Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление Образования Ирбитского Муниципального образования
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Горкинская средняя общеобразовательная школа
Аналитический отчет за межаттестационный период
2010-2015 год
Составитель: Брюханова Татьяна Николаевна
учитель истории и обществознания, 1квалификационная категория
с. Горки, 2015
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Аналитическая часть……………………………………………………..6
Анализ результатов педагогической деятельности за межаттестационный период……………………………………………6
Анализ педагогических условий получения результата……………11
Анализ взаимосвязи условий и результатов, оценка эффективности деятельности, определение противоречий и проблем……………...15
Проектная часть…………………………………………………………..17
Заключение ……………………………………………………………….18
Список литературы…………………………………………………….....19
Приложения
Введение.
Мой межаттестационный период совпал со временем больших перемен в системе образования. Эти изменения нашли отражение в федеральных документах и прежде всего в Законе об образовании.
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
гуманистический характер образования;
единство федерального культурного и образовательного пространства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, сказано, что основной стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, а это фактически предполагает необходимость выработки и реализации нового, целостного подхода к общему образованию.
В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития.
Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования.
Цель политики модернизации образования в долгосрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне.
Для реализации этих целей образования на государственном и региональном уровнях предусмотрены следующие изменения:
введены новые образовательные стандарты по всем предметам, в связи с чем произошла корректировка учебных и рабочих программ в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами;
уделяется особое внимание развивающей направленности и возрастной адекватности образования, при этом развивающий эффект индивидуально ориентирован на каждого ребенка, ставит своей основной целью развитие и продвижение ребенка; в системе развивающего образования знания, умения и навыки выполняют функцию не столько самостоятельных целей, сколько средств в процессе развития ребенка.
Продолжается информатизация образовательного процесса и использование современных информационных технологий в обычном учебном процессе, не только на уроках информатики.
Образовательные программы, призваны обеспечить мобильность и гибкость образования, сохранив направленность работы на формирование гуманной и социально активной личности с развитым интеллектом и высоким уровнем коммуникативной культуры. Кроме этого обеспечить общедоступное образование, соответствующее государственным стандартам, подготовить учеников к самоопределению, осознанному и ответственному выбору профессиональной деятельности.
Ни для кого не секрет, что у современного поколения обучающихся происходит снижение интереса к самому процессу обучения. Обучение кажется трудным и скучным для детей. Это проявляется, в том числе и в низкой мотивации к изучению школьного курса истории и обществознания.
Я давно уже задумывалась над этой проблемой. Каким образом заинтересовать детей и активизировать их внимание к таким важным для социализации учебным предметам, как история и обществознание?
Общаясь с учащимися на уроках истории и обществознания, я выявила ряд проблем:
Недостаточный уровень познавательной активности ведет к снижению уровня обученности и качества знаний.
Отсутствие ориентации учебного процесса на развитие творческого потенциала личности обучающегося ведет к снижению интереса к предмету.
Проанализировав проблемы, я сделала выводы о необходимости:
Ориентирование учебного процесса на развитие личности ученика, развитие его познавательных способностей, а соответственно, познавательной активности.
Развитие индивидуальной траектории обучения каждого ученика, его творческого потенциала.
Внедрение новых современных технологий обучения, как условие самореализации обучающихся, повышения их уровня обученности и качества знаний.
Темой моей работы в межаттестационный период была: «Развитие мотивации к изучению предмета и познавательной активности школьников».
В ходе всей работы я стремлюсь к достижению следующих целей:
- создание оптимальных условий для развития и самореализации индивидуальных и творческих способностей личности школьника, ориентирование на самоорганизацию учебной деятельности;
- формирование творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми данными, способной адаптироваться к условиям жизни вне школы.
Исходя из целей, определила задачи:
Развивать познавательную активность учащихся;
Творчески относиться к учебному процессу;
Совершенствовать умение применять технологии тестовые, информационные, групповые, игровые и технологию развивающего обучения, активно использовать их в своей работе.
Планируемый результат:
Установить связь между результатами образования и условиями их получения;
Повысить уровень обученности за счет активизации познавательной деятельности;
Использовать творческий потенциал в педагогической деятельности и учебном процессе.
Цель аналитического отчета заключается в проведении самоанализа и оценке результатов собственной педагогической деятельности в межаттестационный период.
Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:
представить образовательному сообществу результаты своей педагогической деятельности за межаттестационный период в контексте основных изменений за последние 3 года;
дать оценку результатам собственной деятельности в межаттестационный период;
определить качество созданных условий в достижении результата;
определить проблемы, возникшие в ходе педагогической деятельности за межаттестационный период;
Объект анализа: собственная педагогическая деятельность.
Предмет анализа: условия направленные на развитие познавательной деятельности с учетом возрастных особенностей.
В аналитической части данного отчета представлены результаты педагогической деятельности.
2. Аналитическая часть.
2.1. Анализ результатов педагогической деятельности за межаттестационный период
Творческий подход, профессионализм, продуманность занятий, доброжелательность и одновременно требовательность к обучающимся позволяют получать хорошие результаты. За последние три года наблюдается позитивная динамика учебных достижений по истории, обществознанию, МХК и истории Урала. Хотя есть и отрицательные моменты. В 2013 – 2014 учебном году по обществознанию не успевал 1 ученик. В 2014 – 2015 году – 1 ученик.
Для решения этой проблемы стараюсь строить уроки в режиме современных образовательных технологий: проблемно-диалогической, информационно-коммуникационной. Каждый ученик включен в учебную деятельность, что способствует формированию общеучебных умений и навыков, имеет возможность проявлять познавательную активность. Обучаю учащихся самостоятельно, критически мыслить, создаю условия для формирования у них умения использовать полученные знания в новых условиях, при решении новых учебных задач. Самое главное – каждый ученик должен поверить в свои возможности, на каждом уроке почувствовать успех.
Итоговые показатели степени обученности учащихся
по истории и обществознанию за последние 3 года.
предмет | показатели | 2012-2013 | 2013-2014 | 2014-2015 |
История | Количество неуспевающих обучающихся (в %) | 0 | 0 | 0 |
Качество обученности (%учащихся, успевающих на «4» и «5») | 42,99 | 63,45 | 69,75 |
Обществознание | Количество неуспевающих | 0 | 1,2 | 1,3 |
Качество обученности | 47,32 | 71,53 | 72,33 |
МХК | Количество неуспевающих | 0 | 0 | 0 |
Качество обученности | 100 | 100 | 100 |
История Урала | Количество неуспевающих | 0 | 0 | 0 |
Качество обученности | 100 | 100 | 100 |
Динамика роста успеваемости обучающихся по истории и обществознанию

Динамика роста успеваемости обучающихся по МХК и истории Урала

Таким образом, представленные таблица и диаграммы демонстрируют высокие показатели степени обученности обучающихся по истории, обществознанию, МХК и истории Урала.
Средний балл по предметам
Предмет | Класс | Средний балл по предметам |
| 2012-2013 | 2013-2014 | 2014-2015 |
История | 5 | | 3,7 | 3,95 | 3,9 |
6 | | 3,5 | 3,7 | 3,6 |
7 | | 3,3 | 3,5 | 3,6 |
8 | | 3,8 | 3,2 | 3,8 |
9 | | 3,2 | 3,7 | 3,3 |
10 | | 3,7 | 3,8 | 4 |
11 | | | 3,9 | 4 |
Обществознание | 6 | 3,6 | | | 3,7 | 3,7 |
7 | | 3,6 | 3,7 | 3,94 |
8 | | 3,5 | 3,3 | 3,8 |
9 | | 3,3 | 3,8 | 3,3 |
10 | | 3,9 | 4 | 4 |
11 | | | 4,5 | 4 |
МХК | 10 | | 4 | 5 | 5 |
11 | | | 4,7 | 4 |
История Урала | 10 | | 4 | 4 | 4 |
11 | | | 4,5 | 4 |
Средний балл по предметам

Анализ развития мотивации на изучение предмета
Одним из значимых критериев деятельности учителя является рост мотивации к изучению предмета. Понимание значимости высокой, устойчивой мотивации к изучению предмета для успешности освоения общеобразовательной программы по истории и обществознанию побудило меня выстроить систему диагностики достижений учащихся. На протяжении нескольких лет осуществляю мониторинг учебных достижений обучающихся.
Цель: изучение динамики результатов учащихся по истории и обществознанию. Выявление и ликвидация пробелов в усвоении учебных тем.
После проведения мониторинга (см. Приложение № 1) пытаюсь выстроить работу на уроке с учётом выявленных дефицитов. Совместно с обучающимися разбираю трудные вопросы, организую индивидуальные консультации, создаю ситуацию успеха на уроке.
За последние три года наметился рост мотивации к изучению предмета. Показателями роста являются:
- Положительная динамика уровня качества обучения.
- Положительная динамика количества учащихся – участников олимпиад по предмету.
- Положительная динамика количества учащихся, принимающих участие в творческих конкурсах
Динамика роста количества учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах.
Учебный год | Школьный уровень | Муниципальный уровень |
2013-2014 | История – 4 Обществознание – 6 | |
2014-2015 | История – 8 Обществознание – 8 | |
2015-2016 | История – 9 Обществознание – 9 | 1 |
Таким образом, у большинства учащихся сформирован устойчивый учебно-познавательный интерес, есть учащиеся с более высоким познавательным интересом, когда проявляется выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремление получить дополнительные знания по предмету
Анализ результатов внеурочной деятельности учащихся
Обучающиеся стремятся проявить свои творческие способности, стали более активно принимая участие в интеллектуальных конкурсах различного уровня.
Учебный год | Олимпиады и конкурсы | Уровень | Достижения Фамилия, имя ученика, класс |
2011 | НПК, проект «Первые государства». | Школьный Муниципальный | Брюханов Константин, 5 кл., 1 место. Брюханов Константин, 5 кл., участие. |
2012 | НПК, проект «Образование Древнерусского государства». | Школьный | Брюханов Константин, 6 кл., участие. |
2012 | Конкурс рисунков и плакатов «Мы за будущее без экстремизма» в рамках программы «Лики многонационального Урала». | Муниципальный | Лазукова Ксения, 11 кл., 1 место |
2013 | Литературно-краеведческий районный конкурс «Жизнь леса и судьбы людей». | Муниципальный | учащиеся 9 класса, 1 место |
2014 | Конкурсе «Семейные ценности». | Муниципальный | Емельянова Екатерина и Анохина Наталья, 10 кл., 3 место |
2014 | Литературно-творческий конкурс «Серебряное пёрышко» | Муниципальный | Фоминцева Анастасия, 10 кл., участие. |
2014 | Конкурс школьных проектов, посвящённом 20-летию Конституции Российской Федерации. Конкурс сочинений «Конституция РФ: права и обязанности граждан Российской Федерации». | Межтерриториальный Межтерриториальный | Анохина Анастасия, 11 кл., участие. Брюханов Константин, 7 кл., участие. |
2014 | Интернет-олимпиада по избирательному праву «Выбор за нами!» | Межтерриториальный | Фоминцева Анастасия, 11 кл., участие. Брюханов Константин, 8 кл., 1 место. |
2015 | Литературно-творческий конкурс «Серебряное пёрышко» | Муниципальный | Емельянова Екатерина, 11 кл., Брюханова Любовь, 5 кл., участие. |
2015 | «Город мастеров» | Муниципальный | Брюханова Любовь, 5 кл., участие. |
2015 | Экологическая викторина «Экотурнир». | Муниципальный | Брюханова Любовь, 5 кл., 2 место. |
2015 | Интеллектуальный конкурс «…Победу назовут они Уралом!» | Областной | Брюханов Константин, 8 кл., участие |
2015 | 1.Олимпиада по истории от «ФГОС тест». 2.Викторина «Знаменитые полководцы» | Всероссийский Всероссийский | Дружинин Максим, 8 кл., 1 место по РФ и региону. Озорнина Ксения, 8 кл., 1 место по РФ и региону. Дружинин Максим, 8кл., 2 место по РФ и по региону. Анохина Татьяна, 8 кл., 6 место по РФ и 4 по региону. |
2015 | Интернет-олимпиада по избирательному праву «Выбор за нами!» | Межтерриториальный | Брюханов Константин, 9 кл., 1 место. |
Динамика результатов внеурочной деятельности учащихся

Из приведённой таблицы и диаграммы видно, что за последние два года произошла активизация внеурочной деятельности обучающихся. Позитивной динамике способствовало повышение интереса к предмету, мотивация со стороны учителя, проведение индивидуальных консультаций.
2.2. Анализ педагогических условий получения результата
Главная задача школы сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний «на всю жизнь», а сформировать у него умение учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе активного и сознательного присвоения нового социального опыта.
Для успешной педагогической деятельности и повышения качества образовательных услуг, развиваю свою профессиональную компетентность, для соответствия требованиям, предъявляемым к современному учителю: изучаю и внедряю в практику преподавания эффективные педагогические технологии. Использую достижения науки и техники (интерактивная доска, компьютерные программы, сеть Интернет). Повышаю уровень коммуникативных и организаторских способностей для построения эффективной модели урока и системы взаимодействия «учитель – ученик».
Диагностика учебных достижений.
Для осуществления диагностики и отслеживания результативности использования современных образовательных технологий использую следующие методы:
- наблюдение с целью оценки уровня сформированности компонентов учебной деятельности (развитие общеучебных умений школьника происходит по мере становления ученика как субъекта учебной деятельности; о высоком уровне сформированности учебной деятельности можно говорить в случае осознанного и самостоятельного осуществления школьником ее компонентов);
- проведение контрольных и проверочных работ с целью определения уровня сформированности у учащихся предметных знаний, умений и навыков. (см. Приложение № 2)
Принципы построения методической системы:
В своей работе стараюсь использовать различные приёмы и способы формирования логического мышления учащихся:
- сравнение;
- рассуждение;
- умение выделить причинно-следственные связи;
- обобщение и формулировка выводов.
Работу на уроке стараюсь строить, опираясь на деятельностный подход, применяю:
- работу с учебником, дополнительной литературой, средствами массовой информации, что позволяет учащимся учиться находить необходимую информацию и применять её как на уроке, так и во внеурочной деятельности; - проблемное изложение, которое помогает при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, а так же при подготовке к творческим работам;
- поисковую и исследовательскую работу с привлечением Интернет- ресурсов.
Создаю доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия и условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности.
С целью оптимизации психологической и физической нагрузки для укрепления здоровья детей пытаюсь подходить индивидуально к каждому ребенку, с учетом его интересов и возможностей, опираясь на программы инклюзивного образования.
Обеспечение непрерывности собственного профессионального образования.
Считаю, что первым условием для успешного формирования познавательной активности и универсальных учебных действий учащихся является педагогическая компетентность учителя.
Как научиться самому ставить цели, планировать деятельность, прогнозировать результат, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность? И самое главное, как убедить себя в необходимости снова и снова возвращаться к осознанию, пониманию и оцениванию собственного педагогического опыта? Несомненно, этому можно научиться только при взаимодействии с коллегами: быть готовым к восприятию инновационного опыта, понимать необходимость самообразования и самосовершенствования, быть способным сотрудничать с коллегами, делясь своим опытом и перенимая опыт других учителей. Я являюсь постоянным участником районных методических объединений. Неоднократно разрабатывала олимпиадные задания по истории и обществознанию для разных классов. Ежегодно являюсь членом комиссии по проверке олимпиадных работ на муниципальном уровне по истории и обществознанию. В 2014 году выступала на РМО по теме «Внедрение ФГОС. Из опыта работы по дополнительному образованию». Периодически представляю педагогическому сообществу открытые уроки, на разном уровне.
Участвую в профессиональных конкурсах, семинарах, научно-практических конференциях, что тоже имеет огромное значение для повышения педагогической компетентности
Повышение квалификации (см. Приложение № 3)
Наименование учреждения | Форма повышения квалификации | Наименование образовательной программы | Год прохождения курсовой подготовки | Регистрационный номер свидетельства |
НОУ ДПО «Институт информационных технологий «АйТи». | Лекции, семинары, практические занятия, дистанционное обучение 108 часов | «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по отечественной истории и обществознанию» | 2012 | 0028022 |
ГБОУ ДПО СО «Институт развития образования» | Лекции, практические занятия, дистанционное обучение 108 часов | «ФГОС ОО, идеология, содержание, технология введения» | 2013 | 4247-а |
ГБОУ СПО СО «Камышловский педагогический колледж». | Лекции, практические занятия 72 часа | «Основы коррекционно-педагогической деятельности с детьми, имеющими отклонения в развитии» | 2014 | 2183 |
| Лекции, практические занятия 40 часов | «Преподавание истории в соответствии с Концепцией нового УМК по отечественной истории» | 2015 | 24174 |
Участие в научно-практических конференциях и семинарах.
Учебный год | Мероприятие | Результат |
2010 – 2011 | НППК «Новый педагог – новой школе» тема: «Реализация системы деятельности в образовательном процессе». | Сертификат участника |
2013 – 2014 | НППК «Традиции и новации» тема: «Влияние дополнительного образования на изучение истории и обществознания». | Сертификат участника |
2013 – 2014 2014 – 2015 | Общероссийский проект «Школа цифрового века». | Диплом Диплом |
2014 – 2015 | Учебно-практический семинар «Особенности организации учебного процесса по истории и обществознанию в условиях внедрения ФГОС ООО» | Сертификат участника |
2015 | Региональный этап V Всероссийского конкурса Работников образования Свердловской области «Воспитать человека» Номинация: «Ценности, которым нет цены» Конкурсная работа «Какое счастье, воспитать человека!» | |
Общественное признание профессиональных достижений.
Школьный уровень:
2011 год – Благодарность за участие в районной педагогической НПК;
2011 год – Благодарность за проведение предметной недели в 2010 – 2011 учебном году;
2013 год – Благодарность за предоставление результатов работы образовательного учреждения во время государственной аккредитации в 2012 – 2013 учебном году;
2013 год – Благодарность за организацию внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО в 2012 – 2013 учебном году;
2013 год – Благодарность за привитие интереса к истории и обществознанию через проведение открытых мероприятий в 2012 – 2013 учебном году;
2014 год – Благодарность за участие в районной педагогической НПК;
Муниципальный уровень:
2012 год – Благодарность (ЦВР) за подготовку учащихся к муниципальному конкурсу рисунков и плакатов «Мы за будущее без экстремизма», в рамках программы «Лики многонационального Урала»;
2015 год – Почётная грамота (Управление образования) за результативный добросовестный труд и в связи со 130-летним юбилеем МКОУ Горкинской СОШ;
2015 год – Благодарность (ЦВР) за подготовку участников литературно-творческого конкурса «Серебряное пёрышко».
2.3. Анализ взаимосвязи условий и результатов, оценка эффективности деятельности, определение противоречий
Проанализировав собственные результаты и условия их достижения в межаттестационный период, я выявила положительные факторы в собственной деятельности, отметила рост своего профессионализма, верный выбор создаваемых мною условий в образовательном процессе.
Однако я не могу не отметить ряд проблем, которые наметились в моей деятельности. В 2015 году введен Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
При введении стандарта должна быть организована широкая разъяснительная работа среди родительской общественности и обучающихся о целях и задачах стандарта, его актуальности для системы образования. В связи с этим возникают противоречия:
Между необходимостью согласования запроса участников образовательного процесса при реализации государственного образовательного стандарта второго поколения и несовершенством используемых форм, методов обучения и воспитания, обеспечивающих это взаимодействие.
Между необходимостью перехода на государственные стандарты второго поколения и несовершенством имеющихся диагностических материалов.
Из данных противоречий вытекает проблема:
Для решения указанной выше проблемы, необходимо в следующий межаттестационный период реализовать следующую цель:
Реализации этой цели поможет решение следующих задач:
Овладеть необходимыми знаниями для грамотного введения новых стандартов.
Разработать программу собственной педагогической деятельности, направленную на овладение технологии оценки учебных достижений учащихся при переходе на новые стандарты.
В 2014 – 2015 учебном году в качестве темы самообразования я уже работала в этом направлении. За прошедший период прошла курсы повышения квалификации по образовательной программе «Федеральный государственный стандарт общего образования: идеология, содержание, технологии введения» (подготовка учителей основной школы к введению ФГОС). Изучила ФГОС основного общего образования, Примерную образовательную программу, Примерные программы по истории и обществознанию для 5 класса и на основании изученной нормативной базы составила рабочую программу по истории, обществознанию и основам духовно-нравственной культуры народов России, планирование по учебным предметам. Далее планирую продолжить работу в рамках основной школы.
Проектная часть
Данная часть аналитического отчета органично вытекает из поставленной мной цели на следующий межаттестационный период, обозначенной в заключение аналитической части.
Для реализации этого я продумала проект, в который включила только основную часть поставленной цели, тема которого звучит: «Внедрение ФГОС по истории и обществознанию в основной школе».
Цель: создание условий для повышения качества образования при внедрении ФГОС ОО.
Задачи:
Организовать методическое сопровождение
преподавания истории и обществознания в соответствии с ФГОС ООО.
освоения технологии развивающего и коррекционного обучения в рамках инклюзивного образования.
Направления деятельности:
Подготовительный этап.
Продолжить самообразование в области апробирования новых Стандартов.
Оптимизация рабочей программы педагога в соответствии со стандартами второго поколения, а так же коррекционных программ.
Организационно-содержательный этап.
Совершенствование системы мониторинга педагога за достижениями учащихся в соответствии с ФГОС ООО:
- разработка системы творческих работ;
- исследовательская деятельность учащихся;
- проверочные работы для коррекционных классов.
Аналитический этап.
Аналитическое описание промежуточных этапов реализации данного проекта.
Реализация стандартов второго поколения на новой ступени обучения.
Внедрение инклюзивного образования.
Планируемый результат.
Апробировать в своей деятельности стандарты второго поколения.
Разработать и апробировать новый пакет измерительных материалов для проверки учебных достижений обучающихся.
Скорректировать рабочую программу педагога в соответствии с ФГОС на всю ступень.
Совершенствовать систему мониторинга педагога за достижениями обучающихся.
Создать аналитические материалы промежуточных этапов проекта.
4.Заключение.
В заключение своего аналитического отчета за 2010 – 2015 годы могу сделать вывод о том, что моя педагогическая деятельности в истекший межаттестационный период была достаточно эффективной.
Я еще раз убедилась в том, что выбрав разные педагогические технологии обучения, одним из принципов которой является развитие познавательной активности учащихся в учебное и не учебное время, я стою на правильном пути.
Результат моей работы и работы моих учеников дают стимул для дальнейшей творческой деятельности меня как учителя.
Надеюсь, что и следующий межаттестационный период у меня будет проходить, не менее успешно, так как только у успешного учителя могут быть успешные ученики, способные социализироваться в современном мире.
5.Список литературы.
Источники:
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы
Федеральная программа развития образования на 2013-2015г.
Образовательная программа МКОУ Горкинская СОШ.
Литература:
Байкова Л.А., Гребенкова Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие, – 3-е издание, исправленное и дополненное – М: Педагогическое общество России, 2001.
Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М., 2001.
19