ОТЧЕТ О РАБОТЕ
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Алексеевой Марины Александровны
МБДОУ Игринский детский сад общеразвивающего вида №5 «Родничок»
за 2016 – 2017 учебный год
На начало учебного года была поставлена следующая цель и задачи:
Цель:возможность освоения детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция в общеобразовательном учреждении.
Задачи:
1. практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
2. формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры слова и фонематического восприятия);
3. подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
4. развитие навыков связной речи.
Адаптированная программа коррекционной работы для ребенка с ОВЗ направлена на реализацию задач:
1. Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
2. Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей – инвалидов
3. Разработка и реализация плана индивидуальной логокоррекционной работы у ребёнка с ОВЗ в ДОУ и семье. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – речевой работы .
4. Оценка результатов помощи детям с ОВЗ и определение степени их речевой готовности к школьному обучению;
5. Создание условий, способствующих освоению детьми с ОНР основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении.
6. Осуществление индивидуально ориентированной психолого - медико – педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом индивидуальных возможностей особенностей детей (в соответствии рекомендациями ПМПК);
7. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание направлений работы :
Диагностическая работа включает:
- своевременное выявление детей –логопатов и детей с ОВЗ.
- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с речевым нарушением , выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;
- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
- анализ успешности коррекционно- развивающей работы.
Коррекционно- развивающая работа включает:
- выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
- коррекцию и развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с речевым нарушением ; единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с детьми-логопатами ;
- консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями.
Информационно – просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации, открытые мероприятия).
Тема самообразования : использование здоровьесберегающих технологий у детей с речевыми нарушениями.
В период с 1 по 15 сентября 2016 г. было проведено логопедическое обследование 71 детей двух подготовительных ,старшей и средних групп, выявлено 48 детей с речевыми нарушениями .На основании результатов логопедического обследования, на логопедический пункт были зачислены в течение учебного года 34 ребенка .Данные результатов были отражены в индивидуальных речевых картах. На каждого ребенка был составлен индивидуальный план коррекционно -педагогической работы.
По результатам логопедического обследования были сформированы подгруппы от 2 до 4 человек в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого-педагогических особенностей детей. Подгрупповые занятия проводились 1 раз, индивидуальные – 2 раза в неделю.
Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т.д.) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2016-2017уч.год.,составленному на основе следующих программ:
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 2004.
Программа коррекционного обучения и воспитание детей с общим недоразвитием речи. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи (4-7 лет). Нищева Н. В. СПб.: 2006.
Адаптированная примерная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.под редакцией профессора Л.В.Лопатиной ,Л.Б.Баряевой.
Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью .авт.Л.Б.Баряева,О.П.Гаврилушкина ,А.П.Зарина ,Н.Д.Соколова.
В середине учебного года, руководствуясь степенью приближения уровня речевого развития к возрастным нормам, было выпущено 7 воспитанников. На освободившиеся места были зачислены другие дети, нуждающиеся в логопедической помощи.
В течение учебного года всего было зачислено 34 детей, 24 ребенка выпущено, 10 человек оставлено. Переданы на школьный логопункт 2 ребенка.
Три ребенка были направлены на ПМПК с целью перевода в образовательное учреждение для детей с нарушениями речи. Также в конце учебного года была проведена заключительная диагностика детей по результатам коррекционного обучения.
В соответствии с годовым планом работы, оказывалась помощь воспитателям в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи и обучению грамоте. Проведены 6 открытых занятий по обучению грамоте и развитию связной речи для воспитателей .
Также велась работа и с родителями. Были проведены собрания и консультации с родителями детей, зачисленных на логопункт, по разъяснению специфики работы с детьми, имеющими речевые нарушения, целей данной работы, а также необходимости участия родителей в ней («Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения», «Развитие связной речи посредством пересказа у детей старшего дошкольного возраста). Проведены индивидуальные беседы с родителями по мере изменения уровня речевого развития их детей с целью их привлечения к закреплению достигнутых результатов. Родителям детей, ожидающих зачисления на логопедические занятия, по их запросам были даны рекомендации и советы по всем интересующим их вопросам (состояние речи ребёнка, выполнение артикуляционной гимнастики и т.д.). Проведены мастер-классы с родителями «Использование су-джок-терапии в коррекционной работе с речевыми нарушениями ».Принимала участие в родительском собрании в рамках преемственности детского сада и школы.
В течение всего учебного года велась работа по пополнению материала по коррекции звукопроизношения, формированию фонематического анализа и синтеза, по развитию лексико-грамматического строя речи, связной речи, изготовлению дидактического материала по обучению грамоте. Регулярно повышала свою квалификацию, посещала еженедельные педчасы, педсоветы, проводимые на базе нашего ДОУ, участвовала в методических объединениях логопедов, следила за новинками логопедической литературы в журналах, в статьях, интернете. Также в этом году принимала участие в онлайн-вебинарах, дистанционно обучалась в логопедической школе. Прошла курсы повышения квалификации в АОУ ДПО УР ИРО по теме «Социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях инклюзивной группы ».
Повышение профессионального мастерства.
дата | Место проведения | Форма, тема мероприятия | Уровень (ОУ, район, республика, и т.д.) | Категория участников, кол-во | Результат (результативность) |
декабрь | Конкурс методических разработок | Конспект познавательно-речевого занятия «Сказочный калейдоскоп » | Районный | Педагоги, воспитанники логопеды и муз.руководители . | Сертификат участника |
декабрь | Онлайн - марафон | «Игровая методика О.Н.Тепляковой» | Российский | Логопеды,воспитатели | Сертификат |
январь | МБДОУ №5 п. Игра | Родительское собрание с учителями начальных классов в рамках преемственности детский сад-школа. | ДОУ | Родители и воспитатели | Выступление. |
Октябрь-май | Сайты дистанционные «Копилка уроков » | Публикация конспекта занятия «Поиграй со мной », «В гостях у сказки » | Российский | Педагоги, воспитатели, логопеды и др. | Свидетельство о публикаии » |
Февраль | Участие в мастер-классах | «Су-джок терапия в речевой деятельности детей » | Муниципальный | Родители ДОУ | Выступление |
Май | МБДОУ №5 п. Игра | Конкурс стихов на экологическую тематику «Этот хрустальный мир» | Муниципальный | Родители ,воспитанники педагоги. | Выступления ,благодарность . |
Участие детей-логопатов в конкурсах, смотрах, и т.д.
дата | Место проведения | Форма, тема мероприятия | Уровень (ОУ, район, республика, и т.д.) | Категория участников, кол-во | Результат |
декабрь | п. Игра, ДОУ № 9 | Выступление детей на районном конкурсе «Рождественская звезда » | Район | Педагоги, воспитатели. | сертификат |
декабрь | Игринский ДДТ | Конкурс новогодняя поделка « | Район | Педагоги, воспитатели, логопеды и др. | сертификат |
Ноябрь | Дистанционный | Фотоконкурс «Наши развивашки » | Россия | Педагоги, дети и родители. | Диплом участника. |
В целом, работу логопункта можно признать результативной и удовлетворительной. Но возникали и трудности, в частности, при установлении взаимообратной связи между родителями детей, в выполнении рекомендаций.
Задачи на следующий учебный год
1)Обновление форм и содержаний работы с детьми-логопатами,а также с детьми с ОВЗ
2)Развитие своей профессиональной компетентности
3)Создание и повышение дальнейшей положительной учебной мотивации детей на занятиях.
4)Пропаганда знаний о речевом развитии детей среди родительской общественности .
Дата : 10.05.2017
Учитель-логопед:______________ Алексеева М.А.
(подпись) (Ф.И.О.)