Просмотр содержимого документа
«Анализ и особенности чтения басни»
Ответив на вопросы, попробуйте узнать, о каком литературном жанре пойдёт речь на уроке.
- Изображение отвлечённого понятия или явления через конкретный образ. (…….)
- Начальные или заключительные строки произведения с нравоучительным выводом (…..)
- Один из основоположников жанра, живший в 6 веке до н. э.
- Речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приёмами для сокрытия прямого смысла(…..)
- В этом жанре творили Лафонтен, Д. Бедный, Крылов, Михалков (….)
Тема урока: Анализ и особенности выразительного чтения басни
Составила
Телеева Х. Н.
Проблема.
- Методика работы над басней обусловлена спецификой жанра. Басня существенно отличается как вид художественного произведения: в ней имеется мораль (нравоучение) и аллегория (иносказание). Хотя в басне часто действующие лица – животные, но не обязательно, чаще она написана в стихах, но не всегда (например, басни Л.Толстого).
- Один из центральных вопросов анализа связан с раскрытием морали и аллегории. Когда работать над ними, вопрос, не имеющий однозначного ответа.
- Не раскрыв мораль басни, не поняв её смысл, трудно подобрать правильные интонации при чтении.
Формирование компетенций :
- информационной, коммуникативной, общекультурной, учебно-познавательной.
- Материалы урока и презентацию проекта можно использовать при изучении творчества И. А. Крылова в 1-4 классах.
Цель урока:
Цель работы для студентов
Цель работы для преподавателя
Исследовать методику анализа и выразительного чтения басни.
- познакомить с особенностями басни как жанра литературного произведения;
- раскрыть методику работы с басней в начальной школе;
- выявить особенности построения урока чтения басни в начальных классах;
- учить составлять конспект такого урока.
Задачи работы над уроком:
Задачи для студентов
Задачи для преподавателя
1. Прочитать некоторые басни И. А. Крылова
. Помочь определиться в выборе произведений
2. Исследовав эти произведения, выявить, какие нравственные уроки дает нам автор.
. Совместно проанализировать выбранные тексты,
3. Воплотить басни в звучащей речи, соблюдая требования к чтению произведений этого жанра.
проследить работу с дополнительной информацией
. Помочь в выразительном чтении басен
с учетом всех требований
ЭПИГРАФ УРОКА:
Сам учитель, его манера речи,
его выразительное слово,
его рассказ, его чтение стихов
– все это постоянный пример
для учащихся.
М.А. Рыбникова
Реализация проектов
- Оределение жанра басни по Ожегову и Далю.
- Особенности басни.
- История басни как жанра.
- Жанр басни в творчестве И. А. Крылова.
Словарь С. И. Ожегова.
- БАСНЯ - 1. Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.
- 2. обычно мн. Вымысел, выдумка.
Словарь Даля.
БАСНЯ - вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными; | ложь, празднословие, пустословие, вздорные слухи, вести.
- Можно начинать работу над басней с раскрытия ее конкретного содержания, затем выяснять иносказательный смысл (кто подразумевается под действующими лицами басни?), затем рассматривать мораль.
- Если главная мысль и мораль басни просты и доступны детям уже после первичного чтения, то можно сразу же после первичного чтения без предварительной беседы предлагать вопрос: « Какова основная мысль басни?» Не прибегая к анализу текста, дети высказывают свои мысли. После чего им задается вопрос: «Какова мораль басни?» Затем происходит чтение басни детьми и разбор ее содержания .
- При анализе басни используют те же приемы работы, что и при чтении рассказов, но особое место занимает работа над выразительными средствами языка, чтение в лицах и т.д.
- Особое место имеет словарная работа, так как большинство басен, включенных в книги для чтения, басни И.А.Крылова, язык которых сложен современному ребенку. Слова, незнание смысла которых приведет к непониманию или искажению смысла содержания, разбираются до первичного чтения; слова, которые покажутся детям непонятными в ходе чтения, анализируются на этапе проверки первичного восприятия и в ходе вторичного синтеза, то есть анализа текста.
Чтение и анализ басен
Басня Крылова Ворона и лисица
- "Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица, Ведь ты б у нас была царь-птица!" Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло, И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло: Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
- Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да позадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду, Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил, Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша:
Басня Стрекоза и муравей
- Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!
- Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето? Говорит ей Муравей.
- До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас - Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило.
- А, так ты...
- Я без души лето целое все пела.
- Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!
- Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела, Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле, Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол и дом.
- Все прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает, Стрекоза уж не поет, И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она:
Домашнее задание
- Подготовить выразительное чтение (наизусть) басни Крылова
- Подготовить чтение по ролям
- Подготовить инсценирование басни
- Подготовить обзор учебников литературного чтения 1 – 4 классов.