СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ эпизода рассказа " Муму" И.С. Тургенева

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа рассчитана на два урока. Использованы различные приемы смыслового чтения: антиципация, чтение с вопросами, прием компрессии текста, творческое задание, верное и неверное утверждение, составление плана и др. Цель- точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Просмотр содержимого документа
«Анализ эпизода рассказа " Муму" И.С. Тургенева»

 Текст художественного произведения имеет название «МУМУ», предположите, о чем будет он?

Текст художественного произведения имеет название «МУМУ», предположите, о чем будет он?

 Текст художественного произведения написал Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883 г.) Известный русский писатель и поэт. Родился в богатой семье, с детства владел несколькими иностранными языками, включая английский, французский и немецкий, получил хорошее образование, был знаком со многими писателями. Побывал во многих странах, но его всегда тянуло к родине.

Текст художественного произведения написал Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883 г.)

Известный русский писатель и поэт. Родился в

богатой семье, с детства владел несколькими иностранными языками, включая английский, французский и немецкий, получил хорошее образование, был знаком со многими писателями. Побывал во многих странах, но его всегда тянуло к родине.

 Каморка, конюшня, прорезались, солома, фыркая, ухаживал, возился, тщедушный, понемногу, справилась, неусыпным попечениям, кликали , бог весть, караулила, барахтался,сунуть в пазуху.  - Обратим внимание на слова, которые нам встретятся в тексте, попробуйте объяснить их значение.

Каморка, конюшня, прорезались, солома, фыркая, ухаживал, возился, тщедушный, понемногу, справилась, неусыпным попечениям, кликали , бог весть, караулила, барахтался,сунуть в пазуху.

- Обратим внимание на слова, которые нам встретятся в тексте, попробуйте объяснить их значение.

 Каморка = комната

Каморка =

комната

Конюшня – помещение для лошадей.

Конюшня – помещение для лошадей.

Армяк – верхняя мужская одежда.

Армяк – верхняя мужская одежда.

Солома – сухие стебли растений без листьев.

Солома – сухие стебли растений без листьев.

Прорезались= только открылись; фыркая -издавать недовольство; ухаживать =заботиться; возиться =заниматься; т щедушны й=худой,слабый, болезненный; понемног у=постепенно; справиться, выровняться = преодолеть болезнь, набраться сил; неусыпное попечение- внимательная, усердная забота; кликали =называли; бог весть- никто не знает; караулила =ждала; барахтаться - стараться выплыть; сунуть в пазуху- положить между грудью и одеждой; ладная собачонка - хорошая собачонка.
  • Прорезались= только открылись;
  • фыркая -издавать недовольство;
  • ухаживать =заботиться;
  • возиться =заниматься;
  • т щедушны й=худой,слабый, болезненный;
  • понемног у=постепенно;
  • справиться, выровняться = преодолеть болезнь, набраться сил;
  • неусыпное попечение- внимательная, усердная забота;
  • кликали =называли;
  • бог весть- никто не знает;
  • караулила =ждала;
  • барахтаться - стараться выплыть;
  • сунуть в пазуху- положить между грудью и одеждой;
  • ладная собачонка - хорошая собачонка.

  • ( 1) Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся, увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. ( 2) Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. (3) Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Осторожно откинув армяк и разостлав солому, поставил он молоко на кровать. Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял ее легонько двумя пальцами за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь. Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг… Всю ночь он возился с ней, укладывал ее, обтирал и заснул наконец сам возле нее каким-то радостным и тихим сном.
  • Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей. ( 4) Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами. ( 5) Она страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, все ходила за ним, повиливая хвостиком. Он и кличку ей дал – немые знают, что мычание их обращает на себя внимание других, – он назвал ее Муму. Все люди в доме ее полюбили и тоже кликали Мумуней. Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима. Герасим сам ее любил без памяти… и ему было неприятно, когда другие ее гладили: боялся он, что ли, за нее, ревновал ли он к ней – бог весть! Она его будила по утрам, дергая его за полу, приводила к нему за повод старую водовозку, с которой жила в большой дружбе, с важностью на лице отправлялась вместе с ним на реку, караулила его метлы и лопаты, никого не подпускала к его каморке
Читаем первый фрагмент текста ( 1) Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся, увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом.

Читаем первый фрагмент текста

  • ( 1) Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся, увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом.
Читаем первый фрагмент текста  - В какое время происходит событие? -Кто рассказывает нам о случившемся? -Кого увидел герой? -Что произошло с щенком? -Озаглавьте этот фрагмент (Примерные ответы:  Нашел щенка, щенок в беде, находка) - Еще раз прочитайте фрагмент, перескажите.

Читаем первый фрагмент текста

- В какое время происходит событие?

-Кто рассказывает нам о случившемся?

-Кого увидел герой?

-Что произошло с щенком?

-Озаглавьте этот фрагмент (Примерные ответы:

Нашел щенка, щенок в беде, находка)

- Еще раз прочитайте фрагмент, перескажите.

Читаем второй фрагмент текста . ( 2) Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой.

Читаем второй фрагмент текста

  • . ( 2) Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой.
Читаем второй фрагмент текста  - Что происходит? -Кто спасает собачонку? -Озаглавьте этот фрагмент (Примерные ответы:  Спасение щенка, спас щенка) - Еще раз прочитайте фрагмент, перескажите.

Читаем второй фрагмент текста

- Что происходит?

-Кто спасает собачонку?

-Озаглавьте этот фрагмент (Примерные ответы:

Спасение щенка, спас щенка)

- Еще раз прочитайте фрагмент, перескажите.

Читаем третий фрагмент текста (3) Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Осторожно откинув армяк и разостлав солому, поставил он молоко на кровать. Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял ее легонько двумя пальцами за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь. Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг… Всю ночь он возился с ней, укладывал ее, обтирал и заснул наконец сам возле нее каким-то радостным и тихим сном.  Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей.

Читаем третий фрагмент текста

  • (3) Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Осторожно откинув армяк и разостлав солому, поставил он молоко на кровать. Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял ее легонько двумя пальцами за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь. Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг… Всю ночь он возился с ней, укладывал ее, обтирал и заснул наконец сам возле нее каким-то радостным и тихим сном.
  • Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей.
Читаем третий фрагмент текста  - Куда делает Герасим с собачонкой? -Зачем пошел на кухню? -Что принес из конюшни? -Что можете сказать о бедной собачонке? -Найдите в тексте информацию о том, как пил молоко щенок? -Озаглавьте этот фрагмент (Примерные ответы:  Забота о щенке, ухаживал за собачонкой) - Еще раз прочитайте фрагмент, перескажите.

Читаем третий фрагмент текста

- Куда делает Герасим с собачонкой?

-Зачем пошел на кухню?

-Что принес из конюшни?

-Что можете сказать о бедной собачонке?

-Найдите в тексте информацию о том, как пил молоко щенок?

-Озаглавьте этот фрагмент (Примерные ответы:

Забота о щенке, ухаживал за собачонкой)

- Еще раз прочитайте фрагмент, перескажите.

Читаем четвертый фрагмент текста ( 4) Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами.

Читаем четвертый фрагмент текста

  • ( 4) Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами.
Читаем четвертый фрагмент текста  - Какой была первое время собачонка? -Какой стала? -Что принес из конюшни? -Благодаря чему изменился щенок? -Озаглавьте этот фрагмент (Примерные ответы: превращение в ладную собачонку, превратилась в красивую собаку) - Еще раз прочитайте фрагмент, перескажите.

Читаем четвертый фрагмент текста

- Какой была первое время собачонка?

-Какой стала?

-Что принес из конюшни?

-Благодаря чему изменился щенок?

-Озаглавьте этот фрагмент (Примерные ответы: превращение в ладную собачонку, превратилась в красивую собаку)

- Еще раз прочитайте фрагмент, перескажите.

Читаем пятый фрагмент текста . ( 5) Она страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, все ходила за ним, повиливая хвостиком. Он и кличку ей дал – немые знают, что мычание их обращает на себя внимание других, – он назвал ее Муму. Все люди в доме ее полюбили и тоже кликали Мумуней. Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима. Герасим сам ее любил без памяти… и ему было неприятно, когда другие ее гладили: боялся он, что ли, за нее, ревновал ли он к ней – бог весть! Она его будила по утрам, дергая его за полу, приводила к нему за повод старую водовозку, с которой жила в большой дружбе, с важностью на лице отправлялась вместе с ним на реку, караулила его метлы и лопаты, никого не подпускала к его каморке

Читаем пятый фрагмент текста

  • . ( 5) Она страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, все ходила за ним, повиливая хвостиком. Он и кличку ей дал – немые знают, что мычание их обращает на себя внимание других, – он назвал ее Муму. Все люди в доме ее полюбили и тоже кликали Мумуней. Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима. Герасим сам ее любил без памяти… и ему было неприятно, когда другие ее гладили: боялся он, что ли, за нее, ревновал ли он к ней – бог весть! Она его будила по утрам, дергая его за полу, приводила к нему за повод старую водовозку, с которой жила в большой дружбе, с важностью на лице отправлялась вместе с ним на реку, караулила его метлы и лопаты, никого не подпускала к его каморке
Читаем пятый фрагмент текста  - Как относился Герасим к щенку? -Как назвал герой собачонку? -Как вела себя Муму по отношению к Герасиму? Как окружающие кликали ее? -Озаглавьте этот фрагмент (Примерные ответы:  Преданные друзья, привязанность друг к другу) - Еще раз прочитайте фрагмент, перескажите.

Читаем пятый фрагмент текста

- Как относился Герасим к щенку?

-Как назвал герой собачонку?

-Как вела себя Муму по отношению к Герасиму? Как окружающие кликали ее?

-Озаглавьте этот фрагмент (Примерные ответы:

Преданные друзья, привязанность друг к другу)

- Еще раз прочитайте фрагмент, перескажите.

План 1. Нахождение щенка. 2. Спасение собачонки. 3. Забота Герасима о животном. 4.Превращение в ладную собачонку. 5. Привязанность друг к другу. Еще раз прочитайте текст, перескажите по плану.

План

  • 1. Нахождение щенка.
  • 2. Спасение собачонки.
  • 3. Забота Герасима о животном.
  • 4.Превращение в ладную собачонку.
  • 5. Привязанность друг к другу.
  • Еще раз прочитайте текст, перескажите по плану.
Составьте неподробный план прочитанного текста. План 1. Спасение собачонки. 2.Забота Герасима о щенке. 3. Муму.

Составьте неподробный план прочитанного текста.

  • План
  • 1. Спасение собачонки.
  • 2.Забота Герасима о щенке.
  • 3. Муму.
 Прочитайте еще раз четвертый фрагмент, подчеркните те слова, которые не несут смысловой нагрузки 4) Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами (43 слова).

Прочитайте еще раз четвертый фрагмент, подчеркните те слова, которые не несут смысловой нагрузки

  • 4) Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами (43 слова).
 Запишите, что у вас получилось.  4) Первое время она была слаба, тщедушна и некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь превратилась в ладную собачку (21 слово) -Каким словом можно заменить словосочетание первое время ? ( Сначала) -Каким одним словом можно заменить слова слаба, тщедушна , учитывая, что тщедушный –это слабый, худой, болезненный (больна). - Каким словом или словосочетанием обобщить глаголы справилась и выровнялась? (набралась сил)

Запишите, что у вас получилось.

4) Первое время она была слаба, тщедушна и некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь превратилась в ладную собачку (21 слово)

-Каким словом можно заменить словосочетание первое время ? ( Сначала)

-Каким одним словом можно заменить слова слаба, тщедушна , учитывая, что тщедушный –это слабый, худой, болезненный (больна).

- Каким словом или словосочетанием обобщить глаголы справилась и выровнялась? (набралась сил)

Напишите, что у вас получилось.  Сначала она была больна , некрасива, но понемногу набралась сил , а месяцев через восемь превратилась в ладную собачку испанской породы (19 слов)

Напишите, что у вас получилось.

  • Сначала она была больна , некрасива, но понемногу набралась сил , а месяцев через восемь превратилась в ладную собачку испанской породы (19 слов)
Верно ли утверждение?  Животное было худым.  Щенок умел пить молоко.  Собачонку окружающие кликали Мумуней.  Герасим не полюбил Муму.  Щенок превратился в ладную собачонку.

Верно ли утверждение?

Животное было худым.

Щенок умел пить молоко.

Собачонку окружающие кликали Мумуней.

Герасим не полюбил Муму.

Щенок превратился в ладную собачонку.

Заполните пропуски в тексте:  Все люди в доме ее _________ и тоже _________ Мумуней. Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но _______ одного Герасима. Герасим сам ее _______ без памяти… и ему было неприятно, когда другие ее _______: боялся он, что ли, за нее, __________ ли он к ней – бог весть!

Заполните пропуски в тексте:

Все люди в доме ее _________ и тоже _________ Мумуней. Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но _______ одного Герасима. Герасим сам ее _______ без памяти… и ему было неприятно, когда другие ее _______: боялся он, что ли, за нее, __________ ли он к ней – бог весть!

Вставьте пропущенное слово несчастную или несчастливую . Объясните разницу между ними    Герасим поглядел на ___________ собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой.

Вставьте пропущенное слово несчастную или несчастливую . Объясните разницу между ними

Герасим поглядел на ___________ собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой.

 Найдите в предложении имена существительные в форме винительного падежа: Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока.

Найдите в предложении имена существительные в форме винительного падежа:

  • Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока.
 Перед вами предложение, состоящее из трех слов. Как по-разному можно составить вопрос, меняя интонацию? Герасим1 спас2 Муму3? Герасим спас Муму? Герасим спас Муму? Герасим спас Муму ?

Перед вами предложение, состоящее из трех слов. Как по-разному можно составить вопрос, меняя интонацию?

  • Герасим1 спас2 Муму3?
  • Герасим спас Муму?
  • Герасим спас Муму?
  • Герасим спас Муму ?
– Как вы понимаете фразу «…немые знают, что мычание их обращает на себя внимание других».
  • – Как вы понимаете фразу «…немые знают, что мычание их обращает на себя внимание других».
  - Как вы думаете, чем закончилась история Герасима и Муму?  Напишите небольшое сочинение- продолжение данного текста (5-10 предложений)

  • - Как вы думаете, чем закончилась история Герасима и Муму?

Напишите небольшое сочинение- продолжение данного текста (5-10 предложений)