СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитический отчет и представление своего опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Письменное представление своего опыта работы в форме аналитического отчета, где соотносятся изучаемые педагогические теории с собственной практикой, раскрываются собственные педагогические принципы и подходы к профессиональной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Аналитический отчет и представление своего опыта работы»

Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Озерская средняя общеобразовательная школа

Тальменского района Алтайского края












Аналитический отчет



участника заочного этапа краевого конкурса

«Учитель года – 2018»










Автор: Чупрына Светлана Сергеевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории




с. Озерки, 2018

Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение задач, связанных с жизнью ребенка. Цели обучения должны быть лично значимыми для детей. Вот почему в начальной школе закладывается формирование общеучебных умений, где ключевым звеном является формирование контрольно - оценочной самостоятельности.

Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений учащихся, проверка его результатов, проводимая с целью выявления уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному Стандарту. Место контроля в образовательной системе уникально, так как именно он является основным средством диагностики проблем обучения и осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями.

Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования – обеспечение выполнения требований Стандарта, одним из которых является достижение планируемых результатов: предметных, метапредметных и личностных. При реализации ФГОС я использую системно-деятельностный подход, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Отвечая тенденциям развития образования, мною была выбрана тема самообразования «Формирования универсальных учебных действий как средство повышения качества образования начального общего образования». Цели моего профессионального развития:

1) распространять успешный опыт (практику) реализации следующих компетенций:

- организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;

- объективная оценка знаний на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;

- применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка;

- взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;

- разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.



2) осваивать (развивать) следующие компетенции:

- планирование и проведение учебных занятий;

- использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка;

- формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся;

- формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе.

При разработке программы самообразования на 2015-2018 гг, я запланировала достижение следующих планируемых результатов:

  • прохождение курсов повышения квалификации.

В 2017 году успешно прошла курсы в АКИПКРО по темам: «Подготовка к введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ», «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся».

Повышение квалификации по первой теме помогло мне узнать психолого-педагогическое особенности обучающихся с задержкой психического развития и быть готовой к организации учебно-воспитательного процесса для обучающихся с ОВЗ. Тема для меня очень актуальна, так как 24% обучающихся в моем классе с ограниченными возможностями здоровья. Курсы по финансовой грамотности открывают возможность проведения занятий в начальных классах в новой области знаний.

Таким образом, повышение квалификации при прохождении курсов положительно повлияло на качество моей профессиональной деятельности. Выполняя итоговое задание, я изучала программу обучения, составляла фрагмент урока, то есть знания перевела в практические умения. А на курсах по финансовой грамотности я лично защищала работу группы. Считаю, что дальнейшее самообразование необходимо по теме Формирование УУД.

  • использование дистанционных технологий для повышения педагогического мастерства.

Происходит через участие в форумах на интернет-портале Мультиурок, добавление собственных разработок на свою страницу сайта (8 разработок) и просмотр разработок учителей. Представление собственных разработок на общественно-профессиональную экспертизу в Краевом методическом сообществе педагогов начальных классов на сайте АКИПКРО. Три разработки успешно прошли общественно-профессиональную экспертизу и внесены в банк передового педагогического общества: объединения учителей ОРКСЭ – 1 разработка, объединение учителей начальных классов – 2 разработки, объединения классных руководителей – 1 разработка. Ещё две разработки участвуют в экспертизе.

Таким образом, использование дистанционных технологий способствует повышению педагогического мастерства. Планирую размещение ещё 3 разработок уроков и 2 разработок классных часов на своей странице в сообществе и на сайте АКИПКРО.

  • положительная динамика качества знаний по преподаваемым предметам.

Прослеживается при помощи анализа диагностических работ, системного ведения мониторинга успешного овладения программным материалом. Входная диагностика показала, что уровень сформированности предметных умений на среднем уровне. Значит, можно добиться более высоких результатов.

Трудности, с которыми я столкнулась: формирование мотивации к обучению, использование и апробация специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании. Преодоление педагогических затруднений происходит несколькими путями. В работе с детьми с ОВЗ мне, как учителю начальных классов, оказывают методическую помощь логопед и психолог. Только в тесном сотрудничестве с этими специалистами возможна реализация программы сопровождения обучающихся с ОВЗ. При анализе психологической диагностики уровень учебной мотивации у обучающихся с ОВЗ повысился на 33%.

Кроме того, реализую коррекционную программу нашего образовательного учреждения. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической медико-социальной помощи в условиях образовательного учреждения. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования. консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей.

Учащиеся подтверждают свои знания при выполнении итоговых комплексных работ в конце каждого учебного года. Качество выполнения работы в динамике за последние 3 года:

- Доля школьников, освоивших программу на базовом уровне: 64 до 52%

- Доля школьников, освоивших программу на повышенном уровне 36 до 48%

Таким образом, наблюдаю позитивную динамику учебных достижений: качество знаний по предмету русский язык с 52% до 60%, математика с 65% - 72%, по предмету литературное чтение с 58% - до 65%, окружающий мир с 60% - 75%. Повышение качества знаний произошло благодаря целенаправленной работе с детьми: индивидуальная работа и дополнительные занятия с детьми с ОВЗ, опережающая работа с одаренными детьми. Конечно, большие трудности испытывают дети по русскому языку. Это связано с тем, что у 48% обучающихся моего класса наблюдаются нарушения речи (не произносят определенный звук – 24%), нарушение строения речевого аппарата (12%), поставлен диагноз дислалия (12%). Поэтому, я намерена продолжать вести и качественно улучшать коррекционную работу на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, привлекать к помощи в работе логопеда, психолога и родителей обучающихся. Результатов ВПР у моего класса нет, так как работу эту они ни разу не писали.

  • положительная динамика уровня метапредметных результатов.

Формирование универсальных учебных действий предусматривает ведение подробного мониторинга. При анализе показателей за определенные периоды, можно увидеть, какие умения у детей необходимо формировать, какие уже практически сформированы.

Трудности, с которыми я столкнулась: организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися. Для преодоления своих профессиональных затруднений я изучала научную литературу, консультировалась с коллегами, знакомилась с опытом работы учителей-стажистов, анализировала данные мониторинга.

Результаты в динамике за 3 года (высокий и повышенный уровень):

  • Доля школьников, обладающих готовностью к постановке новых учебно-познавательных задач: с 28% до 36%

  • Доля школьников, обладающих готовностью к решению новых учебно-познавательных задач: 36% до 44%

  • Доля школьников, обладающих контрольно-оценочной самостоятельностью: 48% до 68%

  • Доля школьников, обладающих готовностью, работать в кооперации с другими: 48% до 64%

  • Доля школьников, способных понять разные точки зрения, отличные от собственной, вступать в диалог: 52% до 60%

  • Доля школьников, обладающих готовностью удерживать различные позиции в общении и взаимодействии: 36% до 44%

  • Доля школьников, обладающих умением осуществлять поиск, отбор, структурирование учебной информации: 28% до 64%

  • Доля школьников, обладающих знаково-символическая грамотностью (в т. ч. моделированием, преобразованием модели и др.): 52% до 68%

  • Доля школьников, обладающих умением решать практические, учебно-познавательные задачи с применением ИКТ: 25% до 48%

Таким образом, можно сделать вывод, что при целенаправленной и планомерной работе с детьми по формированию УУД, я добилась положительной динамики уровня. Несомненно, есть трудности в формировании некоторых показателей, например, умение работать с учебной информацией. Намерена продолжать формирующую работу с обучающимися для повышения качества этого показателя.

  • повышение результативности во внеурочной работе с учащимися.

Внеурочная деятельность по предметам является логическим продолжением образовательного процесса в классе. Работа организуется с целью развития информационной, социальной, коммуникативной и других компетенций и стимулирования познавательной активности обучающихся.

Трудности, с которыми мне нужно справиться – создание условий для развития у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. Пути преодоления моих трудностей – подготовка и организация дополнительных занятий с детьми, организация и проведение предметных школьных олимпиад, научно-практических конференций, классных часов, экскурсий, работе учащихся при кафедре и участие в конкурсах различного уровня.

  1. Работа с одарёнными детьми планировалась через подготовку к

участию в Международных играх-конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Человек и природа», выполнение творческих проектов, исследовательской деятельности и представление результатов своей работы на окружной научно-практической конференции.

За пять прошедших лет процент участников в Международных играх-конкурсах увеличился с 13% до 40%. Из них ежегодно становятся победителями и призерами 33% обучающихся. Внеурочная деятельность по предметам является логическим продолжением образовательного процесса в классе. Работа организуется с целью развития информационной, социальной, коммуникативной и других компетенций и стимулирования познавательной активности обучающихся. Анализ системы моей работы по подготовке участников и призеров олимпиад, конференций, конкурсов, соревнований выявил положительную динамику, чему способствует грамотная и структурированная работа с учетом возрастных и индивидуальных способностей моих учащихся. Планирую и дальше способствовать повышению познавательной активности и учебной мотивации обучающихся, отслеживать способных детей. Работая в направлении Краеведения, я подготовила ученицу 7 класса для защиты исследовательской работы на окружном, затем районном и краевом уровнях. В ноябре моя ученица защитила свою работу на заочном этапе конкурса «Будущее Алтая». Так же с учениками начальных классах веду работу практико-ориентированного направления, обучая навыкам исследовательской работы и намерена подготовить 3 учеников для защиты работ на окружной творческой конференции «Интеллект. Поиск. Творчество»

  1. Работа с детьми «группы риска».

При первом знакомстве с учениками и их семьями, возникают определенные трудности в работе педагога: наладить контакт с родителями, посмотреть условия жизни ребенка, выяснить стиль воспитания в семье и другие. Пути решения вижу в тесном сотрудничестве с социальным педагогом, психологом. Диагностирование, консультирование родителей, детей позволяет оказывать им консультативную, коррекционную помощь в воспитании и обучении детей.

С детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, проводится большая работа: ведутся дневники наблюдений, беседы. Родители приглашаются с учащимися на совет профилактики. Комплекс мероприятий осуществляется при поддержке логопеда, психолога, социального педагога. Все мероприятия направлены на социализацию учащихся, помощь родителям в воспитании детей.

Таким образом, работая с классным коллективом, необходимо выявлять учащихся с девиантным поведением и вести с ними профилактическую работу по предупреждению пропусков по неуважительной причине, задолженностей по предметам. Необходимо изучить положение семей, чтобы выявить учащихся, которые находятся в социально опасном положении. Проблемы, с которыми мне приходится сталкиваться в том, что родители неохотно идут на контакт, не принимают помощь. В таких случаях я обращаюсь в совет профилактики, который состоит из специалистов различных областей: завуча, социального педагога, участкового, психолога и педагогов школы. Из случаев обращения за последние 3 года (5 обращений), повторное приглашение на совет профилактики получили две семьи. А в 2016 году по представлению классного руководителя два учащихся были сняты с внутришкольного учёта. Можно сделать вывод, что профилактическая работа повышает сознательное отношение родителей к воспитанию и обучению своего ребенка.

  1. Социализация обучающихся в условиях учебно-воспитательного процесса.

Организация работы дифференцированной работы с разными категориями обучающихся, способствует повышению познавательного интереса учащихся. У детей возникает желание учиться, познавать новое. Такая работа имеет важное воспитательное значение: приучает детей к выполнению своих обязанностей, поручений, поддерживает на должном уровне активность, формирует самостоятельность и ответственность. Социализация учащихся – один из важнейших, по моему мнению, факторов успешной адаптации учащихся и формирования жизнестойкости. Кроме того, проведение мероприятий по социализации детей формирует гражданскую позицию обучающихся, способствует определению в выборе профессии в будущем.

Трудности на этапе планирования социализации учащихся в том, как и где задействовать учеников, имеющих разный социальный опыт. Решением данной проблемы стало составление воспитательной системы класса на 4 года, где запланированы мероприятия, учитывающие возрастные, психологические, гендерные особенности обучающихся, отражающие требования воспитательной программы школы и программы духовно-нравственного воспитания.

Для социализации внутри класса организована система классного самоуправления. Мои ученики за последние 3 года дважды становились победителями конкурса «Лучший класс года», призёрами конкурса социальных проектов. В 2014 году 4 ученика в составе проектной команды прошли обучение на районном семинаре – практикуме в рамках очного участия в конкурсе социально-значимых проектов «Свой мир мы строим сами», реализовали и защитили свой проект «Да будет свет!» и стали победителями районного этапа конкурса «Я – гражданин», участниками краевого конкурса социально-значимых проектов «Я – гражданин», участниками Всероссийского конкурса социально-значимых проектов на сайте «Мой университет». Вовлеченность учащихся в социальное проектирование возросло с 25% до 65%. Участие в школьных и районных творческих конкурсах рисунков, поделок и стихов также способствует социализации учащихся. В динамике можно проследить увеличение количества участников творческих конкурсов за три года: от 32% до 48%. Победителями и лауреатами становились 20% участников. Профориентация учащихся проходит через классные часы, экскурсии на предприятия села, приглашения для беседы в школу предпринимателей и работников других сфер.

Мониторинг реализации воспитательной системы позволяет проследить в динамике за последние 3 года:

– Доля школьников, умеющих принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях: с 32% до 48%

– Доля школьников, освоивших социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах: с 48% до 56%

– Доля школьников, имеющих опыт участия в школьном управлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетентностей с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей: с12 % до 20%

– Доля школьников, обладающих осознанным и ответственным отношением к собственным поступкам: с 60% до 68%

– Доля школьников, осознающих ценность здорового и безопасного образа жизни: с 64% до 72%

Таким образом, социализация осуществляется в системе воспитания обучающихся по направлениям: общеучебное, интеллектуальное, спортивно-оздоровительное и духовно-нравственное. Развитие коммуникативных навыков, обучающихся реализуется через участие в социальном проектировании, оказанию посильной помощи бабушкам, тимуровской работе, проведение мероприятий для родителей, посещение сельской библиотеки и музеев села, районного поселка и г. Барнаула. Намерена продолжать работу по социализации обучающихся, в этом году 52% учащихся класса принимают участие в разработке социального проекта «Создание зоны интеллектуального развития – шахматной комнаты».

  • повышение качества самообразования.

Считаю, что самообразование педагога необходимо осуществлять в системе, по определенной программе. Такую функцию выполняет Профессиональный стандарт педагога. Изучив «Профессиональный стандарт», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 года, а также пособие «Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя начального общего образования на основе профессионального стандарта «Педагог»: методические рекомендации / сост. Н. Г. Калашникова, Е. Н. Жаркова, Т. Г. Блинова, И. Н. Стукалова. – Барнаул: КГБУ ДПО АКИПКРО, 2016 года, я заполнила лист самооценки, выявила профессиональные дефициты, и составила программу по преодолению этих дефицитов.

Трудности, с которыми я столкнулась – планирование способов преодоления профессиональных дефицитов. В этом случае мне пришлось обратиться за помощью к руководителю школьного методического объединения, которая помогла спланировать работу с целью реализации программы самообразования.

- участие в окружных и районных семинарах по диссеминации опыта работы в 2015, 2016, 2017 годах по теме самообразования;

- участие в районном психолого-педагогическом семинаре (выступления в 2014, 2015 годах);

- непрерывное участие в районном месячнике открытых уроков с 2010 года, посещение уроков коллег в школе за три года (28 уроков), в районе (5 уроков);

- участие моих разработок в районном конкурсе «Инновационных проект» (1 диплом победителя, 6 дипломов лауреата);

- участие в работе предметных комиссий, экспертных групп (районная развивающая олимпиада 2015, 2016 года), при проверке ВПР, КПР и в роли члена жюри Краевого фестиваля проектов учащихся коррекционных школ «Шаг в будущее»;

- публикации методических разработок на своей странице сайта https://multiurok.ru/chupryna/ (12 файлов за последние 3 года), в краевом педагогическом сообществе (5 разработок, 3 из них сертифицированы общественно-профессиональной экспертизой);

- участие в районном практико-ориентированном семинаре «Диссеминация опыта инклюзивного образования» - в рамках Муниципальной инновационной площадки (отрытый урок в 3 классе, демонстрирующий работу с учащимися с ОВЗ);

- участие в профессиональном конкурсе «Учитель года».

Таким образом, можно сделать выводы о том, что планируемые результаты самообразования выполняются в полном объёме через внутришкольное повышение квалификации, в рамках работы предметных МО, прохождение курсов повышения квалификации, использование дистанционных технологий при повышении квалификации, обобщении и распространении собственного опыта. Трудности, которые возникают в результате реализации программы, я буду учитывать, анализировать их причину и стараться преодолеть.

Своё профессиональное будущее я представляю так: педагог, имеющий опыт, но постоянно совершенствующий свои профессиональные навыки. Кроме того, через год планирую получить диплом о высшем образовании и, соответственно, аттестоваться на высшую квалификационную категорию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!