Текст художественного произведения имеет название «МУМУ», предположите, о чем будет он?
Текст художественного произведения написал Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883 г.)
Известный русский писатель и поэт. Родился в
богатой семье, с детства владел несколькими иностранными языками, включая английский, французский и немецкий, получил хорошее образование, был знаком со многими писателями. Побывал во многих странах, но его всегда тянуло к родине.
Каморка, конюшня, прорезались, солома, фыркая, ухаживал, возился, тщедушный, понемногу, справилась, неусыпным попечениям, кликали , бог весть, караулила, барахтался,сунуть в пазуху.
- Обратим внимание на слова, которые нам встретятся в тексте, попробуйте объяснить их значение.
Каморка =
комната
Конюшня – помещение для лошадей.
Армяк – верхняя мужская одежда.
Солома – сухие стебли растений без листьев.
- Прорезались= только открылись;
- фыркая -издавать недовольство;
- ухаживать =заботиться;
- возиться =заниматься;
- т щедушны й=худой,слабый, болезненный;
- понемног у=постепенно;
- справиться, выровняться = преодолеть болезнь, набраться сил;
- неусыпное попечение- внимательная, усердная забота;
- кликали =называли;
- бог весть- никто не знает;
- караулила =ждала;
- барахтаться - стараться выплыть;
- сунуть в пазуху- положить между грудью и одеждой;
- ладная собачонка - хорошая собачонка.
- ( 1) Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся, увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. ( 2) Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. (3) Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Осторожно откинув армяк и разостлав солому, поставил он молоко на кровать. Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял ее легонько двумя пальцами за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь. Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг… Всю ночь он возился с ней, укладывал ее, обтирал и заснул наконец сам возле нее каким-то радостным и тихим сном.
- Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей. ( 4) Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами. ( 5) Она страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, все ходила за ним, повиливая хвостиком. Он и кличку ей дал – немые знают, что мычание их обращает на себя внимание других, – он назвал ее Муму. Все люди в доме ее полюбили и тоже кликали Мумуней. Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима. Герасим сам ее любил без памяти… и ему было неприятно, когда другие ее гладили: боялся он, что ли, за нее, ревновал ли он к ней – бог весть! Она его будила по утрам, дергая его за полу, приводила к нему за повод старую водовозку, с которой жила в большой дружбе, с важностью на лице отправлялась вместе с ним на реку, караулила его метлы и лопаты, никого не подпускала к его каморке
Читаем первый фрагмент текста
- ( 1) Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся, увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом.
Читаем первый фрагмент текста
- В какое время происходит событие?
-Кто рассказывает нам о случившемся?
-Кого увидел герой?
-Что произошло с щенком?
-Озаглавьте этот фрагмент (Примерные ответы:
Нашел щенка, щенок в беде, находка)
- Еще раз прочитайте фрагмент, перескажите.
Читаем второй фрагмент текста
- . ( 2) Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой.
Читаем второй фрагмент текста
- Что происходит?
-Кто спасает собачонку?
-Озаглавьте этот фрагмент (Примерные ответы:
Спасение щенка, спас щенка)
- Еще раз прочитайте фрагмент, перескажите.
Читаем третий фрагмент текста
- (3) Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Осторожно откинув армяк и разостлав солому, поставил он молоко на кровать. Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял ее легонько двумя пальцами за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь. Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг… Всю ночь он возился с ней, укладывал ее, обтирал и заснул наконец сам возле нее каким-то радостным и тихим сном.
- Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей.
Читаем третий фрагмент текста
- Куда делает Герасим с собачонкой?
-Зачем пошел на кухню?
-Что принес из конюшни?
-Что можете сказать о бедной собачонке?
-Найдите в тексте информацию о том, как пил молоко щенок?
-Озаглавьте этот фрагмент (Примерные ответы:
Забота о щенке, ухаживал за собачонкой)
- Еще раз прочитайте фрагмент, перескажите.
Читаем четвертый фрагмент текста
- ( 4) Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами.
Читаем четвертый фрагмент текста
- Какой была первое время собачонка?
-Какой стала?
-Что принес из конюшни?
-Благодаря чему изменился щенок?
-Озаглавьте этот фрагмент (Примерные ответы: превращение в ладную собачонку, превратилась в красивую собаку)
- Еще раз прочитайте фрагмент, перескажите.
Читаем пятый фрагмент текста
- . ( 5) Она страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, все ходила за ним, повиливая хвостиком. Он и кличку ей дал – немые знают, что мычание их обращает на себя внимание других, – он назвал ее Муму. Все люди в доме ее полюбили и тоже кликали Мумуней. Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима. Герасим сам ее любил без памяти… и ему было неприятно, когда другие ее гладили: боялся он, что ли, за нее, ревновал ли он к ней – бог весть! Она его будила по утрам, дергая его за полу, приводила к нему за повод старую водовозку, с которой жила в большой дружбе, с важностью на лице отправлялась вместе с ним на реку, караулила его метлы и лопаты, никого не подпускала к его каморке
Читаем пятый фрагмент текста
- Как относился Герасим к щенку?
-Как назвал герой собачонку?
-Как вела себя Муму по отношению к Герасиму? Как окружающие кликали ее?
-Озаглавьте этот фрагмент (Примерные ответы:
Преданные друзья, привязанность друг к другу)
- Еще раз прочитайте фрагмент, перескажите.
План
- 1. Нахождение щенка.
- 2. Спасение собачонки.
- 3. Забота Герасима о животном.
- 4.Превращение в ладную собачонку.
- 5. Привязанность друг к другу.
- Еще раз прочитайте текст, перескажите по плану.
Составьте неподробный план прочитанного текста.
- План
- 1. Спасение собачонки.
- 2.Забота Герасима о щенке.
- 3. Муму.
Прочитайте еще раз четвертый фрагмент, подчеркните те слова, которые не несут смысловой нагрузки
- 4) Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами (43 слова).
Запишите, что у вас получилось.
4) Первое время она была слаба, тщедушна и некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь превратилась в ладную собачку (21 слово)
-Каким словом можно заменить словосочетание первое время ? ( Сначала)
-Каким одним словом можно заменить слова слаба, тщедушна , учитывая, что тщедушный –это слабый, худой, болезненный (больна).
- Каким словом или словосочетанием обобщить глаголы справилась и выровнялась? (набралась сил)
Напишите, что у вас получилось.
- Сначала она была больна , некрасива, но понемногу набралась сил , а месяцев через восемь превратилась в ладную собачку испанской породы (19 слов)
Верно ли утверждение?
Животное было худым.
Щенок умел пить молоко.
Собачонку окружающие кликали Мумуней.
Герасим не полюбил Муму.
Щенок превратился в ладную собачонку.
Заполните пропуски в тексте:
Все люди в доме ее _________ и тоже _________ Мумуней. Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но _______ одного Герасима. Герасим сам ее _______ без памяти… и ему было неприятно, когда другие ее _______: боялся он, что ли, за нее, __________ ли он к ней – бог весть!
Вставьте пропущенное слово несчастную или несчастливую . Объясните разницу между ними
Герасим поглядел на ___________ собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой.
Найдите в предложении имена существительные в форме винительного падежа:
- Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока.
Перед вами предложение, состоящее из трех слов. Как по-разному можно составить вопрос, меняя интонацию?
- Герасим1 спас2 Муму3?
- Герасим спас Муму?
- Герасим спас Муму?
- Герасим спас Муму ?
- – Как вы понимаете фразу «…немые знают, что мычание их обращает на себя внимание других».
- - Как вы думаете, чем закончилась история Герасима и Муму?
Напишите небольшое сочинение- продолжение данного текста (5-10 предложений)