АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШМО
УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
за 2013-2014 учебный год
Содержание деятельности МО | Результаты деятельности МО |
ШМО работает над темой «Обновление методик преподавания русского языка в средней школе». Создана творческая группа «Апробация ФГОС основного общего образования» (Шашкова В. В. Мослякова И.А., Шорохова Л. Л.). МО активно занимается вопросами преемственности преподавания русского языка в начальной и основной школах, поисками путей повышения эффективности урока, предотвращения неуспеваемости уч-ся. Интересным и полезным для учителей были практические занятия по темам: - « Работа с одаренными детьми. Формирование универсальных учебных действий» 5-6 класс; - «Подготовка к ГИА и ЕГЭ» 9, 11 класс; Среди тем, рассматриваемых на заседаниях МО, заслуживает внимания такая, как переход на ФГОС основного общего образования и ФЗ «Об образовании в РФ». На заседаниях МО все учителя-словесники делились опытом работы. Участников научно-практической конференции подготовили Мослякова И. А. (2 чел.), Цыганкова И.А.(3 чел.). | Из 6 членов МО два учителя имеют высшую категорию (Шашкова В.В., Мослякова И.А.), 4 учителя - первую категорию. Подготовили к районной олимпиаде по русскому языку: Шашкова В.В. - 2 призера (8 класс); Цыганкова И.А. – 2 призера (11 класс), 1призер (9 класс); Мослякова И.А. – 2 победителя (10 класс). По литературе: Цыганкова И.А. – 1 победитель(11 класс), 1 призер (11 класс); Мослякова И. А. – 1 призёр (10 класс). Участников областной олимпиады подготовили по русскому языку – Мослякова И. А. (1 участник); по литературе – Цыганкова И. А. (1 участник) Подготовили участников районных конкурсов: Шашкова В. В. – 1 чел. -1 место. Цыганкова И. А. – 1 чел.- 1 место. Приняли участие в областных конкурсах: Шашкова В. В. - 4 чел.- 1 место; 1 чел. – 3 место; Мослякова И. А. – 2 чел. – 1 место. Стали лауреатами Всероссийских конкурсов учащиеся: Шашковой В. В. – 1чел. – 1место, 1 чел. – 3 место; Мосляковой И. А. - 1чел. – 1место, 1 чел. – 3 место. В период Недели русского языка и литературы в школе наиболее интересными были следующие мероприятия: защита учебных проектов на тему: «Что означают наши имена?»(9 «А») и интеллектуальная игра «По страницам романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (11 классы) – учитель Цыганкова И. А.; час открытий «Почему мы так говорим?» и филологический КВН (5 класс) - учитель Шашкова В. В.; игра «Счастливый случай» (9 «Б»), «Знание - сила» (интеллектуальное путешествие в страну знаний) (7 «А») – учитель Сидорова Т. В.; конкурс проектов «Природа в русской поэзии XX века» и «Русский язык в моей профессии» (интеллектуальная игра) (6 «А») – учитель Шорохова Л. Л.; игра-конкурс «Фразеологизмы» (7 «Б»), конкурс литературных проектов и этическая беседа «Тринадцать заповедей в сети Интернет, или Этический кодекс Интернета» (10 «А») – учитель Мослякова И. А.; лингвистический КВН (6 «Б») – учитель Моташнева Л. В. Учащихся всех классов приняли участие в выпуске предметных стенгазет, были организованы выставки лучших тетрадей, иллюстраций к литературным произведениям, просмотры кинофильмов. Участвовали в творческих конкурсах учителей: Мослякова И. А. – Районный конкурс методических разработок «Современный урок»(призёр); Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя» муниципальный тур (победитель);областной конкурс методических проектов (уроков), посвящённый 1150-летию г. Смоленска (участие); Шашкова В. В. - Районный конкурс методических разработок «Современный урок»(призёр); зональные педагогические чтения в г. Рославль «Развитие творческого потенциала учителя и ученика как средство реализации ФГОС»(участие); Моташнёва Л. В. - Районный конкурс методических разработок «Современный урок» (участие). Все учителя успешно работают над проблемой путей повышения эффективности урока и преодоления неуспеваемости учащихся по предметам. |
Положительное в работе:
Достижение базового уровня ЗУН в классах с низким уровнем обучаемости.
Успеваемость на ЕГЭ по русскому языку за курс полной средней школы составила 100 %, средний балл -69,3, при минимальном - 24 балла.
Вместе с тем необходимо:
Обеспечить эффективность урока за счет его продуманности и организации каждого этапа.
Вводить в практику новые типы уроков.
Организовать индивидуальную и групповую работу с различными категориями детей.
Продуманно и результативно проводить работу по подготовке к ОГЭ по русскому языку в 9-х классах и ЕГЭ – в 11-х классах.
Совершенствовать формы развития творческого потенциала учителей и учеников в свете требований ФГОС.
Методическая тема:
«Обновление содержания и методик преподавания русского языка в основной и средней школе»
Задачи
ШМО учителей русского языка и литературы
на 2014-2015 г.
1.Углубление знаний по специальности, повышение компетентности и мастерства учителя.
2.Обеспечение качественного выполнения программ по предметам.
3.Внедрение в учебный процесс ФГОС основного общего образования, современных образовательных технологий.
4.Проведение продуманной и результативной работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку в 9-х, ЕГЭ по русскому языку в 11-х классах.
5.Работа над повышением качества знаний учащихся.
6.Внедрение в учебный процесс современных учебно-методических и дидактических материалов.
7. Совершенствование работы творческой группы по обмену опытом работы в классах, перешедших на ФГОС ООО.
8. Выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей.
- План работы
на 2014 – 2015 учебный год.
Заседания МО:
Август – 1. Утверждение выбора учебных программ по русскому языку и литературе.
2. Утверждение рабочих программ по русскому языку и литературе, литературе Смоленщины.
3. Утверждение рабочих программ факультативных занятий, элективных курсов.
Сентябрь 1. Утверждение плана работы МО. (Мослякова И. А.)
2. Утверждение тем по самообразованию.
3. Ознакомление с планом курсов повышения квалификации ГАУ ДПОС «Смоленского областного института развития образования». ( Сидоренкова Л. И.)
Октябрь 1. Преемственность в работе 1 и 2 ступеней обучения (5 класс). ( Цыганкова И. А., Сидорова Т. В.)
2. О проведении школьных и районных предметных олимпиад. Работа с одарёнными детьми. ( Мослякова И. А.)
3. Формирование мотивации к самостоятельному поиску знаний. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. ( Моташнёва Л. В.)
Ноябрь 1. Переход на ФГОС основного общего образования. Профессиональная компетентность учителя русского языка и литературы в условиях реализации требований ФГОС. ( Шорохова Л. Л.)
2. Система работы по подготовке к написанию сочинения на литературную тему. ( Мослякова И. А.)
3. Алгоритм подготовки к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. ( Цыганкова И. А.)
4. Совершенствование методик измерения качества и оценки знаний учащихся. ( Сидорова Т. В.)
Январь 1. Федеральные требования к ОУ в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений. ( Шашкова В. В.)
2. Итоги предметных олимпиад. ( Мослякова И. А.)
3. Качество образования: проблемы и решения. Анализ результатов контрольных работ за 1-ое полугодие. ( Сидоренкова Л. И.)
4. Планирование недели русского языка и литературы.
Март 1. Занятие-практикум «Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ». ( Мослякова И. А., Шашкова В. В.)
2. Подготовка к школьной научно-практической конференции.
Май 1. Утверждение экзаменационных материалов по русскому языку, литературе, литературе Смоленщины в переводных классах.
2. Отчёт учителей по самообразованию.
3. Анализ работы МО за год. Составление примерного плана работы на 2015- 2016 учебный год.
Деятельность МО
по изучению состояния преподавания,
уровня знаний, умений и навыков:
Проведение контрольных работ по текстам администрации (в течение года).
Взаимопосещение уроков и их анализ (в течение года).
Соблюдение единых требований к ведению тетрадей. Просмотр рабочих и контрольных тетрадей (на заседании МО).
Обсуждение практической части экзаменационных материалов (май 2015 г.)
Темы по самообразованию:
Шашкова В. В. – «Работа с текстом на уроке русского языка»
Сидорова Т. В. – «Комплексный анализ текста на уроках русского языка».
Моташнева Л. В. – «Учимся писать сочинения-рассуждения».
Мослякова. И. А. – «Воспитание любви к предмету в урочной и внеурочной деятельности»
Шорохова. Л. Л. – «Изучение фонетики в 6-м классе»
Цыганкова И. А. – «Работа с текстом как способ развития речевой компетенции учащихся».
Работа творческой группы «Апробация ФГОС основного общего образования» (Шашкова В. В.. Мослякова И.А., Шорохова Л. Л., Цыганкова И. А., Сидорова Т. В.).