СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитический отчет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал за меэаттестационный период. По теме "Обогащение словарного запаса у детей младшего школьного возраста на уроках русского  языка и литературного чтения как условие формирования коммунакативных УУд"

Просмотр содержимого документа
«Аналитический отчет»

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

МКУ «Управление образованием» ГО Богданович

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2







Аналитический отчет

за межаттестационный период

с 2012 по 2017 год









Составитель:

Фадеева Валентина Викторовна

Должность: учитель

Первой квалификационной категории











г. Богданович 2017г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Аналитическая часть

1.1. Анализ результаты мониторинга качества образованности, уровня владения коммуникативными УУД, словарного запаса детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………….6

1.2. Анализ организации приемов по обогащению словарного запаса у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка и литературного чтения как условие формирования коммуникативных УУД………………………………………………………………………...13

1.3. Анализ организации педагогического процесса………………………...21

1.4. Социальная активность обучающихся в разных видах деятельности…..25

1.5. Результаты развития профессиональной компетентности за межаттестационный период……………………………………………...29

Глава 2. Проектирование деятельности на межаттестационный период с 2017 по 2022 годы………………………………………………………………..32

Заключение ……………………………………………………………………..36

Список литературы…………………………………………………………….37



















Введение

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать новую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Об этом идет речь и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где обозначены личностные характеристики выпускника начальной школы.
В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, из познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта требует использования в образовательном процессе универсальных учебных действий. Одним из видов универсальных учебных действий (далее УУД), отвечающих за способность осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях, а также за самостоятельную организацию речевой деятельности в устной и письменной форме, являются коммуникативные УУД. Коммуникативные способности, навыки, опыт конструктивного взаимодействия являются необходимой основой для дальнейшего интеллектуального роста ребенка в условиях современной школы. В то же время именно младший школьный возраст благоприятен для овладения ими в силу особой чуткости общения.

Исходя, из выше изложенного была определена тема методической работы, объект и предмет исследования, а также сформулированы цель и задачи.

Тема: «Обогащение словарного запаса у младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения как условие формирования коммуникативных УУД».

Объект исследования – образовательный процесс в начальной школе

Предмет исследования – средства и условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы у детей младшего школьного возраста; методы и приемы организации образовательного процесса по обогащению словарного запаса в рамках урочной деятельности.

Цель аналитического отчета: анализ педагогической деятельности в межаттестационный период, оценка результата эффективности внедрения в практику технологий, методов и приёмов, направленных на развитие коммуникативных УУД, через обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения, а также проектирование своей деятельности на следующий межаттестационный период для разрешения проблем и противоречий, выявленных в ходе анализа профессионально-педагогической деятельности, проанализировать и оценить результаты педагогической деятельности за межаттестационный период.

Цель: формировать коммуникативные УУД младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения как способ обогащения словарного запаса

Задачи:

1)изучить теоретический материал о формировании и развитии коммуникативных универсальных действий младших школьников;

2) выявить разнообразные формы и методы, способствующие формированию и развитию коммуникативных способностей школьников;

- создавать методическую базу по обогащению словарного запаса на уроках русского языка и литературного чтения;

- формировать коммуникативные УУД, путем использования различных методик и приемов.

- осуществить мониторинг учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературного чтения.

Работа в межаттестационный период позволила подойти к оформлению результатов деятельности в форме аналитического отчета.




































Глава 1. Аналитическая часть

1.2. Результаты мониторинга качества образованности, уровня владения коммуникативными УУД, словарного запаса детей младшего школьного возраста.

Педагогический мониторинг тогда имеет смысл, когда он содержит определенную логическую законченную схему, начало и конец, когда перед мониторингом поставлены конкретные цели и после мониторинга сделаны конкретные выводы. Приняты конкретные решения и намечены пути их реализации.

Такой комплексный подход к изучению личности школьника, учебной ситуации и учителя направлен, прежде всего, на осмысление реальных возможностей: степени обученности, качества знаний, познавательных интересов, коммуникативной компетентности, мотивов учения, а так же на установление динамики успеваемости, степени удовлетворённости учащихся и педагога общеобразовательным процессом.

Обратимся к результатам психологического мониторинга, направленного на выявление уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий, на каждый год обучения.


Таблица 1

Уровень

Коммуникативные УУД

2 класс

3 класс

4 класс

Высокий

10

71%

9

60%

9

69%

Средний

4

29%

6

40%

4

31%

Низкий

0

0

0

0

0

0


Диаграмма 1

Таким образом, данные указанные в таблице свидетельствуют о том, что работа, направленная на формирование коммуникативных УУД эффективна. В 3 и 4 классе значительно больше стало обучающихся с высоким уровнем коммуникативной компетентности. Положительной динамикой считаю, снижение количества обучающихся со средним уровнем развития коммуникативных умений. (Приложение № 1 )

Мною была проведена диагностика по « Оценке уровня языковой культуры». В диагностике приняли участие 17 обучающихся. (Приложение № 2)

Результаты диагностики представлены в таблице .

Таблица 2


Выстраивание синонимических рядов

Владение антонимами

Употребление синонимов и антонимов с учетом различных смысловых оттенков

Оптимальный уровень

3

1

2

Допустимый уровень

8

10

8

Критический уровень

6

6

7

По результатам данной таблицы мы видим, что не все учащиеся владеют умением выстраивать синонимический ряд , 40 % учеников не могут подобрать, верно, синонимы к конкретно заданному слову. Несмотря на то, что знают определение - что такое синонимы.

Владение антонимами у детей развито лучше по результатам диагностики видно, что 48% учащихся владеют антонимами на допустимом уровне, так как понимание смысла слов противоположного значения у детей лучше сформировано.

Больше всего у детей возникла сложность с употреблением синонимов и антонимов с учетом различных смысловых оттенков. В данном критерии результаты хуже, всего 60% учащихся не справились с заданием, что говорит о не сформированности умения выстраивать ряды синонимов с учетом смысловых оттенков.

После диагностики была проведена целенаправленная работа по обогащение словарного запаса у младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения, положительным результатом считаю результаты мониторинга успешности обучения учащихся, по выбранным предметам, которые более подробно представлены в таблицах ниже по классам.

Так как в первом классе отследить качества обученности не возможно из- за отсутствия системы оценивая, то результатов нету.

В 2014-2015 учебном году по результатам мониторинга во 2 г классе по предмету русский язык, успеваемость составляет 100%. Наблюдается положительная динамика качества знаний от 37,5 % повысился до 50% ; показатели СОУ от 48,25% увеличился до 59%.

Таблица 3

Класс

Период

Учеников

Успеваемость

Средний балл

% успев.

% кач. зн.

Общий СОУ (%)

Отл

Хор

Уд

Неуд

Н/А

ОСВ

ЗЧ

НЗ

Нет оценки





















2-г

1-я четверть

16

2

4

10

0

0

0

0

0

0

3,5

100

37,5

51,00

2-я четверть

16

4

4

8

0

0

0

0

0

0

3,75

100

50

59,00

3-я четверть

16

0

7

9

0

0

0

0

0

0

3,44

100

43,75

48,25

4-я четверть

16

4

3

9

0

0

0

0

0

0

3,69

100

43,75

57,25

Год

16

4

4

8

0

0

0

0

0

0

3,75

100

50

59,00


В 2015-2016 учебном году по результатам мониторинга во 3 г классе по предмету русский язык, успеваемость составляет 100%. Наблюдается положительная динамика качества знаний от 37,5 % повысился до 50%; показатели СОУ от 48,25% увеличился до 59%.

Таблица 4

Класс

Период

Учеников

Успеваемость

Средний балл

% успев.

% кач. зн.

Общий СОУ (%)

Отл

Хор

Уд

Неуд

Н/А

ОСВ

ЗЧ

НЗ

Нет оценки





3-г

1-я четверть

15

0

4

11

0

0

0

0

0

0

3,27

100

26,67

43,47

2-я четверть

15

0

6

9

0

0

0

0

0

0

3,4

100

40

47,20

3-я четверть

15

0

7

8

0

0

0

0

0

0

3,47

100

46,67

49,07

4-я четверть

15

1

6

8

0

0

0

0

0

0

3,53

100

46,67

51,47

Год

15

2

10

3

0

0

0

0

0

0

3,93

100

80

63,20



В 2016-2017 учебном году по результатам мониторинга во 4 г классе по предмету русский язык , успеваемость составляет 100%. Наблюдается положительная динамика качества знаний от 43,75 % повысился до 56, 25% ; показатели СОУ от 48,25% увеличился до 51,75%.

Таблица 5

Класс

Период

Учеников

Успеваемость

Средний балл

% успев.

% кач. Зн.

Общий СОУ (%)

Отл

Хор

Уд

Неуд

Н/А

ОСВ

ЗЧ

НЗ

Нет оценки

4-г

1-я четверть

16

0

7

9

0

0

0

0

0

0

3,44

100

43,75

48,25

2-я четверть

16

0

7

9

0

0

0

0

0

0

3,44

100

43,75

48,25

3-я четверть

16

0

8

8

0

0

0

0

0

0

3,5

100

50

50,00

4-я четверть

16

1

6

9

0

0

0

0

0

0

3,5

100

43,75

50,50

Год

16

0

9

7

0

0

0

0

0

0

3,56

100

56,25

51,75


Диаграмма 2

Проводя мониторинг СОУ по русскому языку за три года обучения мы видим динамику роста 2 класс 47,20% , 3 класс 48,25 % и 4 класс 59, 00 %.

Анализируя мониторинг по качеству знаний мы видим положительную динамику 2 класс 40 %, 3 класс 43,75 % и 4 класс 50%. Данные результаты так же представлены в диаграммах. (Приложение №3)

Следующим проведен мониторинг успешности обучения учащихся по литературному чтению за 3 года . Так как в первом классе отследить этого нет возможности из за отсутствия системы оценивая.

В 2014-2015 учебном году по результатам мониторинга во 2 г классе по предмету Литературное чтение , успеваемость составляет 100%. Наблюдается положительная динамика качества знаний от 87,5 % повысился до 93, 75% ; показатели СОУ от 60,50% увеличился до 80,25%.

Таблица 6

Класс

Период

Учеников

Успеваемость

Средний балл

% успев.

% кач. Зн.

Общий СОУ (%)

Отл

Хор

Уд

Неуд

Н/А

ОСВ

ЗЧ

НЗ

Нет оценки





2-г

1-я четверть

16

6

8

2

0

0

0

0

0

0

4,25

100

87,5

74,00

2-я четверть

16

7

8

1

0

0

0

0

0

0

4,38

100

93,75

78,00

3-я четверть

16

0

14

2

0

0

0

0

0

0

3,88

100

87,5

60,50

4-я четверть

16

8

7

1

0

0

0

0

0

0

4,44

100

93,75

80,25

Год

16

8

6

2

0

0

0

0

0

0

4,38

100

87,5

78,50



В 2015-2016 учебном году по результатам мониторинга во 3 г классе по предмету Литературное чтение , успеваемость составляет 100%. Наблюдается положительная динамика качества знаний от 86,67 % повысился до 93,33% ; показатели СОУ от 64,07% увеличился до 65,07%.

Таблица 7

Класс

Период

Учеников

Успеваемость

Средний балл

% успев.

% кач. Зн.

Общий СОУ (%)

Отл

Хор

Уд

Неуд

Н/А

ОСВ

ЗЧ

НЗ

Нет оценки





3-г

1-я четверть

15

1

13

1

0

0

0

0

0

0

4

100

93,33

64,53

2-я четверть

15

2

11

2

0

0

0

0

0

0

4

100

86,67

65,07

3-я четверть

15

1

13

1

0

0

0

0

0

0

4

100

93,33

64,53

4-я четверть

15

1

13

1

0

0

0

0

0

0

4

100

93,33

64,53

Год

15

1

13

1

0

0

0

0

0

0

4

100

93,33

64,53


В 2016-2017 учебном году по результатам мониторинга во 4 г классе по предмету Литературное чтение , успеваемость составляет 100%. Наблюдается положительная динамика качества знаний от 81,25 % повысился до 93,75% ; показатели СОУ от 61% увеличился до 69%.

Таблица 8

Класс

Период

Учеников

Успеваемость

Средний балл

% успев.

% кач. Зн.

Общий СОУ (%)

Отл

Хор

Уд

Неуд

Н/А

ОСВ

ЗЧ

НЗ

Нет оценки





4-г

1-я четверть

16

1

12

3

0

0

0

0

0

0

3,88

100

81,25

61,00

2-я четверть

16

3

12

1

0

0

0

0

0

0

4,13

100

93,75

69,00

3-я четверть

16

1

13

2

0

0

0

0

0

0

3,94

100

87,5

62,75

4-я четверть

16

2

12

2

0

0

0

0

0

0

4

100

87,5

65,00

Год

16

2

13

1

0

0

0

0

0

0

4,06

100

93,75

66,75







Диаграмма 3

Анализируя мониторинг качества знаний по литературному чтению за три года обучения мы видим динамику роста 2 класс 87,5% , 93 % и 4 класс 94 %, мониторинг по СОУ мы видим положительную динамику 2 класс 61%, 3 класс 65 % и 4 класс 69%. Данные результаты так же представлены в диаграммах. (Приложение № 4)

Из анализа выше изложенных данных можно сказать , что проводя работу по обогащению словарного запаса у младших школьников мы видим динамику качества знаний. Данная работа приносит положительные результаты.














1.2. Анализ организации приемов по обогащению словарного запаса у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка и литературного чтения как условие формирования коммуникативных УУД

Работая по учебно методическому комплекту «Школа России», можно сказать, что работа по обогащению словарного запаса достаточно хорошо разработана. Много уделяется работе по обогащению словарного запаса учащихся и активизация словаря на уроках русского языка и литературного чтения. Решение этой практической задачи осуществляется на каждом уроке русского языка и чтения. Работа со словом сложна и многообразна. Как важно научить ребят наблюдать, думать, читать, передавать мысль словом.

Суть работы состоит в том, чтобы слово школьником было правильно воспринято в тексте, понято со всеми его оттенками и особенностями, вошло, в активный словарь и было употреблено самостоятельно в нужной ситуации.

В школьной практике мною используются различные приемы ознакомления с новыми словами и их значениями:

1) выяснение значения путем показа картинки или макета;

2) уточнение значения по толковому словарю;

3) подбор синонимов и антонимов (думать, мыслить, размышлять; правда - ложь);

4) словообразовательный анализ (бесстрашный -- страшный -- страх);

5) этимологический анализ (лукавый - от лука - «изгиб», «кривизна», лукавый - «криводушный»);

6) включение нового слова в словосочетание или предложение;

7) перевод (интернациональный международный).

Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый урок и на перспективу.

Обучение грамоте - первая необходимая ступенька. В этот период необходимо обогатить речь учащихся не только количественно, но и качественно. В ходе работы анализируются тексты и иллюстрации, составляются тематические словарики, продумывается система упражнений по уточнению и обогащению словаря, выбираются из текстов слова и выражения, над которыми надо поработать.

Вот примеры некоторых заданий, которые я использую на уроках для уточнения и расширения словаря учащихся.

Задание 1. Цель: формирование умения употреблять слова в речи в точном соответствии с их значением; знакомство с омонимами в игре.

Омонимы-загадки

1. Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей. (Нос.)

  1. В тетради я бываю косая и прямая.
    В другом своём значении я планка для черчения. И, наконец, порою в шеренгу вас построю. 
    (Линейка.)

  2. Я в дверях, я в замке, я и в нотной строке, я и гайку отвинчу и могу, если хочу, телеграмму передать и загадку разгадать. (Ключ.)

Задание 2. Цель: уточнение значения слов, формирование элементарных понятий и усвоение соответствующих им словесных обозначений; знакомство с антонимами.

Загадки в стихах

Я антоним к слову лето,
в шубу снежную одета,
хоть люблю мороз сама,
потому что я …(зима).

Работа с иллюстрациями.

Цель: обогащение словаря синонимами - разными частями речи. Например:

Лукошко, корзинка.
Ребёнок, дитя, малыш.
Забавы, развлечения.

Работа по обогащению словарного запаса учащихся чаще всего проводится в следующей последовательности:

1) выяснение понимания детьми слов;

2) подбор близких (противоположных) по значению слов;

3) составление предложения со словом;

4) использование слов и предложений в устной речи при составлении рассказа. (Приложение № 5 )

Такая работа способствует обогащению и уточнению словаря, совершенствованию навыка чтения и развитию речи и создает прочную основу для последующей языковой практики. Словарная работа на уроках русского языка на основе применения синонимов и антонимов

Данная работа направлена на осознание младшими школьниками лексического значения слов, формирование умения избирательно относиться к словам при выполнении творческих устных и письменных работ.

Большие возможности для ознакомления с синонимами имеются при работе над частями речи. Упражнения для введения синонимов в активный словарь учащихся разнообразны. Вот некоторые из них.

1. Подбери слова, близкие по значению. Используй данные слова при составлении предложений и так далее.

Работа с антонимами

Основным дидактическим материалом для разнообразной работы с антонимами может служить «Школьный словарь антонимов русского языка» М. Р. Львова.

В «Словаре» учитель найдет богатый материал для работы: антонимические пары, цитаты из произведений русской художественной литературы, пословицы, поговорки.

Пословицы и поговорки обладают большой выразительной силой. Работа с ними приобретает глубокий характер, если учащиеся размышляют, почему в данных пословицах использованы антонимы. Приведу некоторые упражнения.

1. Прочитай пословицы, найди слова, противоположные по смыслу. Объясни смысл пословицы.

Ученье свет, а неученье тьма. Корень учения горек, да плод его сладок.

2. Составь словосочетания, подбери к словам, обозначающим признаки предмета, антонимы.

старый (кузнец, дом)
мелкий (дождь, пруд) 
чёрствый (хлеб, человек)

Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли. Поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в начальной школе. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения.

Коммуникативные УУД предполагают владение всеми видами речевой деятельности, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и  выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета.

        Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции:

1. Речь и речевое общение.

2. Речевая деятельность.

3. Текст.

4. Функциональные разновидности языка.

Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом.

    Формы работы с текстом:

      - синтаксическая пятиминутка;

      - включи воображение;

      - напиши подобно;

      - через дополнительное задание к диктанту

Необычайно важно первое впечатление от прочитанного: обсуждение первичного понимания, смыслов, рождённых сразу же после прочтения текста. Их можно зафиксировать, чтобы ученики могли в конце урока увидеть разницу между пониманием первым (чаще поверхностным), и пониманием, полученным в результате расшифровки, «разгадывания тайн» текста. Тайны, раскрытые в тексте, заставляют работать мышление и выходить на идею. В результате ученики начинают видеть и осознавать средства языка: единицы языка, единицы художественной речи, термины и т.п.

Если ученики начнут понимать, как автор создаёт своё произведение,  будут учиться у писателей, анализируя их тексты, мастерству владения родным языком, то наши они станут следить и за своей собственной речью.

Работа над художественным произведением

Следующий этап развития речи - это работа над словом в предложении, в тексте, где оно имеет конкретное лексическое значение. Большие возможности для развития речи учащихся имеются на уроках чтения. Анализ текстов показывает, что почти в каждом произведении встречаются слова, значение которых учащимся незнакомо.

При подготовке к уроку следует проанализировать текст с точки зрения лексических возможностей. При отборе слов для проведения словарной работы необходимо установить, какой прием для объяснения значения слова будет использован. Необходимо также выделить слова, над которыми следует поработать основательно для того, чтобы они вошли в активный словарный запас.

Словарь к литературному произведению – это учебный материал, который требует внимательной и глубокой работы на уроке. Главное, чтобы это слово вошло в речь учащихся. Цель словарной работы на уроках литературного чтения – показать, что художественное слово незаменимо. Автор выбирает именно то слово, при помощи которого создает определенный художественный образ. Заменить авторское слово сложно – это означает разрушение образа. Работа над уяснением художественного смысла слов ведется в процессе вычитывания в произведение, его анализа. Большое значение имеет работа с синонимами, но при этом внимание учеников направляется на то, что слова – синонимы не заменяют друг друга.

Учитель: - Подумайте, писатель говорит: «Ручей роптал, протекая по лесу». Почему нельзя сказать другое слово – ворчал, жаловался?

Уточняем, что слово роптал более насыщенное по смыслу, чем слово жаловался. В одном этом слове передается, как тек ручей: он журчал, глухо, тихо, и его журчание лес понимал как жалобу, недовольство. Ручей сравнивается с человеком, который свою жалобу выражает в словах очень негромко, но настойчиво. Вот какой большой смысл в одном слове.

Лютый мороз – это не просто сильный, а невыносимо тяжкий, причиняющий мучение.

В процессе работы с произведением составляется тематический словарик (как рабочий материал), включающий в себя слова, без которых трудно глубоко и полно понять текст.

Тематическое включение трудных слов в активный словарь обеспечивает их прочное усвоение учащимися, формирует навыки самостоятельного использования в речи. Учащиеся обращаются к данным словарикам, когда готовят пересказ текста, выделяют главную мысль прочитанного, дают характеристику героям.

Наиболее рациональными приемами словарной работы на уроках чтения являются:

  1. замена слов синонимами, антонимами, описательным оборотом;

  2. включение слова в словосочетание, предложение;

  3. словообразовательный анализ;

  4. использование толкового словаря.

Очень важна словарная работа, связанная с привлечением внимания ребенка к внутренней форме слова. Внутреннюю форму могут иметь только производные слова, например: чайник - посуда, в которой готовят чай; подснежник - цветок, который появляется из-под снега. Необходимо научить ребенка вдумываться в значение слова, в природу названия, а следовательно, научить точному словоупотреблению. Используя следующие приемы для формирования коммуникативных УУД:

• Давать учащимся время на обдумывание их ответов.

• Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.

• Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).

• Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.

• Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.

• Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.

• Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

Видами коммуникативных действий являются:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

С точки зрения развивающего обучения, именно так и должен быть организован учебный процесс, в котором происходит общее развитие ребёнка, развитие всех сторон его личности – и интеллектуальной, и волевой, и эмоциональной сферы.

Таким образом, полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся – за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов – и грамматический строй речи – при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно–выразительные возможности языковых единиц. Все это, в свою очередь, способствует развитию коммуникативных возможностей самих учащихся, а также построению продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми.






1.3. Анализ организации педагогического процесса

Я думаю, что возможности уроков русского языка и литературного чтения в начальной школе позволяют развивать коммуникативные УУД средствами заданий творческого характера.

За последние десятилетия, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. Новые современные ФГОС устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Одно из них - метапредметное, включающее освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить

становление личности младшего школьника,

- раскрытие его индивидуальных возможностей.

Результатом кардинальных изменений в начальном образовании явилось многообразие учебно-методических комплексов и отдельных учебных пособий, авторских методических систем и педагогических технологий. Педагоги получили право на свободу их выбора и использование в практической деятельности (ст. 55 Закона РФ «Об образовании»)

Я даю детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. Владение таким умением - одна из важнейших характеристик современного человека. С ним связаны такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления.

Исходя из выше перечисленного, для уроков русского языка и литературного чтения я использую электронные приложения к этим предметам.

На уроках русского языка применяю электронное приложение учебнику «Русский язык», авт. Канакина В. П., Горецкого В. Г.; контрольные измерительные материалы «Русский язык» О.Н. Крылова, рабочие тетради на печатной основе В. П. Канакина , тесты по предмету «Русский язык», во время урока активно использую мультимедийные презентации (разрабатываю сама).

На уроках литературного чтения так же применяю электронное приложение к учебнику «Литературное чтения», авт. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.; контрольные измерительные материалы «Литературное чтение» г. В. Шубина, рабочая тетрадь на печатной основе «Работа с текстом», авт. О. Н. Крылова.

При использовании наглядных пособий учителю необходимо учитывать и возрастные, и индивидуальны особенности учащихся.

Наглядность соответствует особенностям мышления детей, способствует лучшей организации внимания младших школьников на уроках.

Таким образом, использование наглядных пособий - рисунков, картин, схем, таблиц, фотографий играет большую роль; вносит разнообразие в учебный процесс; дает учащимся возможность наглядно представить то, о чём говорится в той или иной ситуации. Картинки вызывают положительные эмоции учащихся, пробуждают и развивают их фантазию, выполняют важную роль в развитии творческих способностей детей.

Применение технических средств обучения приводит к повышению качества знаний учащихся, способствуют концентрации внимания, повышают интерес к учебному материалу.

Технические средства необходимы для повышения качества обучения и помогают учителю решать следующие задачи:

дать учащимся более полную и точную информацию об изучаемом явлении или объекте и тем самым способствовать повышению качества обучения:

повысить наглядность  Использование наглядных и игровых методов, использование технических средств и других способов организации и развития внимания.

Наглядные средства это таблицы, схемы, памятки, картинки, карточки.(Приложение № 6)

Например: карточки говори правильно.

Памятки:

Антонимы

Антонимы — это слова, противоположные по лексическому значению.

толстый — тонкий

старый — новый

добро — зло

быстро — медленно

говорить — молчать


Так на уроках русского языка применяю задания из тетради В. А. Антохина «Нестандартные задания по русскому языку» , где например такие задания как : Вам даны слова вьюга, въехал. Обсудите в группе: одинаковую или разную «Работу» выполняют Ъ и Ь в словах? Выберите правильное утверждение.

1). Разделительные Ъ и Ь выполняют разную «работу». Разделительный Ь указывает на мягкость предшествующего согласного, разделительный Ъ - на твердость предшествующего согласного.

2). Разделительные Ъ и Ь выполняют разную «работу». Разделительный Ь указывает на мягкость предшествующего согласного и показывает, что следующая за ним буква гласного Ю обозначает два звука. Разделительный Ъ обозначает твердость предшествующего согласного и показывет, что следующая за ним буква гласного Е обозначает два звука.

3). Разделительные Ъ и Ь выполняют одинаковую «работу»: показывают, что следующая за ними буква гласного обозначает два звука согласный и гласный.

На уроках литературного чтения так же наглядно используем памятки :

Это лишь малая толика того, что можно использовать на уроках русского языка и литературы, чтобы сделать урок интересным, познавательным, увлекательным, чтобы сформировать у учеников те качества, которые помогут им в дальнейшей социальной адаптации.







1.4. Социальная активность обучающихся в разных видах деятельности

С уверенностью могу сказать, что мои ученики умеют мыслить творчески, нестандартно, имеют устойчивую учебную мотивацию и применяют знания, полученные на уроках, участвуя в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Мои учащиеся систематически становились участниками, победителями и лауреатами в международных, всероссийских, районных, школьных олимпиадах.(Приложение № 7)

Таблица 8

Олимпиады. Школьный уровень

Учебный год

Русский язык

Математика

Место класса в параллели

Достижения участников

Место класса в параллели

Достижения участников

2014-2015

2

Тищенко Андрей 1 место

2

Тищенко Андрей 1 место

2015-2016

3

Тищенко Андрей 2 место



2016-2017

3

Коробицын Егор 2 место





Всероссийский уровень

Ежегодно участвуем в Международном мониторинговом метапредметном конкурсе «ЭМУ- Эрудит» и в конкурсе – исследование «ЭМУ - Эрудит»

Таблица 9

Учебный год

Название олимпиады, интеллектуального конкурса

Призёры победители

2014 - 2015

Международный мониторинговый метапредметный конкурс - исследование «ЭМУ - Эрудит»

Баксанян Соня 17 баллов; Черапанов Илья 17 баллов; Тищенко Андрей 19 балов; Прожерин Кирилл 16 баллов;

Русский медвежонок

Баксанян Соня 87 баллов;

Черапанов Илья 89 баллов;

Капицкий Василий 79 баллов;

Полосин Кирилл 74 балла;

Барсукова Ксения 79 баллов;


2015- 2016

Международный мониторинговый метапредметный конкурс - исследование «ЭМУ - Эрудит»

Тищенко Андрей 29 баллов;

Барсукова Ксения 19 баллов;

Русский медвежонок

Баксанян 76 баллов; Тищенко Андрей 89 баллов; Мычко Роман 68 баллов; Барсукова Ксения 70 баллов;



Творческая активность класса

2016-2017 учебный год

  • Муниципальная выставка декоративно прикладного и изобразительного искусства «Весеннее настроение» 1 место

  • Муниципальная выставка ДПИ и ИЗО «Волшебный сочельник» номинация «Новогодняя композиция» 1 место

  • Муниципальная выставка ДПИ и ИЗО «Волшебный сочельник» номинация «Рождественская ёлочка» 2 место

  • Конкурс «Мастерская Деда Мороза», «Лучшее оформление класса к Новому году», «Окно в сказку», «Символ года 2017» 1 место



2015-2016 учебный год

  • Муниципальная выставка декоративно прикладного и изобразительного искусства «Подарок маме» 1 место

  • Конкурс чтецов «Вот она всегда такая – моя мамочка родная!» благодарность

  • Коллективно творческая игра «Народные праздники. Масленица .» 3 место

  • Муниципальная выставка ДПИ и ИЗО «Креативный новый год, Рождество дарят людям волшебство» 2 место

  • Конкурс б/о «Кояш» Елочный базар 2 место

2014-2015 учебный год

  • Конкурс новогодних поделок «Талисман 2014 года» благодарность

  • Конкурс новогодних поделок «Талисман 2014 года» Прожерин Кирилл 3 место

  • Конкурс новогодних поделок «Талисман 2014 года» Баксанян Софья 2 место

  • Конкурс «Радуга талантов 2014 года» в номинации танец Баксанян Софья 1 место

  • Конкурс «Радуга талантов 2014 года» в номинации танец Черноперова Ксения 1 место

  • Конкурс «Радуга талантов 2014 года» в номинации танец Прожерин Кирилл 1 место

  • Конкурс «Радуга талантов 2014 года» в номинации танец Чуйкова Лидия 1 место

  • Конкурс «Радуга талантов 2014 года» в номинации танец Файзулина Олеся 1 место

  • Конкурс «Мореходы» 4 место







































1.5. Результаты развития профессиональной компетентности за межаттестационный период

Обобщаю и представляю опыт профессиональной деятельности педагогическому сообществу в различных формах:

  • Выступления на педсовете «Внеурочная деятельность: возможности и сложности реализации в условиях современной школы». «Развитие творческих способностей учащихся посредством внеурочной деятельности» (18.02.2016 )

  • Открытые уроки в рамках школьных методических недель: «Правописание слов с безударными гласными в корне » (3 класс, 21 октября 2015 год); «Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец Зимы» (3 класс, 26 января 2016 год)»; «Склонение имен прилагательных во множественном числе» (4 класс, 4 февраля 2017 год); «Обучающее изложение «Лосенок» (4 класс, 22 марта 2017 год)» (Приложение № )

В 2016 году закончила УрГПУ, квалификации «Бакалавр» по направлению «Педагогическое образование»

Кроме того , стараюсь повышать уровень квалификации, посещая образовательные программы и семинары:

2011, ГАОУ ДПО СО «ИРО», «Психолого- педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях», 120 часов


Достижения, отражающие заслуги педагога (за последние пять лет):

  • Грамота МКОУ-СОШ №2 за добросовестный труд по оздоровлению детей в летный период, инициативность и творческий подход . г. Богданович 2011 г .

  • Грамота МАОУ –СОШ №2 за стремление к новому, профессиональный поиск и кропотливый труд. г. Богданович 2012 г.

  • Грамота МАОУ –СОШ №2 за профессионализм, выдумку, креативность, умение зажечь в сердцах детей желание творить в системе дополнительного образования и в честь дня рождения школы. г. Богданович 2014 г.

  • Грамота МАОУ –СОШ №2 за активное участие в школьном конкурсе ДПИ «Креативный Новый год, Рождество дарят людям волшебство » . г. Богданович 2015г.

  • Грамота МАОУ –СОШ №2 за активное участие в летней оздоровительной компании 2015 года, ответственность и творческий подход к выполнению функциональных обязанностей. г. Богданович 2015 г

  • Грамота МАО –СОШ №2 за отличную работу на ППЭ при проведении государственной итоговой аттестации. г. Богданович 2016 г

  • Благодарность Региональный оргкомитет игры- конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех» за подготовку участников и качественное проведение игры конкурса «Русский медвежонок -2014»

  • Благодарность МАОУ-СОШ №2 за помощь в оформлении районной новогодней выставки по ДПИ г. Богданович 2014 г.

  • Свидетельство МАН «ИНТЕЛЕКТ БУДУЩЕГО» координатор конкурса «Секретный код » для учащихся 1-2 классов проводимого в рамках Международного проекта «Smart planet» г. Обнинск 2014г

  • Свидетельство МУЛЬТИУРОК за публикацию «Сценарий праздника посвященный Дню 8 Марта» 2016 г.

  • Свидетельство МУЛЬТИУРОК за публикацию «Сценарий проведения праздника Арбузник 2 класс» 2016 г.

  • Сертификат МУЛЬТИУРОК о создании персонального сайта 2016 г.

  • Диплом МИОП Лидер Лауреат Международной Олимпиады в номинации : Олимпиадная работа для педагогов 2016 г.

  • Диплом ТОТАЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ победителя 3 степени Направление: Основы педагогического мастерства

  • Свидетельство VIDEOUROKI принимала участие в вебинаре «Особенности организации исследовательской деятельности учащихся» 2016

  • Грамота МКУ УО ГО Богданович за высокий уровень профессионализма и подготовке обучающихся к итоговой аттестации и высокие результаты учебной деятельности по итогам ВПР 2017 г

Так же, являюсь пользователем социальных сетей, состою в интернет сообществе «Я – учитель начальных классов», «Наша начальная школа», «Инновационное образование», «Портал для устремленных натур Совушка», «Школьные олимпиады ЦРТ «Мега Талант», «Копилка учителя начальная школа», что позволяет делиться опытом и набираться опыта с коллегами из различных городов нашей страны.

Ежедневно работаю в системе – образовательная платформа Дневник.ру, что способствует развитию интерактивной коммуникации «педагог-учащийся- родитель».





























Глава 2. Проектная часть: «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся в соответствии с ФГОС НОО»

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования процесс обучения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Этой цели можно достичь благодаря формированию УУД.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями дают возможность самостоятельного, успешного овладения новыми знаниями, умениями. Научиться работать с информацией – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником в свете новой парадигмы образования. Именно познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс преподавания в начальной школе.

Предмет исследования использование технологии развития критического мышления как средство формирования коммуникативных УУД.

Гипотеза: технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе будет способствовать формированию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.

Содержание проектной деятельности определило следующие цель и задачи:

Цель педагогического проекта: создание условий для формирования коммуникативных учебных действий, обучающихся на уроках в начальной школе через использование технологии развития критического мышления.

Задачи:

1. Изучить научную, методическую и учебную литературу, связанную с темой исследования;

2. Изучить особенности технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе;

3. Создать базу учебных занятий с использованием технологии развития критического мышления;

5. Внедрить разработанную систему в образовательный процесс;

  1. Определить инструментарий и оценочные процедуры образовательных достижений учащихся;

  2. Разработать программу наблюдения и вести мониторинг повышения коммуникативных УУД обучающихся.

8. Выполнить статистическую обработку результатов тестирования;

9. Сопоставить цель и ожидаемый результат;

10. Скорректировать дальнейшую профессионально-педагогическую деятельность.

Название этапа деятельности

Мероприятия

Сроки

Организационный

  1. Изучение методической и учебной литературы по теме исследования.

  2. Оценка возможности применения технологии развития критического мышления на уроках на уроках в начальной школе для формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.

  3. Отбор методики отслеживания результатов.

  4. Организация контрольных замеров по выявлению уровня коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.

  5. Определение содержания педагогической деятельности в формировании коммуникативных учебных действий обучающихся.

  6. Повышение квалификации по данной теме.

В течение

2017 года

Проектировочный

  1. Создание базы уроков.

  2. Разработка системы уроков на основе технологии критического мышления


В течение

2018 года

Практический

  1. Внедрение разработанной системы уроков в образовательный процесс на уроках в начальной школе

  2. Включение созданной базы в образовательный процесс на уроках в начальной школе

В течение 2019-2020 годов

Аналитический

  1. Организация анализа - сравнения прогнозируемого результата с реальными результатами по развитию коммуникативных УУД.

  2. Отслеживание результатов образовательных достижений учащихся

Установление причинно-следственных связей, обеспечивающие успех или затрудняющие педагогический процесс.

В течение 2021 года


Контрольно-коррекционный

  1. Сопоставление результатов с поставленными ранее целями и задачами.

  2. Оценка влияния использования технологии критического мышления на уроках на уроках в начальной школе для развития коммуникативных УУД.

  3. Выявление проблем и противоречий, возникших в результате образовательного процесса.

  4. Планирование деятельность на следующий межаттестационный период в зависимости от полученных результатов.

2022 год


Планируемый результат: в ходе работы над данной темой планируется развитие следующих умений у обучающихся:

-осознавать познавательную задачу;

- извлекать и понимать нужную информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;

- самостоятельно находить информацию в материалах учебников, рабочих тетрадях;

- использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;

- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.





Заключение

Анализ моей педагогической деятельности в межаттестационный период позволяет отметить позитивную динамику профессионально-педагогической деятельности:

- стабильные результаты освоения всеми обучающимися образовательных программ;

- повышение уровня качества обученности с 87,5% , до 94 %. (по литературному чтению) и с 40 %, до 50% (по русскому языку);

- повышение уровня сформированности универсальных учебных действий;

- повышение уровня активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, активизация их творческого потенциала;

- повышение уровня участия в районных мероприятиях.

Внедрение заданий по обогащению словарного запаса на уроках время приводит к развитию коммуникативной компетентности , созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности, ситуации успеха, подготовке ребят к жизни в современном мире.

При составлении аналитического отчета мною были проанализированы результаты собственной педагогической деятельности, выявлены новые перспективы, а также определены технологии, на которые я буду опираться в дальнейшей работе.















Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М., 2011г. Планируемые результаты начального общего образования . /Под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой, М., 2010г.

  2. Программа формирования УУД у обучающихся на ступени начального и общего образования [Электронный ресурс] // Федеральные Государственные образовательные стандарты. Раздел 3. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2012/09/06/programma-formirovaniya-universalnykh-uchebnykh-deystviy-u (дата обращения: 23.03.2016).

  3. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ (с изменениями вступившими в силу с 01.01.2015г.)

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009г., регистрационный номер 17785);

  5. Приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2016 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 » (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

  6. Приказ Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» от 22.09.2011 г. № 2357;

  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

  8. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ-СОШ №2.

  9. Положение «О рабочей программе учебного предмета, реализуемой в соответствии с ФГОС НОО, ООО » в МАОУ-СОШ №2

  10. Белицкая, Н.Г. школьные олимпиады. Начальная школа 2-4 классы- М.: Айлис-пресс, 2014.

  11. Бобровская Г.Н. Активизация словаря младших школьников // Начальная школа.№6 2002

  12. Быстрова Е.А. Обучеﺍниеﺍ русскому языку в школеﺍ. Учеﺍбноеﺍ пособиеﺍ. — М.: Дрофа, 2014.

  13. Григорьев  Д.В.  Внеурочная  деятельность  школьников.  Методический  конструктор:  пособие  для  учителя  [Текст]  /  Д.В.  Григорьев,  П.В.  Степанов.  —  М.:  Просвещение,  2010. —  (Стандарты  второго  поколения).

  14. Иванов С. В. Русский язык в начальной школеﺍ: новый взгляд на еﺍго изучеﺍниеﺍ. /Начальноеﺍ образованиеﺍ. - Спеﺍцвыпуск -2005

  15. Истратова  О.Н.  Практикум  по  детской  психокоррекции:  игры,  упражнения,  техники  [Текст]  /  О.Н.  Истратова.  —  Изд.  4-е.  —  Ростов  н/Д:  Феникс,  2010. 

  16. Егорова Н. С. Психологичеﺍскиеﺍ особеﺍнности развития личности младшеﺍго школьника. Харьков, 2013. 

  17. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании , И. Г. Захарова [Текст] // Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.

  18. Кюреﺍгян А. П., Рыбальчик О. А. Парадигматика и синтагматика как два аспеﺍкта изучеﺍния языковой систеﺍмы. // Актуальныеﺍ проблеﺍмы теﺍореﺍтичеﺍской и прикладной лингвистики: II Всеﺍроссийская научно-практичеﺍская конфеﺍреﺍнция: сборник статеﺍй. Пеﺍнзеﺍнский государствеﺍнный унивеﺍрситеﺍт; Меﺍжотраслеﺍвой научно-информационный цеﺍнтр; реﺍдактор: С. С. Пашковская; Т. А. Румянцеﺍва; Г. В. Вишнеﺍвская, 2015.

  19. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя\под ред А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвящение, 2013.

  20. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 

  21. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009.

  22. Методика преподавания русского языка в начальных классах /М.Р.Львов, В.Н.Горецкий Сосновская/ - М,: Издательский центр «Академия»,, О.В. 2000.

  23. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс/ Логинова О.Б., Яковлева С.Г. – М.: Просвещение, 2013.

  24. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева и др. - М.: Просвещение, 2011.

  25. Психология мышления и проблемное обучение/ Брушменский А.В. - М., 2003.

  26. Рахмутуллаева Д.Т. Изучение раздела «Лексики» в учебниках нового поколения.//Н.Ш. Каз-на № 11 – 2002

  27. Современные педагогические технологии./ Кукушкин В.С. Начальная школа. Пособие для учителя. – Ростов на Дону: изд-во «Феникс», 2011.

  28. Тюрикова С. А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности [Электронный ресурс] // Науковедение. 2014. № 3. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/135PVN314.pdf (дата обращения: 17.03.2016).

  29. Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных действий: Рабочая тетрадь. 1-4 класс/ Под ред. М.Р. Битяновой, С.Г. Яковлевой. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2012.

  30. ЧураковаHYPERLINK "http://www.alleng.ru/d/math/math26.htm" Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -3-е изд., М.: Академкнига/учебник, 2012.




20