Аналитическая справка по результатам мониторинга индивидуального развития детей в первой младшей группе «Вишенка» (октябрь 2021г.)
Воспитательно-образовательный процесс в первой младшей группе «Вишнка» выстроен на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
С целью определения степени освоения детьми образовательной программы и влияния образовательного процесса, организованного в дошкольном учреждении, на развитие детей в 2021 – 2022 учебном году проводился мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы.
Частота проведения мониторинга: 2 раза в год (октябрь, апрель).
Лица, которые осуществляли мониторинг: воспитатель
Характеристика группы: в группе 15 детей (7 мальчиков и 8 девочек).
Сбор информации основывался на использовании следующих методик:
- систематические наблюдения;
- организация игровой деятельности;
- получение ответов на поставленные задачи через педагогические ситуации;
- анализ продуктов детской деятельности.
Данные о результатах мониторинга отражались в специальных таблицах развития ребенка по 5 образовательным областям: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.
Результаты диагностики показали:
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
На начало года качество в стадии формирования у 73,3% (11 чел), это дети которые умеют оформлять игру, используя разнообразные материалы (атрибуты, подручный материал). Часто являются организаторами игры, способны принять игровую проблемную ситуацию, изменить собственное ролевое поведение проявляют уважительное отношение к сверстникам и взрослым. Но в дидактических играх не могут оценить свои возможности, не умеют оформлять свою игру, не всегда соблюдают правила игры.
Качество не сформировано у 26,7 % (4чел) воспитанников, это дети которые общаются только со взрослыми, действуют с предметами по показу или образцу. Активно участвуют в игре, но не соблюдают правила.
Планируемая работа: активно вовлекать детей в парные игры со взрослыми и сверстниками, формировать у детей элементарные навыки самообслуживания, поощрять стремление к самостоятельности, активной игровой деятельности и инициативе. Обеспечить условия для полноценного развития детей в группе. Проводить консультативную работу с родителями по соблюдению режима дня детского сада в условиях дома, с целью обеспечения успешной адаптации детей к учреждению.
2. Образовательная область. «Познавательное развитие»
На начало года качество в стадии формирования – 60% (9чел) воспитанников. Качество не сформировано у 40% (6чел) воспитанников.
Дети, чей навык находится в стадии формирования, знают основные признаки живого, устанавливают связи между состоянием живых существ и средой обитания, правильно называют домашних животных и то, какую пользу они приносят человеку, различают и называют геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Называют разные предметы, которые окружают их. Знают о том, что нужно бережно относиться к природе, но выполняют не все.
Дети, у которых, навык ещё не сформирован, не могут различать и называть некоторые растения ближайшего окружения, назвать время года, не умеют сравнивать два предмета по величине,
Планируемая работа: проводить с детьми индивидуальную работу, используя дидактические игры. Необходимо уделить внимание формированию сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, развитию конструктивных навыков, формировать у детей познавательный интерес, развивать наблюдательность.
3. Образовательная область «Речевое развитие» На начало года качество на уровне формирования составляют 60% (9 чел) воспитанников, качество не сформировано у 40% (6 чел) детей.
Дети, чей навык находится в стадии формирования, владеют некоторыми умениями и навыками в данной области, проявляют интерес к речевому развитию, а именно: рассматривают иллюстрации детских книг, проявляют интерес к ним, с помощью взрослого повторяют образцы описания игрушек, пересказывают небольшие литературные произведения.
Дети, у которых, навык ещё не сформирован, испытывают затруднения по всем проверяемым параметрам, из-за ограничения речевых контактов, недостаточно сформированы коммуникативные качества, нежелание подчиняться общим правилам.
Планируемая работа: необходимо продолжать уделять серьёзное внимание развитию речи и коммуникативным навыкам детей через индивидуальную работу, организованную деятельность. Учить детей слушать сказки, рассматривать иллюстрации к ним, использовать театрализацию для развития речевых навыков у детей, поощрять использование активного словаря в деятельности, Научить называть свое имя. Развивать интерес к рече-двигательным играм, разучиванию потешек. Уделить внимание просветительской работе с родителями воспитанников по вопросам речевого развития.
4.Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» На начало года дети качество в стадии формирования – 66,7% (10чел) воспитанников, качество не сформировано – 33,3% (5чел) воспитанников.
Дети, у которых качество находится в стадии формирования, умеют создавать образы разных предметов и игрушек, объединяя их в коллективную композицию; стараются закрашивать изображение, не выходя за контур.
Дети, у которых, качество ещё не сформирован, не различают основные формы конструктора, не умеют правильно держать карандаш и пользоваться им.
Планируемая работа: знакомить детей с видами изобразительного искусства, использовать разные материалы и способы создания изображения, учить детей осваивать навыки работы с пластилином, глиной, соленым тестом способом рука в руке, постепенно уменьшая степень участия педагога в создании образа предмета. Интересоваться у детей, при рисовании каракулей, что получилось, не говорящим детям предлагать варианты того, на что похож рисунок.
5. Образовательная область «Физическое развитие».
На начало года находится качество в стадии формирования – 60% (9чел) воспитанников, качество не сформировано у 40% (6чел) воспитанников. Дети, у которых, качество находится в стадии формирования, самостоятельно, без помощи взрослого соблюдают элементарные правила гигиены, правила приема пищи.
Дети, у которых качество не сформировано редко обращаются к взрослым за помощью. Также стараются соблюдать правила приема пищи, но нуждаются в помощи взрослого.
Планируемая работа: чаще проводить индивидуальную работу, учить детей не бояться выполнять простые физкультурные движения. Соблюдать двигательный режим. Проводить для детей гимнастику утреннюю и после сна. Использовать физкультурный инструментарий: мячи, кольца, коврики, дорожки, следы и т.п., с целью привлечения интереса детей к физкультурно-игровой деятельности.
Вывод: наличие низкого уровня обусловлено тем, что дети только начали посещать детский сад, эмоционально-психологической незрелостью детей, непосещением дошкольного учреждения. Но это не свидетельствует об их неэффективном развитии. Развитие идёт в индивидуальном темпе, нелинейно и неравномерно т.е. развитие идёт по индивидуальной траектории одновременно в разных областях с разной скоростью. В разное время может доминировать то одно, то другое направление развития. Это означает, что необходимо наметить план на дальнейшую перспективу и развитие каждого ребенка:
1. Вести целенаправленную работу по повышению качества освоения программного материала по всем образовательным областям в течение учебного года.
2. В течение года развивать речевые и коммуникативные умения детей в непосредственно образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми на основе комплексного подхода. Развивать и расширять активный и пассивный словари детей.
3. Развивать интерес у детей к художественному творчеству.
4. Развивать у детей игровые навыки.
5.Развивать самостоятельность, элементарные навыки самообслуживания.
6. Формировать интерес и любовь у детей к спорту, к физическим упражнениям.
7. Формировать у детей сенсорные эталоны, развивать навыки конструирования, формировать познавательный интерес, развивать наблюдательность.