Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №15
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
ТЕМА: «Активизация познавательной деятельности на уроках географии»
за межаттестационный период
с 29.12.2011г. по 29.11.2016г.
Еремина Зинаида Фидаевна
учитель географии
пос. Карпушиха
2016
Профессиональная деятельность учителя географии МАОУ СОШ №15
Кировградского городского округа Ереминой Зинаиды Фидаевны
Я, Еремина Зинаида Фидаевна, являюсь учителем географии МАОУ СОШ №15 пос. Карпушиха. Образование - высшее, окончила Уральский государственный педагогический университет в 1996году. Должность – учитель, специальность - учитель начальных классов. Педагогический стаж - 30 лет, учитель географии - 20 лет, квалификационная категория - первая.
В межаттестационный период была заместителем директора по воспитательной работе и по правовому воспитанию (01.03. 2015 – 01.09.2016), имела педагогическую нагрузку по географии от 10 до 13 часов. Пятый раз прохожу аттестацию, пятый раз подтверждаю первую квалификационную категорию.
Сведения о повышении квалификации:
11.03.2012г. - 04.04.2012г. – Нижнетагильский филиал государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» образовательная программа «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: идеология, содержание, технологии ведения» в объеме - 120 часов;
20.11.2014 – 05.12.2014г. – Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» по программе повышения квалификации «Развитие ключевых компетенций обучающихся в преподавании естественнонаучных дисциплин». Вариативный модуль «Итоговая аттестация обучающихся в форме ГИА – 9 и ЕГЭ по предметам естественнонаучного цикла (география)» в объеме - 108 часов;
23.03.2015г. - 25.03.2015г. Нижнетагильский филиал автономного образовательном учреждении дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» по программе «Подготовка организаторов единого государственного экзамена и основного государственного экзамена (с использованием дистанционных образовательных технологий)», модуль №1 для организаторов в ППЭ, для ассистентов участников ЕГЭ, ОГЭ с ОВЗ в объеме 20 часов.
В соответствии с государственным образовательным стандартом основными направлениями деятельности в межаттестационный период были:
учебная деятельность – преподавание учебных дисциплин физическая и экономическая география в 5-11 классах,
ведение национально-регионального курса «География Свердловской области»;
ведение курса «Практикум по географии» в 6 классе;
методическая работа – программно - методическое обеспечение всех выше перечисленных дисциплин – разработано 9 рабочих программ по предметам, есть государственные программы, учебники, тематическое планирование, разработки уроков, рабочие тетради, наборы атласов с контурными картами, различные карты, плакаты, глобусы, раздаточный материал, методическая литература, электронные образовательные ресурсы;
руководство исследовательскими работами учащихся – написание рефератов, как по темам преподаваемого предмета, так и по другим направлениям. В 2014 учебном году учащиеся 6 класса участвовали в городской научно – краеведческой конференции, посвященной 80-летию Свердловской области. Все были отмечены грамотами и подарками;
методическое объединение учителей, педагогические советы - принимаю активное участие в научно-методической деятельности школы: участвую в заседании научно-методического объединения учителей естественно - научного цикла в школе и городском объединении учителей географии, педагогического совета школы, принимаю участие в решении проблем школьного образования;
воспитательная и правовая работа – заместитель директора по воспитательной работе и правому воспитанию, руководитель М/О классных руководителей. Совместно с классными руководителями проводила профилактическую работу по правовому воспитанию – профилактика правонарушений, аддитивного поведения, девиантного поведения, профилактика СПИДа, ППД, ПББ. Воспитываем уважение к себе, чувство собственного достоинства, уверенность в том, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем.
В 2011-2012 учебном году коллектив МКОУ СОШ№15 награждена дипломом Кировградской городской территориальной избирательной комиссии и МКУ «Управление образования КГО» за 2 место в проведении Дня по правовому и патриотическому воспитанию учащихся, а 2014 – 2015 учебном году наша школа заняла 1 место и награждена дипломом и переходящим кубком.
В 2015г. участвовала в конкурсе среди преподавателей образовательных учреждений КГО на лучшую методическую разработку и проведение мероприятий по изучению права, законов РФ, особенностей проведения выборов и их роли в жизни общества и государства, за мероприятия на тему «Избирательное право и избирательный процесс», награждена Дипломом за 2 место.
В 2015 году наша школа участвовала в Муниципальном конкурсе на лучшее учреждение КГО, осуществляющее патриотическое воспитание молодежи «Воспитаем патриотов» на Приз Главы администрации КГО и награждена Дипломом.
Тема межаттестационного периода была «Активизация познавательной деятельности на уроках географии. Методы, приемы, формы обучения, позволяющие повысить эффективность усвоения географических знаний». Цель: создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся посредством широкого внедрения в учебный процесс активных форм обучения.
Задачи:
1. Искать такие методы, приемы, формы обучения, которые позволят повысить эффективность усвоения географических знаний, помогут распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству,;
2.Развивать познавательный интерес обучающихся к учебной деятельности через предмет «география»;
3.Формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ.
Мониторинг ведется с использованием информационно-коммуникационных технологий, показывает позитивную динамику успешности учеников в урочной деятельности: 99,4% учащихся успевают по предмету, а 73-74 % учащихся осваивают географию на «4» и «5», уровень мотивации детей на изучение этого предмета достаточно высокий.
Мои учащиеся успешно выступают на олимпиадах по географии. В 2012 году Семенов Виталий учащийся 11 класса занял 3 место, а в 2014 году Телелюхина Мария учащаяся 11 класса заняла 3 место, в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по географии КГО. Голицына Мария, учащаяся 9 класса, награждена Дипломом победителя III степени, занявшая 3 место в международном проекта videourok.net «Олимпиада по географии 9 класс», 2016г.
Глубоко изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы «Активизация познавательной активности на уроках географии». Причиной обращения к проблеме стал и тот факт, что в последнее время наблюдается общее снижение интереса школьников к учебной деятельности.
Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.
Работа над этой проблемой побудила к поиску таких методов, приемов, форм обучения, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой.
В зависимости от дидактических целей урока использую различные нетрадиционные формы урока:
Обобщающий урок по теме «Африка» в 7 классе. Задания: «Вставьте пропущенные слова», «Проверь себя», «Тест», «Узнай страну по описанию», «Распределение животных по природным зонам» в 2011г.
Защита проектов учащихся 11 класса «Достопримечательности стран Зарубежной Европы и Зарубежной Азии» в 2012году.
Внеклассное мероприятие - Викторина по географии «Вода на Земле» для уч-ся 6-7 классов в 2013году. Конкурс «Отгадай ребус», конкурс «Узнай силуэт» и др.
Заочная экскурсия по крупнейшим объектам Свердловской области «Урал – опорный край державы» для учащихся 8, 9, 11 классов в 2014г.
Интеллектуальная игра-конкурс «Приезжайте в гости к нам» для учащихся 8, 9, 11 классов в 2014г.
Заочная экскурсия по природному и культурному наследию родного края «Семь чудес Свердловской области» для учащихся 7, 8, классов в 2014г.
Лекция с элементами беседы «Гербы городов Свердловской области» для учащихся 9 класса в 2014г.
Викторины и кроссворды для любознательных - 6 класс в 2014г.
Урок по теме «История открытия и исследования Северной Америки» - 7 класс в 2015г.
Географическая игра «Кто? Что? Где? Когда?» по теме «Великие географические открытия» – 8-9 классы в 2015г.
Географическая викторина «Великие географические открытия» 6 класс
Географическая неделя «Моя планета - Земля»- 2016
Викторина – КВН «Знатоки географии» для учащихся 8 класса в 2015г.
Внеклассное мероприятие «Путешествие ручейков» – 5 - 6 классы в 2016г.
Конкурс знатоков географических объектов: «Знаешь ли ты географию» - 9 класс в 2016г.
Викторина «Г.Я. Седов – ученый-путешественник» - 10 - 11классы в 2016г.
Внеклассное мероприятие «Кругосветное путешествие» - 7 класс в 2016г.
Обобщающий урок-путешествие «Главные особенности природы Земли» – 7 класс. Задания: «Найди лишнее слово», «Аукцион терминов», «Объяснялки», «Тест», «Самое-самое», «Прибор» в 2016 г.
Приемы развивающего обучения на уроках географии.
При развитии внимания использую следующие приемы:
1. Географический лабиринт использую в 10 классе в теме «Население Северной Америки». (Лабиринт начинается в верхней левой клетке и заканчивается в правой нижней). Приложение №1
2. Разновидность кроссворда. Филворд «Великие путешественники» задаю учащимся после изучения темы «Развитие географических знаний человека о Земле». Приложение №2
3. «Парадокс» - Перед началом объяснения нового материала я привожу детям некий парадоксальный пример или загадку. Например, урок географии по теме «Атмосфера» начинаю с рассказа, о том, как в 1933 г. в Дании с неба сыпались раки, а в селе Кавалерово Приморского края шел дождь с медузами. Естественно, учащиеся заинтересованы решением данного парадокса, и более внимательно слушают объяснение нового материала.
4. «Найди ошибку» - Использую данный прием при изучении материков и океанов в 7 классе. Например: учитель или ученик показывает на карте географический объект и специально делает ошибку в названии, учащиеся их исправляют.
При развитии памяти использую следующие приемы:
Кроссворды - применяю на обобщающих уроках. Отвечая на вопросы кроссвордов, школьники лучше усваивают научные термины, запоминают названия географических объектов.
В своей практике я использую кроссворды с вопросами в форме ребусов в 6, 7 классах. Например: чайнворд – по теме «Литосфера». Разгадывая ребусы и вписывая слова в клетки кроссворда, ученик должен дать определение данному понятию и объяснить, как это понятие связано с изучаемой темой. Приложение №3.
При проверке географической номенклатуры в 6 классе использую тематические ребусы. Например: ребусы по теме «Реки». Ученик разгадывает ребус, находит реку на карте, показывает, определяет ее исток, устье, бассейн, направление течения. Приложение №4.
«Вспомни силуэт» - использую данный прием при изучении географической карты. Приложение №5.
«Что это?» - Например, при проверке домашнего задания при изучении Северной Америки использую вопросы, в которых называются признаки какой-либо территории или явления, а ученик должен определить, о чем (или о ком) идет речь.
«Географический диктант» - распространенная форма контроля знаний учащихся. Диктанты бывают: по проверке терминологии и диктант по контурной карте. Эти две разновидности диктантов проверяют только память ученика. Приложение №6
«Географический конструктор»- это особый вид настольной игры. Набор карточек посвященных какой-либо географической теме. Например: конструктор по теме «Природные зоны Африки». За 1 минуту ученик должен сконструировать из карточек заданную природную зону. Приложение №7
При развитии логического мышления использую следующие приемы:
1.«Да-нет» - Загадывается географический объект. Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: «да», «нет». Например: На уроке по теме «Океаны» 7 класс загадывается определенный океан, и ребята начинают задавать учителю вопросы: то есть проверяется способность обобщать и конкретизировать.
2.«Согласен – не согласен» - Я зачитываю предложения, а ученики должны определить верно ли это утверждение или нет, согласны или не согласны. Например: по теме «Северная Америка».
«Географические шарады» - загадки, в которых зашифровано какое-либо слово. Например, слово Япония можно разбить на три слова Я, пони ,Я. Шарады можно найти в стихотворной форме. Приложение №8
«Поиск общего»- Даю два случайно выбранных географических объекта. Ученик должен найти как можно больше их общих признаков. Это могут быть города, горы, равнины, реки, озера и др.
«Географическая почта» - обобщающий урок в 6 классе по теме «Гидросфера». Ученик получает три конверта. На одном из них написано «Море», на втором - «Озеро», на третьем - «Река». Рядом лежит 12 карточек, которые ему нужно разложить по конвертам. Этот прием развивает такую мыслительную операцию, как классификация.
При развитии мотивации использую следующие приемы:
Создать мотив - значит создать такую ситуацию, при которой у ребенка возникает необходимость применения полученных знаний, причем в ситуации, когда применение этих знаний позволяет ему повысить свой авторитет в глазах сверстников. Считаю, что наиболее эффективным методом мотивации учащихся (особенно на ранних этапах) является игра.
«Узнай меня» - Цель игры - определить, что изображено на плакате. Это может быть животное, растение или достопримечательность, их надо назвать. Если это участок местности, надо определить материк, страну или природную зону. Я применяю этот прием для того, чтобы сделать урок более разнообразным и привлекательным для учащихся.
«Творческое задание» - это замена обычного домашнего задания творческой работой. Например, в любом классе по любой теме составить кроссворд, разработать дидактическую карточку, составить литературный рассказ об изучаемой местности, придумать тесты к параграфу и др.
«Географические крестики-нолики» - использую при обычном устном опросе, такой опрос по качеству ничем не уступает обыкновенному, но проходит гораздо интереснее.
При развитии критического мышления использую следующие приемы:
Считаю использование педагогической технологии развития критического мышления посредством чтения и письма целесообразным в рамках перехода школ на стандарты второго поколения.
Приведу некоторые приемы технологии, которые я использую на уроках для активизации познавательной деятельности обучающихся.
Кластер – переводится как гроздь, пучок. Это способ систематизации информации, который используется на разных этапах работы. Приведу пример кластера, который составляют ученики при изучении темы «География сельского хозяйства», в 10 классе. При изучении темы «Состав ТЭК» в 9 классе. Приложение №9.
«Сводная таблица» - Например, заполнение сводной таблицы на этапе закрепления материала при проведении урока в 6 классе «Свойства вод Мирового океана».
При организации урока в 8 классе «Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра» применяю таблицу, где ученики сравнивают природные зоны, затем составляется сводная таблица. Приложение №10.
Синквейн – это стихотворение или загадка. Данный прием я использую в конце урока или как загадку, зачитываю все строчки, кроме первой, а ученики отгадывают, о ком или о чем идет речь. Хорошо использовать при определении темы урока учащимися (ФГОС). Эта творческая работа позволяет развивать умение анализировать и делать выводы, подводить итог. Например, после изучения темы «Вулканы» в 6 классе и тема «Африка» в 7 классе. Приложение №11.
4. «Плюс – минус – интересно». Этот прием использую на стадии рефлексии. Например: заполнение таблицы, которую я использую на уроке в 6 классе «Вулканы»: Приложение №12.
5. Использую на уроке дополнительную литературу. Фольклор – загадки, пословицы и поговорки, народные приметы и сказки – обогащают содержательную сторону урока. Например, при изучении темы «Население Северной Америки» в 7 классе учащимся предлагаю по народной сказке определить, какой народ ее мог сочинить. Приложение №13. Или по природным явлениям, которые легли в основу сказки, определить, о чем идет речь. Урок в 6 классе по теме «Вулканы». Приложение №14
Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.
Выводы:
1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят, и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к географии;
2. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых;
3. Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу география;
4. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.
Моя педагогическая деятельность была отмечена:
Благодарственным письмом организационного комитета Всероссийского дистанционного конкурса «Мир знаний» за подготовку участников в конкурсе по географии в 2012 году;
Грамотой Муниципального казенного учреждения «Управления образования Кировградского городского округа» за подготовку победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2012г.;
Благодарственным письмом Начальника ОГИБДД ММО МВД России «Невьянский» за личный вклад в работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, за участие в конкурсе «Дорожная безопасность» в 2013г.;
Дипломом Автономной некоммерческой организацией «Центр инновационных ресурсов» за участие в IV Всероссийском сетевом конкурсе «Профессиональный успех – XXI», направление «Современный урок (занятие)» в 2014г.;
Благодарностью Кировградской городской территориальной избирательной комиссии за содействие территориальной и молодежной избирательной комиссии, а также хорошую организацию и проведение выборов депутатов Молодежного парламента Свердловской области 11 декабря 2015г.;
Грамотой Муниципального казенного учреждения «Управления образования Кировградского городского округа» за профессиональное мастерство и плодотворный труд, в связи с 30-летием педагогической деятельности в 2016 г.
На новый межаттестационный период планирую работать по теме «Развитие универсальных учебных действий на уроках географии».
Задачи на следующий аттестационный период:
1.Обеспечить возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения.
2. Создать условия для развития личности и ее самореализации в системе непрерывного образования.
3. Обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование компетентностей в предметной области познания.
В ходе защиты аналитического отчета, которая состоится 08 ноября 2016 года, можно будет познакомиться со следующими материалами:
контрольно-измерительные материалы по предмету для учащихся 5-11 классов;
рефераты, доклады, выполненные учащимися с 6 по 11 класс;
программно-методическое обеспечение по предмету;
таблицы и диаграммы, показывающие динамику учебных достижений учащихся по предмету география.
«_____»____________2016г.
__________________
(подпись)