СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитическая справка ОГЭ 9

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для  учителей математики

Просмотр содержимого документа
«Аналитическая справка ОГЭ 9»

Аналитическая справка по итогам пробного ОГЭ

по математике

2023/2024 учебный год



В соответствии с планом подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников 9-го класса и на основании приказа «Об организации и проведении пробного ОГЭ по математике для обучающихся 9 класса в 2023/2024 учебном году» с 23 марта по 5апреля 2024 года проведен пробный экзамен в форме ОГЭ для выпускников 9-го класса по математике. При проведении пробного ОГЭ все участники строго руководствовались Порядком проведения основного государственного экзамена, соблюдалась вся процедура его проведения.

Работа содержит 25 заданий и состоит из двух частей. Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом; часть 2 – 6 заданий с развёрнутым ответом.

Первая часть ОГЭ по математике в 2024 году состоит из следующих блоков:


1 блок: практические задачи, с 1 по 5 задание.

2 блок: модуль алгебры, с 6 по 14 задание.

3 блок: модуль геометрии, с 15 по 19 задание.

За каждое задание первой части можно получить по 1 баллу.


Задания части 2 направлены на проверку владения материалом на повышенном и высоком уровнях. Их назначение – дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки, выявить наиболее подготовленных обучающихся, составляющих потенциальный контингент профильных классов. Эта часть содержит задания повышенного и высокого уровней сложности из различных разделов математики. Все задания требуют записи решений и ответа. Задания расположены по нарастанию трудности: от относительно простых до сложных, предполагающих свободное владение материалом и высокий уровень математической культуры.

Назначение предэкзаменационной работы – оценить уровень подготовки по обязательному предмету (математика)

Цель: 

  • отработать процедуру организации  и проведения ОГЭ;

  • проверить уровень усвоения материала за курс основного общего образования;

  • определить качество заполнения бланков ОГЭ;

  • оценить подготовку выпускников 9-го класса к ОГЭ по обязательному предмету.


В пробном ОГЭ по математике приняли участие 511 учащихся

.

Дана презентация, в которой отражены итоги выполнения КИМ



Анализ результатов ОГЭ по математике  выявил слабое умение выполнять вычисления и преобразования, решать уравнения, неравенства и их системы, решать практические задачи, требующие систематического перебора вариантов, осуществлять практические расчеты по формулам, составлять несложные формулы, выражающие зависимости между величинами, проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения.

Результаты пробного экзамена свидетельствуют о наличии проблемных зон в подготовке обучающихся: отсутствие навыков самоконтроля, проявляющееся в том, что обучающиеся невнимательно читают условие задания и в результате выполняют не то, что требовалось, не проверяют свой ответ, не оценивают его с точки зрения соответствия условию и здравому смыслу. Отсутствие самоконтроля мешает обучающимся успешно справляться с заданиями, требующими выполнения последовательности шагов, проверки условий, выбора оптимального варианта решения.

Анализ результатов выполнения второй части показал проблему в умении учениками применять полученные знания в новой ситуации, решать задания, носящие многошаговый комплексный характер.

Для устранения выявленных типичных ошибочных ответов в ходе обучения необходимо уделять внимание на уроках, при подготовке к занятиям следует активизировать работу по формированию у обучающихся универсальных учебных действий путем формирования следующего опыта: ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации и доказательства; поиска, систематизации, анализа информации, использования разнообразных информационных источников, включая как учебную, так и справочную литературу, в том числе современные информационные технологии.



Анализ результатов экзамена позволяет дать учителям математики следующие рекомендации:

1. Учителям необходимо реализовывать методику работы с алгоритмами для

формирования умений, в частности, умений использовать формулы сокращенного

умножения для преобразований выражений, умений решать квадратные уравнения и неравенства, задачи на прогрессии и пр.

Методика формирования умения проходит три этапа: введение (не сообщить

учащимся готовый алгоритм, а организовать работу по его открытию через

неоднократное выполнение операции), усвоение (отработка каждого шага с

помощью специально подобранных задач) и закрепление алгоритма, включение

новой операции в ранее известные алгоритмы.

2. Начало решения любой задачи (текстовой, планиметрической) – это анализ

текста условия, визуализация связей между компонентами задачи (схема, граф,

чертеж, таблица). Этот этап пропускать нельзя, иначе учащиеся никогда не

научаться решать задачи. Действия учителя на этом этапе – выделение ключевых

фактов, расшифровка понятий, входящих в условие задачи, вывод следствий из

условия, рассмотрения объекта в контексте других объектов. Учащихся надо учить

добывать информацию из условия задачи, а не спрашивать сразу "Как будем решать задачу?" Чтобы сформировать навык решения задач, их надо решать. Увеличивать количество задач, решаемых на уроке. Задачи должны быть разные – устные и письменные, на готовых чертежах и на построение чертежа, простые и сложные. Чтобы совместить "качество" и "количество", надо использовать систему задач. После решения задачи обязательно акцентировать внимание учащихся, каким методом(способом) решали задачу, в чем суть этого метода? Среди задач выделить ключевые (элементарные), решением которых должен владеть каждый учащийся. Среди геометрических задач – это решение равностороннего треугольника, прямоугольного треугольника с углом 30о, доказательство равенства(подобия)треугольников, решение равнобедренного треугольника, в который вписана (около которого описана) окружность, и пр.

3. Решение проблемы оформления выполнения заданий следует начать с запрета

использования (в первую очередь учителями) "собственных" аббревиатуры и

обозначений. В обязательном порядке показывать примеры оформления решения

задач. Включать задачи на перевод с "русского" языка на "математический", задачи, решенные разными методами и оформленные в соответствии с ними. Учить

использовать символику, учить математической письменной речи.

4. Подготовку к ОГЭ по математике спланировать не как процесс прорешивания

вариантов, а как процесс обобщения и систематизации знаний за курс основной

школы. Практика показывает, что прорешивание вариантов не дает ожидаемого

эффекта. Правильным подходом является систематическое изучение материала, решение большого количества разнообразных задач по каждой теме – от простых к сложным, изучение отдельных методов решения задач. Разумеется, варианты из

подготовительных сборников, открытые варианты экзаменов можно и нужно

использовать, но их решение не должно становиться главной целью; они дают

возможность иллюстрировать и отрабатывать методы, проверить степень готовности учащихся, но не являются основным инструментом подготовки к экзамену. В любом случае, при проведении диагностических работ следует подбирать задачи, прямые аналоги которых в классе не разбирались. Только так учитель может составить верное представление об уровне знаний и умений своих учеников.

5. При изучении нового материала и его отработке необходимо сочетать

различные методы обучения: традиционные и интерактивные, направленные на

организацию самостоятельной работы каждого ученика, что также позволит

устранить пробелы в знаниях и умениях, и поможет проводить подготовку к

аттестации дифференцированно для слабых и сильных учеников.

6. Особое внимание следует уделять формированию навыков самоконтроля и

самопроверки выполненных заданий.

7. Необходимо повышать уровень вычислительных навыков, развивать умение

пользоваться справочными материалами, читать условие и вопрос задачи,

записывать математически верно решение задачи, применять знания в

нестандартных ситуациях.

8. Со слабо успевающими обучающимися необходимо выделить круг доступных

ему заданий, помочь освоить основные математические факты, позволяющие их

решать и сформировать уверенные навыки их решения. Для «средних» учеников

необходимо использовать методику, при которой они смогут перейти от

теоретических знаний к практическим навыкам, от решения стандартных

алгоритмических задач к решению задач похожего содержания, но иной

формулировки и применению уже отработанных навыков в новой ситуации. Для

сильных учеников требуется создание условия для продвижения:

дифференцированные по уровню сложности задания, возможность саморазвития,

помощь в решении заданий второй части.

9. «Нарешивание» заданий Открытого банка ОГЭ необходимо для формирования

устойчивых навыков решения, но его нужно сочетать с фундаментальной

подготовкой, позволяющей сформировать у учащихся общие учебные действия,

способствующие более эффективному усвоению изучаемых вопросов, а также

дифференциации обучающихся по уровню подготовки. Учителю следует ставить

перед каждым учащимся ту цель, которую он может реализовать в соответствии с

уровнем его подготовки, при этом опираясь на самооценку и устремления каждого

учащегося.