Анализ деятельности
районного методического объединения
воспитателей средних групп
2020-2021 уч. г.
Руководитель РМО – Васильева В.Ф., старший воспитатель МДОУ
№ 163
2. Число членов РМО:
- на начало учебного года – 44;
- на конец учебного года – 44.
3. Проблема, над которой работало РМО в течение учебного года
«Современные подходы к организации работы по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ГОС ДО»
Цель: Создание условий способствующих повышению профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в условиях реализации ГОС ДО, повышение уровня компетентности педагогов по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста.
Основными задачами методического объединения являлись:
1.Продолжать работу по повышению профессиональной компетентности педагогических работников для обеспечения эффективности и качества дошкольного образования.
2. Способствовать освоению инновационных образовательных технологий педагогической деятельности, способствующих повышению эффективности и качества воспитательно-образовательного процесса.
3. Формировать творческий потенциал личности педагогов через активное участие в РМО, мероприятиях различного уровня, самообразовательной деятельности и трансляции педагогического опыта.
4. Оказание методической и практической помощи педагогам.
5. Мотивировать формирование банка методических материалов педагогического опыта деятельности педагогов, способствующего эффективной реализации процесса образования и воспитания дошкольников на современном этапе.
Формы организации работы: доклады, презентации, представление опыта работы, мастер-классы, деловые игры, открытые ООД.
Работа методического объединения в 2020 – 2021 учебном году планировалась в соответствии с планом. Были определены направления работы по обобщению опыта работы и оказанию целенаправленной методической помощи педагогам МДОУ по вопросам модернизации воспитательно – образовательного процесса в соответствии с ГОС ДО.
Содержание методической работы районного методического объединения во многом определяется особенностями образовательной ситуации, в которой разворачивается профессиональная деятельность педагогов по уровням их квалификации.
С этой целью был проанализирован качественный состав педагогических работников, их запросы и потребности. Число педагогов в средних группах:
Общее число педагогов | Высшее образование | % | Среднее профессиональное образование | % |
44 | 23 | 53 | 21 | 47 |
Анализ приведенных в таблице данных позволяет сделать вывод о том, что большая часть педагогов МДОУ имеют высшее профессиональное образование 53%.
Число педагогов по стажу педагогической деятельности
В 2020-2021 году в дошкольных образовательных учреждениях района количество воспитателей средних групп по стажу педагогической деятельности составляет:
Стаж работы | Количество воспитателей | % |
до 5 лет | 6 | 17 |
от 5 до 10 лет | 7 | 16 |
от 10 до 20 лет | 11 | 25 |
свыше 20 лет | 19 | 42 |
Квалификационная категория
Квалификационная категория | Количество воспитателей | % |
Высшая | 5 | 12 |
I категория | 8 | 18 |
II категория | 7 | 16 |
9-й тарифный разряд | 21 | 47 |
Не аттестовались | 3 | 7 |
Анализ данных позволяет сделать вывод о том, что большая часть педагогов имеет стаж работы свыше 20 лет (42%), 9 тарифный разряд – 21 педагог (47%).
Рост профессионального мастерства воспитателей осуществляется через вовлечение их в систему повышения квалификации на различных уровнях и в различных формах (деятельность районных методических объединениях, самообразование).
В течение 2020-2021 учебного года было проведено три заседания методического объединения воспитателей средних групп, которые были проведены на достаточно хорошем рабочем уровне.
№ п/п | Тема методического объединения | Место и время проведения |
1 | Тема: «Использование игровых технологий на занятиях по ФЭМП» 1.Ознакомление с планом работы МО на 2020-2021 учебный год. 2. Развитие математических представлений у дошкольников – одно из направлений ОО «Познавательное развитие» 3.Просмотр организованной образовательной деятельности по ФЭМП с использованием игровых технологий «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди» 4. Обсуждение и обмен мнениями. 5.Использование речевого материала по математике на занятиях по ФЭМП и вне занятий. 6.Использование игровых технологий при обучении дошкольников математике. 7.Презентация дидактических игр по ФЭМП. 8. Разработка методических рекомендаций родителям по математическому развитию детей в условиях семьи. | 20.10.2020 года, МДОУ «Ясли-сад № 249 г. Донецка» |
2 | Тема: «Современные подходы к организации работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ГОС ДО» 1.Регистрация участников. 2.Современные подходы к организации работы по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ГОС ДО 3.Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Вода- путешественница». 4.Дискуссия «Обмен мнениями». 5.Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей среднего возраста. 6.Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через совместную проектную деятельность взрослых и детей. 7.Мастер-класс « Развитие познавательной активности детей через игры – экспериментирование» | 15.01.2021 года, МДОУ «Ясли-сад № 165 г. Донецка» |
3 | Тема: «Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности» 1.Регистрация участников. Сообщение темы, цели методического объединения 2.Просмотр организованной деятельности по познавательному развитию «Экскурсия в заколдованный лес» 3.Дискуссия «Обмен мнениями». 4.Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности. 5.Использование информационно – коммуникативных технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста. 6.Сюжетно-ролевая игра, как средство познавательного развития детей среднего дошкольного возраста. 7.Презентация методического пособия лэпбук «Я И ПРИРОДА». 8.Развитие познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с окружающей природой. 9.Подведение итогов МО. 10.Рефлексия «Все у меня в руках» | 06.04.2021 года, МДОУ «Ясли-сад № 76 г. Донецка» |
Каждое заседание РМО включало 2 части: теоретическую и практическую. Формы проведения заседаний были разнообразны: просмотр открытой образовательной деятельности, презентации опыта работы, выступления и сообщения, знакомство с новинками литературы, играми, пособиями. Вся работа проводилась в соответствии с планом. Заседания МО тщательно готовились и продумывались. Выступления готовились как на теории, так и на практических результатах, что позволяло делать определенные выводы и обобщения.
Деятельность районного методического объединения воспитателей средних групп имела практическую направленность. В течение года систематически проводилась научно-методическая работа по изучению методических писем, рекомендаций, что способствовало профессиональному росту педагогов. Практическая часть предполагала проведение образовательной деятельности с последующим самоанализом, проведение мастер-классов, практикумов. Высоким методическим уровнем, практической направленностью и актуальностью отличались проведённые мастер-классы и выступления воспитателей:
Сообщения из опыта работы «Использование речевого материала по математике на организованной деятельности по ФЭМП и в режимных моментах», «Использование игровых технологий при обучении дошкольников математике», «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей среднего возраста», «Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через совместную проектную деятельность взрослых и детей», «Использование информационно – коммуникативных технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста», «Сюжетно-ролевая игра, как средство познавательного развития детей среднего дошкольного возраста», «Развитие познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с окружающей природой». Все выступления сопровождались показом презентаций.
Старший воспитатель МДОУ «Ясли-сад № 165 г. Донецка» Марченко Ю.А. представила присутствующим мастер-класс «Развитие познавательной активности детей через игры – экспериментирование». Цель проведения мастер-класса – повышение уровня профессионального мастерства педагогов в развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
В ходе проведения мастер-класса педагог показала присутствующим, как можно использовать игры и опыты в экспериментальной деятельности детей, развивала познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми, формировала у участников мастер – класса мотивацию на использование игр в воспитательно – образовательном процессе.
Также присутствующим был представлен видеофрагмент организации экспериментальной деятельности в рамках проекта «Сбережем воду Донбасса».
Воспитатель МДОУ «Ясли-сад № 76 г. Донецка» Колотченко Н.В. презентовала присутствующим методическое пособие лэпбук «Я И ПРИРОДА» Цель создания пособия: знакомство детей с природой нашего края, с разнообразием флоры и фауны, формирование у детей осознанно-правильного отношения к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
Задачи лепбука:
- расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире нашего края;
- воспитывать любовь к природе, восприятие её красоты и многообразия;
-развивать у детей любознательность, познавательную активность, коммуникативные навыки;
- воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу.
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности; свободное общение и перемещение детей во время деятельности; открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Лэпбук отвечает требованиям к предметно-развивающей среде:
- информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
- обладает дидактическими свойствами;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Одним из плюсов применения лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука, над которым работают дети, дает им возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы.
Таким образом, лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания по экологии, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться.
Рефлексии «Букет настроения», «Все у меня в руках».
Отличительной особенностью представленных материалов была их практическая направленность. Воспитатели могли познакомиться с опытом работы своих коллег и затем использовать его в своей практике. На каждом заседании рассматривались теоретические вопросы. Выступления педагогов в процессе работы МО носили содержательный, конкретный характер. Готовясь к обсуждению определенной темы, педагоги знакомились с разнообразной методической литературой, готовили доклады, сообщения из опыта работы.
Образовательную деятельность воспитатели проводили с использованием множества методов и приемов для активизации детей. Демонстрационный и раздаточный материал подбирался красочный, с учетом возрастных особенностей детей. Многие педагоги показали себя творческими людьми, способными увлечь детей за собой, вызвать у детей положительный эмоциональный настрой, развить уверенность в своих возможностях.
Для повышения эффективности образовательного процесса все педагоги в ходе проведения мероприятий использовали ИКТ.
Первое заседание методобъединения прошло 20.10.2020 года в МДОУ № 249. Присутствующим было представлена организованная образовательная деятельность по ФЭМП с использованием игровых технологий «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди» - воспитатель МДОУ «Ясли-сад № 249 г. Донецка» Городничева А.В. Цель деятельности: формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в совместной игровой деятельности. Образовательная деятельность проводилась с группой детей среднего возраста, состояла из трех частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Вводная часть состояла из организации детей, мотивации к предстоящей деятельности. Организационный прием «Приветствие» был направлен на развитие коммуникативных качеств, становление дружеских взаимоотношений между мной и детьми. Детям было предложено отправиться в сказочное путешествие.
Основная часть представляла собой специально-организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач. На каждый момент деятельности был подобран наглядный материал, который активизировал и стимулировал детей для мыслительной деятельности. В заключительной части педагог использовала проблемную ситуацию – возвращение в детский сад с помощью ковра – самолета.
Все моменты деятельности логичны и последовательны, подчинены одной теме. В ООД были интегрированы моменты из образовательных областей:
«Познавательное развитие» - закрепили знания о геометрических предметах, счет в пределах 5, ориентировку в пространстве.
«Речевое развитие» - дети принимали участие в беседе, вели диалог с героями сказки. Активизировался словарь детей.
«Социально-коммуникативное развитие» - дети в ходе деятельности выражают доброжелательность, оказывают помощь друг другу, сопереживание.
«Физическое развитие» - с помощью физкультминутки, и смены видов деятельности педагог предупреждала у детей утомляемость и развивала физические качества.
Применение игровых технологий – использование речевых игр, рассказывание сказки по иллюстрациям, дидактические игры «Узнай и назови геометрическую фигуру», «Разложи пироги», «Бывает не бывает» позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении деятельности у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и активными помощниками во время организованной образовательной деятельности, что позволяло сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. Дети отвечали на наводящие вопросы воспитателя.
В процессе ООД осуществлялась индивидуализация обучения (помощь, напоминания, наводящие вопросы, показ, объяснения). Поставленные задачи были выполнены.
15.01.2021 года было проведено второе заседание методического объединения в МДОУ № 165. Присутствующим была представлена организованная образовательная деятельность по познавательному развитию с приоритетом поисково-исследовательской деятельности
«Вода путешественница» (воспитатель МДОУ «Ясли-сад № 165 г. Донецка» Олейник А.С.). Для реализации поставленных задач были использованы все группы методов и приёмов: наглядные, словесные, практические, игровые. Их эффективность достигалась за счёт правильно подобранных средств обучения взаимосвязанных с содержанием образовательной деятельности, их объёмом.
Для активизации мыслительной деятельности детей и успешного вовлечения их в экспериментальную деятельность были использованы следующие приемы:
• Сюрпризный момент с появлением капельки;
• Решение проблемной ситуации «Где можно услышать шум воды?» с прослушиванием аудиозаписи со звучанием шума воды;
• Ситуация «Оказание помощи».
Наличие наглядного материала и активизация слуховых анализаторов позитивно отразилось на интересе детей к сюжету деятельности. Ребята с желанием приняли решение оказать помощь путешественнице Капельке.
Актуализация уже сформированных знаний о воде была проведена с опорой на мнемотаблицу «Вода в жизни человека».
При проведении экспериментов с водой («Движется ли вода?», «Когда вода из твердого состояния становится жидкой?», «Когда вода становится паром?») были задействованы зрительные и тактильные анализаторы (лед таял в руках и двигался, пар поднимался вверх, вода по трубе стекала вниз), что позволило наглядно показать движение воды в различных агрегатных состояниях. При этом дети эмоционально откликались на происходящее, с большим интересом манипулировали кусочками льда.
Предложенный материал, разнообразные виды деятельности (игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская) – доступны, интересны и соответствовали возрастным особенностям детей среднего дошкольного возраста.
Образовательная деятельность построена на едином сюжете и состояла из трёх взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой этапов, которые были подчинены одной теме, цели и задачам и представляла собой логически законченную структуру.
В процессе самостоятельной работы детей осуществлялся индивидуальный подход, который проявлялся в оказании затрудняющимся помощи при выполнении задания, в виде напоминания, дополнительного объяснения, показа, с учётом особенностей мышления и темпа восприятия каждого ребенка. Музыкальное сопровождение - способствовало созданию непринуждённой творческой атмосферы, положительного эмоционального настроя.
Физкультминутка, проведенная по окончании одной части работы позволила снять статическое напряжение, снизить утомление, повысить умственную работоспособность и перейти к выполнению следующего задания.
Похвала, поощрение, подчёркивание достижений – также стимулировали и поддерживали интерес детей на протяжении всей образовательной деятельности. Итог деятельности проводился методом анализа и предполагал положительную индивидуально – дифференцированную оценку деятельности детей и самооценку результата деятельности воспитанниками.
Таким образом, содержание образовательной деятельности, использованные методы и приёмы, средства обучения, формы организации и чередование разнообразных видов деятельности - позволили обеспечить активность, высокую работоспособность, удержать внимание и интерес детей к деятельности, поддержать положительный эмоциональный настрой, что в свою очередь способствовало повышению её результативности и раскрытию творческого потенциала каждого ребёнка.
Затруднений в ходе проведенной организованно – образовательной деятельности не выявлено. Все дети были активными участниками на протяжении всей деятельности, проявляли повышенный интерес уже с первых её этапов, испытывая при этом эмоциональное и эстетическое наслаждение. Цель организованно - образовательной деятельности достигнута, поставленные задачи решены.
06.04.2021 года было проведено третье заседание методического объединения в МДОУ № 76. Присутствующим была представлена организованная образовательная деятельность по познавательному развитию в средней группе на тему «Экскурсия в заколдованный лес»
(воспитатель МДОУ «Ясли-сад № 76 г. Донецка» Ларкина И.А.). В ходе проведения организованной деятельности применялись такие методы работы:
1. Игровые (введение в занятия сказочного персонажа, сюжетно - ролевая игра «Автобус», игровой момент (письмо от Гном Гномыча)
2. Наглядные (показ картинок диких животных и их детёныши, рисунок с разными видами деревьев, листики для них, цифры, билеты с геометрическими фигурами)
3. Экспериментальные (тарелочки, ложки, стаканчики с водой и землей, камешки, вата, фасоль)
4. Словесные (коммуникативная игра «Здравствуй, друг», песенка «Мы едем, едем, едем», вопросы, указание.)
Организованная деятельность осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы «Растим личность», соответствующими данному возрасту детей. Структура ООД соответствовало поставленным задачам. Все моменты деятельности логичны и последовательны, подчинены одной теме. Быстрая смена деятельности в течение проведения деятельности позволило избежать утомляемости детей.
В ООД были интегрированы моменты из следующих образовательных областей:
- «Социально - коммуникативное развитие»: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, в ходе коммуникативной игры «Здравствуй, друг», а также в сюжетно - ролевой игре «Автобус», помощь тем детям, которые затруднялись ответить на вопрос.
- «Физическое развитие»: были использованы речь с движениями, физкультминутка, ребристая доска.
- «Речевое развитие»: проговаривание текста физкультминутки и коммуникативной игры вместе с воспитателем, согласование окончаний слов, образования новых слов с помощью суффиксов (лиса - лисята, белка - бельчата), ответы на вопросы полными предложениями, составление рассказа из нескольких предложений (описание геометрических фигур), во время экспериментирования умение делать выводы из своих наблюдений.
- «Познавательное развитие»: закрепление знаний о некоторых видах деревьев (дуб береза клен), о диких животных их детенышах, ФЭМП (закрепление знаний об основных геометрических фигурах и их свойствах, счет и знание цифр в пределах 5 .
- «Экспериментирование»: исследование камешков и ваты, их свойства, посадка фасоли.
- «Художественно - эстетическое развитие»: оформление зала, костюм гнома, использование песни и звуков леса.
ООД обеспечила осуществление образовательного процесса в двух организационных моделях, включающих совместную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность детей. Организованная деятельность была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, развивающих дидактических пособий. Цели и задачи деятельности сформулированы в соответствии возрастным особенностям детей, образовательной области «Познавательной развитие».
Проведение организованной образовательной деятельности показало, что воспитатели владеют методикой на достаточно высоком уровне, обладают профессиональной компетентностью. Организованная деятельность отличалась эффективностью методов и приёмов работы, целесообразностью распределения времени, логической последовательностью и взаимосвязью этапов.
Анализируя работу методического объединения, хочется отметить следующее: деятельность методического объединения была направлена на развитие творческой инициативы и активности педагогов, на анализ своей работы, умение видеть свои недостатки, выявлять истинные причины, принимать меры по их устранению, стремление постоянно повышать свое профессиональное мастерство. В целом задачи, поставленные перед педагогами в 2020-2021 учебном году, были выполнены.
Наряду с этим в ходе анализа обозначились основные проблемы, которые
требуют решения:
отсутствует рост активности педагогов, признание своего профессионализма и желание его продемонстрировать.
В следующем учебном году необходимо продолжить работу по решению данных проблем, а также:
по повышению мотивацию профессиональной деятельности педагогов,
по совершенствованию умения педагогов в самоанализе и самооценке
педагогической деятельности;
по оказанию методической и практической помощи педагогам в освоении современных технологий реализации ГОС ДО в образовательном процессе.
По итогам проведения методического объединения за 2020-2021 учебный год можно сделать выводы:
Признать работу РМО в 2020-2021 учебном году удовлетворительной.
Методическая работа позволяет глубоко изучить личностные качества педагогов и недостатки в их деятельности.
Тематика заседаний РМО в 2020-2021 учебном году отражала основные проблемные вопросы стоящие перед педагогами дошкольного образования.
Руководитель РМО Васильева В.Ф.