня развития интеллектуальных функций и операций. Не маловажен и тот факт, что интеллектуальные функции во многом обусловлены природными особенностями детей и в меньшей степени, чем личностные и регулятивные функции, способны поддаваться стимулирующему развитию.
Коммуникативные УУД развиты преимущественно на высоком уровне, что свидетельствует во-первых, об удовлетворении потребности обучающихся в общении со сверстниками и педагогами, и, во-вторых, об эффективности используемых в школе технологий ведения уроков, организации и осуществления внеклассного взаимодействия педагогического коллектива с учащимися.
Обобщая данные мониторинга, можно сказать, что уровень развития основных групп УУД у учащихся 5-8-х классов соответствует социально-психологическому нормативу. Познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные УУД развиты на нормативном уровне. Присутствует постепенная положительная динамика в развитии всех групп УУД в период с 2016/2017 по 2018/2019 уч.гг. Учащиеся 5-8-х классов показывают более выраженное развитие коммуникативных и регулятивных УУД.
Мониторинг развития УУД в 6-8 классах со стартовой диагностики
в 6 классе до 2018-2019 учебного года.
6 класс:
Уровень развития коммуникативных УУД
Уровень развития личностных УУД
Уровень развития познавательных УУД
Уровень развития регулятивных УУД
В 6 классе уровень развития учащихся средний у 100%.
7 класс:
Уровень развития коммуникативных УУД
Уровень развития личностных УУД
Уровень развития познавательных УУД
Уровень развития регулятивных УУД
У учащихся 7 класса заметен стабильный уровень развития УУД.
8 класс:
Уровень развития коммуникативных УУД
Уровень развития личностных УУД
Уровень развития познавательных УУД
Уровень развития регулятивных УУД
У учащегося 8 класса наблюдается стабильный уровень развития УУД
Сводная ведомость по школе 6-8 классов
УУД | Низкий уровень (%) | Средний уровень (%) | Высокий уровень (%) |
Личностные | 0 | 16,6 | 83,4 |
Регулятивные | 0 | 66,6 | 33,3 |
Познавательные | 0 | 100 | 0 |
Коммуникативные | 0 | 0 | 100 |
ОБОБЩЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ | 0 | 45,8 | 54,2 |
Согласно полученным данным у детей 6-8 классов внутренняя позиция школьника еще не сформирована. В основном у всех учащихся 6-8 классов средние результаты сформированности познавательных и регулятивных УУД. Поэтому классным руководителям данных классов рекомендована работа по коррекции ситуации для недопущения проблем в дальнейшей школьной жизни ребенка.
Заключение.
В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Система оценки метапредметных результатов в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществлялась в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
Оценка метапредметных результатов проводилась в ходе различных процедур.
В результате мониторига были решены следующие задачи:
1.Определен уровень сформированности метапредметных УУД каждого ученика;
2.Определены проблемные зоны в решении задач образования учащихся и определение возможных путей их ликвидации;
3. Разработана стратегия помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД;
Таким образом, можно сделать вывод, что 66,6% обучающихся имеют средний уровень развития регулятивных действий; 100% -познавательных действий и 16,6% - личностных УУД, что является дальнейшей основой для формирования УУД. Однако следует активно усилить работу педагогов и по выравниванию адекватной траектории развития личностных и метапредметных УУД у учащихся 6-8 классов.
Рекомендации:
В целях повышения уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся учителям рекомендуется:
- Продолжать работу по формированию и развитию у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий: привлекать к проектно-исследовательской деятельности, в групповых формах работы чаще предлагать роль эксперта и т. п.
- Формировать произвольность учебной деятельности через постановку цели, составление плана, обращение к алгоритмам выполнения учебных действий и т. д.
- Разработать индивидуальные маршруты по формированию УУД в соответствии с выявленными проблемами на последующих этапах обучения.
Для дальнейшего поддержания уровня коммуникативных УУД у обучающихся педагогам рекомендуется:
- формировать навыки позитивного общения, используя групповые формы работы на уроках, положительное одобрение за результат со стороны взрослых.
- Проводить коррекционно - развивающую работу с обучающимися, которые имеют низкий уровень сформированности предпосылок УУД.
- Привлекать учащихся к участию в проектно-исследовательской деятельности, к участию в конкурсах и олимпиадах, к составлению рефератов, докладов и т. п.
- Разработать индивидуальные маршруты по формированию УУД в соответствии с выявленными проблемами на последующих этапах обучения.
Для развития личностных УУД педагогам необходимо проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, создавать на уроках ситуацию успеха, поощрять за положительный результат. А для формирования познавательных УУД – привлекать учащихся к работе с разными источниками информации, развивать основные мыслительные операции, умения устанавливать логические связи, используя для этого задания проблемно-поискового характера.
1.Групповая работа школьников. В частности, очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп. Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики. Нельзя принуждать детей к групповой работе, совместная работа не должна превышать 10—15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности. Для групповой работы можно использовать время на уроках. Однако можно привлекать другие формы, например проектные задания, специальные тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков.
2.Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению. Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой.
3.Огромное значение для развития коммуникативных умений учащихся имеет организация ролевых игр, приближенных к реальной ситуации общения. Однако не все учащиеся бывают вовлечены в ситуацию общения. Учителю следует обратить особое внимание на учащихся, имеющих психологические или речевые проблемы, давая им опорные карточки с речевыми клише и, таким образом, стимулируя общение.
4. В целях обеспечения преемственности результаты достижения метапредметных результатов освоения ООП ООО обучающихся проанализировать совместно с учителями, планирующими работать в следующем учебном году в данных классах.
Директор школы
Вашаев А.У.