СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ деятельности районного методического объединения воспитателей средних групп 2020-2021 уч. г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализируя работу методического объединения, хочется отметить следующее: деятельность методического объединения была направлена на развитие творческой инициативы и активности педагогов, на анализ своей работы, умение видеть свои недостатки, выявлять истинные причины, принимать меры по их устранению, стремление постоянно повышать свое профессиональное мастерство. В целом задачи, поставленные перед педагогами  в 2020-2021 учебном году, были выполнены

Просмотр содержимого документа
«Анализ деятельности районного методического объединения воспитателей средних групп 2020-2021 уч. г.»


Анализ деятельности

районного методического объединения

воспитателей средних групп

2020-2021 уч. г.


  1. Руководитель РМО – Васильева В.Ф., старший воспитатель МДОУ

№ 163

2. Число членов РМО:

- на начало учебного года – 44;

- на конец учебного года – 44.

3. Проблема, над которой работало РМО в течение учебного года

«Современные подходы к организации работы по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ГОС ДО»


Цель: Создание условий способствующих повышению профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в условиях реализации ГОС ДО, повышение уровня компетентности педагогов по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста.

Основными задачами методического объединения являлись:

1.Продолжать работу по повышению профессиональной компетентности педагогических работников для обеспечения эффективности и качества дошкольного образования.

2. Способствовать освоению инновационных образовательных технологий педагогической деятельности, способствующих повышению эффективности и качества воспитательно-образовательного процесса.

3. Формировать творческий потенциал личности педагогов через активное участие в РМО, мероприятиях различного уровня, самообразовательной деятельности и трансляции педагогического опыта.

4. Оказание методической и практической помощи педагогам.

5. Мотивировать формирование банка методических материалов педагогического опыта деятельности педагогов, способствующего эффективной реализации процесса образования и воспитания дошкольников на современном этапе.


Формы организации работы: доклады, презентации, представление опыта работы, мастер-классы, деловые игры, открытые ООД.


Работа методического объединения в 2020 – 2021 учебном году планировалась в соответствии с планом. Были определены направления работы по обобщению опыта работы и оказанию целенаправленной методической помощи педагогам МДОУ по вопросам модернизации воспитательно – образовательного процесса в соответствии с ГОС ДО.

Содержание методической работы районного методического объединения во многом определяется особенностями образовательной ситуации, в которой разворачивается профессиональная деятельность педагогов по уровням их квалификации.

С этой целью был проанализирован качественный состав педагогических работников, их запросы и потребности. Число педагогов в средних группах:



Общее число педагогов

Высшее образование

%

Среднее профессиональное образование

%

44

23

53

21

47


Анализ приведенных в таблице данных позволяет сделать вывод о том, что большая часть педагогов МДОУ имеют высшее профессиональное образование 53%.


Число педагогов по стажу педагогической деятельности

В 2020-2021 году в дошкольных образовательных учреждениях района количество воспитателей средних групп по стажу педагогической деятельности составляет:


Стаж работы

Количество воспитателей

%

до 5 лет

6

17

от 5 до 10 лет

7

16

от 10 до 20 лет

11

25

свыше 20 лет

19

42


Квалификационная категория

Квалификационная категория

Количество воспитателей

%

Высшая

5

12

I категория

8

18

II категория

7

16

9-й тарифный разряд

21

47

Не аттестовались

3

7

Анализ данных позволяет сделать вывод о том, что большая часть педагогов имеет стаж работы свыше 20 лет (42%), 9 тарифный разряд – 21 педагог (47%).

Рост профессионального мастерства воспитателей осуществляется через вовлечение их в систему повышения квалификации на различных уровнях и в различных формах (деятельность районных методических объединениях, самообразование).

В течение 2020-2021 учебного года было проведено три заседания методического объединения воспитателей средних групп, которые были проведены на достаточно хорошем рабочем уровне.

№ п/п

Тема методического объединения

Место и время проведения

1

Тема: «Использование игровых технологий на занятиях по ФЭМП»

1.Ознакомление с планом работы МО на 2020-2021 учебный год.

2. Развитие математических представлений у дошкольников – одно из направлений ОО «Познавательное развитие»

3.Просмотр организованной образовательной деятельности по ФЭМП с использованием игровых технологий «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»

4. Обсуждение и обмен мнениями.

5.Использование речевого материала по математике на занятиях по ФЭМП и вне занятий.

6.Использование игровых технологий при обучении дошкольников математике.

7.Презентация дидактических игр по ФЭМП.

8. Разработка методических рекомендаций родителям по математическому развитию детей в условиях семьи.

20.10.2020 года,

МДОУ «Ясли-сад № 249 г. Донецка»

2

Тема: «Современные подходы к организации работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ГОС ДО»

1.Регистрация участников.

2.Современные подходы к организации работы по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ГОС ДО

3.Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Вода- путешественница».

4.Дискуссия «Обмен мнениями».

5.Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей среднего возраста.

6.Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через совместную проектную деятельность взрослых и детей.

7.Мастер-класс « Развитие познавательной активности детей через игры – экспериментирование»

15.01.2021 года,

МДОУ «Ясли-сад

№ 165 г. Донецка»

3

Тема: «Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности»

1.Регистрация участников. Сообщение темы, цели методического объединения

2.Просмотр организованной деятельности по познавательному развитию «Экскурсия в заколдованный лес»

3.Дискуссия «Обмен мнениями».

4.Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности.

5.Использование информационно – коммуникативных технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

6.Сюжетно-ролевая игра, как средство познавательного развития детей среднего дошкольного возраста.

7.Презентация методического пособия лэпбук «Я И ПРИРОДА».

8.Развитие познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с окружающей природой.

9.Подведение итогов МО.

10.Рефлексия «Все у меня в руках»

06.04.2021 года,

МДОУ «Ясли-сад № 76 г. Донецка»


Каждое заседание РМО включало 2 части: теоретическую и практическую. Формы проведения заседаний были разнообразны: просмотр открытой образовательной деятельности, презентации опыта работы, выступления и сообщения, знакомство с новинками литературы, играми, пособиями. Вся работа проводилась в соответствии с планом. Заседания МО тщательно готовились и продумывались. Выступления готовились как на теории, так и на практических результатах, что позволяло делать определенные выводы и обобщения.

Деятельность районного методического объединения воспитателей средних групп имела практическую направленность. В течение года систематически проводилась научно-методическая работа по изучению методических писем, рекомендаций, что способствовало профессиональному росту педагогов. Практическая часть предполагала проведение образовательной деятельности с последующим самоанализом, проведение мастер-классов, практикумов. Высоким методическим уровнем, практической направленностью и актуальностью отличались проведённые мастер-классы и выступления воспитателей:

  • Сообщения из опыта работы «Использование речевого материала по математике на организованной деятельности по ФЭМП и в режимных моментах», «Использование игровых технологий при обучении дошкольников математике», «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей среднего возраста», «Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через совместную проектную деятельность взрослых и детей», «Использование информационно – коммуникативных технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста», «Сюжетно-ролевая игра, как средство познавательного развития детей среднего дошкольного возраста», «Развитие познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с окружающей природой». Все выступления сопровождались показом презентаций.

  • Старший воспитатель МДОУ «Ясли-сад № 165 г. Донецка» Марченко Ю.А. представила присутствующим мастер-класс «Развитие познавательной активности детей через игры – экспериментирование». Цель проведения мастер-класса – повышение уровня профессионального мастерства педагогов в развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

В ходе проведения мастер-класса педагог показала присутствующим, как можно использовать игры и опыты в экспериментальной деятельности детей, развивала познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми, формировала у участников мастер – класса мотивацию на использование игр в воспитательно – образовательном процессе.

Также присутствующим был представлен видеофрагмент организации экспериментальной деятельности в рамках проекта «Сбережем воду Донбасса».

  • Воспитатель МДОУ «Ясли-сад № 76 г. Донецка» Колотченко Н.В. презентовала присутствующим методическое пособие лэпбук «Я И ПРИРОДА» Цель создания пособия: знакомство детей с природой нашего края, с разнообразием флоры и фауны, формирование у детей осознанно-правильного отношения к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Задачи лепбука:

- расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире нашего края;

- воспитывать любовь к природе, восприятие её красоты и многообразия;

-развивать у детей любознательность, познавательную активность, коммуникативные навыки;

- воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу.

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности; свободное общение и перемещение детей во время деятельности; открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Лэпбук отвечает требованиям к предметно-развивающей среде:

- информативен;

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

- обладает дидактическими свойствами;

- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Одним из плюсов применения лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука, над которым работают дети, дает им возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы.

Таким образом, лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания по экологии, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться.

  • Представлены методические рекомендации родителям по математическому развитию детей в условиях семьи

  • Рефлексии «Букет настроения», «Все у меня в руках».

Отличительной особенностью представленных материалов была их практическая направленность. Воспитатели могли познакомиться с опытом работы своих коллег и затем использовать его в своей практике. На каждом заседании рассматривались теоретические вопросы. Выступления педагогов в процессе работы МО носили содержательный, конкретный характер. Готовясь к обсуждению определенной темы, педагоги знакомились с разнообразной методической литературой, готовили доклады, сообщения из опыта работы.

Образовательную деятельность воспитатели проводили с использованием множества методов и приемов для активизации детей. Демонстрационный и раздаточный материал подбирался красочный, с учетом возрастных особенностей детей. Многие педагоги показали себя творческими людьми, способными увлечь детей за собой, вызвать у детей положительный эмоциональный настрой, развить уверенность в своих возможностях.

Для повышения эффективности образовательного процесса все педагоги в ходе проведения мероприятий использовали ИКТ.

Первое заседание методобъединения прошло 20.10.2020 года в МДОУ № 249. Присутствующим было представлена организованная образовательная деятельность по ФЭМП с использованием игровых технологий «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди» - воспитатель МДОУ «Ясли-сад № 249 г. Донецка» Городничева А.В. Цель деятельности: формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в совместной игровой деятельности. Образовательная деятельность проводилась с группой детей среднего возраста, состояла из трех частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Вводная часть состояла из организации детей, мотивации к предстоящей деятельности. Организационный прием «Приветствие» был направлен на развитие коммуникативных качеств, становление дружеских взаимоотношений между мной и детьми. Детям было предложено отправиться в сказочное путешествие.

Основная часть представляла собой специально-организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач. На каждый момент деятельности был подобран наглядный материал, который активизировал и стимулировал детей для мыслительной деятельности. В заключительной части педагог использовала проблемную ситуацию – возвращение в детский сад с помощью ковра – самолета.

Все моменты деятельности логичны и последовательны, подчинены одной теме. В ООД были интегрированы моменты из образовательных областей:

«Познавательное развитие» - закрепили знания о геометрических предметах, счет в пределах 5, ориентировку в пространстве.

«Речевое развитие» - дети принимали участие в беседе, вели диалог с героями сказки. Активизировался словарь детей.

«Социально-коммуникативное развитие» - дети в ходе деятельности выражают доброжелательность, оказывают помощь друг другу, сопереживание.

«Физическое развитие» - с помощью физкультминутки, и смены видов деятельности педагог предупреждала у детей утомляемость и развивала физические качества.

Применение игровых технологий – использование речевых игр, рассказывание сказки по иллюстрациям, дидактические игры «Узнай и назови геометрическую фигуру», «Разложи пироги», «Бывает не бывает» позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении деятельности у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и активными помощниками во время организованной образовательной деятельности, что позволяло сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. Дети отвечали на наводящие вопросы воспитателя.

В процессе ООД осуществлялась индивидуализация обучения (помощь, напоминания, наводящие вопросы, показ, объяснения). Поставленные задачи были выполнены.

15.01.2021 года было проведено второе заседание методического объединения в МДОУ № 165. Присутствующим была представлена организованная образовательная деятельность по познавательному развитию с приоритетом поисково-исследовательской деятельности

«Вода путешественница» (воспитатель МДОУ «Ясли-сад № 165 г. Донецка» Олейник А.С.). Для реализации поставленных задач были использованы все группы методов и приёмов: наглядные, словесные, практические, игровые. Их эффективность достигалась за счёт правильно подобранных средств обучения взаимосвязанных с содержанием образовательной деятельности, их объёмом.

Для активизации мыслительной деятельности детей и успешного вовлечения их в экспериментальную деятельность были использованы следующие приемы:

• Сюрпризный момент с появлением капельки;

• Решение проблемной ситуации «Где можно услышать шум воды?» с прослушиванием аудиозаписи со звучанием шума воды;

• Ситуация «Оказание помощи».

Наличие наглядного материала и активизация слуховых анализаторов позитивно отразилось на интересе детей к сюжету деятельности. Ребята с желанием приняли решение оказать помощь путешественнице Капельке.

Актуализация уже сформированных знаний о воде была проведена с опорой на мнемотаблицу «Вода в жизни человека».

При проведении экспериментов с водой («Движется ли вода?», «Когда вода из твердого состояния становится жидкой?», «Когда вода становится паром?») были задействованы зрительные и тактильные анализаторы (лед таял в руках и двигался, пар поднимался вверх, вода по трубе стекала вниз), что позволило наглядно показать движение воды в различных агрегатных состояниях. При этом дети эмоционально откликались на происходящее, с большим интересом манипулировали кусочками льда.

Предложенный материал, разнообразные виды деятельности (игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская) – доступны, интересны и соответствовали возрастным особенностям детей среднего дошкольного возраста.

Образовательная деятельность построена на едином сюжете и состояла из трёх взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой этапов, которые были подчинены одной теме, цели и задачам и представляла собой логически законченную структуру.

В процессе самостоятельной работы детей осуществлялся индивидуальный подход, который проявлялся в оказании затрудняющимся помощи при выполнении задания, в виде напоминания, дополнительного объяснения, показа, с учётом особенностей мышления и темпа восприятия каждого ребенка. Музыкальное сопровождение - способствовало созданию непринуждённой творческой атмосферы, положительного эмоционального настроя.

Физкультминутка, проведенная по окончании одной части работы позволила снять статическое напряжение, снизить утомление, повысить умственную работоспособность и перейти к выполнению следующего задания.

Похвала, поощрение, подчёркивание достижений – также стимулировали и поддерживали интерес детей на протяжении всей образовательной деятельности. Итог деятельности проводился методом анализа и предполагал положительную индивидуально – дифференцированную оценку деятельности детей и самооценку результата деятельности воспитанниками.

Таким образом, содержание образовательной деятельности, использованные методы и приёмы, средства обучения, формы организации и чередование разнообразных видов деятельности - позволили обеспечить активность, высокую работоспособность, удержать внимание и интерес детей к деятельности, поддержать положительный эмоциональный настрой, что в свою очередь способствовало повышению её результативности и раскрытию творческого потенциала каждого ребёнка.

Затруднений в ходе проведенной организованно – образовательной деятельности не выявлено. Все дети были активными участниками на протяжении всей деятельности, проявляли повышенный интерес уже с первых её этапов, испытывая при этом эмоциональное и эстетическое наслаждение. Цель организованно - образовательной деятельности достигнута, поставленные задачи решены.

06.04.2021 года было проведено третье заседание методического объединения в МДОУ № 76. Присутствующим была представлена организованная образовательная деятельность по познавательному развитию в средней группе на тему «Экскурсия в заколдованный лес»

(воспитатель МДОУ «Ясли-сад № 76 г. Донецка» Ларкина И.А.). В ходе проведения организованной деятельности применялись такие методы работы:

1. Игровые (введение в занятия сказочного персонажа, сюжетно - ролевая игра «Автобус», игровой момент (письмо от Гном Гномыча)

2. Наглядные (показ картинок диких животных и их детёныши, рисунок с разными видами деревьев, листики для них, цифры, билеты с геометрическими фигурами)

3. Экспериментальные (тарелочки, ложки, стаканчики с водой и землей, камешки, вата, фасоль)

4. Словесные (коммуникативная игра «Здравствуй, друг», песенка «Мы едем, едем, едем», вопросы, указание.)

Организованная деятельность осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы «Растим личность», соответствующими данному возрасту детей. Структура ООД соответствовало поставленным задачам. Все моменты деятельности логичны и последовательны, подчинены одной теме. Быстрая смена деятельности в течение проведения деятельности позволило избежать утомляемости детей.

В ООД были интегрированы моменты из следующих образовательных областей:

- «Социально - коммуникативное развитие»: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, в ходе коммуникативной игры «Здравствуй, друг», а также в сюжетно - ролевой игре «Автобус», помощь тем детям, которые затруднялись ответить на вопрос.

- «Физическое развитие»: были использованы речь с движениями, физкультминутка, ребристая доска.

- «Речевое развитие»: проговаривание текста физкультминутки и коммуникативной игры вместе с воспитателем, согласование окончаний слов, образования новых слов с помощью суффиксов (лиса - лисята, белка - бельчата), ответы на вопросы полными предложениями, составление рассказа из нескольких предложений (описание геометрических фигур), во время экспериментирования умение делать выводы из своих наблюдений.

- «Познавательное развитие»: закрепление знаний о некоторых видах деревьев (дуб береза клен), о диких животных их детенышах, ФЭМП (закрепление знаний об основных геометрических фигурах и их свойствах, счет и знание цифр в пределах 5 .

- «Экспериментирование»: исследование камешков и ваты, их свойства, посадка фасоли.

- «Художественно - эстетическое развитие»: оформление зала, костюм гнома, использование песни и звуков леса.

ООД обеспечила осуществление образовательного процесса в двух организационных моделях, включающих совместную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность детей. Организованная деятельность была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, развивающих дидактических пособий. Цели и задачи деятельности сформулированы в соответствии возрастным особенностям детей, образовательной области «Познавательной развитие».

Проведение организованной образовательной деятельности показало, что воспитатели владеют методикой на достаточно высоком уровне, обладают профессиональной компетентностью. Организованная деятельность отличалась эффективностью методов и приёмов работы, целесообразностью распределения времени, логической последовательностью и взаимосвязью этапов.

Анализируя работу методического объединения, хочется отметить следующее: деятельность методического объединения была направлена на развитие творческой инициативы и активности педагогов, на анализ своей работы, умение видеть свои недостатки, выявлять истинные причины, принимать меры по их устранению, стремление постоянно повышать свое профессиональное мастерство. В целом задачи, поставленные перед педагогами в 2020-2021 учебном году, были выполнены.

Наряду с этим в ходе анализа обозначились основные проблемы, которые

требуют решения:

  • недостаточный уровень квалификации участников РМО;

  • отсутствует рост активности педагогов, признание своего профессионализма и желание его продемонстрировать.

В следующем учебном году необходимо продолжить работу по решению данных проблем, а также:

  • по повышению мотивацию профессиональной деятельности педагогов,

  • по совершенствованию умения педагогов в самоанализе и самооценке

педагогической деятельности;

по оказанию методической и практической помощи педагогам в освоении современных технологий реализации ГОС ДО в образовательном процессе.

По итогам проведения методического объединения за 2020-2021 учебный год можно сделать выводы:

  1. Признать работу РМО в 2020-2021 учебном году удовлетворительной.

  2. Методическая работа позволяет глубоко изучить личностные качества педагогов и недостатки в их деятельности.

  3. Тематика заседаний РМО в 2020-2021 учебном году отражала основные проблемные вопросы стоящие перед педагогами дошкольного образования.







Руководитель РМО Васильева В.Ф.