АНАЛИЗ АВТОРСКИХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
«ДЕТСТВО»
«Программа воспитания и обучения в детском саду»
под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
«КРАСОТА - РАДОСТЬ – ТВОРЧЕСТВО
Авторы
Авторский коллектив кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена:
Руководители авторского коллектива — кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор А. Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, профессор 3. А. Михайлова
Авторы. О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, А. М. Вербенец, А. Г. Гогоберидзе, Т. С. Грядкина, В. А. Деркунская, Т.А.Ивченко, М.В.Крулехт, Н. А. Курочкина, 3. А. Михайлова, Н. О. Никонова, JI. К. Ничипоренко, Н. А. Ноткина, М. Н. Полякова, Л. С. Римашевская, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова.
Структура программы
В основной части представлено содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно- речевому и художественно-эстетическому.
В дополнительной части представлены программы, которые расширяют и углубляют основное образовательное содержание и позволяют удовлетворить разнообразные образовательные потребности современной семьи и избирательные интересы дошкольников, реализовать развивающий потенциал регионального компонента.
Цель программы
Обеспечение всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного – через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду.
Задачи, решаемые на занятиях
Систематизация, углубление, обобщение личного опыта ребенка: освоение новых, сложных способов познавательной деятельности; осознание связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога.
Принципы построения содержания
Принцип развивающего образования,
принципы научной обоснованности и практической применимости,
принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования,
комплексно-тематический принцип,
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей.
Предполагаемый возраст
Дети 3-7 лет (три психологических возраста).
Направления деятельности учащихся на занятиях:
Игровое,
коммуникативное,
трудовое,
познавательно-исследовательское,
продуктивное,
музыкально-художественное,
чтение
Методы обучения
Наблюдения,
экскурсии,
элементарные опыты,
экспериментирование,
игровые проблемные ситуации,
инсценировки с игрушками,
общение и совместная деятельность с воспитателем,
образные игры-имитации,
хороводные, театрализованные игры,
рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций,
дидактические игры,
сюжетно-ролевые игры.
Формы организации обучения
Игра,
общение со взрослыми и сверстниками,
экспериментирование,
предметная деятельность,
изобразительная,
художественно-театральная деятельность,
детский труд.
Знания и умения, формируемые у детей
Уровень программы
Комплексная (общеразвивающая) программа
«Программа воспитания и обучения в детском саду»
под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
Авторы
А. В. Антонова, доктор педагогических наук; И. А. Лрапова-Пискарева; Н.Е. Веракса, доктор психологических наук; В, В. Гербова, кандидат педагогических наук; О. В. Дыбина, доктор педагогических наук; М.Б. Зацепина, кандидат педагогических наук; Т. С. Комарова, доктор педагогических наук; В.Я.Лысова, кандидат педагогических наук; Г.М. Лямина, кандидат педагогических наук; О. А. Соломенникова, кандидат педагогических наук; Э. Я. Степаненкова, кандидат педагогических наук; С. Н. Теплюк, кандидат педагогических наук.
Структура программы
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей:
• ранний возраст - от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста);
• младший дошкольный возраст - от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы);
• средний возраст- от 4 до 5 лет (средняя группа);
• старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностей психического и физического развития детей, определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей, предусмотрено формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни.
В программе разработано содержание детских праздников, развлечений и досугов. Определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года пребывания в дошкольном учреждении.
Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе.
Цель программы
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Задачи, решаемые на занятиях
Охрана жизни и укрепление здоровья ребенка,
воспитание положительных нравственно-волевых качеств,
развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности
развитие элементарных экологических представлений,
формирование у ребенка целостной картины окружающего мира,
формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении, о макросоциальной среде,
формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных и сезонных изменениях,
развитие устной речи,
формирование элементарных математических представлений,
формирование навыков культурного поведения,
воспитание навыков элементарной трудовой деятельности,
формирование позитивного отношения к миру,
развитие интереса к различным видам искусства,
воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;
развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации, художественно-речевой и музыкально-художественной деятельностях;
обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков и умений в разных видах художественной деятельности;
развитие сенсорных способностей: восприятия, чувства цвета, ритма, композиции.
Принципы построения содержания
Принцип развивающего обучения,
энциклопедичность формируемых у ребенка представлений и знаний (обо всем, что его окружает),
принцип культуросообразности,
воспитательная ценность знаний.
Предполагаемый возраст
от рождения до 7 лет.
Направления деятельности учащихся на занятиях
Методы обучения
наглядно-практические методы,
предметно-поисковые методы обучения,
детское экспериментирование,
самостоятельное открытие ребенком некоторых закономерностей.
Формы организации обучения
Знания и умения, формируемые у детей
Двигательные,
умение сравнивать и обобщать, строить логические цепочки, выявлять причинно-следственные связи,
речевые,
математические,
музыкальные, ритмические,
изобразительные,
простые трудовые навыки,
умение вести себя в обществе, правильно себя позиционировать.
Уровень программы
Комплексная (общеразвивающая)
ПРОГРАММА «КРАСОТА - РАДОСТЬ – ТВОРЧЕСТВО
Авторы программы
А.В.Антонова, Т.С.Комарова, Зацепина М.Б.
Структура программы
Содержание программы реализуется в следующих разделах:
искусство в жизни ребенка;
эстетическая развивающая среда;
красота природы;
знакомство с архитектурой;
литература;
изобразительная деятельность;
музыкальная деятельность;
досуг и творчество;
творчество.
Эти разделы разбиты на части, соответственно каждому году жизни ребенка.
Цель программы
Осуществление целенаправленного эстетического воспитания, которое обеспечивает полноценное психическое развитие, развитие таких процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни (и искусства) и отражение ее в разнообразной художественно-творческой деятельности.
Задачи, решаемые на занятиях
Формирование у ребенка чувства восхищения и радости через восприятие окружающего мира,
Формирование умений детей передать и запечатлеть явления и предметы через свое творчество,
развитие устной речи,
формирование навыков культурного поведения,
развитие интереса к различным видам искусства,
воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;
обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков и умений в разных видах художественной деятельности;
Принципы построения содержания
принцип народности,
принцип культуросообразности,
комплексного использования видов искусств (музыкального, изобразительного, театрального, литературы и архитектуры),
взаимосвязи эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным,
принцип индивидуального подхода (личностно ориентированный подход),
преемственности в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Предполагаемый возраст
С 2 до 6 лет
Направления деятельности учащихся на занятиях
Игровая,
познавательная,
знакомство с произведениями искусства (музыкальными, художественными, архитектурными и пр.),
выполнение творческих заданий,
двигательная (музыкально-ритмическая),
хоровое исполнительство,
игра на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах.
Методы обучения
Формы организации обучения
сюжетно-ролевые и дидактические игры,
специальные занятия,
чтение,
прогулки и экскурсии,
хоровое исполнительство,
общение с воспитателем,
игра на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах,
самостоятельная художественная деятельность,
развлечения, праздники.
Знания и умения, формируемые у детей
знания, умения и способы музыкальной деятельности, обеспечивающие базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания,
умения использовать полученные знания и навыки в быту и на досуге,
умение слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы; узнает ее характерные образы,
умение определять, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных инструментов оно исполняется,
умение выразить свои впечатления от музыки в движении или рисунке,
умение петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально;
умение игры на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах
умение выполнять мазки гуашью, проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии, рисовать фломастером, а после и гуашью, к 3 годам: умение рисовать замыкающиеся фигуры – овал, круг, абстракции (но это ближе к 3 годам).
в старшей группе: умение рисовать животных и людей, соблюдая пропорции частей тела и др.
Уровень программы
Специализированная программа
Выводы:
Положительным моментом программы «Детство» является то, что в ней реализуется подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста. Органичное вхождение ребенка в современный мир обеспечивается в программе широким взаимодействием дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом.
Программа «Детство» представляет собой единый программно-методический комплекс, Программа «Детство» определяет содержание и организацию образовательного процесса для дошкольников и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Благодаря ознакомлению детей с миром людей и отношений, с доступными для их понимания переживаниями и проблемами людей (взрослых и сверстников), с их поступками, эмоциональными состояниями, у детей начинают формироваться понятия о гуманном и негуманном поведении, они учатся сострадать человеку, животным и растениям.
Интеграция эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.
Программа способствует развитию познавательной активности дошкольников, их любознательности, развитию их умственных способностей и речи, пробуждает творческую активность детей, стимулирует воображение.
Программа ориентирует на активное освоение разнообразных деятельностных умений (игровых, коммуникативных, художественно-изобразительных, трудовых), на многообразие проявлений детского творчества в играх, ручном труде, конструировании, изобразительной и музыкальной деятельности, а также в математической, природоведческой, речевой сферах.
Программа предусматривает валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления.
Программа «Детство» соответствует принципу развивающего образования, критериям полноты, необходимости и достаточности.
Это комплексная образовательная программа. Ее использование требует от педагога развитой педагогической рефлексии, способности строить педагогический процесс по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребенком на основе педагогической диагностики. Каждый ребенок развивается в своем темпе, задача воспитателя — бережно относиться к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста.
Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны. В программе уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества, народным хороводным играм, музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству России. Одновременно программа предполагает воспитание уважения к другим народам, интерес к мировому сообществу
Но создается впечатление, что программа предлагает перенасыщенное образовательное содержание. Вряд ли возможно неформально и в полном объеме выполнить задачи, поставленные авторами программы. Ведь уровень развития детей в группе может быть очень различным, интересы и предпочтения их тоже могут очень сильно отличаться. И хотя в программе заложено развитие каждого ребенка в своем темпе, и задача воспитателя отслеживать личностный рост каждого ребенка и влиять на его столь многогранное развитие, представляется формальной.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой основывается на принципе развивающего обучения. Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры, возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
В программе раскрыты закономерности и особенности развития малышей от рождения до 2 лет. В силу возрастной специфики программы для первой и второй групп раннего возраста структурно иные, чем программы для дошкольных групп.
Ведущие цели программы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
В программе провозглашаются приоритеты:
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка,
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам,
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности,
творческая организация процесса воспитания и обучения,
вариативность использования образовательного материала,
уважительное отношение к результатам детского творчества,
• координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи,
В программе определены пути решения задач нравственного воспитания.
В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности детей, задачи, которые решаются в процессе детского труда.
Литературный материал программы подобран таким образом, чтобы обеспечить развитие художественно-творческих способностей детей, эстетического вкуса, культуры восприятия литературных произведений.
Художественно-эстетическое воспитание в программе реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности.
Досуговая деятельность в программе рассматривается как приоритетное направление организации творческой деятельности ребенка. В организации досуговой деятельности принимают участие не только музыкальный руководитель, но и воспитатели, старший воспитатель, другие сотрудники и родители.
Программа интересная, цели и задачи представляются реальными. Провозглашение координации подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи имеет свои плюсы и минусы. Дети из благополучных семей с заинтересованными родителями получают несомненные преимущества перед детьми, которым в семье не может быть оказана достаточная поддержка.
Кроме того, реализация программы зависит от того, насколько креативны и самоотверженны воспитатели и другие сотрудники ДОУ.
Программа «Красота – радость – творчество» - специализированная; она направлена осуществление целенаправленного эстетического воспитания дошкольников.
Содержание программы реализуется в разделах: искусство в жизни ребенка, эстетическая развивающая среда, красота природы, знакомство с архитектурой, литература, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность, досуг и творчество и творчество.
Разделы разбиты на части, соответственно каждому году жизни ребенка.
Цель программы достигается через решение задач, осуществляемых на занятиях. Задачи прописаны довольно детально. Но решение некоторых вызывает сомнение: научить определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях — интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы; овладеть различными способами игры на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах: будет уметь играть в ударном оркестре, воспроизводить общий характер музыкального произведения, его тембровые и динамические окраски, а также ритм. Несомненно, дети музыкально одаренные при правильно организованном обучении и воспитании могут достичь этих целей, но, если речь идет о массовом ДОУ, то решение этих задач вызывает сомнение.
В целом, программа интересная и полезная.
Все три программы при условии наличия квалифицированных кадров, хорошей материально-технической базы, заинтересованности родителей могут реализовываться в нашей республике в полном или усеченном объеме. Все программы составлены высококвалифицированными педагогами и прошли многолетнюю апробацию.